- Учителю
- Музейный урок в 3 классе «Колесо крутится - жизни нить прядётся»
Музейный урок в 3 классе «Колесо крутится - жизни нить прядётся»
МБОУ «Графовская средняя общеобразовательная школа
Шебекинского района Белгородской области»
Музейный урок
в 3 классе
«Колесо крутится - жизни нить прядётся…»
Разработала
Антонова Галина Стефановна,
учитель начальных классов
Графовка 2014 г
Тема: «Колесо крутится - жизни нить прядётся…»
Цель: создать организационно-педагогические условия для:
-знакомства с ремёслами русских людей; углубления сведений о прялке на основе экспозиции школьного этнографического музея;
-воспитания уважительного отношения к своим древним корням и памяти предков; любви к родному краю через знакомство с музейными экспозициями;
-формирования понимания важности музейного наследия в жизни человека;
- воспитания культуры поведения в музее.
Место проведения: школьный этнографический музей, дом народных мастеров
Форма проведения: урок-экскурсия с элементами показа презентации
Методы и приёмы, используемые на уроке: рассказ, беседа, демонстрация презентации, практическая работа
Вид урока: комбинированный
Предметы из фонда музея и техническое оборудование: прялка, шерсть, спицы, изделия из шерсти, компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
План урока
-
Вступительное слово, знакомство с правилами поведения в музее
-
Погружение в тему урока
-
Знакомство с экспозицией музея
-
Встреча с Куликовой П.С., наблюдение за работой на прялке, осмотр изделий из шерсти
-
Самостоятельная работа обучающихся - работа на прялке
-
Возвращение в класс. Работа с пословицами.
-
Рефлексия с элементами показа презентации
-
Задание на дом
Ход урока
-
Вступительное слово экскурсовода
- Мы с вами сегодня проводим необычный урок - урок в музее. Это не просто музей - это история нашего села. Здесь мы сможем прикоснуться к удивительному историческому прошлому нашего народа.
Хочу напомнить вам правила поведения в музее:
-
Ведите себя тихо.
-
Внимательно слушайте экскурсовода.
-
Не трогайте руками экспонаты, рассматривайте их внимательно.
-
Чётко формулируйте интересующие вас вопросы.
-
Погружение в тему урока.
-Отгадайте загадку и определите тему сегодняшнего занятия.
Стригли, щипали, а после чесали,
Чисто, пушисто - к доске привязали (Прялка)
-Что это чистое да пушистое к доске привязали? Конечно, шерсть! С овечки её постригли, после расщипали и вот так пушисто расчесали.
3. Знакомство с экспозицией музея.
- Прялка была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей ее жизни. Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, расписные, светлые и тёмные, детские и взрослые прялки всех уголков России.
Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе. В полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.
Часто прялка была ценным подарком. Жених дарил прялку невесте, отец - дочери, муж - жене. Красивая прялка передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.
В некоторых местах по обычаю жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.
Многие прялки в добавление к росписям содержали советы, дарственные надписи типа: «Кого люблю, тому дарю», поучения: «Пряди, прялку береги, за отца Бога моли».
- Как же устроены прялки?
Они были двух типов: с гребнем и с лопастью.
Гребневые бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями - на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае.
"На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу" - эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана.
Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.
Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня и донца (гузно, подгузок, дно), куда он вставлялся.
Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой.
"В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней,"
- писал Александр Сергеевич Пушкин.
Работа пряхи часто продолжалась за полночь, и приходилось пользоваться лучиной, вставив ее в светец, рядом с которым (в противопожарных целях) стояла бочка с водой. Зажгут осиновую лучину.. Уютно, светло. Можно и шерсть прясть. И ребятишкам есть дело: менять лучины, догоревшие в кадку с водой бросать.
На лавку рядом ставили лукошко с клюквой. Потому что кислая клюква способствовала выделению слюны, которой пряха время от времени смачивала нить.
Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно - кудель - привязывалось к верхней части прялки, донце устанавливалось на лавке. Садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее пальцами.
Веретено!
Жужжит и кружится оно,
Нитку сучит,
Об пол стучит.
(Э. Котляр)
Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь сильнее - она оборвется, а чуть слабее - будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи!
Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 - 8 лет.
- Веретена с напряденными нитками - мочками - пряхи складывали в специальную коробку - мочесник. Стенки ее были расписаны так же нарядно, как и сами прялки. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки. Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки. На посиделках девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни, частушки.
Пряла лен, пряла лен,
Да льняное волокно.
Приходи ко мне, миленочек,
С тальянкой под окно.
- Вскоре в избу приходили парни. Изба быстро заполнялась народом. Работа чередовалась с пением, играми и плясками.
Праздник не безделья, а искусного рукоделья!
А как шили-вышивали, так и песни напевали.
Песни пели от души, песни были хороши!
Весело поётся - весело прядётся!
- На такие посиделки парни тоже работу с собой приносили. Кто лапти плёл, кто упряжью конской занимался.
А что еще делали на посиделках? Не только веселились, но и друг к другу присматривались: девушки суженого себе искали; парни смотрели не только на девичью красу, но и на работу обращали внимание: быстра ли, умела ли в женских делах хлопотных. По спряденной ниточке и характер определяли. Если нитка вся в узлах, рвётся часто, то и нрав у девушки непокладистый (несговорчивый, неуступчивый). Если нитка тонкая да ровная, значит, девушка спокойная, рукодельная.
4.Встреча с Куликовой П.С., наблюдение за работой на прялке, осмотр изделий из шерсти.
- Сегодня мы встретимся с такой Полиной-рукодельницей. (экскурсия к народным умельцам села).
Куликова Полина Семёновна - моя мама, учитель русского языка и литературы. Много лет работала в школе, за добросовестный труд награждена Почётной грамотой Министерства просвещения РСФСР, медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», медалью «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг», ветеран труда. Ей 82 года, и сейчас она находится на заслуженном отдыхе.
Давайте послушаем её рассказ.
- Прясть меня научила моя мама, Пушкарёва Александра Фетисовна, - неторопливо начала вспоминать Полина Семёновна.- Родители работали в колхозе, в годы войны отец ушёл на фронт и не вернулся. Семья получила известие «пропал без вести». Мама одна воспитывала четырёх девочек, из которых я была старшей. Все обязанности по дому лежали на мне.
Впервые за пряху я села в шестилетнем возрасте. Было принято хранить первую нить в качестве оберега. Потом, например, перед свадьбой мать опоясывала свою дочь - невесту по талии, чтобы уберечь от порчи и сглаза. За годы девичества девушка должна была напрясть столько, чтобы хватило и на приданое, и на красивый костюм, и на подарки родным. Самыми обидными прозвищами для девочек-подростков были «непряха» и «неткаха».
В старину всё делали своими руками. Ремёсла кормили, обували и одевали. Моя мама всегда говорила: «Ремесло - не коромысло, плеч не тянет, а само прокормит»
Вы умеете отгадывать загадки? Тогда узнайте, о каком ремесле эта загадка:
Весёлые сестрицы - на все руки мастерицы:
Сделают из ниточки носки и рукавичечки.
- Правильно, это спицы. С их помощью из шерсти я вязала варежки и носки своим младшим сёстрам.
-А как же получались клубочки с шерстью? В нашем хозяйстве было несколько овец. Специальными ножницами с них стригли шерсть, или волну. Полученную волну расчёсывали, выбирали из неё колючки, палочки, которые цеплялись за шерсть, когда овцы паслись на лугу.
Пушистую волну закрепляли на гребне. С помощью педали приводилось в движение колесо, которое позволяло одновременно скручивать и наматывать пряжу. (Демонстрация на прялке)
-
Самостоятельная работа обучающихся - работа на прялке
(дети пробуют пясть на прялке)
- Вы как празднуете свой день рождения? - спросила у ребят Полина Семёновна.
- А я старалась хоть немного попрясть, потому что в мой день рождения, 7 октября, отмечали день Фёклы Заревницы, Запрядельницы. На Фёклу все женщины старались поработать на прялке: это сулило удачу в домашних делах. Русский народ верил, что на Фёклу всё, что завяжешь, - не развязать. То есть крепким счастье будет. И я вам всем желаю счастья. Растите трудолюбивыми и добрыми. Храните народные традиции, чтобы не оборвалась ниточка времён.
-
Возвращение в класс. Работа с пословицами.
- На Руси всегда уважительно относились к мастерам и рукодельницам. За труд почитали, за лень порицали. Мастерство бережно передавали из поколения в поколение, благодаря этому до нас дошли изделия народных умельцев прошлых веков.
- Объясните значение пословиц, связанных с прядением:
У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
Прялка не Бог, а рубаху даёт.
Не напрядёшь зимою, нечего будет ткать летом.
Не ленись прясть, хорошо оденешься.
Недаром колесо прялки стало колесом времени - рождения, жизни и смерти, а символ круга означал солнце, вечность, образы Бога и мира как точки отсчёта. Колесо крутится - жизни нить прядётся, солнышко по небу катится.
Тема прядения и девушка-пряхи широко представлены в песенно-игровом фольклоре молодежи. Так, весной девушки исполняли веснянки, призывая птиц, которых просили принести весну и атрибуты рукоделия:
Жаворонки... принесите весну...
С пряльцем, с донцем,
С кривым веретёнцем!
Образы пряхи и непряхи раскрываются в сказках. Одним из ярких сказочных персонажей была невеста Финиста Ясна Сокола. Она находила своего жениха с помощью нити, прядущейся из «серебряного донца - золотого веретенца», или вышивания по «серебряному пяличку золотой иголочкой». В фольклорных сюжетах прядение прививало навыки, которые выражали «зрелость» невесты: по изготовленной чистой и тонкой пряже, по умению определить количество вещей, что из этой пряжи можно сделать. Например, в заонежской сказке «Про Ивана-царевича» две сестры хвастаются тем, сколько вещей они могут изготовить из своей пряжи, если к ним посватается царевич: старшая - полотенце и простыню, средняя - полотенце, порты и настилальник (простыню).
-
Рефлексия с элементами показа презентации
- Что нового узнали на сегодняшнем занятии? Что удивило?
- Захотелось вам ещё раз побывать в музее? Что бы вы рассмотрели более внимательно? (показ слайдов презентации)
- Что расскажете дома о сегодняшнем занятии?
-
Задание на дом
Что за диво посиделки на Руси!
Так и хочется и вас, детишек, пригласить.
Вечерком зимой студёной
В тёплый дом зайти с поклоном
Да совета у сердечка попросить!
- А совет простой - беречь ремёсла и песни народные, слово русское хранить, потому как в этом скрыта душа народа. Я хочу, чтобы каждый из вас хранил в душе своей любовь и уважение к своим истокам, передавая своим будущим детям и внукам любовь к России. А чтобы больше знать, расспросите своих бабушек и прабабушек о народных ремёслах.
А за активную работу на уроке каждому из вас подарю для раскрашивания рисунок девушки с прялкой.
(Дети получают раскраски и буклеты с информацией о прялке)
Использованная литература
-
Бернштам Т. А. Прялка в символическом контексте культуры // Сб. МАЭ. XLV. СПБ., 1992;
-
Воронов В. С. О крестьянском искусстве. М., 1972. С. 200.
-
Энциклопедический словарь. 2009.
-
(http://calendareveryday.ru/modul/index.php?id=narodn/10/7)
-
8