- Учителю
- Отдел по вопросам образования администрации Ардатовского муниципального района Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Размазлейская основная общеобразовательная школа» Секция «Этно-экология природного пространства: почитания воды и ми
Отдел по вопросам образования администрации Ардатовского муниципального района Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Размазлейская основная общеобразовательная школа» Секция «Этно-экология природного пространства: почитания воды и ми
Отдел по вопросам образования администрации
Ардатовского муниципального района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Размазлейская основная общеобразовательная школа»
Секция «Этно-экология природного пространства: почитания воды и мир леса»
Название работы :
«Продолжение народных традиций»
Руководитель:
Сарина Наталья Алексеевна, учитель биологии
Выполнил::
Коршунов Егор Сергеевич, 13 лет, 7 класс.
Ардатовский район
Р.п.Ардатов
2014 год
Оглавление:
-
Введение 3-5 стр.
-
Цели и задачи. 6 стр.
-
Метод исследования. 7 стр.
-
Сбор информации. 8-9 стр.
-
Егоркины сказки и стихи . 10-17 стр.
-
Вывод 18 стр.
-
Литература 19 стр.
-
Приложение 20-21 стр.
-
Ведение.
Всё о лесе.
С самого детства я слышал сказки, легенды от своей бабушки, мамы о своём селе, лесе. Можно сказать, что я с детства воспитывался и рос на этих легендах и сказках. Я могу легко передать жизнь леса в своих сказках и стихах. Я думаю , что традиция в моей семье будет продолжаться из поколения в поколение.
Есть много рассказов и преданий о лесе, но самые любимые, которые рассказывали твоя бабушка и мама. По словам бабушки, если ты устал после трудного дня и тебе хочется хорошо отдохнуть, нужно уйти в лес на часок и усталость как рукой снимет. Лес как бы собирает отрицательную энергию и даёт положительную. Вы не замечали, что когда входишь в лес, сразу становится легче и веселее, тебе хочется смеяться и забываешь обо всём на свете .Лес бабушка очень любила, так же как и я сейчас. Он прекрасен в любое время года. Лес для меня, как живое существо, которое хорошим людям, которые берегут его, даёт своё тепло и веселье. Плохим , которые срубают деревья и мусорят, нагоняет на них невезенье, усталость и плохое настроение. Лес - это и есть жизнь, так давайте ценить, то что у нас есть.
Цель: рассказать о своих сказках и стихах друзьям, обучающимся не только своей школы, но и соседним школам своего района.
Задачи:
- изучить по литературным источникам информацию о лесе.
- познакомить учащихся нашей школы с сказками и стихами;
-легенды взрослого человека
3 .Метод исследования.
В данной работе мы исследовали следующие формы и методы.
Методы: опросный, беседа, фотографирование, наглядный.
Опросный метод как один из основных методов исследования. Он
Позволяет получить вполне надёжную информацию практически о чём угодно.
Метод опроса - самый распространённый из всех социологических методов, имеющий самую богатую и давнюю историю.
Беседа- метод изучения личности, её мотивов, чувств, мышления, намерений понимания стоящих задач. Беседа дополняет наблюдение
и эксперимент. В ходе беседы человек объясняет другим людям особенности в той или иной ситуации.
Наглядный - метод используется во взаимосвязи со словестным и практическим методами и предназначаются для наглядно- чувственного
Ознакомления учащихся с явлениями , процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении.
Фотографирование-совокупность способов получения изображений,
воспроизводящих с некоторой точностью фотографируемых объектов.
Таким образом, различные методы повышают интерес учащихся к изучаемому проекту.
Различные методы позволяют повысить мотивацию учащихся к выполняемому проекту, обеспечивают поиск ответов и вопросов, результатом являются различные дополнительные источники.
Методы также создают при выполнении данной работы ситуации успеха,
доброжелательности и доверия.
4. Сбор информации.
Паспорт исполнителя:
Штепенко Галина Михайловна родилась 19 февраля 1944 года в селе Поляна Ардатовского района.
Закончила 8 классов и сразу пошла, работать в колхоз «Полянский».
На протяжении многих лет работала дояркой. Галина Михайловна с большой любовью вспоминает праздники, которыепроходили раньше, радует то, что такие праздники, как масленица,проводят в настоящее время .
Паспорт записанного текста :
Текст записан со слов Штепенко Г. М.12 октября 2014 года Коршуновым Егором-учеником 7 класса.
Рассказ Галины Михайловны
Много всего она рассказала о лесе. Бабушка рассказала что, когда молодые женятся, они должны перед свадьбой сходить в лес. В лесу они должны найти самое красивое дерево или кустарник. Две Молодые обычно долго выбирают красивое дерево, и потом они берут две веточки и связывают их, туго на туго. Это говорили в народе о том, что крепкая будет жизнь у них и , что будут жить до гроба вместе. Но обычно ходили в лес во время растущей луны, вечером ,что бы никто не видел.
Когда приходили в лес, было темно, сложно было найти красивое дерево, дерево должен найти мужчина, а девушке оно должно понравиться. Молодые, когда собирались в лес, об этом знали только их родители, больше никто не должен знать. Эту легенду знают все и даже в наше время. Только разница
немного в том, что молодые ходят в лес во время своей свадьбы. Как только распишутся и сразу едут в лес, но связываются ветки сосны и ещё привязывают бантик в честь благодарности лесу.
2- легенда.
Богата наша земля чудесами, легендами, сказаниями. Вот одно из них, о лесе.
Давным-давно люди шли с войны домой, дорога была длинной, устали, ели ноги передвигали, но идти надо было. Шли они долго, конца края нет, голодные уставшие. Решили они отдохнуть, больше не было сил идти.
Ноги сами подкосились, и они упали около леса. Подумали они, один конец, где нам умирать. Оглядевшись вокруг , увидели в траве , маленькие зелёные крупинки около деревьев и решили их съесть. Съели по горстке и тут же уснули. Спали долго, но когда проснулись, не поверили , что они выжили. Поклонились они лесу, за помощь поблагодарили его и пошли дальше до дома.
Коршунов Егор Сергеевич.
Родился 10 апреля 2001 года В Нижегородской области, Ардатовского района, села Размазлей.
Коршунов Егор
сказки
У небольшой деревеньки жил-был большой берёзовый лес. И был этот лес полон чудес. Жили в нём зверята: лисы, волки, бельчата, зайчата, ежата. Дружная семейка ежат мама, папа и два братишки - малой и старшой, тоже жили в чудесном лесу. Семья была дружная, трудолюбивая, детишки были озорные и любопытные. Старшой всегда опекал малого. Он появился на свет, когда в лесу наступила весна. Кругом таял снег, появлялась первая трава и цветочки. Пришлось старшему брату познакомить малого с лесом и его обитателями. Пошли они набрать травы для своих постелек. Встретили на своём пути болото и набрали в нём мха. Был мох мягкий, влажный, тёплый. Собрали его в свои кузовки и понесли маме. Встретили на своём пути ёлку, под ёлкой лежали хвоинки, издавали те смоляной аромат. И хвоинки набрали в свои кузовки ежата. Решили держать путь домой к маме с папой. Весело бегут ежата по лесной тропинки, знаком им путь домой. Смотрят они, а в лесу уже первые грибы - сморчки и строчки, и их они набрали . Подошли они к своей норке, глядь, а там у норки распустили свои листочки первые лесные цветы - подснежники. Набрали и их в свои крохотные лапки цветов для мамы. Обрадовалась мама подарку. Натопила печку, пожарила грибочков, накормила дружную семейку. Папа просушил на солнышке мох, расстелил постельки. И вот когда взошла луна над берёзовым лесом, тихо и уютно было в норке у ежат. Спала семья на перинах изо мха, пахло в норке смоляным ароматом . Благодарили зверята берёзовый лес за тепло и уют
Однажды на одной яблоне было много яблок, но одному хотелось быстрее созреть и уйти. Летели месяцы быстро. Яблоки все созрели. И однажды осенью подул сильный ветер, и наше яблочко упало на землю. «Наконец-то я созрело» подумала яблоко, и покатилось мир посмотреть. Вдруг на дороге оно встретила ещё одно яблочко. Познакомились они, и покатились в лес. Первые кого они встретили, была семья ёжиков. Они рассказали много интересных историй, и напоили чаем. Потом были белки, зайчата и многие другие. И каждый что-нибудь давал. Белки орехи, зайцы морковку, медведь Иван Потапыч дал им мёд и малину. Играли они, веселились и рассказывали интересные истории .Долго они были в лесу, но настал вечер и они устали. Попрощались со всеми, и пошли домой. Но никак не могли найти дорогу испугались . Вдруг по ветвям пробежала белка. Они её позвали и попросили показать дорогу. Она показала им и сама побежала домой к бельчатам .Вот они увидели свою родную яблоню и обрадовались. Легли возле ствола дерева, сказали друг другу «спокойной ночи», и уснули.
Жили-были в нашем лесу колючие ёжики. Ёжиков было много. Папа «Ёж», мама «Ежиха» и сыночки ежата «Старшой» и «Малой». Ушла мама однажды за колючками, а Малого предупредила : «На земле не лежи, холодную воду не пей, на сорок-трещёток не кричи». Только мама за порог, а Малой давай по земле кувыркаться, холодной водой упиваться и на сорок-трещёток кричать. Пришла Ежиха домой, а у сына голова горячая и горлышко болит, уж больно громко кричал Малой на сорок.
Пришлось идти маме к медведю просить липового мёда. Мазать непослушному сыну горлышко. На следующие утро встал колючий ёж с кроватки, горлышко не болит, голова не горячая. Спасибо медведю за его липовый мёд. Понял ёж, что надо маму слушаться.
Жили-были в нашем лесу колючие ёжики. Ёжиков было много. Папа «Ёж», мама «Ежиха» и сыночки ежата «Старшой» и «Малой». С самого раннего утра гуляли ёжики в лесу, собирали дрова, шишки, листочки, грибочки. Папа собирал дрова да шишки, мама грибочки да листочки. А ежата колючие ребята, весело кувыркались в траве, купались в реке. А вечером собирались в своём доме, топили печку, варили грибочки.
Однажды родители ушли в соседний лес к знакомым по делам. Остались ежата одни, заскучали, затосковали, поняли, как без родителей плохо. Посидели они у холодной печки, и пошли собирать грибы да листочки. Вернулись Ёж и Ежиха домой, дома тёплые грибочки сварены. Поняли ежата, что трудиться нужно сообща и жить дружно.
Жили -были в нашем лесу колючие ёжики. Ёжиков было много. Папа «Ёж», мама «Ежиха» и сыночки ежата «Старшой» и «Малой».
Пришли холода, наступила осень. Прячется лесной народ кто в норе, кто в дупле. Запасли ежата и грибочков и листочков, колючек напрятали, малины насушили. Но забыла Ежиха про платочки и носочки. Собрала своих ребят и пошла до поучат. Чтоб наткали пауки паутины серебряной для платочков и носочков. Весело отправились в путь семейство ежей, а смотрят паутины так много и везде она висит - на пнях, на кустах, на колючках лежит, на пригорках, собирай лесной народ не ленись. Потрудились пауки на славу. Будет чем заняться мамам зимой, вязать своим деткам носочки да платочки. Насобирала и ёжики серебряной паутины. Навязала мама тёплых носочков для милых сыночков.
«Тихий мой уголок, село родное Размазлей»
(300 - летию села посвящается)
Давным - давно это было, много - много лет тому назад. Среди берёзового леса и широких полей, вблизи небольших запруд затаилось небольшое русское село. Жили в нём люди трудолюбивые, растили хлеб, ловили рыбу. Сажали на своих полях рожь, ячмень, пшеницу, горох, коноплю. Славилось село и своим маслом, которое возили в Москву и Нижний Новгород.
И жили в том селе два родных брата: Раз и Маз. Добрыми были молодцы, старших почитали, младшим помогали. Ходили в лес на охоту, где зверья водилось видимо - невидимо.
И вот однажды ранней весной во время сильного половодья отправились братья на охоту в лес. Хорошо было в лесу, весело пели птицы, радовался глаз зелёной траве, первым грибам, подснежникам. Хватало места братьям для раздолья и удалой потехи. Как вдруг смолкло всё вокруг, потемнело небо, и пошёл сильный дождь.
И поняли братья, разорвутся плотины, пойдёт вода в сельские запруды. И уйдут под воду дома родного села. Полетели быстрее ветра кони братьев к родному селу. Разбудили всех: и старого и малого. Увели в безопасное место, пока не ушла большая вода.И в благодарность назвали село Размазлей, что означает -
У воды (лей - вода) Раза и Маза (Раз и Маз - имена братьев)
Мудрый белый гриб
Недалеко от большого села был лес. В нем, что только не было! И земляника, и черника и даже орешник был. Одним словом «красота». Но однажды все
Растения начали спорить, кто из них всех красивей и вкусней. Говорит земляника «
Посмотрите на меня! Я красивая и очень вкусная, даже самая заметная». «Не согласна,- сказала черника- я всех лучше». Я и чёрненькая и на вкус сладко, и не то- что малина. И так продолжалось очень долго. Малина почернела от злости, черника покраснела от оскорбления, все грибы позеленели от возмущения, а самыми злостными грубиянами были поганки и мухоморы, ведь всё- таки ядовитые растения.
Никто не ходил в лес после случившегося, потому что, всё в нём , было некрасиво и противно.
Это могло продолжаться ещё очень долго, пока в дело не вмешался белый гриб:
« Стойте , посмотрите друг на друга, видите, до чего довели лес!» В наш красивый лес перестали ходить и прозвали его оврагом. Каждый в этом лесу красив и вкусен по своему. Вот малина украшена красным в крапинку цветом, а черника красивым голубоватым цветом. Если бы нас не было, то лес не был бы таким красивым. Предлагаю помириться и не ругаться по пустякам!»
Все согласились с белым грибом и больше не ругались. С этих пор белый гриб стали называть «мудрым». Вот так один маленький гриб разрешил большую ссору.
Коршунов ЕГОР
СТИХИ
Не забывай о птицах!
Когда зимы придёт пора.
Когда наступят холода.
Ты вспомни о птичках.
Воробьях, синичках
Кормушку в сад для них снеси
И крошек белых накроши
И пусть земля белым бела,
У наших птиц всегда еда.
11.12.14 г
Е.Коршунов
Милая моя родная деревенька
Милая моя деревенька,
Край, где я родился и расту,
Люблю его, роднее нет на свете,
Он славен красотой,
Он лучший на планете,
Дороже и милее
Нет ничего на свете,
Слава краю моему!
12.03.14 г
Е.Коршунов
Вывод:
Выполнив эту работу, Егор решил продолжить эти традиции в настоящее время, а в целом эти традиции имели большое значение для людей. Егор, как ученик Размазлейской основной общеобразовательной школы, решил возрадить традиции и в дальнейшем сочинять стихи о лесе, о своём селе и о птичках, которых он очень любит. Он уверен в том, что традиции его семьи будут продолжаться из поколения в поколение.
-
.Литература:
1.Интернет-ресурсы.
2.Опросные сведения.
3. Белов В. И. Деревенька моя лесная/В.И Белов.-Вологда:
Волго-Вятское книжное издательство.
4. Садков Н. И. Лесные тайны (рассказы, сказки6 для младшего школьного возраста)/Н. И. сладков.-СПб.: Амфора
5. ТендряковВ. Ф. Среди лесов: повести о очерки/В. Ф. тендряков.- Солветский писатель.
6. Мари- Рене Пимон «Жизнь леса » Художникит Мари Кристин Лемайор,
Бернал Бернал Алюни Издательство «Махаон»,2009
7. Книга серии «Энциклопедия тайн и загадок» ( Лаврова С. А. Загадки леса:
Для среднего школьного возраста / С. А. Лаврова; сост. Н. Астахова.- Москва: Белый город, 2009.
8.Бианки В. В. Лесные домишки( сказки, рассказы,повесть о животных)/
В. Бианки; худож.В. Быстрыкин.-Москва6 Астрель:АСТ,2005.
Приложение
Работа Егора кипит.
Тезисы доклада
Тема « Продолжение народных традиций»
Главной целью этой работы было изучить историю маленького писателя Коршунова Егора, а также и жителей села о народных традициях.
Об истории и традициях Егор узнал от своей бабушке и мамы на опросных сведениях .
Он с большим удовольствием задавал им разные вопросы о том, что почему люди с давних времён сочиняли сказки, стихи, легенды именно о лесе.
Егору было очень интересно узнать о том, как они сочиняли стихи и легенды.
На протяжении всего исследования Егор был активен ,вёл опрос среди населения
Фотографировал бабушек.
Егора заинтересовала данная работа, он в дальнейшем намерен изучать все традиции своего села Размазлей.
В результате своего исследования, выяснив историю интересных традиций бабушек, Егор решил донести до учащихся и убедить их в том, чтобы они тоже знали и не забывали традиции свих предков и продолжили изучать традиции, и по возможности сочинять стих и легенды.
Рецензия.
Данная работа проводилась с сентября по октябрь 2013 года, под руководителем Сариной Н.А.
Эта работа вызвала большой интерес у Егора в связи с тем, что в этом селе в котором он живёт, были бабушки, которые тоже в своё время сочиняли стихи . легенды о лесе. Они рассказали своим детям свои интересные традиции.
На протяжении всего исследования Егор был очень активен. Он с большим интересом задавал разные вопросы своей бабушке и маме. Сделал фотографии.
Изучив подробнее истории и традиции бабушек ,Егор пришел к выводу что традиции людей не надо забывать, а наоборот надо их продолжать.
Маленький писатель Егор настолько заинтересовался данной работой, что в в дальнейшем намерен изучат все традиции своего села.
Хотелось бы отметить, что данная работа является интересной,
содержательной и заслуживает большого внимания среди учащихся.
Директор школы: Г. Ф. Хребтова
23