7


  • Учителю
  • «ПРАВО ДУХОВНОЙ СВОБОДЫ» 5 класс

«ПРАВО ДУХОВНОЙ СВОБОДЫ» 5 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

«ПРАВО ДУХОВНОЙ СВОБОДЫ»


Классный час


В течение десятилетий тоталитаризма верующие подвергались репрессиям, унижениям и оскорблению. Разрушались мечты и церкви, уничтожались подлинные памятники духовности, культуры и истории. И только с обретением независимости мы освобождаемся от духовного нигилизма и нравственной нищеты, прощаемся с веком ожесточенной борьбы за само право человека верить. Ниши граждане обрели право религиозной свободы. Люди сегодня спокойно могут выбирать для себя мечеть, церковь, костел или синагогу.


Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев с самого начала обретения республиканской независимости проводил политику мира и согласия. Конкретные действия, которыми эта политика выражается, очевидны всем. Это в первую очередь интеграция, создание структур безопасности как в региональном, так и в континентальном масштабе (СМВДА, ЩОС, ЕврАзЭС). Это внедрение в политический оборот инновационных идей, призванных сплотить страны и общества. И самая яркая и плодотворная идея, инициатором которой выступил Президент Казахстана, - Съезд лидеров мировых и традиционных религий. Он стал беспрецедентным событием, направленным на осуществление межконфессионального диалога в глобальных рамках. Диалог между религиями позволяет создать предпосылки для появления единой силы, выступающей за перемены к лучшему во всем мире, которая объединяет религиозные конфессии.

Свидетельством возрастания рол религии в общественной жизни казахстанцев служит увеличившееся строительство культовых зданий и сооружений. В последнее время вступило в строй более 20 мечетей, церквей и молитвенных домов. В республике в данный момент действует около трех с половиной тысяч религиозных объединений, представленных более 40 конфессий и имеющих в своем распоряжении 2 182 культовых сооружения. Крупными центрами развития религий стали город Алматы, Южно-Казахстанская и Алматинская области. Заметное оживление в данном направлении происходит и в городе Астане.

И это не случайно. Исторически сложилось так, что Казахстан стал местом пересечения границ различных религий. После разрушения языческого мира и возникновения современных мировых и национальных религий начался процесс одного из самых значительных завоеваний в истории человеческой культуры - завоевания мира религиями. Казахстан же исторически относился к тому пространству, которое оказалось в ареале наиболее активного распространения новых, единобожных религий. Ислам, буддизм, христианство несторианского толка, зороастризм, иудаизм - все эти религии, ставшие подлинными столпами величия человечества, проходили по нашей территории, становясь частью истории и культуры Евразийского континента. Все это варилось в котле истории. И сегодня, когда мы говорим, что в Казахстане межконфессиональный мир, не надо забывать: он возник не в одночасье. Потребовались время и немало усилий общества для создания благожелательного, терпимого отношения к религиозным конфессиям. И, конечно, политическая стабильность и экономическое благополучие страны. Все эти составляющие на сегодняшний день имеются в Казахстане.


Если обратиться к цифрам социологического исследования, то 11,9% населения Казахстана считают себя верующими, а 41,4% идентифицируют себя как верующих, но в религиозной жизни не участвуют. Уважают религиозные чувства других, но при этом не являются верующими и не участвуют 13,3% населения республики. Признают себя неверующими 7,6% жителей страны. Приверженцами ислама из числа верующих и придерживающихся религиозных традиций являются 53,9%, православия - 19,3%, протестантства - 1,65%, католицизма - 1,2%, нетрадиционных религиозных верований - 1,7%. Это свидетельствует о том, что большинство жителей страны в религиозном плане умеренно активны. При этом отношения между различными религиозными верованиями носят терпимый, толерантный характер, отсутствуют какие-либо столкновения на религиозной почве. Это с одной стороны, а с другой стороны - Казахстан, как светской государство гарантирует принятие мер противодействия межконфессиональным конфликтам. Благодаря политике Президента РК Нурсултана Назарбаева в стране сложился уникальный опыт мирного сосуществования различных религий. Наша страна сегодня демонстрирует особую модель межконфессионального диалога, в республике обеспечена безопасность всех этносов и религиозных течений, созданы все необходимые правовые основы сосуществования всех религий и национальностей, законодательная база, призванная препятствовать распространению экстремизма.

Выступая на открытии Первого съезда лидеров мировых и традиционных религий, Н. Назарбаев подчеркнул, что сохраняемое и укрепляемое нами межэтническое и межконфессиональное согласие стало тем фундаментом, который позволил динамично провести кардинальные и масштабные преобразования, обеспечил успехи в политической, экономической и социальной сферах. Они сегодня общепризнанны. Казахстан первым из всех государств отказался от четвертого в мире по мощности арсенала ядерного оружия и навсегда закрыл крупнейший в мире ядерный испытательный полигон (Семипалатинский полигон). Это было нашим достойным вкладом в глобальную безопасность.

В Казахстане создан и успешно действует уникальный институт для всех народностей - Ассамблея народов Казахстана. Она получила признание казахстанского общества и высокую оценку во многих странах, в таких авторитетных международных организациях, как ООН и ОБСЕ.

Ярким свидетельством признания достижения Казахстана в религиозной в сфере явился визит Папы Римского Иоанна Павла II в Казахстан, состоявшегося 22-25 сентября 2001 года. Папа Римский обратился к народу Казахстана с призывом, чтобы христиане и верующие других конфессий вместе строили мир без насилия и чтобы религия никогда не легла причиной конфликтов.


На Первом съезде лидеров мировых и традиционных религий Н. Назарбаев выступил с программной речью, которая цитировалась в международных СМИ. И это не случайность. Ибо в речи Президента Казахстана звучала надежда. «Необходимо осознавать и считаться с тем, что есть другие цивилизации, культуры, религии, которые имеют не менее глубокую и значимую историю, располагают своей символикой и ментальностью. И это нельзя сломать Никами силовыми и волевыми методами. В настоящее же в мире происходит не столкновение цивилизаций, а адаптация культурно - религиозных систем, пусть не всегда легкая и адекватная к новому миру, к новым технологиям и новым общественным отношениям».

И вот спустя три года в Астане открывается уже Второй съезд лидеров мировых и традиционных религий, в котором принимают участие представители всех основных конфессий из многих стран. Проходил он во Дворце Мира и Согласия, создание которого - яркое воплощение идеи Главы нашего государства, которая тоже изложена на первом съезде. «На юге нашей страны есть городище ХIII века Койлык, - сказал тогда Н. Назарбаев. - В этом древнем поселении соседствовали буддийская пагода, мечеть и христианская церковь. А сегодня в новой столице Казахстана, как, впрочем, и во всех других наших городах, вы сможете свободно посетить мечеть, православный храм, католический костел, синагогу, дом молитвы. Это и есть времен связующая нить. Подготовка к данному съезду натолкнула меня на мысль о строительстве в Астане Дверца наций…»

Дворец Мира и Согласия, исполненный в форме пирамиды имеет особый смысл. Образ пирамиды для многих этносов имеет сакральное значение, отражающее человеческие представления о соприкосновении с высшими силами природы и духа, ассоциирующимися со стремлением к совершенству, гармонии души. В пирамиде заключено представление и о единении различных религий, этносов и культур. Она - основа диалога цивилизаций, инициированного нашей Республикой, как бы символ возвышенного добра, взаимопонимания, чистоты наших устремлений. В ней заложен мощный психологический заряд толерантности и уверенности того, что Казахстан - страна мира и согласия.

Действительно Казахстан стал страной мира и согласия. Эксперты и аналитики выводят формулу успеха и находят «казахский феномен». Российский эксперт П. Белкин в своей работе «Казахстан: Храм для всех» отметил: «Казахстан - мусульманская страна, страна лежащая на перекрестке мировых путей, обладающая огромными ресурсами и потенциалом, населенный многочисленными этносами, место, где за тысячелетнюю историю сошлись ведущие мировые религии. Казахстан - это редкий пример того, как национальные и религиозные раздоры можно разрешить без кровопролития взаимных обид и репрессий. Теоретически роль посредника в «диалоге глухих» между цивилизациями могут взять на себя (и пытаются это сделать) разные страны. Но одно дело, когда этот диалог пытаются наладить страны, не имеющие ни малейшего опыта такого рода, и другое дело - страна с 15-тимиллионным населением, которое состоит из представителей 130 национальностей и 46 вероисповеданий. В от подавляющего большинства обретших независимость государств, Казахстан не стал преследовать религиозные меньшинства, но, напротив, распахнул двери перед ними, представил своим гражданам свободу вероисповедания, и тем самым, дал мощный импульс к экономическому и культурному развитию…».

И как итог всех размышлений можно сделать вывод: сегодня взаимопонимание, согласие ив конечном счете политическое урегулирование могут быть достигнуты только через диалог религий. Религиозное сближение откроет путь к политическим соглашениям, а не наоборот, как полагают многие на Западе… Казахстан сегодня - единственная страна, которая пытается воплотить этот постулат на практике. И имеет шанс на успех…

Истинным итогом Второго съезда лидеров мировых и традиционных религий станет укрепление стабильности в мире в целом, что в результате отразится на благополучие всего человечества, даст толчок к разрешению именно политических проблем, стоящих на повестке дня перед ООН и мировым сообществом в целом.








 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал