7


  • Учителю
  • ИГРОТЕКА «ГОЛОС ЧУЖОЙ ПЛАНЕТЫ»

ИГРОТЕКА «ГОЛОС ЧУЖОЙ ПЛАНЕТЫ»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Оптимизация внутригрупповых взаимоотношений: развитие навыков группового взаимодействия, умения считаться с взглядами других, конструктивно решать конфликтные ситуации.Организация группового мыследеятельностного взаимодействия занимает важное место в системе обу
предварительный просмотр материала



Вашему вниманию предлагается игра-драма. Мы играли в нее не только со старшеклассниками, но и с педагогами, представителями администрации, психологами. Игра эта - сложная как для проводящих ее, так и для игроков. Она предполагает создание ситуации, в рамках которой:

  • каждый участник должен совершить личный выбор и прожить последствия своего поступка;

  • существует жизненная необходимость принятия групповых решений;

  • необходимо слышать друг друга, действовать сообща;

  • необходимо анализировать свои действия и поступки других участников.

Общее описание

Участники игры становятся командой космического корабля-исследователя. Они возвращаются из научной экспедиции и переживают свое приключение на пути к дому.

Участники ждут встречи с домом, родными, но корабль вынужден совершить экстренную посадку на незнакомой планете, а там уже находятся потерпевшие бедствие собратья-исследователи. Команда не может оставить их в беде, отправляет людей на помощь, но уже собственные разведчики пропадают в неизвестности.

А потом представители планеты обращаются за помощью к пришельцам, невольно вторгшимся в ее пространство. Отныне все земляне стоят перед выбором.

Космос полон тайн и опасностей, но каждый из нас вправе решать, как он проживет свою жизнь. Кто-то предпочтет прожить ее в человеческом обличье, кто-то готов попробовать рискнуть и получить новые возможности, ощущения, отказавшись при этом от чего-то привычного. Выбор каждый делает сам и сам сталкивается с последствиями своего выбора...

Материалы и требования к организации

Тексты, изображение плана корабля, визитки по количеству участников, ручки, карандаши, веревка, цветные восковые мелки, большой лист бумаги для рисования, музыка, зеркальный шар для создания бликов в помещении, микрофон, синтезатор для моделирования космических звуков.

Ведущие максимально отстранены от игры, чтобы не возникало ощущения взаимодействия с ними, информация передается в виде инструкций, письменных текстов, все устные тексты читаются в микрофон.

Участники

Ученики старших классов или взрослые.

Желательно, чтобы количество участников не превышало 30 человек (данный вариант игры рассчитан на 11 человек). Ведущих - от двух до пяти человек (зависит от количества участников).

Этапы игры

  1. Введение в игру.

  2. Распределение ролей в команде.

  3. Экстренная посадка.

  4. Разведка.

  5. «Голос планеты».

  6. «Рисунок мира».

  7. Обсуждение игры.

ОБЩАЯ СХЕМА ИГРЫ


Введение в игру

Участникам игры после разминки предлагается сесть в круг и расслабиться. В это время гаснет свет и звучит немного напряженная музыка.


На этом фоне с помощью микрофона ведущий произносит следующие слова:


Судьбу не выбирают.

Не выбирают эпоху, страну и родителей.

Но мы приходим в этот мир, обладая свободой воли, разумом и душой.

Судьбу не выбирают, но мы вправе решать, как мы проживем нашу жизнь в мире, который выбрал нас.

Судьбу не выбирают, выбирают образ жизни. И отведенные нам десятилетия, годы и дни каждый волен прожить так, как считает правильным.

В нашей власти наполнить мир вокруг смыслами и ценностями, которые выбрали мы.

Судьбу не выбирают.

Выбирают и строят свою жизнь.

Итак, мы начинаем...


Музыка меняется, в ней звучат космические нотки, в темноте появляются звездные блики.


В микрофоне - голос уже другого ведущего:


Необъятные просторы Галактики... В этом таинственном пространстве летите вы, группа ученых - исследователей космоса. Космоса, который уже освоен. Земляне совершили много дальних космических полетов, открыли новые цивилизации и системы.

Вы завершаете не первый свой рейс: возвращаетесь из длительного исследования. Земля рассчитывает получить новую информацию о третьем спутнике второго ряда планеты Пангея.

Для этого были собраны вы - ученые-исследователи разных направлений, работающие в области экзобиотворения жизни. Вашей задачей было исследование планеты, сбор всей доступной и недоступной информации о ней и установление контактов с той формой жизни, которая там есть.

Так вы, специалисты высшего класса, прибыли на планету. Мало того, что вы отлично выполнили свою работу, вы совершили два очень важных и значимых открытия, которые стали для вас полной неожиданностью. Вы везете информацию о них на землю.

Вы хорошо поработали. Вы довольны собой. Но есть и усталость. Вы долго отсутствовали на Земле. Вас ждут ваши родные, дети... На корабле царит расслабленная, не совсем рабочая атмосфера. Вам хочется домой, все дела сделаны и даже оборудование, с которым вы работали, осталось на планете Пангея. Вы ничего не везете с собой обратно, все «железо» осталось там.

И теперь вы думаете только о том, как вернетесь домой, к любимой жене или подруге, к любимому или детям. Как хочется обнять всех, полежать на теплой травке.

Вы хорошо поработали и хочется хорошо отдохнуть...


Еще некоторое время звучит негромкая музыка, потом она постепенно стихает, включается свет. На стенде висит нарисованный макет космического корабля: на нем схематично выделены отсеки: кабина управления (здесь находятся капитан, штурман, пилот); радиорубка (радист, инженер по жизнеобеспечению); санчасть (врач и биолог); научный отсек (специалист по внеземным цивилизациям, археолог, химик); кабина бортмеханика.

Ведущий просит участников подойти к этой схеме.

Распределение ролей в команде

Ведущий. Вы видите схематическое изображение вашего корабля и состав команды. Ваша задача сейчас выбрать себе роли: таблички с вашими специальностями будут выданы каждому.

Участники распределяют обязанности между собой. Задача ведущего - не вмешиваться активно в процесс, в крайнем случае, если участники не могут подобрать способ распределения по ролям, ведущий может предложить процедуру.

Во время одной из игр на роль капитана претендовало шесть человек, каждый из них объяснил, почему выбрал эту роль. Но договориться участникам никак не удавалось, и процесс распределения ролей затягивался. Ведущий предложил группе выбрать капитана при помощи социометрии. Претенденты разошлись в разные углы, и каждый участник группы подошел к претенденту, которого он хотел бы видеть в роли капитана. Выбрали того, кто получил большинство голосов, а он уже набрал себе команду в рубку управления из остальных претендентов.

Пока участники распределяются по ролям, в зале при помощи самой обыкновенной веревки создается космический корабль (выкладывается его контур на полу).

Ведущий. Просим членов команды занять свои места в соответствии с вашей ролью и планом корабля. Теперь все, что находится за пределами контура, - это космос. Вы - в корабле, на своем привычном месте. Корабль летит домой. Вместе с вами на Землю прибудут два важных открытия, которые вы совершили на Пангее. Что это за открытия? Чем они важны для вашей родной планеты? Сейчас вам надо это придумать и обсудить.

Члены команды дружно решают, какие же открытия они совершили во время путешествия. Когда выбор сделан, представитель команды рассказывает ведущим об этих открытиях. И снова выключается свет, звучит тихая музыка, светят звезды.


Ведущий. Вся команда погружена в сон, вам снятся разные интересные случаи, произошедшие с вами во время экспедиции, а еще вы видите Землю, ваших родных и близких, дом, который ждет вас на родной планете...

ЭКСТРЕННАЯ ПОСАДКА

В музыку врываются звуки метеоритной атаки, а потом свист экстренного торможения, звездные блики гаснут, включается неяркий свет. Ведущие передают информацию следующим специалистам.

Информация для капитана

Корабль попал в зону метеоритной атаки. Оценив опасность, корабельный компьютер принял решение о посадке на ближайшую планету с плотной атмосферой. В течение 5 минут произойдет приземление на планете.

Информация для радиста

На планете находится земной корабль типа «Исследователь», посылающий сигнал бедствия. Других земных кораблей в зоне действия сигнала нет.

Информация для специалиста по жизнеобеспечению

Данные о планете: она изучена только с помощью приборов дальнего видения, из космоса. Условия приближены к земным. Сведений об опасности нет, подробной информации тоже нет.

Информация для капитана

Свойства атмосферы планеты не позволяют подавать сигналы на земные станции связи. Связь с Землей прервана.

Информация для специалиста по внеземным цивилизациям

С большой вероятностью можно предположить существование на планете высокоразумной негуманоидной формы жизни.

Информация для биолога

Приборы фиксируют необычное состояние экологической системы планеты: она чрезвычайно высоко развита и сбалансирована. Можно предположить существование искусственного воздействия на параметры биосферы планеты.

Некоторое время игроки обсуждают полученную информацию. Иногда они обращаются с вопросами к ведущим, но лучше не давать пространных ответов, достаточно пояснить непонятный термин, ссылаясь на то, что всю возможную информацию игроки получили.

Это поможет участникам занять автономную позицию, они не будут подсознательно ожидать подсказки от ведущих или помощи со стороны. Во время свободного обсуждения приходит следующая информация.

Информация для капитана

Корабельный компьютер напоминает о том, что в соответствии с параграфом 5 пункта 12а Кодекса Исследователя Дальнего Космоса считается недопустимым покинуть планету, не предприняв всех возможных действий для спасения людей или выяснения причин трагедии. Группа, направляемая капитаном для проведения разведки, должна включать в себя не менее трех человек.

(Количество игроков, входящих в группу разведки, можно менять, учитывая число участников игры.)

Информация для штурмана

Корабль, посылающий сигналы бедствия, имеет внешние повреждения. На сигналы не отвечает.


Далее игра может развиваться по-разному.

А) Если участники не обсуждают полученную информацию и ничего не предлагают, то ситуация обостряется при помощи сообщения в микрофон:

Компьютер предупреждает, что каждый час пребывания на планете отодвигает срок возвращения на Землю на 1 год. Принимайте решение и не теряйте времени.

Б) Возможно, что игроки решат улетать с неизвестной планеты, нарушив кодекс. В этом случае ведущий в микрофон напоминает о кодексе разведчиков, а затем раздаются звуки взлета и опять посадки. Корабль взлететь не может.

Информация для бортмеханика

Взлет корабля невозможен. Причина - поломка одного из реле. На ремонт требуется

3 часа (20 минут игрового времени).


Это время экипаж проводит в корабле. В этот период не поступает никакой новой информации, не происходит никакого действия. Возможно, что в этих условиях члены команды принимают решение все-таки выяснить причину поломки второго корабля. Если же никто так и не отправляется на разведку, то после повторной попытки старта приходит информация.

Информация для капитана

Старт корабля невозможен. На корабль воздействует гравитационное поле планеты.


Затем звучит «Голос планеты».

В) В нашей практике экипаж ни разу не пытался покинуть планету, не предприняв попытки выяснить причину гибели второго корабля. Выборы разведчиков обычно проходят очень бурно, предлагаются разные варианты. Очень сложно бывает удержаться в роли ведущего и не начать обсуждать кандидатуры вместе

с экипажем. Постарайтесь все-таки удержаться на нейтральной позиции и не забудьте передать информацию перед отправкой разведчиков.

Информация для капитана

Разведчики в качестве обязательного оборудования имеют при себе биодатчики. Эти приборы позволяют отслеживать их местонахождение. В случае гибели людей биодатчики прекращают подавать сигналы.

РАЗВЕДКА

Разведчики выводятся из поля зрения других членов экипажа: лучше вывести их из помещения, сохранив при этом для них возможность разговаривать с кораблем.

Если же таких технических средств нет, то можно завести разведчиков за ширму или передавать информацию через одного из ведущих. Разведчики получают от ведущего записки с информацией. Они самостоятельно ею распоряжаются. Связь с кораблем поддерживается через ведущего.


Информация передается разведчикам с интервалом 3-5 минут.

Информация для первой группы разведчиков

Природные условия этой планеты приближены к земным. Атмосфера плотнее, чем на Земле. Из-за этого необходимо тратить больше усилий при передвижении. Вы видите предметы искусственного происхождения, но определить их назначение не удается. Живых существ в поле зрения нет.

Информация для второй группы разведчиков

Местность, на которой вы находитесь, покрыта густым, плотным туманом. Зона видимости - минимальная.

Информация для третьей группы разведчиков

У вас отказали приборы, поддерживающие связь с кораблем. Группа потеряла ориентацию в пространстве. Ваше местонахождение вам не известно.



У разведчиков прерывается «связь» с кораблем, они переводятся в другое помещение, где и проводят некоторое время. А члены корабля в это время получают от компьютера следующую информацию.

Информация для капитана

Связь с группой разведчиков прервана. Экипаж жив, местонахождение можно определить по сигналам биодатчиков.

Запас кислорода у группы разведчиков подходит к концу. Через 10 минут разведчики будут вынуждены снять скафандры.

Атмосфера на корабле накаляется все сильнее и сильнее. Что предпримет команда, какой выбор сделает в этой ситуации? Опять возможны варианты.

А) Возможно, что команда примет решение покинуть негостеприимную планету. Но не тут-то было: коварная планета не отпустит свою добычу...

Информация для капитана

Старт корабля невозможен. На него воздействует гравитационное поле планеты.

Б) К чести наших участников, ни разу они не решили улететь, бросив своих товарищей на произвол судьбы. Они предпринимали попытки помочь им и отправляли несколько групп разведчиков...

Правда, результат во всех случаях был одинаковый: связь с разведчиками сразу обрывалась, успевала прийти только следующая информация.

Информация для специалиста по жизнеобеспечению

Группы разведчиков объединились. Жизнь и здоровье участников в безопасности. Но связи с ними нет.

Напряжение игроков, находящихся на корабле и в разведке, достигает в этот игровой момент наивысшей точки. Очень сильно переживают случившееся те, кто остался на корабле: они мучаются, оттого что им ничего не известно, а попытки узнать о судьбе своих разведчиков оказываются безрезультатными.

Но вот... выключается свет и в микрофоне звучит «Голос планеты», который объясняет все, но...

Этот текст читает один из ведущих, оставаясь невидимым для зала. Разведчики, находящиеся в комнате, также слышат этот голос. Один из ведущих приходит к ним в виде существа с чужой планеты.

Голос планеты

Инопланетяне, внимательно слушайте меня! С вами говорю я - планета. Я - земля, воздух, ветер, облака, камни, подземный огонь и все живое. Много веков я создавала свой Мир - единый и живой. Мир, в котором все подчинено одной цели, все взаимосвязано и дружественно друг другу. Мир гармонии, великих возможностей. Каждый атом здесь - это я; все объединено единым информационным полем. Мы - единое целое, мы - это я. Мои частицы обладают разумом в различной степени. Есть среди моих «я» существа, обладающие разумом, значительно превышающим ваш. Внешне они не похожи на вас. Каждое из этих существ имеет свободу воли, творчества и любви. Им доступно полноценное индивидуальное существование!

Но им доступно и другое - слияние друг с другом, со всей планетой в единое разумное целое. В этом состоянии их возможности безграничны: их чувства бездонны, их творческий потенциал безмерен.

Прибыв на планету, вы помимо своей и моей воли стали частицей моей экосистемы. Мы уже не можем отпустить вас - последствия могут быть необратимыми и для вашей биологической жизни, и для нас. Но у вас все-таки есть выбор.

Вы можете:


1) Остаться людьми и жить на отведенном вам участке планеты. Я обеспечу вас всем необходимым.

2) Слиться со мной. Потенциала вашего мозга хватит, чтобы стать самым высокоразвитым существом нашей системы. Биологический облик придется изменить: он помеха для дальнейшего развития. Вы узнаете жизнь, недоступную воображению, данному вашему виду.


Принимайте решение: каждый должен принять решение для себя. У вас есть пять минут. В противном случае я решу за вас.

Все участники (и оставшиеся на корабле, и разведчики) принимают для себя решение.

Ведущий просит каждого индивидуально сказать о своем выборе. Тех, кто решил слиться с планетой, собирают в одном помещении, тех, кто решил остаться в облике человека, переводят в то помещение, в котором раньше находились разведчики.

В каждой из этих групп работает свой ведущий.

Вначале ведущий предлагает каждому еще раз проговорить свой выбор и объяснить, почему было принято именно такое решение.

После того как все выскажутся и поделятся друг с другом эмоциями и переживаниями, каждая группа обсуждает свою жизнь после сделанного выбора. Участники представляют, как они будут жить, о чем думать и мечтать, какими делами наполнять свою жизнь...

Потом группы встречаются.

Рисунок мира

Ведущий. Некоторое время вы прожили на этой планете. Вы ничего не знаете о жизни тех, кто сделал иной выбор, и вот вы встретились. У вас нет возможности поговорить, но вы можете нарисовать свою прожитую жизнь, свой новый обретенный мир.


Снова звучит музыка. На большом листе бумаги обе группы рисуют - каждая свой мир. Рисуют разноцветными мелками. Через некоторое время ведущий предлагает объединить эти миры: нарисовать то, что может их объединить.

Если участники не хотят объединять миры, не стоит на этом настаивать. Предложите всем еще раз посмотреть на эти рисунки. Обратите их внимание на то, что рисунок сделан на общем листе. Даже если миры не могут слиться друг с другом, то они все равно существуют в одном пространстве, на одной планете.

Музыка постепенно затихает, свет становится неярким. Через 5-10 минут участники собираются в другом помещении, для того чтобы обсудить игру.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал