7


  • Учителю
  • Классный час. Музыкальный салон

Классный час. Музыкальный салон

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Тема: ВСЕ О ГИМНЕ

(Музыкальный салон)

Цели: расширять знания о государственной символике; воспитывать патриотические чувства у школьников; развивать музыкальный вкус.

Учащиеся сидят полукругом перед сценой. На сцене за журнальным столиком трое ведущих: учитель, юноша и девушка. В глубине сцены хор, ансамбль мальчиков.

Ход классного часа

I. Вступительное слово учителя.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами собрались в нашем музыкальном салоне, чтобы поговорить о государственных символах. К государственным символам любой страны относятся прежде всего государственные герб, флаг и гимн. Есть они и у нашей Родины. Эта триада символов возникла не сразу. Только в XX в. во всем мире установилась обязательная традиция - каждой стране иметь свои герб, флаг и гимн.

Они нужны как воплощение ее истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма ее граждан и обозначение на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ.

Вот почему отношение к гербу, флагу и к гимну - это и отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным не только к своему Отечеству. Оскорбление же государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, его истории и культуры.

Жители разных стран по праву гордятся своими государственными символами. Но важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории; о том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века.

II. Сообщения учащихся.

Девушка. Символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. Мы с вами подробно остановимся сегодня только на одном: гимне.

Юноша. Какая же музыка символизировала государство на разных этапах истории России?

Девушка. Об этом и пойдет сегодня речь в нашем музыкальном салоне.

Учитель. Вплоть до конца XII века в России в качестве государственной функционировала религиозная символика. В XV-XVII вв. хор пел православные духовные песнопения во время церковных праздников и событий общегосударственного значения. Петр Великий открыл путь светской музыке. «Виват, Россия, именем преславна», «Радуйся, Российский Орле двоеглавый», «Возвеселися, Россие, правоверная страна» - такими и подобными им песнями прославлялись успехи молодой державы. В течение всего XVIII века гимнические функции выполнял средневековый общеевропейский гимн «Тебя, Бога, хвалим», который исполнялся под гром пушек во время Северной войны и во время триумфов. На коленях, со слезами на глазах, вместе с певчими Троицкого собора, его пел Петр Первый после заключения Ништадтского мира со Швецией в 1721 году. Тот же псалмовый гимн пели в конце торжественных молебствий и в «царские» (именинные) дни императорской семьи, а также после застольных здравиц.

Девушка. Вплоть до 1790-х гг., пока не появился «Гром победы», некоторые функции светского гимна при выходах императора на парадах, приемах послов также выполнял старейший русский «Преображенский марш». В походах солдаты и офицеры после команды «Песенники, вперед!» запевали «Преображенский марш» на слова поэта С. Марина.

Юноша. Давайте с вами послушаем этот марш.

Преображенский марш

Пойдем, братцы, за границу

Бить Отечества врагов.

Вспомним матушку-царицу,

Вспомним век ее каков!



Славный век Екатерины

Нам напомнит каждый шаг;

Те поля, леса, долины,

Где бежал от русских враг!



Вот Суворов где сражался!

Там Румянцев где разил!

Каждый воин отличался,

Путь ко славе находил.

Юноша. 18 марта 1814 г. перед штурмом Парижа русская армия устроила «психическую демонстрацию»: все оркестры один за другим играли военные марши, устрашая противника и поднимая победный дух своих воинов. В 1857 году по Военному ведомству был издан приказ: каждый полк должен иметь свой марш-эмблему.

Девушка. В отличие от «Преображенского марша» другой марш - «Гром победы» - стал неофициальным гимном со дня своего рождения. Он появился во время русско-турецкой войны 1787-1791 гг. и прославлял подвиг солдат Суворова, которые штурмом взяли крепость Измаил. Текст его был сложен в 1791 году поэтом Г. Р. Державиным и положен на музыку композитором О. А. Козловским.

Учитель. Впервые «Гром победы» (по припеву он также назывался «Славься сим, Екатерина») был исполнен 28 апреля (9 мая) 1791 года. В дальнейшем все торжественные приемы и балы открывались этой мелодией. «Гром победы» звучал и в царских дворцах, и в парках дворянских усадеб, и на полях битв. В 1812 году текст был несколько видоизменен - прославление Екатерины сменилось прославлением императора Александра.

Звучит гимн «Гром победы».

Юноша. Одновременно с «Громом победы» возник русский духовный (нецерковный) гимн «Коль славен наш Господь в Сионе». Он был рожден талантом русского композитора Дмитрия Степановича Бортнянского на основе народных и церковных напевов.

Звучит гимн «Коль славен наш Господь в Сионе».

Девушка. «Коль славен...» своей душевностью и хрустальной чистотой создавал возвышенное настроение. Предполагают, что мелодия была создана между 1790 и 1801 гг. «Коль славен...» входил в ритуал производства в офицеры, звучал после артиллерийского залпа и сигнала горниста «на молитву, шапки долой!». С 1856 г. по октябрь 1917 г. главная башня Московского Кремля - Спасская - тридцатью семью колоколами вызванивала гимн Бортнянского ежедневно в 15 и 21 час (в 12 и 18 часов оттуда разносились звуки «Преображенского марша»). С августа 1918 г. эти мелодии были заменены международным пролетарским гимном - «Интернационалом» и траурной песнью «Вы жертвою пали».

Учитель. Первым официальным государственным гимном России была «Молитва русских», слова которой написал поэт Жуковский. Во второй половине XVIII века большинство государств Европы встречало своих государей мелодией, заимствованной у англичан - «Боже, храни короля». В 1813 году в Петербурге вышла в свет «Песнь русскому царю». Слова Востокова на английскую музыку, а в 1815 г. Жуковский опубликовал новый, более удачный вариант текста под названием «Молитва русских»:

Чтец. Боже, Царя храни!

Славному долги дни

Дай на земли!

Гордых смирителю,

Слабых хранителю,

Всех утешителю -

Все ниспошли!

Учитель. Как все гимнические песнопения, «Молитва русских» была краткой и легко запоминающейся.

Звучит гимн «Молитва русских».

Юноша. Рождение второго официального гимна, с которым Россия прожила почти век, связано с именем Алексея Федоровича Львова (1798-1870), культурнейшего и высокообразованного человека. В 1833 г. А. Ф. Львов сопровождал Николая I в Австрию и Пруссию, где императора повсюду приветствовали звуками английского марша. Царь выслушивал мелодию монархической солидарности без энтузиазма и по возвращении поручил Львову, как наиболее близкому ему музыканту, сочинить новый гимн.

Девушка. 5 декабря 1833 года стало днем рождения государственной молитвы Российской империи за своего царя, единственного и официального гимна вплоть до 2 марта 1917 г., дня отречения Николая Второго от престола. Несложную хоральную мелодию Львова называли одной из красивейших в мире; состоял гимн всего из 6 строк.

Чтец. Боже, Царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу, на славу нам.

Царствуй на страх врагам,

Царь православный.

Боже, Царя, Царя храни!

Учитель. Гениальность львовской находки состояла в простоте формы и силе идеи. Русский гимн был самым кратким в мире. Всего 6 строк текста и 16 тактов мелодии легко западали в душу, без труда запоминались абсолютно всеми и были рассчитаны на куплетный повтор - трижды. Гимн подлежал обязательному исполнению на всех парадах, на разводах, при освящении знамен, на утренних и вечерних молитвах Русской армии, встречах императорской четы войсками, во время принятия присяги, а также в гражданских учебных заведениях.

Юноша. В глазах большинства русских царь был священным общенациональным символом, воплощавшим идею независимости и величия страны. Царь после Бога считался первым хранителем русской земли, защитником «простого» народа и православия, «спасителем веры и царства», высшим идеалом и средоточием «Святой Руси». Многие плакали и крестились при виде царя и целовали то место, где он стоял. Жуковский и Львов, правильно уловив эти чувства, сумели создать красивейший образец молитвенного песнопения.

Звучит фонограмма гимна.

Юноша. Во время боевых действий гимн нередко поднимал дух воинов. Самым знаменитым был случай с крейсером «Варяг» и канонерской лодкой «Кореец» 27 января 1904 г. Обе команды, подготовив суда к бою с японской эскадрой, вышли на смертный парад с пением «Боже, царя храни». Вслед за матросами гимн подхватили музыканты оркестра. По словам капитана «Варяга» В. Ф. Руднева, это вызвало необычайный энтузиазм. После сражения этим же гимном сошедшие на берег герои провожали последние минуты жизни взорванного своими руками «Корейца» и затопленного «Варяга».

Последними месяцами жизни «Боже, царя храни» стали январь и февраль 1917 года: гимн вместе с черно-желто-белым флагом был упразднен февральской революцией.

Девушка. Следует сказать еще об одной интересной общенациональной мелодии из оперы «Иван Сусанин». «Национальный гимн» Глинки впервые обработали в 1944 году для Всесоюзного радиокомитета, и с тех пор он часто звучал по радио под названием «Патриотическая песня». Гимн, задуманный Глинкой как национальный, был превращен в городской под названием «Москва». Значение государственного ему было придано лишь в 1990 г., когда РСФСР приступила к созданию новой политической символики.

Учитель. В годы Великой Отечественной войны возникла необходимость в поднятии патриотического духа Советской армии и всего народа, в том числе и через создание нового гимна страны. Он был принят в 1944 г. - на музыку А. Александрова (написана в 1939 г.), на слова поэтов С. Михалкова и Г. Эль-Регистана. С небольшими изменениями этот гимн просуществовал до распада СССР.

Звучит гимн «Союз нерушимый».

Юноша. Конечно, данный текст отражал классовые и партийные интересы определенной группы населения и являлся политическим кредо победившей революции, но не следует забывать, что с этим гимном также связаны многие этапы истории нашей страны.

Девушка. К вопросу о гимне вернулись в 2000 году. Текст нового гимна страны принадлежит известному писателю С. В. Михалкову, а музыка осталась от прежнего гимна и принадлежит, если вы помните, композитору и хоровому дирижеру А. В. Александрову.

Учитель. Государственный гимн Российской Федерации был утвержден Государственной Думой в декабре 2000 года. Текст гимна утвержден указом Президента России В. Путина 30 декабря 2000 года.

Так накануне Нового года и нового века у России появился новый гимн.

Исполняется гимн России.

III. Заключительное слово учителя.

Учитель. Наш музыкальный салон закрыт. Сегодня мы с вами говорили и слушали гимны нашей Родины. До свидания.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал