- Учителю
- Технология воспитания творческой личности в условиях коллективной творческой деятельности Игоря Петровича Иванова
Технология воспитания творческой личности в условиях коллективной творческой деятельности Игоря Петровича Иванова
6
Пупасова Елена Владимировна,
МБОУ «Тучковская СОШ №2»
</ Технология воспитания творческой личности в условиях коллективной творческой деятельности Игоря Петровича Иванова
Каждое дело - творчески, иначе - зачем!
Каждое дело - с пользой, иначе - зачем?
Каждое дело - людям, иначе - зачем?
Наша цель - счастье людей!
Воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших функцией общества. За тысячелетнюю историю человечества сложилось большое разнообразие методов воспитания, которые, как правило, связаны с именами известных педагогов-практиков: «великая дидактика» Я.А. Коменского, метод «естественных последствий», описанный Ж.Ж. Руссо, философия «свободного развития» М. Монтессори, идея «народности воспитания» К.Д. Ушинского, формирование «мыслящих личностей» В.А. Сухомлинского, воспитание личным примером Я. Корчака, и, конечно же, метод перспективных линий А.С. Макаренко.
Педагогическое наследие А.С. Макаренко творчески развил в конце 50-х годов XX века Игорь Петрович Иванов (1923-1992) - доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, профессор ЛГПИ им. А.И. Герцена, лауреат премии имени Антона Макаренко, который в новых условиях развития отечественной школы, искал пути обновления воспитательной работы.
Основные теоретические положения технологии И. П. Иванова связаны с такими понятиями как «коллектив», «коллективная творческая деятельность», «воспитательные отношения», «содружество поколений», «общая забота». Именно коллективная творческая деятельность направлена на развитие и формирование творческой личности. Ему удалось не только выдвинуть дерзкие новаторские идеи, но и обосновать ответ на вопрос как реализовать их на практике. В педагогике Игоря Петровича заложен механизм перестройки воспитательных отношений, преодоления авторитаризма и отношений чрезмерной опеки.
Технология коллективного творческого воспитания - это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Стержень всей методической системы И.П. Иванова - коллективное творческое дело.
К - коллективное (совместная работа взрослых и детей);
Т - творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности детей и взрослых);
Д - дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни).
Как писал И. П. Иванов в одной из своих книг: «Каждое коллективное творческое дело - это проявление практической заботы об улучшении общей жизни... Поэтому оно - дело. Оно коллективное дело, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями. Оно - творческое коллективное дело, потому что на каждой стадии его осуществления воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важной практической задачи».
Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Поэтому в методике коллективной творческой деятельности действует закон четырех «С», когда дети:
-
сами придумывают,
-
сами планируют,
-
сами организуют и
-
сами оценивают проведённое дело.
Каждому предоставляется возможность определить для себя роль, характер участия и свою ответственность в деле. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, параллельно идут два важных процесса: формирование и сплочение классного коллектива и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. В процессе коллективной работы происходит взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела.
В своей книге «Энциклопедия коллективных творческих дел», И.П. Иванов выделяет несколько видов КТД по направленности деятельности и даёт их описание:
-
Трудовые КТД.
Цель: обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радости, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость.
-
Познавательные КТД.
Цель: формировать потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость , наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость.
-
Художественные КТД.
Цель: развивать художественно-эстетические вкусы детей и взрослых; укреплять тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждать желание испробовать себя в творчестве; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека.
-
Спортивные КТД.
Цель: развивать гражданское отношение к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества; вырабатывать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность.
-
Общественно-политические КТД.
Цель: укрепить гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни.
-
Организаторские КТД.
Цель: совместная организаторская деятельность.
Эти КТД занимают особое место в системе И.П. Иванова, ведь любое дело становится коллективным и творческим, если его придумали, подготовили и провели сами, а не предложили со стороны, в готовом виде - «на блюдечке с голубой каемочкой». Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной организаторской деятельности.
Типы коллективных творческих дел:
-
Большое творческое дело (БТД) требует предварительной подготовки как от организаторов данного дела, так и от его участников. Как правило, организаторы дают задание участникам.
-
Малое творческое дело (МТД) не требует предварительной подготовки от участников. Все задания, которые дают им организаторы должны быть выполнимы непосредственно при проведении дела.
-
Представление вообще не подразумевает выдачи участникам заданий. Участников представления правильнее называть зрителями.
Примеры типов КТД:
Представление:
-
коллективные песни;
-
игры;
-
концерт;
-
концертные номера + игры с залом;
-
беседы с залом (разновидности диспутов, лекции).
Малое Творческое Дело:
-
телевизионные игры;
-
перемещение по станциям;
-
конкурсы;
-
несценарные ролевые игры.
Большое Творческое Дело:
-
конкурс или набор постановок;
-
сценарные ролевые игры;
-
разновидности диспутов
Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников.
Структура каждого коллективного творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества:
-
Предварительная работа коллектива (на основе «донесений разведки дел» выбирается то или иное КТД, проводится конкурс между микроколлективами на лучшие варианты, предложения, проекты; намечаются исходные действия, проводятся воспитательные занятия, подготовка к коллективному планированию).
-
Коллективное планирование. Работа начинается в микроколлективах. На общем сборе-старте выступают представители каждого микроколлектива. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается. Заслушиваются и обсуждаются все варианты. В результате вырабатывается мнение коллектива и коллективным решением отбирается один из вариантов для воплощения в жизнь (если к общему мнению прийти не удалось, то или создается сводный проект). Выбирается совет дела из представителей каждого микроколлектива.
В результате коллективного планирования получены ответы на вопросы:
-
Кто? Участники, зрители, жюри.
-
Почему? Определение актуальности, необходимости дела.
-
Когда? Определение временных рамок (сроки, продолжительность).
-
Где? Определение возможного места проведения мероприятия (помещение, свежий воздух).
-
Зачем? Определение целей и задач.
-
Что? План мероприятия, его краткое описание.
-
Как? Подробное описание мероприятия.
-
Коллективная подготовка КТД. Для подготовки и проведение выбранного коллективного творческого дела создается совет дела, в который входят представители от каждого микроколлектива. Совет дела, опираясь на предложения микроколлективов, разрабатывает избранный вариант, учитывая местные условия, распределяет поручения между первичными коллективами, а затем сам же и руководит выполнением задуманного.
Проект КТД уточняется сначала советом дела, затем - в микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.
-
Проведение КТД.
-
Коллективное проведение итогов и анализ КТД. Проведенное дело обсуждается на общем сборе - «огоньке», причем каждый микроколлектив высказывает свое мнение об удачах и недостатках, а затем обязательно вносит свои предложения на будущее. На общем сборе - «огоньке» обсуждаются вопросы: Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?
-
Стадии ближайшего последействия КТД. Реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.
Рассматривая коллективные творческие дела как часть воспитательного процесса, хочется отметить, что основным условием успешного использования КТД является развитие отношений творческого содружества между всеми участниками этого процесса, а именно: между воспитанниками и их воспитателями, между воспитанниками, а также между самими воспитателями.
Имея большой стаж педагогической работы, я использовала (и использую) в своей деятельности различные воспитательные технологии, в том числе технологию коллективного творческого воспитания, разработанную И. П. Ивановым и его соратниками. Прекрасные идеи, отличные примеры, методические советы и разработки КТД я черпаю из его замечательной книги «Энциклопедии коллективных творческих дел», широко известной педагогической общественности.
Анализируя вместе со своими воспитанниками проведённые КТД, я прихожу к выводу, что именно данная технология, которую в настоящее время используют тысячи педагогов, решает главную задачу классного руководителя: даёт возможность самореализации каждому ребенку, возможность развивать творческие способности, приобретать навыки проектирования, проявлять организаторские умения и коммуникативные навыки, способности к рефлексии, обучает правилам и формам совместной работы, даёт радость осознания того, что наш класс - творческий, дружный, работоспособный, инициативный коллектив.
Подводя итог сказанному, могу утверждать, что технология воспитания творческой личности в условиях коллективной творческой деятельности Игоря Петровича Иванова, с её коллективно - деятельностным подходом к воспитанию:
-
коллективное целеполагание,
-
коллективная организация деятельности,
-
коллективное творчество,
как нельзя лучше позволяет реализовать требования ФГОС к организации воспитательного процесса в школе.