7


  • Учителю
  • Разработка внеклассного мероприятия Хлеб всему голова (5-6 класс)

Разработка внеклассного мероприятия Хлеб всему голова (5-6 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Разработка внеклассного мероприятия Хлеб всему голова (5-6 класс)

Внеклассное мероприятие для 5-6 классов.



Цели и задачи:

  • Образовательные: обобщить и дополнить знания учащихся об истории хлеба на Руси, о труде людей, народных традициях и обычаях.

  • Воспитательные: развитие у учащихся чувства патриотизма, любви к Отечеству, интереса к её истории, бережного отношения к хлебу.





С детских лет запомнила навсегда:

Хлеб - земля. Хлеб - воздух. Хлеб - вода.

Солнечное в нём живет светило,

В нём живет душа родных полей.

Нежность доброй матери моей.

Жизнь - от хлеба, и от хлеба - сила.



История хлеба неотделима от великой, трагической и прекрасной истории человечества. От формации к формации, от эпохи к эпохе человека всегда сопровождал хлеб насущный. Тысячелетия люди выращивают зерно, получают из него муку, пекут хлеб. Они связывают с хлебом свою надежду на жизнь, видят в хлебе свою родину, своё прошлое, настоящее и будущее.

Считается, что впервые хлеб появился на земле свыше 15 тысяч назад. Сначала человек ел сырые зёрна, потом научился их поджаривать, потом - молоть, замешивать с водой и печь на костре. Сознательно возделывать зерновые человек научился примерно 6,5-5 тысяч лет назад.

Долгое время хлеб был пресным, плотным и грубоватым. И только древние египтяне научились готовить хлеб из сброженного теста. Однажды, по недосмотру раба, тесто, предназначенное к выпечке хлеба, подкисло. Чтобы не быть наказанным, раб решил всё же испечь лепёшки. Неожиданно для всех они получились пышнее, румянее, вкуснее. Так было положено начало развитию хлебопекарного производства.

Затем искусство выпечки хлеба из сброженного теста перешло в Грецию и Рим. Кислый хлеб считался в этих государствах деликатесом. Его могли есть только богатые, рабам по-прежнему пекли пресный и грубый. Специально выпекали хлеб для спортсменов, которым предстояло участвовать в олимпийских играх. Его им подавали с маслинами и рыбой.

У многих народов, в том числе у славян, хлеб считался самостоятельным блюдом. К нему относились с суеверным почтением. Считалось, что человек, съевший пищу без хлеба, совершал большой грех и за это будет наказан богами. В Индии преступникам в зависимости от тяжести преступления не давали хлеба определённое время. Неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку.

Тех, кто готовил хлеб низкого качества, наказывали: могли остричь наголо, выпороть, привязать к позорному столбу или даже отправить в изгнание. В Древней Германии преступник, убивший пекаря, наказывался строже, чем за убийство человека другой профессии. В честь пекарей возводились монументы. И сейчас в Риме можно увидеть памятник высотой 13 метров, поставленный пекарю, жившему 2 тысячи лет назад. Его пекарни обеспечивали хлебом почти всё население Рима.

Восточные славяне выращивали зерновые культуры уже 3 тысячи лет назад. Сначала это были ячмень, просо, потом стали сеять рожь. На Руси выпечка хлеба считалась делом почётным и ответственным. Были даже так называемые хлебные приставы, которые ходили по рынкам, проверяли и взвешивали хлеб. Если обнаруживали нарушения, виновных штрафовали.



На свете я видела хлеба немало,

Крестьянка его из печи вынимала

И клала на стол, осеняя крестом,

Он отдыхал, накрытый холстом.

В горнице пахло сильно и сладко.

Хлеб грозным казался, как имя отца.

За трапезой ели его без остатка:

Ни крошки, ни корки - ломоть до конца.



Без каравая не обходится ни один день рождения. На именинах водят хоровод и поют песенку «Каравай».

Каравай - самый древний хлеб у славян. Старое его написание - коровай - подсказывает, что оно сродни слову «корова». Так оно и есть. Ещё предки славян пекли его на коровьем молоке в дни языческих праздников, на которых в жертву богу Солнца приносились эти животные. Кстати, слово «каравай» возникло гораздо раньше, чем слово «хлеб», и означает оно пресный, не дрожжевой хлеб, который пекли в круглых формах.

Этимологический словарь даёт и другое объяснение названия: по внешнему сходству с коровяком - коровьей лепешкой.

В толковом словаре Владимира Даля и в «Словаре русских народных говоров» семейство слов вокруг слова «каравай» большое:

Каравайник -

  • это посудина, в которой печётся хлеб;

  • человек, который перед свадьбой носит каравай по селу, преподнося его молодым;

  • девичник, на котором каравай подаётся.



Каравайница -

  • это стряпуха, что печёт каравай для молодых;

  • ветка, украшающая хлеб.



Каравайцы -

  • Это крутая каша, запечённая в миске (Тульская область);

  • Пшеничные блины ( Рязанская и Тамбовская области);

  • Толстая лепёшка (Нижегородская область).

Караваечник, каравайщик - и пекарь, и хлеботорговец, а каравайчонок - их помощник.

В разных областях караваем звали не только круглый хлеб, но и различные пироги и печево.

  • у новгородцев - это не круглая, а вообще любая буханка хлеба;

  • у уральцев каравай только ржаной, а пшеничный - уже калач;

  • у архангелогородцев - из смеси ячменной муки и ржаной;

  • у туляков и орловцев караваем называли и запеканку с яйцами, маслом и молоком;

  • у новгородцев - круглый пирог с курицей, свининой;

  • у пермяков - сладкий пирог, состоящий из маленьких пирожков с начинкой или сдобных колобков.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим, -

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

Если мы хотим кого-то встретить, с честью и почётом,

Встретишь щедро, от души, с уважением большим,

То гостей таких встречаем пышным круглым караваем.

Он на блюдце расписном с белоснежным рушником!



А одна роль каравая - общая для всех уголков страны - свадебная. В Смоленской области даже саму свадьбу называют караваем!

Обычай «молить каравай» -это когда молодые берут с собой на венчание большой ржаной ситник, а на другой день свадьбы дружка разрезает его пополам над склонёнными головами молодых, трижды складывает и раскладывает. «Помолили каравай» - будут жить дружно, как две половинки целого до бриллиантовой свадьбы.

Обычай «давать на каравай» - подносить подарки молодым.

Обычай «приглашать караваем»- развозить его приглашенным на свадьбу.

Караваем же называли один из трёх пиров у молодых после свадьбы (после езды с играми), «кряжий пир» на свадьбе, где подавался обрядовый каравай, и обед у жениха для родственников невесты.

Человек, который охранял обрядовый каравай, прикрывал его шапкой, чтобы не украли, назывался каравайный. Каравайными звали и обрядовые песни: они исполнялись во время печения хлеба.



Хлеб - всей жизни голова!

Каравай земли и неба на твоём столе -

Ничего сильнее хлеба нету на земле.

В каждом маленьком кусочке - хлебные поля,

На каждом колосочке держится земля.

В малом зёрнышке пщеницы летом и зимой

Сила солнышка хранится и земли родной.

И растёт под небом светлым, строен и высок,

Словно Родина, бессмертный хлебный колосок!



Интересны русские обычаи, связанные с хлебом. На новоселье на столе обязательно должен стоять каравай. Он считался символом благополучия и достатка в доме. Каравай ставился на рушнике, украшался веточками калины или рябины. Гости должны приходить не только с подарками, но и с хлебом, хотя бы с маленькой булочкой, чтобы в новом доме не переводилось добро. Известно, что на Руси принято встречать гостей хлебом-солью.



Конкурс «Продолжи пословицу…»

  • Сколько ни думай, а лучше…хлеба не придумаешь.

  • Хлебушко - …калачу дедушка.

  • Покуда есть хлеб да вода,… всё не беда.

  • Слову - вера, хлебу - …мера, деньгам - счёт.



Во время Великой Отечественной войны (1941-1945гг.) в блокадном Ленинграде для многих тысяч людей единственной едой был хлеб. Город находился в осаде, блокаде ( 900 дней), запасы продовольствия в городе таяли. Были сокращены его нормы. Хлеб стал практически единственной пищей ленинградцев. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей. Самой страшной оказались зима и весна 1942 года, когда паек для питания детей и стариков сократили до 125 граммов. «Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам», - писала поэтесса Ольга Берггольц, находясь в осажденном Ленинграде. Жертвами блокады стали 800 тысяч ленинградцев.



Главная задача - ещё раз всем задуматься над оценкой великого труда людей, создающих самый главный на земле продукт. Над огромной ценностью этого самого дешевого по цене продукта, над необходимостью любить его. Относиться к нему, как он того заслуживает. Недаром же сказано: «Сколько ни думай, лучше хлеба не придумаешь».

Есть хлеб - будет и песня. Не зря так говорится. Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. И в наш век, век великих достижений, он составляет первооснову всей жизни. Люди покорили космос, покоряют реки, моря, океаны, а хлеб остаётся хлебом!



Пышный, мягкий, пропеченный, подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золочёной шёл к тебе издалека.

В каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье наше, сила. В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло!



Сейчас производится огромное количество хлебобулочных изделий: хлеб

(ржаной, отрубной, кукурузный и др.), батоны, багеты, булочки, кренделя, пирожки и пироги с разнообразными начинками, пирожные, торты, караваи, кексы и др.

В наши дни в производстве хлеба заняты люди 120 профессий. Очень важно относится бережно к хлебу, уважать труд людей, которые участвуют в производстве самого ценного и важного продукта на нашем каждодневном столе.







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал