- Учителю
- Методические рекомендации по организации перемен в начальной школе
Методические рекомендации по организации перемен в начальной школе
Организация перемен в начальной школе
Методические рекомендации подготовила Зинова А.В.
учитель начальных классов МСШ№2
При поступлении детей в школу одним из факторов, препятствующих нормальному протеканию адаптации к новым условиям, является снижение двигательной активности почти наполовину. В деятельности учащихся преобладает статистический компонент: 80 - 85% дневного времени они находятся в сидячем положении. Даже младшие школьники проводят в подвижных играх, беге, ходьбе не более 20% времени суток, хотя именно для них характерна плохая переносимость статических нагрузок: их организм более адаптирован к кратковременным динамическим нагрузкам.
Как отмечают физиологи, складывается парадоксальная ситуация: для успешного усвоения учебной программы ребёнку нужна повышенная умственная работоспособность, а необходимость длительное время находиться в статическом положении, снижение двигательной активности, наоборот, приводят к ухудшению снабжения организма, мозга кислородом, замедлению процессов восстановления, снижению работоспособности.
Организация двигательной активности в школе может осуществляться в самых разнообразных формах. Одна из форм организации двигательной активности в школе - динамические перемены, которые проводятся между 2-3 уроками и между 3-4 уроками.
Динамические перемены не предназначены для решения задач физического совершенствования, а носят, главным образом, релаксационный и оздоровительный характер. Подвижные (динамические) перемены помогают обеспечить детям необходимую для правильного развития растущего организма двигательную активность, позволяют активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе на уроке; обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках.
Игры - это отличный способ отвлечься, настроиться на новый лад или просто поднять себе настроение. Ведь, как известно, с хорошим настроением всегда легко учиться.
Предлагаю для коллег некоторые игры, которые можно использовать при проведении динамических пауз в начальных классах.
Игра «Третий лишний»
Играющие становятся по кругу парами лицом к центру так, что один из пары находится впереди, а другой сзади него. Один ребенок убегает, а другой догоняет. Убегающий встаёт впереди любой пары, тогда стоящий сзади становится «третьим лишним» и убегает.
Игра «У медведя на бору»
Число играющих может быть от 5 до 30 человек. В одном углу площадки обозначается «берлога», где находится выбранный из числа играющих «медведь». Остальные играющие - дети. Они располагаются на противоположной стороне, в «доме». Место между «берлогой » и «домом» - «бор».
Дети идут в «бор» за «грибами» и «ягодами», постепенно приближаясь к «берлоге». Имитируя сбор «ягод» и «грибов», они напевают:
У медведя на бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
На меня глядит!
С последними словами ребята бросают в «медведя» травку и бегут от него врассыпную или стараются спрятаться «дома», а «медведь» стремится поймать их (запятнать, то есть дотронуться рукой).
Пойманный делается «медведем»; если «медведю» не удалось никого поймать, он возвращается в «берлогу», а игроки снова начинают собирать в «бору» «грибы» и «ягоды».
Правила.
-
«Медведь» может ловить ребятишек только после того, как они полностью произнесут приговорку.
-
Место, где «медведь» может их ловить, необходимо обозначить линиями или предметами.
Игра «Гуси-лебеди»
Число играющих различно: от 10 до 40 человек. С одной стороны площадки (зала) обозначают «дом», с другой - «пастбище». Выбирают «пастуха» и «волка», остальные - «гуси-лебеди». Они располагаются в «доме».
«Волк» становится в середине площадки, а «пастух» около «»гусей и «лебедей». Он говорит: «Гуси-лебеди - гулять! Пока волка не видать!»
Все «гуси» и «лебеди» бегут через поле на «пастбище», изображая руками взмахи крыльев - «летят». После слов пастуха: «Гуси-лебеди, домой, серый волк под горой!», они бегут «домой», а «волк» старается поймать их, добегая до самого «дома».
Пойманных игроков подсчитывают и отпускают «домой» или держат в логове «волка» до его замены. После 2 - 3 игр выбирают нового «волка» и «пастуха» из числа пойманных «гусей». В конце отмечаются лучшие «гуси», то есть те играющие, кого ни разу не поймал «волк». А также лучший «волк» - тот водящий, который сумел поймать большее число «гусей».
Правила.
-
Если играющих немного (8-10), можно играть до тех пор, пока не будут переловлены все «гуси».
-
«Гусям» разрешается выбегать и возвращаться в «дом» только после слов, сказанных «пастухом». Нарушивший правило считается пойманным.
-
«Волк» может ловить «гусей» только после слов - «под горой» и только до линии «дома».
Игра «Два мороза»
Число участников различно: от 10 до 40 человек. На противоположных сторонах площадки (зала) отмечаются два «дома». Из играющих выбирают два водящих - два «мороза»: «мороз - красный нос» и «мороз - синий нос».
Оба «мороза» обращаются к ребятам со словами:
Мы - два брата молодые,
Два мороза удалые!
Далее один говорит: «Я - мороз красный нос!». Другой: «Я - мороз синий нос!» Потом вместе «Кто из вас решится в путь - дороженьку пуститься?» Ребята хором отвечают:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!
После этого играющие бегут на другую сторону площадки за линию «дома». Оба «мороза» ловят перебегающих и «замораживают». Пойманные замирают на тех местах, где их «заморозили». Затем «морозы» опять обращаются к играющим, а те ответив, перебегают в другой «дом», напротив. По дороге они выручают «замороженных». Игра повторяется несколько раз. Затем выбирают новых «морозов» из непойманных игроков. В конце игры отмечается тот «мороз», который больше «заморозил» ребят.
Правила.
-
Выбегать можно только после слов «и не страшен нам мороз».
-
Если кто - либо выручит «замороженного», но сам, не добежав до «дома», будет «заморожен», то вырученный им игрок опять становится на то место, где был «заморожен».
Зеленый, красный, желтый
Дети становятся в круг, учитель с тремя кружочками (зеленый, красный, желтый) - посредине. Учитель дает команды: "Остановились! Приготовились! Пошли!", - одновременно поднимая соответствующий кружок. Учащиеся, которые ошиблись, выходят из игры.
Смена номеров
Играющие дети становятся по кругу плечом к плечу и рассчитываются по порядку номеров. В центре находится водящий. Он громко называет любые номера. Вызванные номера должны быстро поменяться местами, а водящий старается занять одно из свободных мест. Оставшийся без места становится водящим.