7


  • Учителю
  • Авторская программа Кукольный театр

Авторская программа Кукольный театр

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Авторская программа дополнительного образования во внеурочное время в 1 классе

«Кукольный театр»

Введение

В настоящий момент актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно - образовательный процесс. Сплочению коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышению культуры поведения.

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу такую, чтобы дети смогли выразить свои чувства, разбудить фантазию, попытаться максимально реализовать свои способности.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию, сопереживанию - это театрализованная деятельность.

С древнейших времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе.

Благодаря мощному потоку информации кругозор ребёнка значительно расширился, но осведомленность только первая ступень развития духовного мира. Человеческий разум шагнул далеко вперёд, но дети без куклы и игры жить не могут.







































Пояснительная записка



Кукольный театр - это форма искусства. Искусство кукол совмещает различные виды искусства: куклы - это скульптура, декорации - живопись, пьеса - литература, музыка.

Кукла требует игры. Кукла есть « оживление» неживой материи при помощи рук актёра и фантазии. «Ожившие» герои будят у ребёнка воображение, рождают новые образы, которые влияют на ребёнка: в работу включается мыслительный процесс. Прежде чем «оживлять» куклу, рассматривается внешний образ, составляется характеристика, подбирается соответствующая интонация и стиль речи.

Знакомство с позицией актёра - творца накапливает у детей эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его.

Особое место занимают игры со словом, где звучание, произнесение, целенаправленное высказывание занимают центральное место. Работа с таблицей гласных и артикулярных упражнений на её базе даст возможность тренировать не только речь ребёнка, но и навыки коллективной работы, где требуется с одной стороны одновременность, с другой стороны, необходимы тренировка, раскрытие, активизация своеобразия, самобытности, самостоятельности каждого ребёнка.

Театр кукол - способ пластического мышления в пространстве, развитие ассоциативного мышления.









































Актуальность:

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуальности.



Организационно - педагогические основы:

- программа рассчитана на 2 года обучения

- возраст детей 7-10 лет

- занятия проводятся 2 раза в неделю



Основные цели:

- развитие творческих способностей воспитанников, зачатков художественного вкуса;

- создание условий для повышения общего, культурного и интеллектуального уровня воспитанников.



Основные задачи:

- последовательно знакомить детей с различными видами театра(кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный театр);

- через игровые и тренинговые упражнения помочь избавиться от излишних психологических комплексов;

- через творческую работу развивать: логическое мышление, способность определять мораль, основную мысль произведения, образное мышление;

- через постановочную работу развивать: чувство ответственности, чувство коллективизма, коммуникабельность, адекватность мышления, дисциплинированность, художественный вкус.





Прогнозируемый результат:

- постановка спектаклей в школе;

- участие в фестивале детского творчества.



















I СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ (дети 7-8 лет)

Дети должны :

- знать происхождение куклы и её виды;

- уметь распределять дыхание во время произношения текста;

-уметь произносить скороговорки, выдержаннее в темпе, четко по ритму, ясно по дикции;

- владеть элементами пластики рук;

- владеть вождением перчаточной куклой;

- анализировать пьесу;

- давать характеристику героям.





Распределение учебных часов

























Содержание курса



Происхождение

кукол









кук

Вера первобытного человека в существование духов. Изготовление фигурок духов и поклонение им. Театр кукол в Древней Греции. Вифлеемский ящик (показ иллюстраций). Италия - самая кукольная страна в Европе.



3

Виды кукол:

Перчаточная





Планшетная

Марионетка



Тростевая

Театр теней







Перчаточная кукла - история Пульчинеллы, Полишинеля, Панча, Петрушки.

Кукла, танцующая на доске.

От фигурки Девы Марии к кукле марионетке.

Куклы Востока - Индокитай.

Япония, Индия - театр теней.

4

Развитие образного мышления. Речевая гимнастика.

1. Слова и эмоции.











2. Форма, содержание, сходство.









3. Музыка и образ.

















4. Рассказ по рисунку.



















Игра в слова: называя ряд слов, дети должны тут же ответить, какие эмоции вызывают у них эти слова. Как может выглядеть эмоция, образ эмоции, зафиксировать эмоцию в рисунке.

Каждый предмет рассматривается отдельно, ищем сходство данного предмета с чем-то ещё. содержание в определённой форме. По форме предмета даем характеристику. Коллективное сочинение « Что было бы, если…». Показываем этюды.

Знакомство с классическими произведениями: " Картинки с выставки» Мусорского; « Времена года» Вивальди. Прослушивание первое: сделать зарисовку первого эмоционального впечатления в любой форме (цветовые пятна, графика и т. д.). прослушивание второе : кинолента видения (мысленно).

Ответить на вопросы и зарисовать:

-место действия

-кто герой?

-какие отношения между собой у героев?

- происходит ли борьба? Как она заканчивается?

5

Перчаточная кукла.

1. Основное положение куклы.









2. Характер и образ в передаче интонации.



















3. Вождение куклы.













4. Этюды.







Итоговое занятие.





Работа пальцев в перчаточной кукле. Кисть и локтевая точка перпендикулярны полу. Держать уровень воображаемого пола, голова куклы смотрит на зрителя, не запрокидывается назад.

Для передачи точного характера интонацией голоса сравниваем образ героя с предметом издающим звуки(например, ворчун, точилка для карандаша, однородный монотонный звук, весельчак, гармонь, разнообразные звуки).

Выстраиваем предварительно разговор двух героев и проверяем этот разговор в работе с предметами. В дальнейшем в работе с куклой этот образ сохраняется в памяти.

Упражнения на ширме, на счёт обрабатывая походку. Оценка происходящего через куклу. Остановка в движении:

- увидел, услышал, почувствовал;

- осмысление (собрание признаков);

- принятие решения;

- конкретные действия.

Примеры « Лиса и заяц», «Медведь - хозяин», « Заяц- хваста» и т.д.

Отработка походки, жеста, оценки, общения.

Показ этюдов.

6

Работа над кукольным спектаклем.

1. Работа над постановкой голоса.

2. Дикция.











3. Гимнастика пальцев и рук.







Дыхательные упражнения стоя и сидя.





Гимнастика губ и языка. Упражнения на произношение гласных и согласных. Произношение скороговорок, от простых к сложным с определенной интонацией, разным темпом произношения.

Круговое вращение кистей. «Волны», «Восьмёрка», «Лепка», «Веер», «Миксер», «Кнопочки», «Замочки». Музыкальный инструмент, игра.





















































II СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ (ДЕТИ 9 - 10 ЛЕТ)



Дети должны уметь:

- анализировать пьесу;

- давать характеристику героям;

- анализировать роль, определять «зерно» характера;

- использовать выразительные возможности куклы;

- сочинять простые сказки, а также использовать метафору и ассоциации для нахождения образа - символа;

- владеть темпо-ритмом, чувством пространства сцены;

- общаться со зрителем и партнером через куклу;

- владеть тембровой и интонационной окраской голоса;

- владеть техникой вождения куклой.









РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ































Содержание курса



2

Работа над ролью (индивидуальные занятия).

-анализ роли;

- "зерно» характера, образ.

Ради чего ты будешь играть эту роль? Какие человеческие стороны характера ты защищаешь в этой роли и какие отрицаешь, высмеиваешь? За что борется твой герой, ради чего он совершает свои поступки и действия в пьесе так, а не иначе? Найти похожие ситуации в жизни и как бы твой герой поступил? Соответствие героя, основная черта характера, как она выражается в пьесе, с чем ассоциируется?

3

Репетиция в «выгородке». Индивидуальные занятия. Этюды с импровизацией.

Через характерность персонажа путем ассоциаций находим точный образ - символ, который служит на момент этюдных репетиций с куклой. Делаем этюды.

4

Работа с текстом. (индивидуальные занятия)

- деление на речевые такты;

- паузы;

- читка по ролям.

Главная мысль в предложенном «куске». Паузы: логическая, психологическая, люфт-паузы. Главное слово: ударное - сильное, среднее, слабое. Интонационные знаки(препинания).

5

Репетиции на сцене. (частично индивидуально).

- вождение куклы

Походка, жест, поворот головы, корпуса. Оценка факта. Физическое и психологическое самочувствие актера в роли через куклу. Что делают? (действие) Для чего делаю? (хотение). Как делаю? (приспособление). Приспособления к реквизиту, декорации. Общение через куклу. Музыка и движение куклы. Речь актера, жест, характеризующий отношение к происходящему, через пластику к сверхзадаче роли, пьесы. Показ спектакля.































































Календарно- тематическое планирование 1 клас



1

Работа над спектаклем « В гостях у тёти Кошки»

Разновидности театров (беседа). Театр картинок, игрушек, «Волшебные пальцы», теневой театр, драматический, балет. Правила поведения во время занятий.

2

Кукольный театр. Из истории возникновения кукольного театра. Знакомство с куклами. Упражнения на развитие фантазии.

3

Знакомство театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре(режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер, музыкальный оформитель). Чтение пьесы.

4

Виды кукол. Перчаточная кукла. История Пульчинеллы. Упражнения на развитие фантазии. Оживи предмет. Чтение пьесы по ролям.

5

Виды кукол. Планшетная кукла, танцующая на доске. Упражнения для артикулярного аппарата «Одуванчик».чтение пьесы по ролям (выразительность, умение передать характер героя голосом.)

6

Виды кукол. Тростевая кукла. Упражнения на развитие памяти «Кто летает?» простейшие движения с куклой - приседание поклон. Чтение пьесы по ролям - чёткость реплик, очерёдность.

7

Виды кукол. Марионетки. Упражнения на тренировку артикулярного аппарата»Радужные шары», «Сдуваем пылинку». Работа с куклами без ширмы. Правило № 1 - правильное положение руки рука с кистью - прямая линия.





8









Театр начинается с вешалки, а кукольный театр - ширмы (беседа ширме, о работе за ней). Уровень куклы над ширмой - задний план , передний план. Правило № 2 игры с куклой. Упражнения дыхательной гимнастики - выдыхание воздуха при чтении букв»ф», «с», «з».

9

Чтение пьесы по ролям. Работа над выразительностью, определение акцентов, интонации. Правило №3 - вождение куклы - походка куклы - походка кукловода.

10

Чтение пьесы по ролям. Индивидуальная работа с участниками. Упражнения, развивающие грудной резонатор: медленный глубокий вдох через нос, короткий выдох через сомкнутые губы(ПФФОР).упражнения для губ и языка: «Хоботок». Репетиция пьесы на ширме.

11

Правила №№ 1-3 игры с куклой. Дыхательные упражнения. Работа над текстом .упражнения на тренировку артикуляционного аппарата «Задуй свечу», «Задуй 2 -3 свечи». Проговаривание скороговорки «Сшила Саша Сашке шапку»

12

Чтение книги Образцова « Всю жизнь я играю в куклы». Движение кукол. Работа над выразительностью. Речевые упражнения «Самолет», «Поезд», «Лошадки».

13

Чтение книги Образцова « Всю жизнь я играю в куклы». Движение кукол. Работа над выразительностью. Упражнения для губ и языка «Орешек» - крепко сжать зубы, разжать челюсти, все расслабить. Рисуем настроение «Солнышко»

14

Этюды с куклами на ширме: «Важная походка», «Прогулка», « Пляска». Отработка этюдов пьесы на ширме в сопровождении музыки. упражнения для губ и языка «Сердитый язык», «Горка».

15

Правило №4 вождения кукол - повороты кукол. Переход куклы с переднего план на второй план. Репетиция спектакля, очередность реплик, акценты. Упражнения на развитие двигательных способностей: « Самолеты и бабочки», «Мокрые котята», «Шея есть и шеи нет».

16

Правило № 5 вождения куклы -направление глаз куклы. Этюды с куклами на ширме «Важная походка», «Прогулка», «Пляска». Сопровождение музыки.

17

Репетиция спектакля на ширме. упражнения на развитие двигательных способностей, упражнения на свободу дыхания

18

Создание эскизов и декораций

19

Отработка спектакля в целом с музыкальным сопровождением, бутафорией, декорациями.

20

Показ спектакля.

21

Реакция зрителей - коррективы, изменения в спектакле.



22



Работа над спектаклем « Как Снеговики солнце искали»

Повторение правил вождения кукол. Упражнение на тренировку артикуляционного аппарата «Одуванчик», «Задуй свечу». Этюды на развитие кистей рук: «Волна», «Восьмерка». Чтение пьесы руководителем. Обсуждение пьесы: цепь событий, взаимоотношения действующих лиц, их характер, отличительные черты.

23

Виды кукол. Упражнение «Оживи предмет».упражнения для укрепления мышц рук. Распределение ролей между детьми.

24

Чтение пьесы по ролям. Определение интонаций и реплик. Упражнения на развитие артикуляционного аппарата «Радужные шары», «Сдуваем пылинку». Чистоговорки «Бу-бу-бу, бу-бу-бу, сидит ворон на дубу».

25

Чтение пьесы по ролям. Работа над выразительностью, умением передавит характер героя голосом( медведь-медлительный, ёж-рассудительный, кот - бесшабашный и т.д.). гимнастика для языка и губ. Проговаривание скороговорки.

26

Чтение пьесы по ролям отработка выразительности сцен, определение акцентов, очередности реплик. Упражнения дыхательной гимнастики - выдыхание воздуха при чтении букв «ф», «с», «з».

27

Работа по содержанию над ширмой - задний план, передний план. Отработка действий куклы со словами героя. Закрепление правил вождения кукол. Упражнения для языка и губ «Орешек»

28

Отработка этюдов спектакля на ширме: очередность реплик, акценты. Музыкальное сопровождение.

29

Занятия сценическим движением.

30

Занятия техникой речи.

31

Генеральная репетиция.

32

Показ спектакля.

33

Реакция зрителей - коррективы, изменения в спектакле.

34

Итоговое занятие. Планы на будущее.







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал