7


Хлеб – основа жизни

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Донецкая общеобразовательная школа I-III ступеней № 91





Классный час "Хлеб - основа жизни"




Подготовила:

Воропаева Юлия Викторовна,

учитель математики, классный

руководитель 6-А класса

Донецк 2015 год

Аннотация


Постоянное изобилие хлеба - заветная мечта миллионов людей, живущих на Земле. Хлеб стоит недорого, но все знают, каким трудом он достается, какова его истинная цена. Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. Для того, чтобы на полях вырастить зерно, днем и ночью трудятся более тысячи людей, более ста двадцати профессий (селекционеры, агрономы, инженеры, механизаторы, рабочие элеватора и др.).

Русский народ всегда относился к хлебу с благоговением, как к дару, спасающему от голода, как к богатству.

Актуальность проблемы: отношение подростков к хлебу.

Данный сценарий может быть использован для проведения классного часа в 5-8-х классах в цикле воспитательных бесед.

Цель проведения воспитательного мероприятия: актуализировать знания учеников о бережном отношении к Хлебу, его происхождение, историю возникновения; учить детей самостоятельно работать с художественной литературой; развивать память, речевую деятельность; воспитывать уважение к Хлебу и к работе хлебороба. Утвердить в сердцах детей общечеловеческие ценности: любовь, милосердие, трудолюбие, сострадание, благородство.

Сценарий предполагает проведение подготовительной работы:

- сообщение;

- ваза с колосками пшеницы;

- презентация «Об истории возникновения хлеба на земле»

- плакаты с цитатами о хлебе, загадки, пословицы, поговорки.


Классный час "Хлеб - всему голова"


Цель: актуализировать знания учеников о бережном отношении к Хлебу, его происхождение, история возникновения;

учить детей самостоятельно работать с художественной литературой;

развивать память, речевую деятельность; воспитывать уважение к Хлебу и к работе хлебороба. Утвердить в сердцах детей общечеловеческие ценности: любовь, милосердие, трудолюбие, сострадание, благородство.


Оборудование: плакат (на доске) "Его величество - ХЛЕБ", рисунки учеников, колоски пшеницы, каравай, соль и рушник, грамзапись фрагментов цикла П. И. Чайковского "Времена года", в частности "Август. Жатва", выставка книг о хлебе, карточки с пословицами, выдержки из сочинений детей о хлебе. Презентация «Об истории возникновения хлеба на земле».

Растите хлеб!
Выращивайте хлеб!
Он - смех детей,
Он - радость мирных дней.

Абдул Мирзаев.

Ход мероприятия

І. Вступительное слово учителя.
Мне больно, когда я, случается, вижу,
Что хлеб, недоеденный брошен бесстыже.
Эй, ты! Попирающий корку ногою
Ты топчешь достоинство наше людское.
Ты мать оскорбил, ты обиду нанёс…
Земле, на которой родился и рос.
Петрусь Бровка

Издавна народ больше всего ценил Хлеб, соль и честь. Хлеб - это богатство, достаток, соль - это человеческое достоинство, за которое наши предки стояли, не имея иногда ни куска Хлеба, ни щепотки соли. И нам, наследникам, завещали стоять на том. Сегодня на уроке речь пойдет о Хлебе.


ІІ. Показ презентации «Об истории возникновения хлеба на земле».

Хлеб - всему голова.
- Мы часто задаём себе вопрос: Что же такое ХЛЕБ?
(обращение к ученикам, дети отвечают)

И отвечаем: "ХЛЕБ - это ЖИЗНЬ".

Недаром говорят:

Что хлеб наш насущный - святые слова!
Так говорили и деды и прадеды.
Он в нашей жизни всему голова!


ІІІ. "Как появился Хлеб " (сообщения учащихся)

Первый ученик: Хлеб … такое мягкое, душистое теплое слово, а еще и такое таинственное! Есть оно только в славянских языках, а когда-то было еще и в готском языке (произносилось "гляйф") и в старогерманском языке ("хлеб"). В древности эти народы были нашими соседями по Днестру и Висле. Однако ученые считают, что все эти народы позаимствовали название с какого-то более древнего и более таинственного языка. Возможно, от него только это слово и осталось.

Второй ученик: Как давно люди пекут Хлеб? Раскопки свидетельствуют, что семь тысяч лет назад люди уже пекли в пепле коржи с еле-еле помеленного, а точнее растолченного в ступе зерна. В Древнем мире - Египте, Греции, Риме - уже пользовались дрожжами, которые делали Хлеб рыхлым и мягким. В Риме, например, было триста пекарней, где выпекали разные сорта Хлеба - и для богатых, и для бедных.

Третий ученик: Говорят, что искусство выпекания Хлеба поднялось до необычайных высот в средние века - между пятым и четырнадцатым столетиями. Сначала этим занимались монастыри, а позже специальные организации пекарей - цехи. С того времени Хлеб в Европе почти не изменился ни по вкусу, ни по форме. Изменилась только техника его выпекания.

Учитель: Во все времена у всех народов наибольшей святыней считался Хлеб. Про него писали поэты, мыслители, он прославился в песнях и думах. Когда его не хватало - приходила беда. Не зря человек, ежедневно молясь, просит бога: " Хлеб насущный дай нам сегодня". Эта святость, уважение к Хлебу передается от поколения к поколению, детям, внукам, правнукам.

(звучит музыка "Священная война")

- Вспомним трудный хлеб войны. 1941 год. На нашу Родину напали фашисты - враги. Они жгли хлебные поля. Все, кто мог держать оружие, встали на защиту РОДИНЫ. Чтобы как - то выжить, люди варили суп из лебеды и крапивы, а за хлебушком выстраивались целые очереди.

Вот такие слова в своей поэме "Слово о хлебе" сказала Анна Ахматова:

Как рано в сорок первом мы взрослели!
От слез слепа, от голода слаба,
Я видела, как на корню горели,
Созреть не успевавшие хлеба.


Во время ВОВ хлеб выдавали по карточкам. Как дороги были эти карточки! Потерять их - трагедия, страх, что хлеба больше не будет, и ты умрешь голодной смертью! Жестокий враг, захватив наши земли, морил нас голодом, чтобы сломить и победить нас.

Никогда никому не забыть блокаду Ленинграда. Люди страдали от непрерывных обстрелов врага и умирали от голода - ведь норма рабочего на день была лишь 250 гр., служащего, иждивенца и ребенка 125 гр.

Нам известен полной трагической силы дневник, который вела в нестерпимо долгую блокадную зиму 1941-1942 гг. Ленинградская школьница Таня Савичева. В нём всего девять страничек.

Четвертый ученик: Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне - Нижегородская) область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки. Но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась. Ее похоронили на поселковом кладбище, где она и покоится под мраморным надгробием. Рядом - стела с барельефом девочки и страничками из ее дневника. Танины записи вырезаны и на сером камне памятника "Цветок жизни", под Санкт-Петербургом, на 3-м километре блокадной "Дороги Жизни".


IV. "Хлеб в обычаях и традициях нашего народа" (сообщения учащихся)

Первый ученик: во все времена у всех народов было наибольшей святостью, когда лежал Хлеб на столе. И никто, даже дети не осмеливались положить его вниз.

Еще с пеленок ребенка приучали любить и почитать Хлеб. Ни один праздник или обряд не обходился без каравая. Рождался ребенок - шли с Хлебом, отправляли сына в далекий путь - мать заворачивала в рушник кусочек Хлеба, справляли свадьбу или строили хату - непременно приходили с кнышами, а дорогих гостей обязательно встречали Хлебом-солью.

Второй ученик: Хлеб в народе всегда берегли, ценили, относились как к святыне. Следили, чтобы Хлеб не падал вниз. А как упадет, следует поднять, поцеловать и съесть. Если этого не сделать, будут большие убытки. Когда кто-то находил на дороге кусок, нельзя было через него переступать. Надо поднять, отряхнуть и положить на видном месте - птицам. За грех считалось надкусить и недоесть кусок. Не одалживали никому из дома Хлеб, когда шли впервые сеять, потому что не уродит.

Третий ученик: Начало жатвы во все времена было событием торжественным. Чтобы зажать ниву, выбирали легкий день - вторник, пятницу. Колоски, скошенные первыми, клали накрест. Когда шли домой, забирали их и делали цветок или крест, который позднее (на Спасе) освящали в церкви. Зерно хранили для посева под следующий урожай. Отвар из этих колосьев считался целебным от порезов серпа.

Четвертый ученик: Свадебный каравай, Хлеб надо скоро съесть, чтобы не засохли, потому что у молодых «жизнь засохнет». Крошки со стола никогда не сметали на пол, тщательно собирали и отдавали курам, а крошки святой пасхи - скоту и птицам.

С древности сохранился обычай «хлебовать» - осыпать зерном молодых, новорожденных. На Новый год детвора ходила по домам, и «посыпали», говоря: «На счастье, на здоровье, на Новый год».

Учитель: А сейчас, ребята, я предлагаю немного отдохнуть и послушать замечательную музыку из цикла «Времена года»

П.И.Чайковского. Называется она «Август. Жатва». Ведь уважение к Хлебу можно передавать не только с помощью слова. Закройте глаза, внимательно слушайте, а потом скажете, что вы «увидели», слушая музыку.

(Слушание музыки, беседа с учениками после прослушивания.)

Учитель: Отец Василия Сухомлинского писал: «Не забывай, сынок, о Хлебе насущном. Помни, кто ты, откуда вышел. Вспомни, что трудно достается Хлеб. Никогда не забывай о корне народном, о деде и прадеде, который умер за плугом на ниве, выращивая Хлеб ».


V. «От прадедов - внукам»

Пословицы

Весна днем ​​красна, а Хлебом постна.

Как в мае дождь на улице, то осенью Хлеб в амбаре.

На черной земле белый Хлеб родит.

Идешь на один день - бери Хлеба на три дня.

Где Хлеб-соль-каша, там и хата наша.

Хлеб - всему голова.

Не кожух греет, а Хлеб.

Какая пшеница, такой и каравай.

Хлеб-соль ешь, а правду режь.

Ешь Хлеб с солью и водой - живи правдою святой.

Посеешь вовремя - родит обильно.

Не чурайся Хлеба и соли.

Земля-кормилица парует, и хлеб насущный нам дарует.

Сила от Хлеба - Хлеб от земли.

Сей Хлеб вовремя, будешь есть каждый день.

Глубже пахать - больше Хлеба собирать.

Где пашет сошка, там Хлеба немножко.

Будет тот голоден, кто жатвой тени ищет.

Не тот урожай, что на поле, а тот, что в амбаре.


Приметы

Гром гремит - будет Хлеб родить.

Много снега - много Хлеба.

Зима без снега - лето без Хлеба.

Сухой март, теплый апрель, мокрый май - будет Хлеба урожай.


Загадки

Вырос в поле дом, полнится зерном; стены позолочены, еще не обмолочены. (Колос).

Без рук, без ног, подпоясанный (Сноп).

Одно бросил - горсть взял (Колос).

Ходит в поле с края в край, режет черный каравай (Трактор).

Бьют меня дубиной, режут меня ножом, потому меня так губят, что все меня очень любят (Хлеб).

Бьют меня, толкут, режут, а я все терплю, всем добром плачу (Хлеб).

Круглый, как солнышко, щедрый, как лето, в Июне проклюнется и стоит - красуется. С печи на - блюдо, ешьте меня, люди, на здоровье (Каравай).

Сначала он в поле колосится,

Затем он в амбаре хранится,

Далее - в пекарне печется,

И мягким, пушистым на стол подается (Хлеб).


Советы. Прадедовские заповеди

- Ежедневно зарабатывай свой Хлеб. Помни: честному Хлебу везде честь.

- Старые люди умеют уважать Хлеб - учись у них.

- Кусок Хлеба, разделенный пополам, делает людей друзьями.

- Если человек попросил у тебя Хлеб - переломай свой кусок надвое, даже если он у тебя последний.

- Когда ты нарезаешь Хлеб, по старшинству надели всех, кто сидит за столом. Себе же оставь последний кусок.

- Почитай в Хлебе свою и чужую работу.

- Уважай в Хлебе человеческую мудрость.


VІ. «Хлеб в произведениях поэтов и писателей»

Первый ученик:

Растите хлеб!
Выращивайте хлеб!
Он - смех детей,
Он - радость мирных дней.
Он наших городов и сёл мечта,
Он - пенье птиц.
Он памятником стал
Всем тем, кто жизни
за него отдал.

Растите хлеб!
Мы за него страдали,
И долгими ночами на полях,
Как мать над сыном,
Мы над ним не спали.
Растите хлеб -
Историю страны.
Растите хлеб -
Грядущую опору.
Дороже он, чем всех сокровищ
горы.

Он - наша жизнь,
А жизни нет цены.

Абдул Мирзаев.


Второй ученик:


Легенда о Бородинском хлебе.
На Бородинском поле шло сраженье,
Картечи визг, как по стеклу ножом,
И вот французов лёгкою мишенью
Стал наш обоз с мукой и фуражом.

То ли ядро шальное, то ли мина,
То ли снаряд в фургон с мукой попал,
А следом шёл фургон с корицей, тмином,
И взрыв муку и тмин перемешал.

Ну а солдат кормить-то чем-то надо?
Негоже продовольствие бросать!
Ведь с тмином та мука, поди, не с ядом …
Так стали «Бородинский» выпекать.

И говорят, что даже сам Кутузов,
А может быть, и сам Багратион,
Нахваливали меткость тех французов,
Что так удачно вмазали в фургон.

Вот так из века, ставшего былинным,
Пришёл к нам хлеб, который всем знаком.
Как хорошо, что был фургон тот с тмином,
А не с фасолью или с чесноком!

Автор стихотворения: Александр Симонов

Третий ученик:


ПОМНИТЕ О ХЛЕБЕ.

Знаете, однажды я увидел
Как старик прощение просил.
Он буханку хлебушка обидел
Тем, что вдруг на землю уронил

Перед нею встал он на колено,
В пополам согнувшись, кое-как.
Сор стряхнул с горбушки… Неумело
На себя навесил крестный знак.

«Ты прости меня краюха хлеба,
Я неловким стал на склоне лет.
Станет пусть свидетелем синь неба,
Ничего важней тебя здесь нет.

Ты была наградой хлеборобу,
Утешеньем путнику была.
За тебя молитвы слали Богу,
И вершили ратные дела.

А ещё я вспоминаю детство,
Трудные военные года.
Горе, что досталось нам в наследство
И плохая, скудная еда

И мальцам как пряники, как сладость
Выдавался маленький кусок
Хлеба чёрного - простая радость…
Разве кто на землю бросить мог?»

Постоял ещё старик немного,
И куда-то вдаль побрёл один.
Помните о хлебе, ради Бога,
С ним народ вовек непобедим.

Юрнест Алин


И заканчивая разговор о Хлебе, я хочу, чтобы вы объяснили мне такое выражение: «Самый вкусный Хлеб - от своего мозоля». И еще, какой вывод из сегодняшнего урока сделал каждый из вас?

Выступления детей.

  1. Подведение итогов урока

И так, дети, знать цену Хлебу - это долг каждого из нас. Ибо Хлеб и жизнь - это неразделимые понятия. На Хлеб богато наше государство. На Хлеб должны быть богаты и души человеческие, так как Хлеб - это основа основ жизни каждого человека.


"Если примечу кусок в небреженье -
В грязи придорожной, в подножной пыли,
То самое первое сердце движенье -
Поднять и спасти это чудо земли!" (Е. Благинина)

Звучит песня Я.Френкеля "Русское поле".

Литература:

  1. Алексеев М.Н. «Цена ему - жизнь. Слово о хлебе». - М.: Детская литература, 1980.

  2. Барыкин К.К. «Хлеб, который мы едим». - М.: Госполитиздат,1982.

  3. Данилов Н.Ф. «Мастера хлебопечения». - М.: Пищевая промышленность, 1973.

  4. Ивинин М.Е. «Хлеб сегодня, хлеб завтра». - Л.: Детская литература, 1980.

  5. Казаков Е.Д. «От зерна к хлебу». М.: Колос, 1970.

  6. Кравец О.И. «Ежедневное чудо. Повесть о хлебе». - Киев: Радуга, 12. 1971

  7. Кузьминский Р.В. «Хлеб в вашем доме». - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983.

  8. Павлов Д.В. «Стойкость. Хлеб и война. Хлеб и мир». - М.: Госполитиздат,1981.

  9. Степаненко В. «И вечный хлеб». - М.: Советская литература,1982.

  10. Ильина, О.А. Традиции и современность в хлебопечении / О.А. Ильина, В.С. Иунихина // Хлебопечение России. - 2008. - № 6.

  11. Побочный, В.И. Хлеб войны: к 60-летию Великой Победы / В.И. Побочный // Хлебопечение России. - 2005. - №2.

  12. Бандаева, Е.Ш. Полезный хлеб как шаг к здоровью / Е.Ш. Бандаева // Хлебопечение России. - 2008.

  13. Веденеева, М.М. Здоровье - в хлебе / М.М. Веденеева // Хлебопечение России. - 2007. - № 5.

  14. Зотова, Р.И. Пекарь - это хорошо! / Р.И. Зотова. - М.: Моск. рабочий, 1986. (Кем быть?!).

  15. Роте, М. Аромат хлеба / М. Роте; пер. с нем. Н.Г. Еникеевой и Э.Я. Вейцель; под ред. Л.Я. Ауэрмана. - М.: Пищевая пром-сть, 1978.

  16. Гаевая, Р.А. Хлеб на вашем столе / Р.А. Гаевая, М.А. Ященко. - 2-е изд., доп. - Киев: Урожай, 1990.

  17. Его величество хлеб / ред.-сост. Л.И. Жук. - Минск: Красико-Принт, 2009. (Праздник в школе).

  18. Зеленцов, В.С. Хлеб на нашем столе / В.С. Зеленцов, Т.Н. Иванова. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1990.

  19. Карабанов, В.И. Вкус хлеба / В.И. Карабанов. - Ростов н/Д.: Ростовское кн. изд-во, 1988.

  20. Смирнова М.К. Праздник хлеба - 2009 / М.К. Смирнова // Пищевая промышленность. - 2009. - № 5.

  21. Степаненко, В.И. И вечный хлеб! : размышления: откровенно о сокровенном / В.И. Степаненко. - М.: Сов. Россия, 1982.

22. Воропай О. «Обычаи нашего народа», Этнографический очерк, 2005.

23. Мищенко Н., Мищенко М, «Родительское слово со всех веков»,Богдана, 1998.

24. Сумцов М.Ф. «Хлеб в обрядах и песнях», 1885.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал