- Учителю
- Библиотечный урок для 9 класса 'Дар слова'
Библиотечный урок для 9 класса 'Дар слова'
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Табагинская средняя общеобразовательная школа»
городского округа «город Якутск»
(о вредной привычке сквернословии)
Библиотечный урок для 7-9 классов.
Зав. библиотекой: Битаева А.И.
Якутск 2012 г.
Тема урока: Дар слова. ( о вредной привычке сквернословии).
Цели урока:
-
Дать понятие о разрушающей силе сквернословия, подтвердить это научными фактами.
-
Вызвать у детей желание пополнять свой словарный запас, научить их получать удовольствие от работы со словом.
Оборудование: плакаты с высказываниями великих людей мира о слове, карикатуры; раздаточный материал - «словарик настроений», памятки слушающего и говорящего.
Так много слов скопилось на земле!..
Но в собственность ни деньгами, ни властью
Не купишь слово, не запрешь в столе:
Оно мирское достояние, к счастью!
И сотни раз различные уста
Одно и тоже произносят слово,
И на устах у каждого из ста
Оно значенье изменяет снова,
Иначе пахнет и звучит не так,
То дерзко требует, то жалко просит,
Послушно отражая свет и мрак
Того, кто это слово произносит.
Оттенков множество в себе тая,
Звучание не больше, чем одёжа…
У каждого из слов душа своя,
На душу говорящего похожа.
(Давид Кугультинов)
Известно, что практически любое состояние человека, действие, предмет или признак можно обозначить словом.
Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о великом даре, который дан человечеству - даре слова и о вредной привычке сквернословии.
Беседа
Вопросы и задания к беседе:
-
Что значит культура речи? Что можно сказать о человеке по тому, как он разговаривает?
-
Почему люди засоряют свою речь, употребляя ругательные слова, и как с этим бороться?
-
О какой речи говорят, что она пуста?
(ответы детей)
Подросток, изощренно бранясь, хочет скрыть свою внутреннюю слабость, инфантильность. И вместо того чтобы делом доказать, что он уже взрослый, надевает на себя броню грубости и неприступности. Вот какой я крутой - и ругаюсь, и курю, и пью. А выглядит смешно и по-детски. Тому, кто и правда силен, не нужно доказывать это всему миру. По-настоящему независимый человек - не тот, кто живет по закону стада: куда все, туда и я. Сильный человек не позволяет вредной привычке господствовать над ним.
Каждому молодому человеку, употребляющему матерную брань, следует задать себе вопрос: будет ли ему приятно, когда его маленькие сын или дочь станут при нем ругаться матом? В американских семьях существует очень интересный обычай. Когда дети приносят с улицы бранные слова и спрашивают об их значении, то родители, как правило, разъясняют все честно, но потом в обязательном порядке заставляют ребенка вымыть рот с мылом, ведь мерзкие слова пачкают и сознание, и душу, и слух, и произносящий их рот. Неплохо бы и нам ввести для своих детей подобный обычай.
Не знаю я, куда мне «бечь»,
Мы засорили нашу речь.
Живем то «клево», то в «прикиде»,
Но в основном на жизнь в обиде.
«Блины» висят на языке,
И грубые слова,
И без конца из уст летит,
Хула, хула, хула.
И чтобы жизнь нам изменить,
Учиться надо говорить.
Очистим нашу речь от скверны.
Это поможет душе и нервам.
Это лечит наше состояние,
Речь требует огромного внимания,
А коль начнем за языком следить,
Богатство мира сможем сохранить.
( обращаю внимание детей на карикатуры)
Сквернословие, в отличие от добрых пожеланий, может нанести смертельный удар не только душе, но и здоровью.
Наукой выявлено: непоправимый вред наносит ненормативная лексика юному поколению. Так в Институте квантовой генетики было обнаружено, что ДНК реагирует на нашу речь! Что воздействие брани равносильно радиационному облучению в 10-40 тысяч (!) рентген: рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы.
На разных полюсах стоят слова созидательные и слова разрушительные, слова молитвы и слова брани. Первые лечат и совершенствуют божественную сущность человека, вторые вызывают болезни и низводят нас до уровня существ, живущих только животными инстинктами.
Люди давно уже обратили внимание на удивительное воздействие слов на их духовное и физическое состояние. Отмечено два пути такого воздействия: с помощью ритма и с помощью образов, которые вызывают в подсознании человека те или иные слова.
В последние годы вопросами воздействия ритмики звучания словосочетаний (текстов) занялись и серьезные ученые. Они довольно быстро установили, что ритмы, относящиеся к так называемой гармоничной музыке, лечат людей, пробуждают в них скрытые способности. Скажем, находящиеся в утробе матери младенцы быстрее развиваются, и после рождения у них открываются необыкновенные способности. В последние годы вопросами воздействия ритмики звучания словосочетаний (текстов) занялись и серьезные ученые. Они довольно быстро установили, что ритмы, относящиеся к так называемой гармоничной музыке, лечат людей, пробуждают в них скрытые способности.
Сегодня ученые получили новые подтверждения значения ритмов в жизни природы, в том числе и человека. Например, отклик на ритм, звучание и эмоциональный строй слова «здравствуй» всегда оказывается положительным. Психологи, лингвисты, медики считают: умело подобранная , звучание молитвы и даже стихов оказывают целительное воздействие на людей, избавляя их от всевозможных недугов.
В народных сказках, пословицах, поговорках часто присутствует скрытый ритм, усиливающий их воздействие. Этот ритм может исцелить больного. Звучащим словом издавна пользовались деревенские целительницы, молитвами, наговорами избавлявшие от недуга.
Ребята, предлагаю вам вспомнить русские пословицы и поговорки о речи и языке, я говорю начало, вы продолжаете.
-
Язык острее ………….бритвы
-
Язык до Киева……………доведет
-
Ты ему по секрету, …………….а он всему свету
-
Ты ему слово, …………..он тебе два
-
Говори, да ……………не заговаривайся
-
Когда больше двух, …………….говорят вслух
-
Слово не воробей, …………..вылетит не поймаешь
-
Слово серебро, …………а молчание золото
Не меньшее значение имеют для душевного состояния человека образы, которые будят в его подсознании услышанные слова. Иван Белявский выдвинул данное предположение и обосновал его на примере многолетнего обследования нескольких групп людей. По мнению ученого, каждое произнесенное или услышанное человеком слово несет в себе энергетический заряд, воздействующий на его гены.
В течение ряда лет ученый и несколько его единомышленников вели наблюдение за двумя группами. Первая из них состояла из людей, в разговоре не обходившихся без матерщины, вторая - принципиально не использующих в обиходе «крепких» словечек. И вот что показали многолетние наблюдения. У «матерщинников» очень быстро появлялись возрастные изменения на клеточном уровне и различные хронические заболевания. Во второй группе, наоборот, общее состояние организма было на 5, 10, а порой и 15 лет моложе их официального возраста.
К такому же выводу пришли ученые из Красноярского центра медицинских технологий при Сибирском отделении наук. Их исследования подтвердили влияние словесной информации на иммунную систему человека. Специалисты объективно показали, что правы были наши предки, использовавшие при лечении заговоры и молитвы. «Добрая лексика», которую стали применять красноярские медики на своих психотерапевтических сеансах, не только поднимала настроение больных, она еще и реально меняла состав их крови: повышала ее энергетическую емкость, клеточный иммунитет. Происходили изменения и в структуре ДНК. У больных, приходивших в Красноярский центр, с помощью «словотерапии» стали быстрее зарубцовываться гнойные абсцессы. Больные простудными заболеваниями выздоравливали на 5-7 дней раньше, чем принимавшие лекарства. Особенно сильное воздействие оказывали на людей такие слова, как «любовь», «надежда», «вера», «доброта».
Наиболее интересные исследования, позволяющие заглянуть в сам механизм воздействия молитвы на человека, были проведены в лаборатории нейро- психофизиологии Санкт-Петербургского института имени В.М.Бехтерева. В них приняли участие не только ученые, но и священники, а также прихожане Александро-Невской лавры. Во время службы записывалась энцефалограмма мозга верующих. Современная придерживается мнения, что существуют три основных состояния головного мозга, резко отличающиеся по особенности своих энцефалограмм: бодрствование и так называемый быстрый и медленный сон. Ученые выявили еще одно состояние, которое условно можно назвать молитвенным бодрствованием. При этом кора мозга отключена и восприятие информации человеком идет, минуя мыслительные процессы. По мнению ученых, это состояние, как и сон, также необходимо для нормального функционирования организма. Если оно отсутствует, то в организме нарушается гармония, разлаживаются физиологические процессы, что приводит к возникновению различных болезней. Искренне произнося молитву, человек уходит от реальности, в его мозгу возникают благотворные волны, влияющие на его здоровье. Такие же волны часто фиксируются у младенцев до шестимесячного возраста.
по-другому действует на человека ругань, матерщина. Увы, мат все больше и больше входит в обиходный лексикон россиян. Еще «какие-то» двести-триста лет назад проблемы массовой матерщины на Руси не существовало. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному положению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание - вплоть до смертной казни.
Потом пришли иные времена. Великий перекройщик России Петр Первый ввел пьянство в обычай русского народа. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. После революции мат вошел и в лексикон политических деятелей. Перед самой перестройкой он взял еще одну - последнюю ступень. Его подхватила «интеллигенция», особенно гуманитарная.
Когда встречаешь человека, использующего мат, поневоле задумываешься: а все ли у него в порядке с головой? Потому что так часто упоминать в разговорной речи половые органы и половой акт может только больной, сексуально озабоченный человек.
Мат оскверняет человека, убивает его душу. В компании матершинников возникает ложный стыд сказать искреннее, доброе слово. Такая компания глумится не только над словами «любовь», «красота», «добро», «милость», «жалость», она пресекает саму возможность открытого, чистого взгляда.
Помимо того, что матерщина духовно вредит, она культурно обедняет человека. Если убрать из языка иного сквернослова все матюги, которые чаще всего употребляются для связи слов и не имеют никакого смысла, то мы увидим, насколько беден его лексикон. Употребляя скверные слова, матершинник часто подсознательно хочет заглушить в себе голос совести, стыд, чтобы дальше уже было легче совершать постыдные поступки.
Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, призывают зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Мат, брошенный в сердцах родителями, отзывается через много лет слезами их детей и даже внуков.
Брань бывает двух видов: аффективная, то есть в минуту гнева, раздражения, и просто, что называется, для связки слов. К последней люди так привыкают, что не могут без нее обойтись. Даже от слов-паразитов («так сказать», «короче», «ну», «типа» и т.д.) очень трудно бывает избавиться, тем более - от привычки нецензурно выражаться. Одной из причин употребления нецензурной лексики, является бедный словарный запас.
Никто точно не знает, каков объем словарного запаса русского языка. В толковом словаре В. Даля более 200 тысяч слов. Ни один человек не знает всех слов словаря. Вряд ли найдется тот, кто употребляет в речи хотя бы даже 100 тысяч слов. Но большинство взрослых людей понимают около 35 тысячи слов. Понимаем мы в 10 раз больше слов, чем употребляем. Неправда ли, как часто мы сейчас слышим примерно такие высказывания: « Я такая стою, а он такой мимо идет».
Задание 1. Давайте прямо сейчас, для разминки, попробуем разнообразить фразу, поставив вместо «такая» другие слова. У вас, у каждого есть шпаргалка - «словарик настроения».
Отчего это происходит? От бедности нашего словарного запаса. Например, язык А. С. Пушкина насчитывал 22933 слова, а язык Эллочки -людоедки из романа И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев» - всего 33 слова. И она ими обходилась.
Ребята, как вы думаете, от чего зависит словарный запас?
(ответы детей: от образования, начитанности)
А еще от умения пользоваться словарями. Я предлагаю вам вспомнить, какие вы знаете словари? (ответы детей)
Этимологический, толковый, фразеологический и словарь иностранных слов
Задание 2. Нужно точно и лаконично истолковать (объяснить) значение каждого слова.
Курение, алкоголь, наркозависимость.
Ребята, выбор слов в вашем задании не случайный, сегодня мы с вами рассматриваем вредную привычку- сквернословие. В книге «О грехах языка» священник Сергий Николаев пишет, что употребление мата, на первый взгляд, не тот из грехов, которые причисляет к так называемым «смертным», то есть самым тяжким. Однако сама жизнь свидетельствует о том, что «сквернословие всегда становится началом пути к еще большему злу. Это зло - курение, алкоголь, наркотики, которые ведут к разрушению человеческой личности.
Язык, речь - это наше оружие, средство общения, убеждения, языком надо учиться владеть. И делать это очень трудно, когда речь обременена мусором, обеднена.
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушным холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом,
Способно, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
(Яков Козловский)
Многие современные ученые считают, что от слов, символов и мифов зависит не только судьбы отдельных людей, но и судьба всего народа. Неслучайно кирилловская азбука была дарована русскому народу вместе с православием и книжностью, и до сих пор Русь владеет ценнейшим сокровищем - церковно-славянским языком. Это особый язык, обладающий преимуществом над другими языками планеты, имеющими азбуку: на нем не написано ни одной вредной, бесполезной книги, все они направлены на очищение нравственности людей.
А теперь я хочу прочитать вам русскую народную сказку «Наговорная водица».
(чтение сказки)
Жили-были муж с женой. Смолоду они жили всем на загляденье, а под старость - словно их кто подменил. Только спустит утром старик ноги с печки, как уж и пошла промеж ним и старухой перебранка. Он старухе слово, а она ему два, он ей два, а она ему пять, он пять, а она десять. И такой вихорь завьется промеж них, хоть из избы вон беги.
А разбираться начнут - виноватого нет.
- Да с чего б это у нас, старуха, а? - скажет старик.
- Да все ты, старый, ты все!..
- Да полно! Я ли? Не ты ли? С долгим-то языком!..
- Не я, да ты!
- Ты, да не я!
И снова здорово: опять ссора промеж них затеялась. Вот раз слушала, слушала их соседка и говорит:
- Маремьянушка, что это у тебя со старым-то всё нелады да нелады. Сходила б ты на край села к бобылке. Бобылка на водицу шепчет... Людям помогает, авось и тебе поможет.
«А и впрямь, - подумала старуха, - схожу к бобылке...»
Пришла к бобылке, - постучала в окошко. Та вышла.
- Что, - спрашивает, - старушечка, тебе надобно?
- Да вот, - отвечает бабка, - пошли у нас нелады со стариком.
- А подожди, - говорит бобылка, - немного.
И сама - в дом.
Вынесла старухе воды в деревянном ковше да при ней же на ту воду пошептала. Потом перелила ее в стеклянную посудину, подает и говорит:
- Как домой придешь да как зашумит у тебя старик-то, так ты водицы-то и хлебни; да не плюнь, не глотни, а держи во рту-то, пока он не угомонится... Все ладно и будет!
Поклонилась старуха бобылке, взяла посудину с водой - и домой. И только ногу за порог занесла, как старик на нее и напустился:
- Ох уж мне эти бабы-стрекотухи! Как пойдут, так словно провалятся! Давным-давно самовар пора ставить, а ты думать забыла! И где это ты запропала?
Отхлебнула старуха из стеклянной посудины, да не плюнула, не проглотила, а, как велела бобылка, держит во рту.
А старик видит, что она не отвечает, и сам замолчал. Обрадовалась старуха: «А и впрямь, видать, что водица эта наговорная целебная!»
Поставила посудину с водой, а сама - за самовар да и загреми трубой.
Услышал это старик:
- Эка нескладна-неладна! Не тем концом руки, видать воткнуты!
А старуха хотела было ему ответить, да вспомнила наказ бобылки - и опять за водицу! Хлебнула и держит во рту.
Видит старик, что старуха ни словечка ему супротивного не говорит, дался диву и... замолчал.
И пошло промеж них с той поры все как по-писанному: снова, как в молодые годы, людям на загляденье жить стали. Потому, как только начнет старик шуметь, старуха сейчас - за наговорную водицу!
Вот она, сила-то, в ней какая!
Вопросы по сказке:
-
Как вы думаете, водица была на самом деле волшебной?
-
Как вы реагируете, когда вас ругают близкие или чужие люди?
-
Кому в вашей семье наговорная водица нужнее всего, и почему?
-
Если вы не согласны с мнением или поступком кого-либо, как сказать человеку об этом, не ранив его?
-
Какие люди вам больше нравятся: молчаливые или разговорчивые, и почему?
Письменная работа.
Попросить детей составить план, как научиться не употреблять злых и ругательных слов. Например:
-
Найти в разных книгах изречения о культуре обращения и написать их на плакатах.
-
Отвечать на бранные слова подчеркнуто вежливо.
-
Регулярно проводить выставки рисунков, изображающих речь детей в разных образах и т.д.
Итог занятия.
Что вы узнали сегодня нового;
Получи ли вы полезную информацию?
Задание на дом
-
Давайте в течение недели разговаривать со всеми людьми, даже с теми, кто ругается или раздражается, вежливо и приветливо. А на следующем занятии обсудим, что изменилось в ваших отношениях с людьми
-
Нарисовать рисунок «Как мы говорим»: вспомните, как разговаривает кто-либо из ваших одноклассников, и нарисуйте его речь в виде каких-либо образов: перьев, цветов, лучей, камней и т.д.
Список использованной литературы:
1. Богдевич А. Власть над речью - путь к здоровому будущему. - Режим доступа: http//zakonpravo.narod.ru/2005/n4 20/tema4 20.htm
2. Буканова М.С. Дар слова. //Читаем, учимся, играем - 2006. - №2. - С. 84-85.
3. Гумеров П. Безобидно ли сквернословие? - Режим доступа: http// pravoslavie.ru/put./
4. Зуева Е.М. Библиотеки - в помощь профилактике вредных привычек. // Школьная библиотека - 2006. - №4. - С. 40-41.
5. Лежнина А. [Беседа о сквернословии]. - Режим доступа: http// trezv1.narod.ru/radio/r20.htm
6. Синицын В.А. Путь к слову./ - 2-е изд. исправл. и допол. - М.: АО «Столетие», 1997. - 416 с.
7. Таранов М. Сквернословие. - Режим доступа: http// sunhome.ru/psychology.
8. Лопатина А., Скребцова М. Вершина мудрости: 50 уроков о смысле жизни (Для занятий с детьми среднего и старшего возраста)/ А.Лапина, М.Скребцова - М.: «Армита-Русь», 2006. - 214 с.: ил. - (Серия «Образование и творчество»).
13