- Учителю
- Классный час Компьютер. За и против.
Классный час Компьютер. За и против.
Муниципальное казенное образовательное учреждение санаторная школа-интернат р. п. Межевой
Макет классного часа
«КОМПЬЮТЕР. ЗА И ПРОТИВ»
8 кл
Классный руководитель: Федотова Надежда Павловна
Цель: Показать пагубность влияния на
человека увлечения компьютером и компьютерными играми, выработать
правила позитивной виртуальности;
правила безопасной для здоровья работы
за компьютером.
Задачи:
1. Обучающие: Объяснить, в чем
заключалась первоначальная цель создания компьютерных игр-симуляторов и современное значение их
использования, и рассказать о
ценности каждой
минуты нашей жизни.
2. Воспитательные: побудить учащихся задуматься над целью своей жизни, воспитывать в них чувство ответственности за каждый свой
шаг, дело, слово.
5. Развивающие: Развивать у учеников целеустремленность, настойчивость, силу воли и др.; развивать речь в ходе
диалога и дискуссии.
Школьники 8 класса
15 человек
Круглый стол. Групповая работа.
Оргтехника:
проектор;
экран;
колонки;
компьютер с возможностью
демонстрации
стандартных презентаций;
Оборудование и материалы для работы:
камушки, весы,
материал для кластера
Методические материалы:
видеоролик
Приветствие, организационный этап (5 минут)
|
Организатор приветствует класс, затем предлагает детям А. каждому ребенку представить себя, назвать свое имя. В. Предлагается начало фразы. Следует продолжить ее.
Организатор: Вот мы и сделали первые шаги для обсуждения проблем нашей встречи сегодня. Предлагает назвать проблемы подростка.
|
Мебель расположена полукругом.
1.Из дома стали пропадать 2.Ребенок попал в плохую 3.Подросток часто просит 4.Ребенок сутками
|
Выделение проблемы занятия |
Организатор: Предлагает просмотр видеоролика «Сашко- Компьютерный монстр» Обсуждение: опишите состояние героя, определите причину такого поведения. Как можно решить проблему мальчика. Предложите проблему нашего занятия. Продукт занятия -кластер по теме «Компьютер. Да! Нет?» |
Дети смотрят видеоролик обсуждают вопросы. Выражают проблему занятия- компьютерная зависимость, пути решения проблемы |
Оценка проблемы компьютерной проблемы ребенком для себя. |
Организатор: каждому 4 камушка предлагается 2 цветов, весы. Ваше понимание проблемы, расположите на чашечках весов |
Оценка своего отношения проблеме. |
Оценка проблемы учеников 7.8 классов в школе-интернате |
Организатор: Не каждый осмеливается говорить о своей проблеме вслух. С ребятами работала волонтер исследовала проблему. Проводила тестирование. Предлагается оценить результаты. |
Волонтер выделяет проблемы тестирования. Делает вывод о необходимости рассмотреть вопросы компьютерной зависимости. Тест: 1Поднимите руки, кто хотя бы один раз играл в компьютерные игры? 2Было такое, что вы пропускали уроки, чтобы поиграть в игровом зале? 3Говорите ли вы с друзьями о компьютерных играх, кодах, уровнях и т. д.? 4Испытываете ли вы удовольствие от работы за компьютером? 5Злитесь ли вы на тех, кто отвлекает вас от компьютера? 6Приходилось ли вам обманывать близких, говоря, что вы писали реферат или искали информацию, в то время когда вы просто играли или общались? 7Случалось ли вам забывать о времени во время игры за компьютером? 8Откладываете ли вы важные дела ради компьютера? 9Любите ли вы поиграть за компьютером в минуты грусти, подавленности? 10Ругают ли вас родители зато, что вы слишком много денег тратите на игры и Интернет?
|
1. Первый блок дискуссии. «Три грани проблемы».
|
Представляются заинтересованные лица этой проблемы. Родители-мамы, врачи, программист, дети. Признаки зависимости. Первое слово детям: Что вам дает компьютер? Может быть, кто-то хочет сказать слово в защиту компьютерных игр? У кого есть свой сайт? На каких форумах и чатах вы бываете? Какую информацию ищете в сети? Знаете ли вы о санитарных правилах пользования компьютером? Не боитесь ли вы, что кто-то может узнать о ваших путешествиях в Интернете? Что интересного для себя вы открыли в Интернете?
Слово мамам.
Слово врачам.
Слово программистам.
Организатор: К чему же мы пришли на этом этапе дискуссии: есть компьютерная зависимость или это все выдумки врачей и родителей?
|
Дети: повествуют о социальных сетях. Новой возможности общаться . Играть в иные игры. Получать доступ к источнику знаний.
Мама 1. Многие родители просто не понимают, какую страшную разрушительную силу представляет компьютер. Одного 14-летнего школьника из Румынии увезла из Интернет-кафе «Скорая помощь». Мальчик просидел в этом кафе 9 дней подряд и дошел до полного физического и умственного истощения. Его мать рассказала, что мальчик был просто одержим компьютерной игрой «Counter Strike». Он не отходил от компьютера, перестал ходить в школу. Он лгал, воровал из дома вещи, чтобы продать их и потратить деньги на Интернет. Он перестал мыться и похудел на 10 кг.
Врач 1. В чем опасность кибермании? Прежде всего, опасны многие компьютерные игры. В них главное действие - это убийство, причем красочное, изощренное. А ведь игра для ребенка - это репетиция жизни. Так и складывается к 14-15 годам мнение, что насилие, убийство - это увлекательное и полезное занятие. Врач 2. Вторая опасность игр в том, что победить в них гораздо легче, чем в реальной жизни. Ведь жизнь - это постоянная борьба, самоутверждение, победы и неудачи. Все это нельзя заменить виртуальными успехами. Человек просто теряет себя, свою личность, становится приставкой к компьютеру. Врач 1. Еще одна опасность подстерегает любителей чатов. Многие, прикрываясь анонимностью, могут говорить в чатах что угодно, считая, что такое общение раскрепощает их, дает свободу. Но виртуальное общение не может заменить живой связи между людьми. Человек, погрузившийся в вымышленный мир под чужой маской, постепенно теряет свое лицо, теряет и реальных друзей, обрекая себя на одиночество. Программист 1. Что же касается анонимности в Интернете, то она мнимая. Каждый компьютер имеет свой уникальный цифровой адрес, по которому его узнают другие компьютеры сети. Как только ты зашел на какой-либо сайт, твой адрес мгновенно фиксируется и можно легко вычислить, кто ты такой и где живешь. Вот почему хакеров почти всегда находят. Поэтому, оказавшись в чате и придумав себе какой-то ник, не теряйте самоконтроля - как бы потом за это не пришлось отвечать. Программист 2. Например, в 2006 г. за антирусские высказывания в Интернете был привлечен к суду 37-летний пользователь из Новосибирска. Ему пришлось заплатить штраф в 130 тысяч рублей.
Да, есть |
2. Второй блок дискуссии. «Кто виноват?»
|
Мы познакомились с разными точками зрения на проблему компьютерной зависимости. Начинаем второй блок нашей дискуссии. Кто виноват, что все больше и больше подростков становятся пациентами наркологических больниц и получают диагноз «кибермания»? Сначала слушаем мнения специалистов. Варианты мнений: Мамы:
Врачи: - Виноваты родители в том, что дают детям деньги, не спрашивая, как они их потратят. - Виноваты дети, которые ищут только удовольствий и развлечений, не желая трудиться. - Виноваты власти, которые не создали детям условий для занятий спортом, для развития способностей и талантов. - Виноваты учителя, которые не могут увлечь детей каким-то интересным делом.
Программисты: - Виноваты производители компьютеров. Они выпускают все новые и новые игры и программы, которые требуют все более и более мощных компьютеров. Поэтому люди вынуждены постоянно обновлять свои машины. А любопытные дети все хотят попробовать и попадают в зависимость. - Виноваты родители, которые не следят за детьми, не знают, чем они занимаются. - Родители виноваты. Если бы они сами освоили компьютер, они бы могли понять, что можно, а чего нельзя ребенку. А так им кажется, что раз они купили детям компьютер, то об их развитии можно не заботиться. Тогда об этом позаботятся дяди и тети из Интернета и игровых клубов. - Врачи тоже виноваты. Нужно было ставить эти вопросы перед правительством, привлекать к обсуждению прессу, телевидение. - Виновато правительство. Оно могло принять законы, которые бы запрещали детям ночью сидеть в игровых клубах, могло бы вообще закрыть эти клубы или вывести их за черту города.
Классный руководитель. Прошу сделать вывод: «кто виноват в том, что ребенок становится зависимым от компьютера? (В формировании компьютерной зависимости у детей виноваты родители, врачи, школа, милиция, местные власти, сами дети и т. п.)
|
- Хозяева Интернет-клубов, а также провайдеры, которые наживаются на здоровье наших детей. - Местные власти, которые получают взятки от этих структур. - Санитарные станции, которые не контролируют работу этих клубов. - Учителя, которые не проводят беседы об охране жизни и здоровья детей.
В формировании компьютерной зависимости у детей виноваты родители, врачи, школа, милиция, местные власти, сами дети и т. п.
|
Третий блок дискуссии. «Что делать?»
|
Классный руководитель. Итак, проблема компьютерной зависимости. Мы выслушали различные точки зрения, определили виновных. Приступаем к заключительному этапу дискуссии. Попробуем ответить на вопрос: что делать, чтобы люди не попадали в плен кибермании? Слово нашим гостям. Примерные варианты мнений: . «Что делать?»Мамы:
. «Что делать?»Врачи:
. «Что делать?» Программисты:
Классный руководитель. Слушаем предложения наших участников. Может быть, кому-то из них удастся найти компромиссный вариант решения проблемы компьютерной зависимости? И как итог этого этапа обсуждения формулируем вывод: что мы можем сделать, чтобы не попасть в компьютерную зависимость? (И как можно сформулировать общий итог нашей дискуссии?
(Можно задать наводящие вопросы: Существует ли компьютерная зависимость? Кто виноват в ее появлении? Как бороться с этим злом?)
|
- Закрыть все игровые клубы. - Разрешить детям доступ в Интернет только в «сопровождении» взрослых. - Уволить начальника санитарной станции, директора школы, переизбрать мэра и т. п. - Запретить учителям требовать от детей рефераты, чтобы они не скачивали их из Интернета. - Обучать детей работе с полезными программами и играми, в которые можно играть вместе с родителями.
- Ввести цензуру на игры. Запрещать использование в клубах агрессивных игр. - Ввести наказание для родителей, чьи дети стали интернет - зависимыми. Заставить их общаться со своим детьми по 4 часа каждый день. - Каждый ребенок должен заняться спортом или найти себе какое-нибудь хобби. Тогда и друзья появятся, и скучать будет некогда. - Нужно принять законы, которые запрещают пропаганду насилия в играх, и сурово карать за нарушение этих законов.
- Нужно каждому стать грамотным пользователем, а не чайником. - Критически относиться к игровым новинкам, не покупать все подряд. Ограничить использование агрессивных игр. - Хорошо бы всем школьникам заняться программированием. Это будет и занятие, и развитие, и общение с интересными людьми. - Детям нужно вообще поменьше играть. Пусть каждый попробует создать свой сайт, тогда понадобится что-то рассказать о себе, показать, в чем твоя уникальность. А это подтолкнет к саморазвитию.
Дети высказываются, повторяя и перефразируя мнения гостей, добавляют свои оригинальные предложения.
Нужно стать грамотным пользователем, осваивать полезные программы, нужно поменьше играться, а заняться спортом, общаться с друзьями, читать книги и т. п.
Примерный результат дискуссии: - Компьютерная зависимость существует. - Это результат распущенности детей, безответственности родителей, беспечности властей, жадности представителей игорного бизнеса. - Выход - в повышении компьютерной грамотности, во введении цензуры, в принятии законов, которые повышали бы ответственность родителей и представителей бизнеса.
|
Совместная работа. Вырабатываем правила позитивной виртуальности |
Предложите правила позитивной виртуальности. Раздать памятки Техника « Я-высказывание».
|
Вырабатываются правила |
Подведение итогов |
Вернемся к истории с Сашко. Какое лекарство ему необходимо. В случае проблем при ответе предложить «история Вовы». |
Живое общение, которое не может дать компьютер. Человек должен жить в реальном мире. Должен уметь строить отношения с людьми. Быть социальным. |
Рефлексия
Заключение. |
Сегодня мы рассмотрели знакомый и незнакомый вам подход к замечательному изобретению человека компьютеру. Изменилась ли ваша позиция к проблеме компьютерной зависимости.. Касается ли вас то, о чем мы говорили сегодня? Появился ли повод задуматься о себе и изменить свое поведение? Что дал вам сегодняшний классный час? Для этого воспользуйтесь вашими камушками и представьте картину уже на конец нашего разговора. Классный руководитель. Наше обсуждение подошло к концу. И завершить его я хотела бы словами одного писателя. Он обсуждал в Интернете проблему компьютерной зависимости и в заключение написал: «Я пишу эти размышления на компьютере, отправляю их электронной почтой через мировую сеть, черпаю информацию из Интернета. Все эти факты свидетельствуют о том, что я ни в коей мере не являюсь компьютерофобиям. Более того, я очень люблю этот маленький ящик, который помогает мне жить. Но моя любовь закончится в тот момент, когда, или если, я пойму, что не я владею им, а он мной*. Наш дискуссия это маленькое семечко для правильного подхода к большой проблеме. Пусть всходы принесут только позитивную виртуальность. Сегодня мы говорили о компьютерной зависимости. Проблема эта неоднозначна и пока далека от решения. Но мы и не стремились решить ее во что бы то ни стало. Обсуждая эту проблему, мы учились вести дискуссию, учились слушать и слышать друг друга. В ходе живого обсуждения мы учились живому общению - именно тому, чего никакой, даже самый мощный компьютер дать не в силах. Посмотрите на эпиграф к сегодняшнему классному часу [читает). Желаю вам, чтобы ваш компьютер создавал для вас как можно меньше проблем.
|
Дети при изменении взглядов на проблему по- иному представляют картину расположения камушек
Ответы детей |
Источники информации:
1.ПРОГРАММА ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ И ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Автор-составитель: педагог - психолог высшей категории И.А.Коныгина Под редакцией кандидата психологических наук, директора ЦППРиК «Практик» А.И.Красило
file:///C:/Users/Федотовы/Desktop/отк.%20кл.час%20Ком.%20зависимость/компью%20%20отк%20урок/ПРОГРАММА%20ПЕРВИЧНОЙ%20ПРОФИЛАКТИКИ%20КОМПЬЮТЕРНОЙ%20И%20ИГРОВОЙ%20ЗАВИСИМОСТИ%
2. centrgerda.ru/kmp/?utm_medium=cpc&utm_source=yandex.context&utm_campaign=13538909&utm_content=1035954601&utm_term=компьютерная%20зависимость%20подростка&yclid=1964649287480771077</</p>
3.www.pravoslavie.ru/
Приложение:
1. Для чтения и обсуждения с детьми:
В плену у компьютера
- Володенька, погуляй во дворе. Денек-то какой славный, солнечный, - предложила мама. - Завтра пойдем на рыбалку, я же тебе давно обещал, - раздался голос папы.
Володя сидел у компьютера и молчал, отвечать было некогда. Армия инопланетян вторглась на Землю. Летающие тарелки кружили в воздухе. Володе выдали новое мощное оружие!
- Что ты, внук, прилип к компьютеру? На улицу третий день не выходишь. Выключай свой ящик, пойдем на рынок. Поможешь мне, - послышался голос бабушки.
- Ба, отстань, - попросил мальчик. - У меня земля погибает. Инопланетяне ворвались в город.
- Я сейчас выключу электричество и всех твоих врагов сразу уберу, - рассердилась бабушка.
«Что делать? Если бабушка выключит электричество, я не успею закончить игру. Помоги, ты же самый умный», - умолял Володя компьютер. Мальчику показалось, что компьютер понимает его. Картина улицы приблизилась. Из-за угла показался инопланетянин. Он рогами вышиб из рук мальчика оружие, и выпустила в него ядовитую струю. Володя словно провалился сквозь стену.
Дальнейшие события Володя помнил с трудом. Он бегал, стрелял, кого-то спасал. Очнулся мальчик возле старинной крепости. Володя страшно устал и лег на траву возле каменной стены.
«Странно, здесь нет запахов», - подумал Володя. Мальчик вспомнил, как сладко пахнут цветы.
- Нельзя лежать. В правилах игры этого нет, - раздался металлический голос компьютера.
- Но я хочу полежать на травке, - возразил Володя. - Хотя на твоей траве лежать неинтересно. Она искусственная. Нет жуков, муравьев, разных цветочков. Даже разглядывать нечего.
- Разглядывать траву не нужно, - возразил металлический голос. - Создай свою армию, дерись…
- Я больше не хочу драться. Если бы ты знал, как хорошо на речке летом, в воде плескаться.
- Не понимаю, - перебил мальчика компьютер, - от воды все портится.
- Здорово смотреть на костер. Пламя играет, сверкает, - вспомнил мальчик.
- Не понимаю, где пламя? - заволновался металлический голос.
- Я просто мечтаю, - объяснил Володя. - Мечтаю поехать на рыбалку.
- Ты должен драться…, - голос компьютера задрожал и попросил:
- Расскажи мне про рыбалку.
- Я уже сто лет не был на рыбалке. Все с тобой играл.
- Этого не может быть. Тебя не было сто лет назад, а мне всего два года, - возразил компьютер, но мальчик только рукой махнул в ответ.
Голос замолчал. Перед глазами Володи начали появляться картинки, одна интереснее другой: гробницы с сокровищами, подводные царства, космические станции. Мальчик закрыл глаза и стал вспоминать запах маминых духов.
Вдруг все закружилось, и Володя увидел над собой испуганные лица мамы, папы и незнакомой женщины в белом халате.
- Спасибо, доктор, что привели его в чувство, - встревожено сказала мама.
- Не волнуйтесь, обморок прошел, - ответила доктор. - Пусть посидит дома.
Володя испуганно подскочил:
- Нет, я не хочу сидеть дома, папа обещал, что мы завтра на рыбалку поедем.
- Но ты слишком слабый, - попыталась возразить доктор.
- Слово мужчины нарушать нельзя, - подмигнул папа сыну.
Компьютерная зависимость: вопросы для беседы
• Почему мальчик не мог оторваться от компьютера?
• Почему мальчику стало скучно жить в компьютерном мире?
• Расскажи о том, что человек не может сделать без компьютера.
• Расскажи о том, что компьютер не может дать человеку.
• Легко ли тебе прервать интересную игру на компьютере, если надо делать другие дела?
• Что надо делать, чтобы, играя не уйти «во внутрь компьютера» и не забыть о реальной жизни?
2.ТЕХНИКА НЕЗАВИСИМОГО ВХОЖДЕНИЯ В ВИРТУАЛЬНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ Компьютер - помощник и ускоритель для выполнения любых задач, дающий небывалый простор для творчества на пути достижения истинной, реальной цели.
Техника «Я-высказывание».
«Я использую компьютер как один из способов развития. Мои способности развиваются при помощи компьютера и продолжают развиваться без компьютера. Компьютер помогает мне решить задачу, усиливает моё действие. Компьютер не заменяет моих собственных действий, он их совершенствует. Компьютер не устраняет препятствия к моей цели, он помогает их преодолеть, дополняя мои усилия. Используя компьютер, я расширяю свой выбор. Мой компьютер упрощает мои действия, но не упрощает моих целей. Компьютер не заменяет радостей моей жизни, он помогает сделать эти радости разнообразнее.
Я пользуюсь результатами работы за компьютером в реальности».
3.Существуют психологические факторы предрасположенности к интернет- зависимости.
- свойства характера;
- повышенная обидчивость;
- ранимость;
- тревожность;
- склонность к депрессии;
- низкая самооценка;
- плохая стрессоустойчивость;
- неспособность разрешать конфликты;
- уход от проблем.
Знаете, ученые выявили признаки интернет-зависимости у подростков:
- Снижение успеваемости, систематические прогулы, отсрочка сдачи зачетов и экзаменов и другие проблемы в процессе обучения;
- Частые беспричинные перемены настроения, от вялого до приподнятого, от безучастного-подавленного до приподнятого-эйфорического;
- Болезненная и неадекватная реакция на критику, замечания, советы;
- Нарастающая оппозиционность к родителям, родственникам, старым друзьям;
- Значительное эмоциональное отчуждение;
- Ухудшение памяти и внимания;
- Приступы депрессии, страха, тревоги, появление фобий;
- Ограниченное общение с друзьями, родителями, родственниками, значительное изменение круга общения;
- Уход от дел, к которым наблюдался интерес, отказ от хобби;
- Пропажа из дома ценностей или денег, появление чужих вещей, денежные долги;
- Изворотливость, лживость, неопрятность, неряшливость, ранее не характерное.
1. 1. УВЛЕЧЁННОСТЬ НА СТАДИИ ОСВОЕНИЯ.
Признаки:
• Долгое сидение у компьютера.
• Высокая концентрация внимания
• Эмоциональное возбуждение во время и после игры.
Что необходимо предпринимать родителям:
• Настаивать на соблюдении временного режима (количество времени, которое ребёнок может проводить за компьютером без ущерба для здоровья).
• Предложить ребёнку что-то более интересное.
• Переключить его на другой вид деятельности (помощь по дому, выполнение важного поручения и т.д.).
• Ненавязчивая цензура компьютерных игр (сайтов в Интернете), в которые играет ребёнок.
1. 2. СОСТОЯНИЕ ВОЗМОЖНОЙ ЗАВИСИМОСТИ.
Признаки:
• Сильная погружённость в игру (или Интернет), нахождение за компьютером более 3 часов в день.
• Снижение интереса к учёбе, падение успеваемости.
• Негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре в компьютерные игры.
• Сужение круга общения (разговоры только о компьютере).
• Потеря аппетита, плохой сон, жалобы на головные боли, проблемы с желудком.
Что необходимо предпринимать родителям:
• Осуществлять ненавязчивый контроль за другой деятельностью ребёнка (посещение кружков, секций, участие в общественной жизни класса или школы).
• Настаивать на соблюдении временного режима нахождения ребёнка за компьютером.
• Не позволять ребёнку выходить в Интернет бесконтрольно.
• Больше общаться с ребёнком, вовлекая его в процесс решения реальных проблем.
• Обращение к психологу, специалисту по нехимическим зависимостям.
1. 3. ВЫРАЖЕННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
Признаки:
• Ребёнок не контролирует себя.
• Явная эмоциональная неустойчивость (при нежелательном прекращении игры может бурно реагировать, или не реагировать никак, выглядеть так, словно погружён сам в себя).
• Уходы из дома с целью поиграть в компьютерные игры у друзей или в компьютерном клубе.
• Угасание интереса к общению, полная замена друзей компьютером.
Что необходимо предпринимать родителям:
• Ребёнок нуждается в квалифицированной помощи специалиста, т.к. в дальнейшем очень быстро может перейти на стадию клинической зависимости, при которой помощь оказывается врачом-психиатром в стационаре.