7


  • Учителю
  • НРАВСТВЕННЫй КЛАССНЫй ЧАС на тему: СУПРУЖЕСТВО БЕЗ БРАКА? в 11 классе

НРАВСТВЕННЫй КЛАССНЫй ЧАС на тему: СУПРУЖЕСТВО БЕЗ БРАКА? в 11 классе

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

НРАВСТВЕННЫЕ КЛАССНЫЕ ЧАСЫ

СУПРУЖЕСТВО БЕЗ БРАКА?

В России сейчас распадается каждый второй брак. Каждый тре­тий ребенок рождается вне брака. Каждый седьмой ребенок воспитыва­ется в неполной семье. На учете в милиции состоят 276000 родителей. Ежегодно рассматривается 35000 заявлений о лишении родительских прав, а среднестатистический россиянин - это человек, который, ско­рее всего, живет в гражданском браке (Татков О.В. Некоторые экологические и социальные аспекты, влияющие на здо­ровье и продолжительность жизни россиян // Наука. Технологии. Инновации. 2004. № 2-3).

Эти данные - наглядная иллю­страция кризиса семьи в России.

И в то же время, по ряду исследований ценностей подростков, про­веденных 1999 по 2001 гг., счастливую семейную жизнь и взаимопони­мание в семье подростки поставили на первое место. Эти же ценности подростки определили и как самые недостижимые (Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. М.: Генезис, 2000).

Предлагаемый классный час - это час общения на актуальную для 11-классников тему. Ключевые понятия - семья, брак, супружество. В ходе обсуждения дается нравственная и юридическая оценка такого явления, как гражданский брак.

Цели - расширить представление детей о семье как о важней­шем социальном институте, имеющем высокую личностную и об­щественную значимость; формировать позитивные представления о семейных ценностях, воспитывать уважение к ценностям нацио­нальной культуры; побуждать молодых людей к прогнозированию своей семейной жизни, к воспитанию у себя качеств, необходимых для семейной жизни, к изучению и соблюдению законов о семье и браке, к уважению прав личности.

Подготовительная работа: подготовить карточки с заданиями для трех групп (работа с понятиями).

Первая группа

Какое определение семьи вам кажется более точным и почему?

Семья - это социальная группа людей, любящих и заботя­щихся друг о друге.

Семья - это «общность людей, связанных отношениями супружества, родительства и родства на основе совмест­ного домохозяйства, которая выполняет функции воспро­изводства населения и социализации детей, а также содер­жания (поддержания существования) членов семьи» (Антонов А.И. Семья как институт среди других социальных институтов / Семья на пороге третьего тысячелетия. M.: Институт социологии РАН, Центр общече­ловеческих ценностей, 1995)

Вторая группа

Русское слово «брак» происходит от слова «брать». Кого или что берут в браке? Мужа, жену, взаимные обязательства? Что сейчас называют «гражданским браком»? Какие обяза­тельства берут на себя в таком браке?

Третья группа

«Супруги» - значит «вместе спряженные», т. е. 2 человека, которые тянут вместе свой жизненный воз. В каком случае эта «упряжка» приедет к счастливой семейной жизни? А при каких условиях будет «буксовать»?

- подготовить 3 комплекта деталей детского конструктора (обязательно с картинкой-схемой), из которых можно собрать какую-либо игрушку (самолет, машинку, трактор и т. п.) или 3 набора пазлов.

Оформление: фотографии, картинки, плакаты на темы «Се­мья», «Материнство», «Детство»; у доски поставить 3 стола для игро­ков (чтобы каждая пара стояла лицом к классу).

План классного часа

  • Вступительное слово.

  • Работа с понятиями «семья», «брак», «супружество».

  • Дискуссия по теме «Гражданский брак - "за" и "против"».

  • Ролевая игра «Совет да любовь».

  • Заключительное слово.

  • Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Как вы думаете, какие ценно­сти у современных подростков на первом месте: богатство, здоро­вье, любовь, дружба, карьера и активная жизнь, семья?

(Дети высказываются.)

Несколько лет назад этот же вопрос задали российским под­росткам ученые в ходе большого исследования. И, к удивлению ученых, самой большой ценностью для подростков оказалась «счастливая семейная жизнь». Еще удивительней, что именно семейная жизнь попала и в число недостижимых ценностей. Уче­ные дали свое объяснение этому явлению. А как бы объяснили это вы?

Примерные ответы детей:

  • У многих детей нет нормальной семьи. Родители с утра и до вечера зарабатывают на жизнь.

  • Многие родители даже в полных семьях общаются с детьми по принципу «уйди, не до тебя!».

  • Сейчас много неполных семей, дети страдают от развода ро­дителей, счастливая семейная жизнь им кажется недостижи­мым чудом.

  • Многие не верят, что смогут обеспечить семью. А без матери­альной базы какое же счастье?

  • Подростки понимают, что они будут так же «вкалывать» на свои семьи, и так же точно будут далеки от своих детей.

Классный руководитель. Примерно такие объяснения дали этому феномену ученые: вечная занятость и усталость роди­телей, их нежелание и неспособность заниматься воспитанием собственных детей, отчуждение между членами семьи. Это очень остро ощущают современные подростки. Но самое грустное, что они не верят в возможность семейного счастья.

Может быть, и не нужно к нему стремиться, может быть, институт семьи вообще стал анахронизмом? Зачем вообще люди вступают в брак?

Примерные ответы детей:

  • Для продолжения рода.

  • Чтобы вести совместное хозяйство.

  • Жить друг без друга не могут.

  • По традиции, чтобы быть не хуже других.

  • В поисках материальной выгоды.

  • Чтобы достичь каких-то благ (сделать карьеру, разбогатеть, получить квартиру).

Классный руководитель. Слово «брак» употребляется в другом смысле - как изъян, порок, неисправность. А любители каламбуров даже шутят, что «хорошее дело браком не называют». Попробуем разобраться. Что такое брак, каким он был раньше и ка­ким должен быть в наше время.

  • Работа с понятиями «семья», «брак», «супружество»

Классный руководитель. Говоря о семье, мы употреб­ляем такие слова: «семья», «брак», «супружество». Предлагаю уточ­нить смысл этих слов в результате групповой работы (делит класс на группы).

(Работа по карточкам. В течение 5 мин дети обсуждают вопросы.)

Слушаем представителей групп.

(Учитель дает слово представителям групп. Дети высказываются.)

Примерные ответы:

Первая группа

  • Первое определение слишком широкое, под него попадают и пары с нетрадиционной ориентацией, второе определение более точное.

Вторая группа

  • В браке супруги берут взаимные обязательства, которые при свидетелях скрепляются их росписью и печатью госучреж­дения. Гражданский брак - это совместная жизнь мужчины и женщины без официальной регистрации брака. В граждан­ском браке люди не берут на себя никаких обязательств.

Третья группа

  • Брак будет крепким, когда они вместе тянут общий груз, идут в одном направлении, объединены общими целями и задача­ми, если цели в жизни у них разные, направления движения разные, взгляды на жизнь разные, семейная повозка будет «буксовать».

Классный руководитель. Считаете ли вы, что, вступая в брак, создавая семью, будущие супруги должны договориться о терминах, выяснить, что они понимают под словами «брак», «се­мья», «супружество»?

Примерные ответы:

  • Конечно, если они будут считать, что семья - это просто со­вместное проживание, а брак - только штамп в паспорте, суп­руг - просто синоним слова «муж» или «жена», то они быстро разбегутся.

Классный руководитель. Семья, брак, супружество - это необходимые составляющие формулы семейного счастья, ко­гда мужчина и женщина объединены общим пониманием семьи, общими целями супружества и взаимными официальными обяза­тельствами брака.

  • Дискуссия по теме «Гражданский брак - "за" и "против"»

Классный руководитель. В наше время семьи зачас­тую создаются без оформления брачных отношений, а браки - без

создания семьи. Прочитайте тему нашего часа. В ней заключена двусмысленность. Супружество без брака. Как можно понимать это словосочетание? (Супружество без изъянов, без ошибок и супруже­ство без обязательств.)

В каком смысле это словосочетание применимо к понятию «гражданский брак»? (Супружество без обязательств.)

Когда-то гражданским браком называли именно брак, зареги­стрированный в государственном учреждении - в противовес цер­ковному. Сейчас так называют совместную жизнь мужчины и жен­щины без официальной регистрации брака. Хорошо это или плохо? Предлагаю высказать аргументы «за» и против» гражданского брака. Сначала послушаем защитников гражданского брака.

Примерные ответы:

  • Это дает возможность присмотреться друг к другу, проверить чувства.

  • Это вроде теста, возможность оценить, справишься ли ты с ролью мужа или жены.

  • Если у молодых нет денег на свадьбу, можно жить граждан­ским браком.

  • В гражданском браке люди живут именно по любви, а не из-за штампа в паспорте, когда любовь закончится, разбегутся - полная свобода!

Классный руководитель. Теперь слово противникам.

Примерные ответы:

  • Браком это можно назвать только в смысле «ошибка», «изъян», потому что никто не берет ответственности, никаких обяза­тельств, а значит, никакого брака там нет.

  • И супругами нельзя назвать тех, кто живет в гражданском браке: они не в одной упряжке, каждый держится за свою свободу.

  • Если, к примеру, эта пара живет в квартире мужа, и вдруг с ним что-то случилось, жена просто окажется на улице. Но если он не хочет об этом думать, то какая же это любовь? Тут и проверять нечего.

  • А вдруг в этом браке появится ребенок, а партнеры уже ре­шили, что не подходят друг другу?

  • Это нельзя назвать браком, потому что в этом союзе, как пра­вило, никто не берет особых обязательств в отношении того, с кем живет. И ни перед кем в такой ответственности «не рас­писывается».

  • При появлении ребенка мужчина не чувствует ответствен­ности за его жизнь, он даже может усомниться, его ли это ребенок, ведь в этом браке все было основано на свободе, клятвы верности никто не давал.

Классный руководитель. Скептики презрительно кива­ют на «штампик в паспорте», который не является гарантией любви. Но такая малость, как «штампик в паспорте», защищает имущест­венные и прочие права супругов и их детей. Каковы последствия гражданского брака для личности и общества?

Примерные ответы:

  • Плавно перетекает в официальный брак.

  • Этот брак распадается, и партнеры вступают в официальный брак с другими.

  • Потерянное время, разочарование в семейной жизни, нена­висть к представителям противоположного пола, одиноче­ство.

  • Сокращение населения, нехватка рабочей силы, приток ми­грантов, активизация фашизма.

Классный руководитель. В России сейчас распадается каждый второй брак. А сколько разрушается незарегистрированных союзов - этого уже никто не считал. Что делать, чтобы укрепить се­мью, уменьшить количество гражданских браков?

Примерные ответы:

  • Нужно давать молодым дешевые кредиты, чтобы можно было купить дом, машину, все необходимое для семейной жизни.

  • Нужно хорошо платить мужчинам, чтобы женщина не рабо­тала, а воспитывала детей.

  • Нужно объявлять выговоры, штрафовать.

  • Вернуться к истокам, к вере.

  • Просвещать молодежь, родителей, повышать престиж нор­мальной семьи.

Классный руководитель. Брачные отношения между супругами - это, прежде всего обязательства. Следовательно, отка­зывающиеся от брака, от супружества, отказываются, прежде всего, от взаимной ответственности.

IV. Ролевая игра «Совет да любовь»

Классный руководитель. Прежде чем послать экипаж на орбиту, космонавтов проверяют на психологическую совмести­мость. А супругам, которые впряглись в семейный воз, приходится выстраивать отношения по ходу движения, когда семейный корабль уже вышел на орбиту. Что значит «быть в одной упряжке»? Попро­буем разобраться в этом в ходе игры, которую мы назвали «Совет да любовь».

В игре примут участие 3 пары добровольцев. Им предстоит всего за 5 мин. решить трудную семейную задачу. Сегодня эта за­дача предстает перед ними и в виде головоломки из детского кон­структора. Каждая пара должна собрать определенную фигуру из деталей головоломки. Какая пара лучше всех справится с задачей? На этот вопрос предстоит ответить зрителям. Итак, прошу добро­вольцев к доске.

(Выходят 3 пары добровольцев. Учитель предлагает им выйти за дверь, чтобы подготовить материалы для игры.)

Пользуясь отсутствием игроков, я хочу объяснить вам кри­терии оценки. Для нас важно оценить, может ли данная пара ус­пешно работать именно «в упряжке», насколько они понимают, уважают друг друга. Поэтому внимательно присмотритесь, как они общаются друг с другом, есть ли у них лидер, глава, способны ли они идти на взаимные уступки или у них нет взаимопонима­ния и каждый действует сам по себе и даже стремится подавить другого. Чтобы ничего не упустить, предлагаю каждому ряду со­средоточить внимание на одной паре (первый ряд - на первой, второй - на второй и т. д.)

(Затем учитель приглашает пары в класс, предлагает занять места и объ­ясняет суть задания.)

Задания получены, начинаем игру.

(В течение 5 мин. участники игры собирают головоломки. Зрители вни­мательно следят за ходом работы, отмечают их реплики, жесты, манеру отно­шений.)

Спасибо нашим уважаемым добровольцам за участие в игре. Но теперь я открою секрет, что в этом нехитром испытании про­верялись не быстрота и сноровка, а именно умение сотрудничать. Ведь об одних семьях говорят: «живут душа в душу», «понимают друг друга с полуслова», а о других говорят: «живут как кошка с собакой», «тянут воз в разные стороны». Послушаем, что скажут о наших парах зрители.

(Зрители комментируют действия игроков.)

Способность к взаимопониманию, взаимоуважение. Именно на этих качествах держится семья. Недаром лучшее пожелание молодоженам - «Совет да любовь!». От этих неуловимых качеств зависит и благополучие, и моральный климат в семье. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже, а кто-то учится этому всю жизнь.

V. Заключительное слово

Классный руководитель. Как-то я слышала фразу одно­го православного священника, который сказал: «Мне кажется уди­вительным не то, что семья терпит такой кризис, а то, что она у нас все еще сохраняется. Я не верю в такие прогнозы, что через 50 лет в России будет 50 млн человек (к тому же пенсионеров), а в сосед­ней Турции - 150 млн молодых ребят. Я верю, что такие прогнозы не исполнятся». Современные подростки уже мечтают о счастливой семейной жизни. Но недаром же говорят, что мечты материальны. Если очень сильно захотеть, они обязательно сбудутся. А значит, к середине XXI в. в России будут миллионы счастливых многодетных семей.

VI. Подведение итогов

Классный руководитель. Разделяете ли вы оптимизм священника? Что дало вам уточнение понятий «семья», «брак», «суп­ружество»? Изменилось ли ваше отношение к гражданскому браку? Считаете ли вы, что при создании семьи нужно руководствоваться не модой, а опытом предыдущих поколений?

ЛЮБОВЬ НА БУКВУ «С»

Любовь сильнее смерти и стра­ха смерти.

Только ею, только любовью дер­жится и движется жизнь.

И. С. Тургенев

Цели - углубить представления выпускников о любви; форми­ровать положительную нравственную оценку любви как высокого, благородного чувства, предостеречь от легкомысленного, поверх­ностного отношения к любви; побуждать к повышению своего куль­турного уровня, к самопознанию, саморазвитию.

Подготовительная работа: предложить двум ученикам прочитать диалог (отрывок из повести А. Куприна «Суламифь». Хо­рошо, если читать отрывок будут не «звезды» класса, а незаметные, тихие ребята. Он не должны декламировать, играть - просто внятно и тихо прочитать роскошный текст Куприна, чтобы создать опреде­ленное настроение, с которым дети уйдут с классного часа.

Плац классного часа

  • Мозговой штурм.

  • Мотивационная беседа по теме «Нужно ли учиться отличать любовь от подделок?».

  • Работа с понятиями (в микрогруппах).

  • Проблемная ситуация «Диагноз - любовь».

  • Незавершенное предложение «Признаки настоящей любви - это...».

  • Интерактивная беседа по теме «Быть или иметь».

  • Заключительное слово.

  • Подведение итогов.

Ход классного часа

  • Мозговой штурм

Классный руководитель. Тема сегодняшнего классно­го часа - «Любовь на букву "С"». Какие ассоциации возникают у вас в связи с этой темой?

(Дети называют слова, учитель записывает их на доске.)

Примерные ответы:

- Секс, сочувствие, страсть, стерпится-слюбится, супружество, сильнее смерти, спорт, с первого взгляда и т. п.

  • Мотивационная беседа по теме «Нужно ли учиться отличать любовь от подделок?»

Классный руководитель. Мы перечислили много видов любви. Но все ищут настоящей, единственной, любви, на всю жизнь. Как говорил великий Франсуа Ларошфуко, «любовь - одна, подделок под нее - тысячи». Нужно ли умение отличать настоящую любовь от поддельной? К чему могут привести ошибки в любви? (Личные трагедии, распавшиеся семьи, одиночество, безотцовщина, беспри­зорные дети и т. п.) Сегодня мы и будем говорить о том, что такое настоящая любовь и как отличить ее от подделок.

  • Работа с понятиями (в микрогруппах)

Классный руководитель. Итак, мы сегодня говорим о различных видах любви. Мы выбрали только значения на букву «С». Поработаем с этими значениями. Послушайте задания для групп.

Первая группа. Подобрать к каждому слову пример из худо­жественной литературы. (Секс - Пьер и Элен, Григорий и Аксинья, спорт - Дон Жуан, Анатоль Курагин, страсть - Павел Петрович и княгиня Р., Фауст и Маргарита, стерпится-слюбится - Татьяна и ее муж, Одинцова и ее муж, капитан Миронов и его жена, сильнее смерти - Желтков, Ромео и Джульетта, сочувствие, сострадание - Соня и Раскольников, самопожертвование - Вера, возлюбленная Пе­чорина и т. п.)

Вторая группа. В греческом языке есть три слова, означающих разные уровни чувства мужчины и женщине: «агапе» - жертвенная любовь; «филиа» - дружеская привязанность; «эрос» - чувственное влечение. Какие из написанных слов на букву «С» могут быть при­мерами к этим видам любви? [«Агапе» - сильнее смерти, «филиа» - стерпится-слюбится, «эрос» - секс, страсть, спорт.)

Третья группа. В этом ряду - различные грани любви. Какие из них могут дополнять друг друга, а какие несовместимы с другими и, по сути, любовью не являются? (Спорт - несовместим слюбовью, потому что нет привязанности, желания раскрыть человека. Все остальные могут дополнять друг друга.)

Четвертая группа. Различают 3 уровня любви: физический, ду­шевный и духовный уровень. Как бы вы расположили эти значения любви по возрастанию? (Секс, страсть, сочувствие, сопереживание, сострадание, стерпится-слюбится, сильнее смерти, самопожерт­вование.)

Как много разных понятий вкладывает человек в слово «лю­бовь». В каком смысле речь идет о настоящей, истинной любви? (Самопожертвование, сильнее смерти, а может быть, соединение трех «С»: секс, сопереживание, самопожертвование.)

IV. Проблемная ситуация «Диагноз - любовь»

Классный руководитель. Некоторые значения любви стали медицинским диагнозом. Недавно в газетах появилась сен­сация: Всемирная организация здравоохранения внесла любовь в реестр заболеваний, присвоив номер F63.9. С медицинской точки зрения, любовь - не болезнь в чистом виде, а «измененное состоя­ние сознания». Так считает автор одной статьи, появившейся в ин­тернете (Любимцева Ю. Любовь на букву «С» // <vww.from-ua.com/kio/8ab27d/882ea. htm</<font color="#666666">>).

Послушайте отрывок из этой статьи.

...Что такое любовь? Это такое большое, прекрасное, сильное чувст­во, скажете вы. На самом деле - не так. На самом деле любви нет... И это подтверждают выводы ученых: великое, воспетое поэтами чувство - все­го лишь... могучий инстинкт продолжения рода, подкрепленный рядом физиологических реакций. Работает этот биологический механизм при­мерно так: мы неосознанно ищем себе партнера согласно своему опыту, вкусам, интересам. Чаще всего приманкой становится красота, иногда ум, богатство, т. е. мы влюбляемся «во что-то». И вот тогда уже возникает специализированный, в строжайшем смысле слова индивидуализиро­ванный половой инстинкт, итоговая цель которого - физическое облада­ние, проще говоря - секс. С момента возникновения инстинкта сознание начинает нас обманывать. Инстинкт маскируется под восхищение или пылкую страсть.

Любовный эгоизм оказывает влияние на самые важные дела и события в жизни, поощряет на самые рискованные и дурные поступки; требует себе в жертву то жизни и здоровья, то общественного положения и счастья, от­нимает совесть у честного, делает предателем верного, и вообще всячески пытается достигнуть главной цели - быть удовлетворенным. Что самое уди­вительное - взаимное чувство тут не так уж важно. Подарки, ухаживания, серенады под окном, чай, кофе, потанцуем - все это мы в первую очередь делаем для себя...

О каком виде любви идет речь? (Сумасшедшая любовь, страсть, секс.)

Почему автор называет этот вид любви «любовным эгоизмом»? (Человек думает только о своих удобствах и удовольствиях.)

Сумасшедшая любовь, страсть, секс - это обычно любовь «за что- то». За что? (Красота, физическая сила, богатство, модная одежда, ум, красноречие и т. п.)

Как внешне выражается это чувство? (Бурные страсти, пыл­кость чувств.)

Итак, можем записать на доске признаки: эгоизм, любовь за что- то, пылкость чувств. Как и всякая болезнь, влюбленность имеет свои симптомы, свою продолжительность, свой прогноз. Что вы можете сказать об этом? Что является признаком излечения от любовной болезни?

Примерные ответы:

  • Симптомы: любовный голод, любовная лихорадка, сердце уча­щенно бьется, все мысли заняты только объектом обожания и т. п.

  • Прогнозы: от суицида до полного излечения.

  • Продолжительность - 3-12 месяцев.

  • Признаки излечения: с глаз спадает пелена, и объект обожа­ния вдруг начинает тяготить, появляются мысли типа: «И что я в ней нашел?»

Классный руководитель. Бывают врачебные ошибки, когда врач неправильно поставил диагноз. Эти ошибки могут при­вести к роковым последствиям. Но и влюбленные могут ошибиться, приняв обычную влюбленность за любовь. К чему могут привести такие ошибки? (К скоропалительному браку, который быстро рас­падется, к суицидам, психическим заболеваниям.)

Сумасшедшая любовь, страсть, секс - это яркие, сильные, острые чувства. Но психологи все-таки не считают их настоящей любовью. А связывают их с влюбленностью и даже называют это болезнью, повреждением сознания. Почему?

Примерные ответы:

  • Влюбленные совершают много необдуманных поступков.

  • Это состояние проходит, оставляя в душе пустоту.

  • Влюбленность похожа на наркотическую зависимость.

Классный руководитель. Но влюбленность - это не толь­ко телесное влечение. Многие влюбленные говорят о душевном

притяжении. В чем оно проявляется, по-вашему? (Общие интересы, дружба, доверие, уважение и т. п.)

Иногда говорят, что у любви много врагов. Какие это враги? (Раз­лука, время, старость, эгоизм, жадность, гордыня, быт, бедность, расстояние, родственники, друзья, зависть, ревность и т. п.)

Но все эти враги могут разрушить только влюбленность, незре­лую любовь. Для настоящей любви они нестрашны. Ведь настоящая любовь недаром связывается с вечностью.

В начале урока мы перечислили различные значения любви. Ка­кое из них является ключевым для определения настоящей любви? (Самопожертвование, сильнее смерти.) Это чувство уже совершенно не похоже на влюбленность.

V. Незавершенное предложение «Признаки настоящей любви - это...»

Классный руководитель. Можно сказать, что настоящая любовь является антиподом влюбленности. Значит, чтобы опреде­лить признаки настоящей любви, нужно просто подобрать антонимы к признакам влюбленности. Попробуйте завершить предложение, перечислив 3 признака настоящей любви.Влюбленность

Настоящая любовь

Пылкость, скоротечность

Вечность, постоянство

Влюбленность во что-то

Любовь ни за что

Эгоизм

Жертвенность

(Признаки настоящей любви - это вечность, постоянство, лю­бовь ни за что, жертвенность.)

VI. Интерактивная беседа по теме «Быть или иметь»

Классный руководитель. Может ли влюбленность пе­рерасти в настоящую любовь? (Может, если люди создадут семью и будут беречь свою любовь.)

Можно сказать, что влюбленность - это только маленькое зер­нышко любви, из которого может вырасти настоящая любовь. А что это такое, «не сможет понять ни один человек, пока не проживет в браке четверть века». Так считал великий американский писатель Марк Твен. Согласны ли вы с ним? (Можно прожить полвека и ос­таться чужими, а можно действительно взрастить настоящую любовь.)

Действительно, сама по себе жизнь в браке не рождает любовь. Многие браки начинаются с телесного влечения, душевного при­тяжения, но потом все это куда-то испаряется, и люди становятся чужими, семья распадается. Психологи заметили, что для счастли­вого брака нужно еще и духовное влечение, а не только телесное и душевное. А как же узнать, есть это влечение или нет?

(Предположения детей.)

Некоторые психологи предлагают для этого простой тест. На­зовем его «Быть или иметь». Вступая в брак, нужно просто задать себе вопрос: «Вы хотите иметь жену? Иметь детей? Иметь уютный дом? Или же вы хотите быть мужем?Быть отцом? Быть хозяином дома?» Как вы думаете, каким может быть ключ к этому тесту? Какие ответы даст человек, у которого есть духовное влечение к своему избраннику? (Они выберут вариант «быть»: в этом ответе уже заложено желание изменить себя ради кого-то, а вариант «иметь» не предполагает развития. В нем только одно эгоистическое жела­ние чем-то или кем-то обладать.)

Действительно, желание быть кем-то для другого человека и есть то самое духовное влечение, которое должно проявиться в идеале перед вступлением в брак. Оно является самым главным для построения семьи. Даже его одного уже достаточно для по­строения семьи. Вот почему раньше судьбу молодых часто решали родители, даже не спрашивая молодых об их желании. Душевное и телесное влечение не так важно, если у мужчины есть желание стать настоящим мужем, а у женщины - стать настоящей женой. Хо­чется привести цитату из книги психолога Эриха Фромма «Искусст­во любить»: «Проблема любви заключается не в проблеме выбора субъекта любви, а в способности любить». Как понять эти слова? (Тот, кто не способен любить, может долго выбирать жену, достой­ную себя, но так и не найти идеальную, а тот, кто хочет стать хорошим мужем, станет им при любой жене, то же можно сказать и о женщинах.)

Получается, что зародыш настоящей любви и содержится в этом желании быть мужем или женой. Делать что-то хорошее для любимого человека. Изменять себя ради него. Тогда, получается, что «стерпится-слюбится» - это и есть путь к настоящей любви? (Терпение, конечно, необходимо, но оно притупляет чувства, за­меняет их привычкой. А с другой стороны - «привычка свыше нам дана, замена счастию она...»; в старые времена через терпение приходили к любви даже безразличные друг другу люди - пример: Одинцова и ее муж в романе Тургенева «Отцы и дети»: «Они живут в большом ладу друг с другом и доживутся, пожалуй, до счастья... пожалуй, до любви».)

Ну, а что же это за любовь, которая «сильнее смерти»? Неужели она тоже может вырасти из терпения и привычки?(Вряд ли: в любви, основанной на терпении и привычке, мало романтизма, а тут - прямо героика какая-то, подвиг.)

А вообще, любовь, которая «сильнее смерти» - это настоящая любовь или болезнь, или, может быть, дар, талант, который дается только избранным? (Это любовь настоящая по всем признакам (веч­ная, любовь не за что, жертвенная), но такая любовь дается толь­ко возвышенным, романтическим, талантливым людям, а может быть, это и самовнушение.)

  • Заключительное слово

Классный руководитель. Тайна любви к человеку на­чинается в тот момент, когда мы на него смотрим без желания им обладать, без желания над ним властвовать, без желания каким бы то ни было образом использовать его возможности или его само­го, - только глядим и изумляемся той красоте, что нам открылась. Тысячи лет люди пытаются разгадать тайну любви, и все-таки любовь остается самым загадочным и непостижимым чувством. Наука от­крывает новые звезды, галактики, проникает в глубины наномира, но ни один ученый так и не смог объяснить, что такое любовь. И даже премудрый царь Соломон не смог разгадать этой тайны.

(Звучит музыка, юноша и девушка выходят к доске, читают диалог.)

Девушка. «Скажи мне, мой царь, - спросила однажды Суламифь, - не удивительно ли, что я полюбила тебя так внезапно? Я теперь припоминаю все, и мне кажется, что я стала принадлежать тебе с самого первого мгновения, когда не успела еще увидеть тебя, а только услышала твой голос. Сердце мое затрепетало и раскры­лось навстречу тебе, как раскрывается цветок во время летней ночи от южного ветра. Чем ты так пленил меня, мой возлюбленный?»

Ю н о ш а. И царь, тихо склоняясь головой к нежным коленям Суламифь, ласково улыбнулся и ответил: «Тысячи женщин до тебя, о моя прекрасная, задавали своим милым этот вопрос, и сотни веков они будут спрашивать об этом своих милых. Три вещи есть в мире, непонятные для меня, и четвертую я не постигаю: путь орла в небе, змеи на скале, корабля в море и путь мужчины к сердцу женщины».

Девушка. «Да, - сказала Суламифь задумчиво, - может быть, человек никогда не поймет этого...»

Классный руководитель. Первые три загадки давно разгаданы. Четвертую - путь женщины к сердцу мужчины - не постигли до сих пор. Может быть, сама эта тайна и является главным признаком настоящей любви?

(Звучит музыка.)

  • Подведение итогов

Классный руководитель. Что осталось после сегодняш­него разговора? Скука? Удивление? Радость?

ДЕНЬГИ И МИФЫ

В настоящее время в России происходит смещение в системе жизненных ценностей, переосмысливается значимость денег в жизни, данные различных социологических исследований говорят о том, что у многих молодых людей приоритетной жизненной целью становится достижение богатства любыми средствами, в т. ч. и незаконными. Таким образом, тема богатства, денег, материальной обеспеченности очень актуальна для выпускников.

Предлагаемый классный час - это дискуссия о роли денег в обще­стве, в жизни человека. Ход дискуссии: два ведущих, представляющих полярные точки зрения, «вбрасывают» в аудиторию аргументированные идеи-утверждения о роли и значении денег (6 утверждений - 6 раун­дов дискуссии). Задача участников дискуссии - подтвердить или ос­порить эти утверждения. В конце каждого раунда ведущий проводит голосование, сколько участников поддерживают предложенную идею. Классный руководитель следит за временем, за полминуты предупре­ждает участников об окончании раунда. По результатам всех раундов участники дискуссии получат срез мнений относительно места и роли денег в жизни человека.

Цели дать представление о различных стереотипах, касаю­щихся роли денег и богатства в жизни человека, углубить знания о традиционном для России отношении к богатству; воспитывать позитивную оценку таких качеств характера, как целеустремлен­ность, настойчивость, трудолюбие, формировать отрицательное отношение к стяжательству, эгоизму; побуждать к самообразованию, саморазвитию, к активному поиску своего места в жизни.

Форма проведения: дискуссия.

Подготовительная работа:

  • предложить двум ученикам сыграть роли ведущих. Их зада­ча - «вбрасывать» в аудиторию спорные мысли, чтобы спро­воцировать обсуждение. Примерные тезисы и аргументы приводятся в сценарии;

  • можно предложить одному из учеников сделать слайд-фильм, сопровождающий вступительное слово учителя. Фильм дол­жен создать определенное настроение для дискуссии (богат­ство и бедность, контрасты современной России и т. п.).

Оборудование: компьютер (если будет сделан слайд-фильм).

Оформление: написать на доске содержание шести раундов (из плана классного часа).

11лак классного часа

  • Вступительное слово.

  • Дискуссия по теме «Мифы и деньги».

. Первый раунд. «Деньги - это абсолютное зло».

. Второй раунд. «Деньги - это Бог».

. Третий раунд. «Богат тот, кто мало тратит».

.Четвертый раунд. «Деньги - это свобода».

. Пятый раунд. «Не в деньгах счастье».

. Шестой раунд. «Деньги - это символ успеха».

. Обсуждение результатов.

  • Заключительное слово.

  • Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Сегодня мы поговорим о роли денег, богатства в жизни общества. О деньгах, их силе и влиянии на судьбы людей написано и сказано немало. На протяжении веков люди обожествляли деньги, приписывали им магические свойства, боялись и ненавидели их. Но, так или иначе, деньги всегда влияли на судьбы людей. В России отношение к богатству и деньгам тради­ционно было отрицательным. Эту мысль выразила великая русская поэтесса Марина Цветаева, заметив, что «сознание неправедности денег в русской душе невытравимо». Может быть, именно в этом корни нашей бедности, материального неблагополучия?

Но в XXI в. Россия вступила в новый - капиталистический - этап развития, и вот уже большинство молодых людей ставят деньги, богатство в число своих приоритетных жизненных ценностей. Что это? Изменение сознания? Преодоление мифов и стереотипов? «Тле­творное влияние Запада»? Изменение роли денег в современном российском обществе? Или исчезновение русской души?

Эти вопросы мы обсуждаем в ходе дискуссии. В сегодняшней дискуссии - 6 раундов. Их по очереди проводят двое ведущих, которые представляют различные мифы и стереотипы о деньгах. В каждом раунде ведущий «вбрасывает» аргументированную мысль для обсуждения. Задача участников дискуссии - в течение 5 мин. поддержать своими аргументами или опровергнуть эту мысль. В конце раунда проводится голосование о том, сколько участников поддерживают предложенную идею. По результатам всех раундов мы получим срез различных мнений и увидим, какое отношение к деньгам и богатству преобладает в нашем классе.

Передаю слово ведущим ток-шоу (имена, фамилии).

II. Дискуссия по теме «Мифы и деньги»

1. Первый раунд. «Деньги - это абсолютное зло»

Ведущий 1. Первый раунд. Его идея: «Деньги, богатство - это абсолютное зло».

Аргументы:

  • Все войны всегда совершались из-за богатства (нефть, газ, золото и т. п.)

  • Большинство преступлений в мире совершается из-за денег.

  • Деньги калечат души людей, порождая высокомерие, занос­чивость, гордыню, тщеславие и самодовольство. По меткому выражению В. Скотта, «золото убило больше душ, чем желе­зо - тел».

  • И в Евангелии говорится, что «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:24).

Примерные возражения:

  • Имущественные преступления - это скорее проявление та­кого порока, как зависть (к успеху, красоте, благополучию и т. п.). Основным мотивом преступлений сейчас является склонность к насилию, как способу самоутверждения.

  • Не только преступления, но и много добра в мире соверша­ется с помощью денег: помощь бедным, сиротам, операция, которая может спасти жизнь человека, тоже не обходится без денег.

  • Если «игольное ушко» понимать в прямом смысле, как «ушко» иголки для шитья, тогда действительно, выходит, что богат­ство - это грех и богатому невозможно спасти свою душу. Но в данном отрывке Евангелия говорится не об игле, а об Иеру­салимских воротах, ведущих в город. В древнем Иерусалиме было много ворот, и одни из них назывались «Игольные уши», т. к. были тесны. И когда верблюдам путешественников слу­чалось входить в город через эти ворота, то им приходилось вставать на колени и протискиваться сквозь них с усилием, в результате чего они входили в Иерусалим. Значит, исходя из смысла этого отрывка, богатому возможно войти в Царство Божие, но трудно.

    • Законы Библии не препятствуют человеку быть богатым. Бог желает видеть своих детей преуспевающими, живущими в из­бытке, но при этом умеющими противостоять искушениям сытой и богатой жизни. Не Его воля, чтобы люди проводили жизнь в бедности и лишениях. Что же действительно Библия осуждала, так это не сами деньги, а сребролюбие («Корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6:10), т. е. любовь к день­гам, неправильное к ним отношение. К деньгам необходимо относиться как к условию благосостояния, «жизни с избыт­ком», но не как к объекту любви.

Ведущий 1. Время обсуждения истекло. Напоминаю основ­ную мысль первого раунда: «Деньги - это зло». Прошу голосовать: кто готов поддержать эту идею?

(Участники дискуссии голосуют, учитель записывает результат на доске, напротив соответствующего пункта плана.)

  • Второй раунд. «Деньги - это Бог»

Ведущий 2. Объявляется второй раунд. Его идея: «Деньги - это Бог. Они всемогущи».

Аргументы:

  • Само слово «богатство» произошло от слова «Бог».

  • С помощью денег можно решить абсолютно все проблемы. То, чего нельзя купить за деньги, можно купить за очень большие деньги.

  • Деньги правят миром. Только с помощью денег можно полу­чить власть. Реальной властью над миром сейчас обладают несколько семейств, которые контролируют финансовые по­токи.

Примерные возражения:

  • Не все можно купить за деньги (здоровье, любовь, уважение, вера, дружба, честь - всего этого не купишь).

  • Не все проблемы можно решить за деньги, есть люди, которые не берут взяток, не продаются.

  • Слово «богатство» может означать «данное Богом», а не взятое насильно любой ценой.

Ведущий 2. Обсуждение закончено. Напоминаю основную мысль второго раунда: «Деньги - это Бог». Прошу голосовать: кто с этим согласен?

(Участники дискуссии голосуют, учитель записывает результат на доске, напротив соответствующего пункта плана.)

  • Третий раунд. «Богат тот, кто мало тратит»

Ведущий 1. Объявляется третий раунд. Его идея: «Богат тот, кто мало тратит». Богатство дается только тому, кто может ограни­чить свои потребности, отказывая себе во всем, откладывая по ко­пеечке.

Аргументы:

  • Такому богатству никто завидовать не будет, потому что не ка­ждый способен на аскетизм.

  • Большинство миллиардеров на Западе известны своей скром­ностью: они не пользуются такси, одеваются очень скромно, держат в строгости детей, не балуют их дорогими вещами. Эта экономия и позволила им накопить миллиарды.

  • И народная мудрость об этом говорит: «Курочка по зернышку клюет - и сыта», «Копейка рубль бережет» и т. п.

Примерные возражения:

  • Это идея пассивных, трусливых, жадных людей, которые бо­ятся рисковать.

  • Ограничивая потребление, человек теряет стимулы к труду.

  • Можно копить деньги всю жизнь, а потом потерять в одну минуту. Как известно, у людей старшего поколения «сгорели» вклады в Сбербанке СССР, и никто пока не может выплатить эти вклады, пропали сбережения и во время дефолта; банки могут обанкротиться, может упасть курс валюты, и тогда все усилия пропадут. Зачем тогда такие подвиги и самоограниче­ние?

  • Человек может так и не воспользоваться накопленным богат­ством, а наследники просто растранжирят его на пустяки.

  • Кто много тратит, у того появляется стимулы к тому, чтобы много работать и много зарабатывать.

  • Что касается западных миллиардеров, то многие из них полу­чили свои капиталы в наследство, а предки сколотили деньги преступным путем.

Ведущий 1. Раунд закончен. Напоминаю его идею: «Бога­тый тот, кто мало тратит». Прошу голосовать: кто поддерживает эту идею?

(Участники дискуссии голосуют, учитель записывает результат на доске, напротив соответствующего пункта плана.)

4. Четвертый раунд. «Деньги - это свобода»

Ведущий 2. Внимание: четвертый раунд! Его основная мысль - «Деньги - это свобода и независимость».

Аргументы:

  • Только деньги, богатство могут дать свободу. Свободу поку­пать любые вещи, путешествовать, выбирать страну прожи­вания.

  • Только деньги делают человека независимым от мнения ок­ружающих. Богатый человек может не обращать внимания на то, что о нем скажут, наоборот, все интересуются его мне­нием.

  • Деньги позволяют человеку нарушать правила и законы - все­гда можно заплатить выкуп или взятку.

Примерные возражения:

  • Деньги - это рабство, страх и зависимость, ведь нужно посто­янно заботиться, как их не потерять.

  • Привычка сорить деньгами ведет к распущенности, а не к свободе.

  • Нарушение законов чревато потерей свободы, не всегда можно откупиться. Например, в США полицейские штрафуют и привлекают к суду невзирая на лица.

Ведущий 2. Время вышло! Напоминаю идею этого раунда: «Деньги - это свобода». Прошу голосовать: кто поддерживает эту мысль?

(Участники дискуссии голосуют, учитель записывает результат на доске, напротив соответствующего пункта плана.)

5. Пятый раунд. «Не в деньгах счастье»

Ведущий 1. Объявляется пятый раунд. Его идея: «Не в деньгах счастье».

Аргументы:

По мнению ученых (ФенькоА.Б. Люди и деньги. М.: Класс, 2005), для большинства людей главным ис­точником счастья является досуг. Причем это не связано с тратой денег: общение с друзьями, прогулки, хобби, публичные библиотеки и занятия спортом, телевидение и радио.

  • Большие деньги рождают зависть у окружающих, лишают друзей.

  • Большие деньги поощряют развитие пороков: алкоголизм, наркомания, игромания и др.

  • Большие деньги, если они «свалились» в качестве выигрыша, наследства, лишают детей стимула к труду, к самореализа­ции.

  • «Большие деньги - большие проблемы», - гласит народная мудрость.

Примерные возражения:

  • Чаще бывает, что именно отсутствие денег создает очень большие проблемы.

  • Можно не демонстрировать своего богатства, сохранить ува­жение друзей.

  • Чтобы не провоцировать преступления, можно переехать в район, где живут равные тебе люди.

  • Бедность гораздо чаще становится источником различных пороков.

  • Насчет стимула к саморазвитию, так во всем мире, да и в Рос­сии, есть династии предпринимателей, в которых дети входят в бизнес и успешно продолжают семейное дело. Стимулом для них служит желание передать своим детям процветаю­щий бизнес.

  • «Счастье не в деньгах, а в их количестве»,- гласит народная мудрость.

Ведущий 1. Раунд закончен! Его основная идея: «Не в деньгах счастье». Прошу голосовать: кто с этим согласен?

(Участники дискуссии голосуют, учитель записывает результат на доске, напротив соответствующего пункта плана.)

б. Шестой раунд. «Деньги - это символ успеха»

Ведущий 2. Объявляется шестой раунд. Его идея: «Деньги - это символ успеха». Только деньги могут показать, чего ты достиг в жизни.

Аргументы:

  • Эта идея нашла отражение в пословицах многих народов. Всем известна русская пословица: «Какие труды, такие и плоды».

  • Талант, мастерство, инициатива, опыт всегда получают возна­граждение, а лень, пассивность ведут к бедности.

  • Высокий уровень жизни на Западе можно объяснить тем, что люди там просто умеют работать.

  • Дом, район, марка машины, одежда - достаточно на это по­смотреть, и сразу увидишь, сколько стоит человек.

  • Знаменитые актеры, спортсмены, фотомодели получают мил­лионы за час работы.

  • Недаром существует рейтинг миллиардеров и миллионеров, где каждый знает свое место.

Примерные возражения:

  • Эта идея была справедлива для феодального общества, а в наше время деньги - это мерило человеческой подлости, жадности, скупости.

  • Большинство крупных состояний нажито преступным путем: уклонение от налогов, устранение конкурентов (вплоть до убийства), наркоторговля, рэкет и т. п.

  • Во всяком случае, к России это не относится: у нас часто пре­красный врач, учитель, инженер получают такую же зарплату, что и халтурщик, невежа, лентяй.

  • Дом, машина, одежда и тому подобное - не показатель успе­ха: все эти материальные блага можно украсть или получить в подарок. При этом сам человек может быть ничтожным.

  • А знаменитые на весь мир художники умерли в нищете, вели­кие писатели, поэты, актеры, ученые жили очень скромно.

  • Кроме рейтинга миллиардеров есть и рейтинги открытий, романов, картин и т. п.

  • Мерилом успеха являются не деньги, а продукты человече­ского труда.

Ведущий 2. Раунд закончен! Его основная идея: «Деньги - это символ успеха». Прошу голосовать: кто с этим согласен?

(Участники дискуссии голосуют, учитель записывает результат на доске, напротив соответствующего пункта плана.)

7. Обсуждение результатов

Классный руководитель. Наше обсуждение подходит к концу. Посмотрите на результаты дискуссии. Наибольшую под­держку получила идея (называет).

Соответствует ли эта идея российской традиции с ее сознанием «неправедности денег», о котором говорила М. Цветаева?

Вытравилось ли в русской душе сознание неправедности денег? И если нет, то почему?

Что представляет собой общество, в котором господствует культ денег? Хотели бы вы жить в таком обществе?

Деньги для вас - это цель или средство?

Бедность - это порок?

Какие из мифов, на ваш взгляд, мешают россиянам богатеть?

(Дети высказываются.)

III. Заключительное слово

Классный руководитель. По мнению западных психоло­гов, поговорка «Не в деньгах счастье» справедлива только для бла­гополучных стран. И наиболее безразличными к деньгам являются там именно представители среднего класса. В России пока среднего класса нет, отсюда и наша нынешняя денежная одержимость. В по­следние годы сотни иностранных специалистов ринулись в Россию, чтобы объяснить русским, почему они так бедны, рассказать, что такое деньги и как ими пользоваться. Но вот что интересно: в США русские составляют всего 1,1% американских семей, но при этом 6,4% из них - семьи миллионеров.

«Непропорционально большой процент русских в Америке - владельцы, управляющие собственным делом, причем дух пред­принимательства у них передается из поколения в поколение». Это цитата из книги американских авторов Стэнли и Данко «Ваш сосед - миллионер: Невероятные тайны богатства в Америке». Оказывается, русские прекрасно понимают, что такое деньги и умеют их зараба­тывать.

И в заключение - 7 черт, которыми обладают все люди, скопив­шие значительные состояния:

  • Они живут намного скромнее, чем позволяют средства.

  • Они эффективно распределяют время, энергию и деньги так, чтобы увеличить свое состояние.

  • Финансовая самостоятельность для них важнее, чем демон­страция высокого социального статуса.

  • Родители не оказывали им материальную помощь.

  • Их взрослые дети финансово самостоятельны.

  • Они следят за рыночной конъюнктурой.

Они правильно выбрали профессию (Стэнли Т.Дж.,ДанкоУ.Д. Ваш сосед - миллионер: Невероятные тайны богатства в Америке. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998).

Надеюсь, вы сможете выработать в себе эти черты и сумеете стать богатыми и успешными... Если захотите.

БОГАТСТВО: СПАСЕНИЕ ИЛИ ГРЕХ?

Богатство перед Богом - боль­шой грех.

Пусти душу в ад - будешь богат.

В аду не быть - богатства не на­жить.

Русские пословицы

Ток-шоу, посвященное традициям русского предпринимательства. В ходе ток-шоу ведущий дает слово «гостям», после чего предлагает участникам вопросы для обсуждения.

Цель: углубить представление детей о традиционном для России отношении к богатству, познакомить с традициями русского предпринимательства; формировать позитивную оценку таких нрав­ственных качеств, как целеустремленность, трудолюбие, скромность; воспитывать уважение к национальным традициям; побуждать к са­мосовершенствованию, саморазвитию, самообразованию.

Форма проведения: ток-шоу.

Предварительная подготовка с детьми: подгото­вить ведущего и «гостей» ток-шоу: игрок, подросток, писатель, зна­токи (2), историки (2), обеспечить их текстами ролей.

Оформление: написать на доске тему, эпиграфы.

План классного часа

I. Вступительное слово «Кривое зеркало рынка».

II.Ток-шоу «Богатство: спасение или грех?».

  • Литературные герои о деньгах и богатстве.

  • Этика протестантская и православная.

  • Бизнес и мораль.

  • Заключение.

III. Подведение итогов.

Ход классного часа

. Вступительное слово «Кривое зеркало рынка»

Классный руководитель. Один известный православ­ный миссионер как-то заметил: «Сегодня мы являемся иностранцами в своей стране. Не знаем ее языка, ее культуры, не знаем всерьез ее истории, не знаем ее памятников, не знаем языка ее икон, ее хра­мов. Не понимаем очень и очень многих страниц в ее классической поэзии и литературе. Так вот и мы для западного мира сегодня, как какие-то обезьяны-подражатели во всем: в мелочах, в быту, в архи­тектуре, в языке и т. д. Ну и скучно же в это плохое, некачественное зеркало смотреться!» (А. Кураев)

Российская экономика - тоже стала таким некачественным зер­калом, отражающим западные рыночные законы, которые упорно не хотят работать в России. Но, может быть, и в этой области мы вы­ступаем как обезьяны-подражатели, не считаясь с экономическими традициями России, не уважая ее нравственных устоев, не принимая во внимание обычаев наших предков? А ведь именно наши предки создали великую державу, построили города, дороги, мосты, заво­ды, рудники, обжили и обустроили огромные пространства Сибири. И до сих пор мы пользуемся плодами их трудов. Что двигало ими? Какие ценности вдохновляли их на труд? Каким он был, тот «рус­ский дух капитализма», который позволил десяткам тысяч наших соотечественников выбиться из нищеты, создать процветающий семейный бизнес? Сегодняшнее ток-шоу посвящено традициям русского предпринимательства. Передаю слово ведущему ток-шоу(имя, фамилия).

. Ток-шоу «Богатство: спасение или грех?»

Ведущий. «Богатство: спасение или грех?» - такова тема на­шего ток-шоу, посвященного традициям русского предприниматель­ства. Каковы эти традиции, и что мешает нашему народу богатеть? Нужно ли нам копировать западный «дух капитализма» или стоит взять на вооружение опыт успешных предпринимателей России XIX в.? Об этом мы и будем сегодня говорить.

Русские купцы, промышленники, предприниматели успешно строили свой бизнес, основываясь на традиционной для России сис­теме ценностей. А в этой системе богатство неизменно было связано с грехом. Это нашло отражение и в русских народных пословицах (читает афоризмы).

1. Литературные герои о деньгах и богатстве

Ведущий. Первая часть нашего ток-шоу - литературная. Свое отношение к деньгам и богатству высказывают герои русской клас­сической литературы. «Главная добродетель цивилизованного за­падного человека - способность приобретения капиталов. А русский не только не способен приобретать капиталы, но даже и расточает их как-то зря и безобразно». Так считает первый наш гость, герой известной повести Ф.М. Достоевского, которого в Европе держит рулетка.

И г р о к. Да, деньги нам, русским, тоже нужны, а следственно, мы очень рады и очень падки на такие способы, как например рулетки, где можно разбогатеть вдруг, в два часа, не трудясь. Это нас очень прельщает; а т. к. мы и играем зря, без труда, то и проигрываемся!

...Но, неизвестно еще, что гаже: русское ли безобразие или немецкий способ накопления честным трудом?

.. .Я здесь недолго, но, однако ж, все-таки, что я здесь успел подметить и проверить, возмущает мою татарскую породу.

Ну, так всякая эдакая здешняя семья в полнейшем рабстве и пови­новении у фатера. Все работают, как волы, и все копят деньги, как жиды. Положим, фатер скопил уже столько-то гульденов и рассчитывает на стар­шего сына, чтобы ему ремесло аль землишку передать; для этого дочери приданого не дают, и она остается в девках. Для этого же младшего сына продают в кабалу аль в солдаты и деньги приобщают к домашнему капи­талу. Все это делается не иначе, как от честности, от усиленной честности, до того, что и младший проданный сын верует, что его не иначе, как от честности, продали, - а уж это идеал, когда сама жертва радуется, что ее на заклание ведут. Дальше то, что и старшему тоже не легче: есть там у него такая Амальхен, с которою он сердцем соединился, - но жениться нельзя, потому что гульденов еще столько не накоплено. Тоже ждут благонравно и искренно и с улыбкой на заклание идут. У Амальхен уж щеки ввалились, сохнет. Наконец, лет через двадцать, благосостояние умножилось; гуль­дены честно и добродетельно скоплены. Фатер благословляет сорока­летнего старшего и тридцатипятилетнюю Амальхен, с иссохшей грудью и красным носом... При этом плачет, мораль читает и умирает. Старший превращается сам в добродетельного фатера, и начинается опять та же история. Лет эдак чрез пятьдесят или чрез семьдесят внук первого фате­ра действительно уже осуществляет значительный капитал и передает своему сыну, тот своему, тот своему, и поколений чрез пять или шесть выходит сам барон Ротшильд.

...Ну-с, как же не величественное зрелище: столетний или двухсотлет­ний преемственный труд, терпение, ум, честность, характер, твердость, расчет, аист на крыше!

Ну-с, так вот в чем дело: я уж лучше хочу дебоширить по-русски или разживаться на рулетке... Мне деньги нужны для меня самого, а я не считаю всего себя чем-то необходимым и придаточным к капиталу.

...Я лучше захочу всю жизнь прокочевать в киргизской палатке, чем поклоняться немецкому идолу.

Ведущий. Вы, конечно, узнали героя повести Ф.М. Достоев­ского «Игрок». Разделяете ли вы его точку зрения на богатство? Что тут от русского отношения к богатству?

(Дети высказываются.)

Ведущий. А вот другой герой Достоевского. Он, наоборот, мечтает стать Ротшильдом. Для этого даже составил программу, девиз которой - упорство и непрерывность. Он целый месяц ел только один хлеб с водой, год соблюдал строжайший пост, вдвое сократил карманные расходы, удачно сыграл на аукционе. И нако­пил стартовый капитал. Зачем ему богатство? Слушаем героя романа «Подросток».

Подросток... .Мне не нужно денег, или, лучше, мне не деньги нужны; даже и не могущество; мне нужно лишь то, что приобретается могуществом и чего никак нельзя приобрести без могущества: это уединенное и спокой­ное сознание силы! Вот самое полное определение свободы, над которым так бьется мир! Свобода! Я начертал наконец это великое слово... Да, уе­диненное сознание силы - обаятельно и прекрасно. У меня сила, и я спо­коен.

Будь только у меня могущество, рассуждал я, мне и не понадобится оно вовсе; уверяю, что сам, по своей воле, займу везде последнее место. Будь я Ротшильд, я бы ходил в стареньком пальто и с зонтиком. Какое мне дело, что меня толкают на улице, что я принужден перебегать вприпрыжку по грязи, чтоб меня не раздавили извозчики. Сознание, что это я сам Рот­шильд, даже веселило бы меня в ту минуту. Я знаю, что у меня может быть обед, как ни у кого, и первый в свете повар, с меня довольно, что я это знаю. Я съем кусок хлеба и ветчины и буду сыт моим сознанием. Я даже теперь так думаю.

Не я буду лезть в аристократию, а она полезет ко мне, не я буду гонять­ся за женщинами, а они набегут как вода, предлагая мне все, что может предложить женщина. «Пошлые» прибегут за деньгами, а умных привлечет любопытство к странному, гордому, закрытому и ко всему равнодушному существу. Я буду ласков и с теми и с другими и, может быть, дам им денег, но сам от них ничего не возьму. Любопытство рождает страсть, может быть, я и внушу страсть. Они уйдут ни с чем, уверяю вас, только разве с подарками. Я только вдвое стану для них любопытнее.

«Но ваш идеал слишком низок, - скажут с презрением, - деньги, богатство! То ли дело общественная польза, гуманные подвиги?»

Но почем кто знает, как бы я употребил мое богатство? Чем безнрав­ственно и чем низко то, что из множества жидовских, вредных и грязных рук эти миллионы стекутся в руки трезвого и твердого схимника, зорко всматривающегося в мир?

В мечтах моих я уже не раз схватывал тот момент в будущем, когда сознание мое будет слишком удовлетворено, а могущества покажется слишком мало. Тогда - не от скуки и не от бесцельной тоски, а оттого, что безбрежно пожелаю большего, - я отдам все мои миллионы людям; пусть общество распределит там все мое богатство, а я - я вновь смешаюсь с ничтожеством.

Ведущий. Это был герой романа Ф.И.Достоевского «Подрос­ток». Богатство необходимо для обретения свободы. Разделяете ли вы его отношение к богатству? Можно ли назвать это русским отно­шением к богатству?

(Дети высказываются.)

Ведущий. И еще один литературный герой. Это реальный пер­сонаж, взятый из самой гущи московской жизни.

...Во втором зале этого трактира, в переднем углу, под большим обра­зом с неугасимой лампадой, за отдельным столиком целыми днями сидел старик, нечесаный, небритый, редко умывающийся, чуть не оборванный... К его столику подходят очень приличные, даже богатые, известные Москве люди. Некоторым он предлагает сесть. Некоторые от него уходят радостные, некоторые - очень огорченные.

А он сидит и пьет давно остывший чай...

Это был владелец дома, первогильдейский купец Григорий Николаевич Карташев. Квартира его была рядом с трактиром, в ней он жил одиноко, спал на голой лежанке, положив под голову что-нибудь из платья. В квартире никогда не натирали полов и не мели.

Ночи он проводил в подвалах, около денег, как «скупой рыцарь». Вста­вал в десять часов утра и аккуратно в одиннадцать часов шел в трактир. Придет. Сядет. Подзовет полового:

  • Вчерашних щец кухонных осталось?

Р - Должно, осталось.

  • Вели-ка разогреть... А ежели кашка осталась, так и кашки...

Поест - это на хозяйский счет, - а потом чайку спросит за наличные:

{ - Чайку одну парочку за шесть копеек да копеечную сигару.

Является заемщик. Придет, сядет.

р - Чего хочешь?

  • Выпил бы чайку.

; - Ну и спрашивай себе. За чай и за цигарку заплати сам.

И заемщик должен себе спросить чаю, тоже пару, за шесть копеек. А если спросит полпорции за тридцать копеек или закажет вина или се­лянку - разговоры кончены:

  • Ишь ты, какой роскошный! Уходи вон, таким транжирам денег не даю.

И выгонит.

Это все знали, и являвшийся к нему богатый купец или барин-делец курил копеечную сигару и пил чай за шесть копеек, затем занимал десятки тысяч под вексель. По мелочам Карташев не любил давать. Он брал огром­ные проценты, но обращаться в суд избегал, и были случаи, что деньги за должниками пропадали.

Только после смерти Карташева выяснилось, как он жил: в его комнатах покрытых слоями пыли, в мебели, за обоями, в отдушинах, найдены были пачки серий, кредиток, векселей. ...В подвалах стояли железные сундуки где вместе с огромными суммами денег хранились груды огрызков сэко­номленного сахара, стащенные со столов куски хлеба, баранки, веревочки и грязное белье.

Найдены были пачки просроченных векселей и купонов, дорогие собо­льи меха, съеденные молью... а всего состояния было более 30 млн.

Ведущий. Это был герой очерка Гиляровского из книги «Мо­сква и москвичи». Как вы относитесь к этому герою?

Как ему удалось скопить 30 млн - баснословное по тем време­нам богатство?

Что заставляло его экономить, отказывать себе во всем?

В чем здесь мы видим проявление русского отношения к бо­гатству?

(Дети высказываются.)

Ведущий. Три героя, три примера русского отношения к бо­гатству. Что их объединяет? (Презрение к деньгам, способность об­ходиться без них.)

2. Этика протестантская и православная

Ведущий. В современной России с трудом прививаются капиталистические ценности. Некоторые считают, что виной всему русское отношение к богатству, как к чему-то неправедному, пороч­ному. И предлагают выход - протестантская этика. Об этом мы будем говорить во второй части ток-шоу.

Слово эксперту. Что такое «протестантская этика»?

Знаток 1. Термин «протестантская трудовая этика» был вве­ден в научный оборот немецким социологом и философомМаксом Вебером в его знаменитой работе «Протестантская этика и дух ка­питализма» в 1905 г.

М. Вебер заметил, что экономические успехи протестантских стран (Англии, США, Голландии) связаны с протестантскойэтикой, в основе которой - трудовое рвение и рациональная организация работы. По его теории выходит, что нормальный капитализм стая возможен благодаря той особой этике, которую привило людям протестантство, с его строгой моралью и поощрением трудолюбия. Согласно протестантской этике, материальный успех, богатство - это символ спасения души, свидетельство хорошо исполненного долга перед Богом.

Протестантская трудовая этика имеет библейские корни. По­этому в ней запрещены задержка заработной платы, издевательства и жестокость над подчиненными, лживые способы обогащения (неодинаковые гири, неверные весы и т. п.).

По мнению М. Вебера, протестантская трудовая этика не свой­ственна человеку от природы и является продуктом длительного воспитания. Она может сохраняться в течение длительного времени лишь тогда, когда добросовестный труд приносит моральную и ма­териальную отдачу.

Ведущий. Слушаем мнение участников ток-шоу. Что вам из­вестно о протестантской этике? Считаете ли вы, что можно ее искус­ственно привить в России? Что может этому помешать?

(Дети высказываются.)

Ведущий. Русские предприниматели, особенно выходцы из купечества, отличались большой религиозностью. Большинство из них были православными, старообрядцами. У них была своя, право­славная этика. Слушаем знатока российских традиций.

Знаток 2. Для протестантов символом спасения было богатст­во, поэтому они стремились к демонстрации личного успеха. А для наших православных предпринимателей богатство было необхо­димо, чтобы помочь спастись максимально большому количеству людей и всему обществу.

Отношение к богатству рассматривалось с точки зрения правед­ности и неправедности его возникновения и использования. Чтобы предпринимательская деятельность не привела к духовной гибели, человек дела должен был следовать определенным законам.

Во-первых, это дело должно быть общественно полезным. Осу­ждалось неправедное использование богатства, расточительство.

Во-вторых, источник богатства должен быть честным, трудовым. Присвоение чужой собственности осуждалось.

В-третьих, богатством нужно было делиться с другими. Обяза­тельным условием богатства должна была быть благотворитель­ность.

Ведущий. Согласны ли вы с принципами русских предпри­нимателей?

Годятся ли эти принципы для современной России?

Что нужно сделать, чтобы современные предприниматели сле­довали принципам морали в бизнесе?

(Дети высказывают мнения.)

3.Бизнес и мораль

Ведущий. Оплотом и хранителем предпринимательских тра­диций в России было купеческое сословие. Причем, совершая сдел­ки, русский купец представлял не только себя самого, но и весь свой род, корни которого часто уходили в незапамятную старину. Навыки ведения хозяйства передавались от отца к сыну - так прививалось чувство ответственности перед обществом и потомками. Какие био­графии и судьбы можно привести в пример? Передаю слово исто­рику (имя, фамилия).

Историк 1. Многие русские купцы были старообрядцами. Строгие религиозные заповеди помогали им успешно вести бизнес. Из среды старообрядцев вышли крупнейшие династии текстильных фабрикантов Москвы: Морозовы, Гучковы, Солдатенковы, Хлудо­вы, Коноваловы, Рахмановы, Рябушинские, Горбуновы, Шелапутины, Кузнецовы и др. Настоящим манифестом православного предпри­нимательства можно считать поучение русского купца, владельца Прохоровской Трехгорной мануфактуры, Тимофея Васильевича Прохорова, ставшее своего рода моральным кодексом коренных русских купцов. Это краткое поучение называется «О богатстве»* (читает):

Человеку нужно стремиться к тому, чтобы иметь лишь необходимое в жизни; раз это достигнуто, то оно может быть и увеличено не с целью наживы - богатства для богатства, - а ради упрочения нажитого и ради ближнего.

Благотворительность совершенно необходима человеку, но она должна быть непременно целесообразна, серьезна. Нужно знать, кому дать, сколько нужно дать. Ввиду этого нужно посещать жилища бедных, помогать каждому, в чем он нуждается: работой, советом, деньгами, лекарствами, больницей и пр. Наградою делающему добро человеку должно служить нравственное удовлетворение от сознания, что он живет «в Боге».

Богатство часто приобретается ради тщеславия, пышности, сластолю­бия и пр., это нехорошее, вредное богатство, оно ведет к гибели души.

Богатство то хорошо, когда человек, приобретая его, сам совершен­ствуется нравственно, духовно; когда он делится с другими и приходит им на помощь.

Богатство необходимо должно встречаться в жизни, оно не должно пу­гать человека, лишь бы он не забыл Бога и заповедей его. При этих условиях богатство неоценимо, полезно. Примером того, что богатство не вредит, служат народы, у которых при изобилии средств редки пороки. Не будь богатства, не было бы ни открытий, ни усовершенствований в различных отраслях знаний, особенно промышленных. Без средств, без труда, энергии не может пойти никакое промышленное предприятие: богатство - его рычаг.

[1] Из книги: Экономика русской цивилизации. М.: Родник, 1995.

Нужды нет, что иногда отец передает большие средства сыну, сын еще более увеличивает их, как бывает в коммерческом быту. Это богатство хорошо, оно плодотворно, лишь только не надо забывать заветов религии, жить хорошей нравственной жизнью. Если богатство приобретено трудом, то при потере его оно сохранит от гибели человека: он станет вновь трудиться и еще мо­жет приобрести больше, чем у него было, он живет «в боге».

Если же богатство случайно досталось человеку, то такой человек часто не думает ни о чем, кроме своей похоти, и такой человек при потере богатст­ва погибает. Вообще частное богатение, даже коммерсантов или банкиров, полезно, если человек живет по-Божьему...

Сам автор этих строк на смертном одре завещал своим детям: «Живите не для богатства, а для Бога, не в пышности, а в смирении». И братья Прохоровы и их потомки следовали этому завету: при Трехгорной мануфактуре были госпиталь, родильный дом, школа, ре­месленное училище, детский сад и другие бесплатные заведения, включая дома с дешевыми квартирами.

Ведущий. В России к началу XX в. были созданы десятки ди­настий предпринимателей. На каких основах создавались эти дина­стии? Что заставляло детей наследовать семейное дело?

Можете ли вы назвать современные династии предпринима­телей?

(Дети высказывают мнения.)

Ведущий. В старые времена все хорошо знали, чем грозит нарушение законов честного предпринимательства. Современный журнал «Русский предприниматель» рассказывает историю купца Мазурина, который нарушил нормы купеческих заповедей, за что последовала Божья кара и весь его род был проклят до седьмого колена (Сорокина А.Клятвопреступление Мазурина // Русский предприниматель. 2004. №1-2(19). Слушайте эту историю в пересказе (имя,фамилия).

Историк 2. Мазурин дружил с богатым ювелиром Ашкенази, греком по национальности, который занимался скупкой мехов и драгоценностей для продажи за границей. Дружба их была так сильна, что они даже побратались и обменялись крестиками. Одна­жды грек собрался поехать в Лондон и Индию. Перед отъездом он передал Мазурину ларец с драгоценностями и значительную сумму Денег на содержание своей жены и дочери. Мазурин согласился помочь другу.

Грек уехал, очень удачно совершил сделки, но на пути из Анг­лии его корабль попал в шторм и затонул. Самому греку каким-то чудом удалось спастись. Его подобрал корабль, плывший в Индию.

С большим трудом, без копейки денег, ему удалось вернуться из Индии в Москву.

Но на месте своего дома грек нашел пепелище, а от знакомого священника узнал, что жена и дочь его бедствуют, не получая по­мощи от Мазурина. Самого же грека все давно считали умершим. Придя к Мазурину, грек потребовал ларец с драгоценностями. Но Мазурин заявил, что никаких ценностей не брал.

Начался судебный процесс. Мазурину удалось упрятать грека в тюрьму за ложь и вымогательство. Но грек подал прошение на имя императора, чтобы Мазурин поклялся перед крестом и Евангелием, что он ларца с драгоценностями не брал. По приказанию Государя Мазурин был привлечен к клятве. Церемония была обставлена пыш­но и торжественно. Толпы людей наблюдали за поведением Мазури­на. Но в соборе, несмотря на предупреждение священника о Божьей каре, Мазурин поклялся, что ценностей не присваивал.

Через некоторое время грек серьезно захворал. Он просил, чтобы его бывший друг пришел проститься с ним, помириться, по­каяться. Мазурин не захотел поехать к умирающему греку, но все же пришел в церковь на его отпевание. При прощании, подойдя к гробу, чтобы приложиться к руке, Мазурин вдруг услышал страш­ный утробный звук, исходивший от покойника. Грека приподняло на смертном ложе, и веки его дрогнули... Случилось очень редкое явление: в трупе разорвалась артерия, что обыкновенно сопровож­дается страшным шумом и сокращением некоторых мускулов...

Мазурин как-то неестественно откачнулся, с блуждающими глазами, бледный, выбежал из церкви. Домой он вернулся уже со­вершенно сумасшедшим и до самой смерти не оправился от этого потрясения.

Впрочем, вскоре он сам заболел и умер. На похороны его со­бралось множество людей, и все были очень удивлены, что лицо лежащего в гробу Мазурина было закрыто белым платком. Говорили, на лице его застыла такая ужасная гримаса, что видеть его было бы никому не под силу... Такое явление тоже случается крайне редко. Народная молва приписала ужасную смерть Мазурина Божьему на­казанию за его преступление.

А что касается проклятия рода до седьмого колена, то в каж­дом поколении семьи Мазуриных, вплоть до начала XX в., случались убийства, самоубийства, рождались дети с больной психикой. Мно­гие праправнуки Мазурина были неизлечимые алкоголики, женщи­ны отличались большими странностями...

Ведущий. Эта страшная поучительная история взята из жизни. История семьи Мазуриных подтвердила народное предание, что

нераскаянные преступления предков могут сказаться на судьбах даже очень далеких потомков. Можете ли вы привести подобные примеры? Боятся ли современные бизнесмены Божьей кары?

(Дети высказываются.)

Ведущий. В1912 г. в Обществе купцов и промышленников были выработаны «Семь принципов ведения дел в России». Запо­веди эти исполнялись свято. Что же это за заповеди?

Историк 1. Семь принципов ведения дел в России (Чивилихин Е. Назад - в будущее // Высшее образование в России. 2000. № 5) [читает):

  • Уважай власть. Власть - необходимое условие для эффек­тивного ведения дел. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к властителям порядка в узаконен­ных эшелонах власти.

  • Будь честен и правдив. Честность и правдивость - фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гар­моничных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетели, честности и правдивости.

  • Уважай право частной собственности. Свободное предприни­мательство - основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей Отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.

  • Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу развития у людей самых разнообраз­ных способностей, пробуждает их проявлять себя во всем блеске.

  • Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову. «Единожды солгавший, кто тебе поверит?». Ус­пех во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.

  • Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно сво­им средствам.

  • Будь целеустремлен. Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна как воздух. Не отвлекай­ся на другие цели. Служение «двум господам» противоесте­ственно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грани дозволенного. Никакая цель не может затмить мораль­ные ценности.

Хотелось бы, чтобы современные российские бизнесмены не за­бывали опыт и традиции наших соотечественников в своей практи­ке, учитывая исторический опыт разделяющих нас лет.

Ведущий. Предлагаю вопросы для обсуждения. Если бы вы стали бизнесменами, пригодились ли вам эти правила? Какие пункты, по-вашему, невозможно воплотить в современной России и почему?

(Дети высказываются.)

4. Заключение

Ведущий. Сделать Россию мощной и процветающей, дать ее гражданам достаток и благополучие - эту задачу пытаются решить многие политики и экономисты. Приводят в пример то Китай, то Швецию, берут в качестве образца опыт Австралии или Аргенти­ны. Много лет все ищут модели, примеряя на себя экономическое платье, пошитое за рубежом. Платье не лезет, трещит по швам, под­тверждая выводы известных экономистов, что в борьбе за мировые рынки побеждает тот, кто максимально реализует собственный по­тенциал, а не копирует чужие схемы.

Все громче звучит голос российских ученых, предпринимателей, призывающий использовать свой собственный опыт, свои методы и технологии ведения малого и среднего бизнеса, которые были в в дореволюционной православной России.

В конце ток-шоу по одной фразе от наших гостей и участников. Так как же нам относиться к богатству, чтобы стать богатыми и сча­стливыми? Богатство - это спасение или грех? Нужна ли нам про­тестантская этика?

(Высказывания детей)

Ток-шоу подошло к концу, благодарю всех за участие. До сви­дания.

III. Подведение итогов

Классный руководитель. Изменилось ли ваше отноше­ние к богатству после сегодняшнего разговора?

Хотите ли вы стать предпринимателями?



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал