7


  • Учителю
  • Материалы к классному часу 'Масленица'

Материалы к классному часу 'Масленица'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Тема: Литературно-фольклорная композиция «Масленица».

Цель: ознакомить с обрядовой поэзией русского народа; фольклорные корни литературных произведений;

дать представление, как проводились обряды Масленицы;

сформировать навыки проведения семейных праздников и обрядов; научить традициям народной жизни;

воспитывать толерантное отношение к обрядам других народов, уважению этнокультурной жизни двух народов.

Оборудование: музыка, песни, костюмы, украшения, угощения традиционной кухни, оборудование, слайды, этнографические вещи и декорации.

Вид работы: литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации.

Ход праздника «Масленица».

«Масленица»

Исполнители

Действие

1.

Ведущий

Вступление о народных обрядах и традициях.

2.

Участники

Участник в национальных костюмах входят под народную музыку с медведем, гармошкой, чучелом масленицы, с хлебом-солью и блинами.

3.

Ведущий

Зазывание масленицы, 1и 2 заклички.

4.

Чтец

«Самым замечательным праздником…»

5.

Чтец

«Катание с гор…»

6.

Чтецы 1и 2

«Блины-самое…»

7.

Песня

«Ой, блины, мои блины…»

8.

Чтецы 1-7

Рассказ по дням недели о праздновании Масленицы /понедельник-воскресенье/

9.

Частушки

Исполнение частушек 1-5 о масленице.

10.

Чтец

«Чучело масленицы…»

11.

Чтец

«Чучело часто наряжали…»

12.

Чтец

Отрывок из романа И. Шмелева «Масленица в развале…»

13.

Ведущий

Заключительное слово о Масленице

Приглашение к столу отведать блинов



Рабочие материалы к мероприятию «Масленица»


Масленица- один из любимых русских праздников. Это праздник необычный, содержит в себе множество различных обрядов и традиций.


Катание с гор


Катание с горок на Масленицу было повсеместным. В нем принимали участие все - и стар и млад. Катанию с гор придавался особый смысл. Дети катались с гор все дни Масленицы, взрослые же присоединялись к ним позже, примерно со среды - четверга. Все поженившиеся пары деревни должны были скатиться по одному разу. Катание с гор сопровождалось песнями, которые пели в основном девушки, ожидавшие своей очереди покататься. Как правило, со среды к катанию с гор и на лошадях активно подключалась и неженатая молодежь. Кое-где существовал даже обычай возить своих повивальных бабок. При массовых катаниях использовались большие сани, куда могли поместиться 8-10 человек во главе с «кормчим». Катались также на небольших санках, деревянных чурбаках, опрокинутых скамейках («козлы»), загодя приспособленных коробках с намороженным днищем («морозянки»), толстых кусках льда, вырубленных в реке.
Чучело Зимы - главный символ Масленицы.

Кульминацией Масленицы остается сжигание чучела Зимы - символ ухода зимы и наступления весны. Предваряют сожжение песни, игры, пляски, хороводы, сопровождающиеся угощением горячим сбитнем (медовым напитком) и блинами, и булочками - жаворонками. В качестве жертвоприношения (когда-то это именно так и осмысливалось) изготавливали огромную смешную и страшную куклу - чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, как древний священный образ божества. Затем несли ее через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую «Масленицу»: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»).Этот обряд праздника плодородия связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; плодоносящих сил природы, обновления ее жизненной силы. Оказывается, в этот первобытный праздник народом был заложен глубокий смысл: рождение жизни через борьбу, смерть и воскресение.


Христианская церковь пыталась искоренить этот праздник как языческий, но смогла лишь немного перенести его по срокам и сократить дни празднования с четырнадцати до восьми.
Другой вариант этого обряда выглядит так: на санках вывозят соломенную куклу больших размеров, наряженную в национальный костюм. Это Зима. Ее устанавливают в центре костровой площадки и прощаются с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний голод и благодаря за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают под веселые возгласы и песни. Когда же Зима сгорит - финальная забава завершает праздник: молодежь прыгает через костер. Этим состязанием в веселье и ловкости и завершается праздник Масленицы. А вот еще один деревенский обряд сжигания чучела масленицы, который происходил в воскресенье - в последний день праздника (к сожалению, этот ритуал праздника почти утрачен). «Сударыню - Масленицу» взгромождали на сани, рядом ставили красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых людей, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал масленичный «поезд»: целая вереница саней, сопровождавших Масленицу. За околицей устраивался большой костер. Давали чучелу Масленицы блин, после чего «Сударыня - Масленица» сжигалась на костре со словами: «Гори, блины, гори, Масленица!» Блинами как бы хоронили Масленицу, принося их в жертву (блины бросали в костер) как символ будущего плодородия. Ритуальное сжигание чучела Масленицы тоже имело древний смысл: уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его силы весной в злаках. По представлению древних славян, взошедшие зерна - как бы воскресший покойник; гибель зерна в почве необходима для возрождения его новой жизни в колосе.
Там же, где не делали чучела Масленицы, обряд «проводов масленицы» состоял, главным образом, в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье - лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали па жердь, воткнутую посреди костра. У западных и южных славян русской «Масленице» соответствовали Запуст, Менсопуст, Пуст и некоторые другие персонажи - чучела, «проводами» которых завершалась масленичная неделя.
В центральных областях России «проводы масленицы» сопровождались удалением за пределы культурного пространства скоромной пищи, символизирующей Масленицу. Поэтому в кострах действительно иногда сжигали остатки блинов, масла, лили туда молоко, однако чаще просто говорили детям, что в костре сгорели все скоромные блюда


Блины на Масленицу


Блины - блюдо, обрядовое использование которого известно у восточных славян, главным образом у русских. В других славянских зонах аналогичную роль в обрядах выполняют различные виды хлеба, каша (кутья) или зерно. Основная символика блинов связана с представлением о смерти и потустороннем мире: блины посвящают умершим, символически кормят ими души предков, передают блины на «тот свет» в гробу с покойником и т.п. Посредниками между реальным и потусторонним миром выступают лица, являющиеся «извне»: нищие, странники, колядники, которым раздают блины. Блины предназначаются также суженому, первому встречному, пастуху, скоту, Христу, св. Власию, чучелу Масленицы, Морозу и др. Особое значение в обрядах имеет горячий, первый блин и блин, испеченный последним, сухой, лежащий сверху в стопе, в гаданиях - соленый блин. Блины, блинчики, оладушки пеклись на Руси весь год, но все же именно они стали главным угощением и символом праздника Масленицы, видимо потому, что круглый румяный блин похож на жаркое летнее солнце, которого ждали всю долгую зиму. Каждая хозяйка имела свой особенный рецепт приготовления блинов. Рецепт этот передавался из поколения в поколение, от матери к дочке, потом к внучке и дальше. Пекли блины из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, иногда с добавлением пшенной или манной каши, картофеля, тыквы, яблок, сливок. В деревнях опару ставили еще в ночь на понедельник, чтобы с утра, к завтраку, на столе уже высилась стопка ароматных блинчиков «с пылу, с жару».


Существовал интересный обычай: первый блин всегда был за упокой, его посвящают Власию или умершим. Блин, выпекаемый первым на масленой неделе, выкладывали «родителям» на слуховое окно, божницу, крышу или могилу, давали нищим в память о предках или съедали за упокой усопших. Если его клали на слуховое окошко «для душ родительских», то обязательно приговаривали: «Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!» В городах первый блин отдавался нищему, чтобы он помянул всех усопших. В обряде похорон Масленицы блин дают в руки чучелу, которое сожгут. Ели блины с утра до вечера, чередуя с другими блюдами. Особенной популярностью в этот период пользовались сдобные дрожжевые блины, которые продавались с лотков на каждом углу, подавались в трактирах и закусочных вместе со сметанкой, грибочками, икоркой, селедкой, килькой, взбитыми сливками, вареньем, медом. Запивали их чаем, сбитнем, горячим молоком. В знаменитых петербургских и московских ресторанах расторопные половые вместе с карточкой меню клали на столы отпечатанные поздравления с масленицей, часто написанные в стихах и украшенные яркими рисунками.

Зазывание Масленицы в гости. Заклички.

1. Звал - позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя, Масленица, перепелиные косточки бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости, на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты ль, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трехматерина дочка, кеточка-ясочка, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться. Как навстречу Масленицы выезжал честной Семик в салазочках, в одних портяночках, без лапоток. Приезжала честная Масленица, широкая боярыня, к Семику во двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Ей-то Семик бьет челом на салазочках, в одних портяночках, без лапоток. Как и тут ли честная Масленица на горах покаталася, в блинах повалялася, сердцем потешалася. Ей-то Семик бьет челом, кланяется, зовет во тесовый терем, за дубовый стол, к зелену вину. Входила честная Масленица, широкая боярыня, к Семику во тесовый терем, садилась за дубовый стол, к зелену вину. Как и она ль, честная Масленица, душой потешалася, умом повеселилася, речью наслаждалася! Приехала Масленица! Приехала Масленица!

2. Жавороночки, перепелочки, прилетайте к нам, принесите нам Весну-красну, лето теплое.

Празднование масленицы по дням недели

Дни недели

Что делали

понедельник

В этот день ходили по улицам с медведем , песнями, блинами. Из соломы делали чучело зимы, надевали на него старую женскую одежду и с пением возили на санях по деревне, затем чучело ставили на снежной горе, где начинались катания с гор, Это не просто забава, а старинный обряд, Ведь считалось, кто большее количество раз скатится с горы, у того и лен будет выше.

вторник

В этот день ходили друг к другу в гости, угощали блинами нищих и родственников, Пели частушки.

среда

Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы. Традиция требует, чтобы молодые нарядные выезжали в гости на расписных санях, торжественно под песни скатывались с горы. Однако главным событием было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала пир.

четверг

На этот день приходится игры и веселья. Именно в этот день устраивались кулачные бои. Чтение отрывка из поэмы М. Лермонтова «Песня про купца Калашникова».

пятница

В пятницу зятья устраивали тещины вечерки-приглашали на блины своих тещ. Теща обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник, а тесть посылал мешок гречневой крупы, коровье масло. Неуважение к этому событию считалось бесчестием и было поводом к вражде между тещей и зятем.

суббота

Золовка-сестра мужа. В субботний день молодые невестки принимали у себя родных и близких, и дальних.

воскресенье

Если в течение года люди чем-то оскорбили друг друга, то, встретившись в прощеное воскресенье, они непременно целовали друг друга и говорили: «Прости меня, пожалуй». Второй отвечал: «Бог тебя простит». Обида была забыта. С этой же целью в прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли там блины, молились и поклонялись праху родных.

Празднование масленицы продолжалось целую неделю, в воскресенье съедалось все на богатом столе, а в понедельник начинался Великий пост.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал