7


  • Учителю
  • Сценарий литературной композиции Любовь 10-11 классы.

Сценарий литературной композиции Любовь 10-11 классы.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 91»

г. Новокузнецк Кемеровской области





















Сценарий литературной композиции

для старшеклассников



«ЛЮБОВЬ»









подготовила

учитель физики

Двойнишникова Антонина Геннадьевна





















г. Новокузнецк

2015





Данный сценарий для выступления на вечере поэзии, материал ориентирован на учеников 10-11 классов.

Автор: Двойнишникова Антонина Геннадьевна, учитель физики МБОУ «СОШ № 91»

г. Новокузнецк Кемеровской области

Тема: Любовь

Цель: воспитание культурной, просвещенной, творческой личности.

Задачи: 1) познакомить обучающихся с темой любви в творчестве поэтов и писателей;

2) формировать и развивать стремление к новому;

3) формировать и развивать умения сценической речи;

4) развивать навыки музыкально-танцевальных постановок;

5) развивать коллективную деятельность;

6) развивать самостоятельность;

Стихи: Р. Рождественский, В. Гафт, Н. Зиновьев, В. Маяковский, А. Пушкин, И. Северянин, М. Цветаева, В. Брюсов, М. Петровых

Проза: И. Куприн, Э. Ремарк







Пролог.

На сцене ребята изображают людей, которые едут в транспорте и чем-то заняты. Один из них читает стихи.

Николай Зиновьев "Время стихов"

Сейчас не время стихов.

Повсюду добра усталость,

и в королевстве слов

душа отрифмовалась.



"Сейчас не время стихов".

Но как же нам жить без лада,

когда период грехов

стал временем полураспада?



"Сейчас не время стихов..."

Да что вы! Перекреститесь!

За них умереть готов

в ночах соловьиный витязь.



Пока зеленеть земля

не разучилась нежно,

пока есть зов журавля-

поэзия неизбежна!



И если рушится хор,

и если разбита лира-

стихов волшебный раствор

скрепляет руины мира!



Звучит песня М. Джексона о Земле. Ребята, вышедшие все из-за кулис, выстраивают из своих тел слово «ЛЮБОВЬ»

На припеве все образуют два круга (как цветок), поднимая руки, изображают рождение любви.

После аккордов все кроме 4 девочек убегают за кулисы.

Сцена 1.



Р. Рождественский

Все начинается с любви...



  1. Все начинается с любви...

Твердят:

"В начале было слово".

А я провозглашаю снова:

все начинается с любви!



Все начинается с любви:

и озаренье,

и работа,

глаза цветов,

глаза ребенка -

все начинается с любви.



Все начинается в любви:

мечта и страх,

вино и порох.

Трагедия,

тоска

и подвиг -

все начинается с любви.



Весна шепнет тебе:

"Живи".

И ты от шепота качнешься.

И выпрямишься.

И начнешься.

Все начинается

с любви!



Р. Рождественский

Старые слова



  1. Три слова, будто три огня,

Придут к тебе средь бела дня.

Придут к тебе порой ночной,

Огромные, как шар земной.

Как будто парус - кораблю

Три слова: «Я тебя люблю».

Какие старые слова,

А как кружится голова,

А как кружится голова…



  1. Три слова, вечных, как весна,

Такая сила им дана.

Три слова, и одна судьба,

Одна мечта, одна тропа…

И вот однажды, все стерпя,

Ты скажешь: «Я люблю тебя».

Какие старые слова,

А как кружится голова,

А как кружится голова…



  1. Три слова, будто три зари,

Ты их погромче повтори.

Они тебе не зря сейчас

Понятны стали в первый раз.

Они летят издалека,

Сердца пронзая и века.

Какие старые слова,

А как кружится голова,

А как кружится голова…



Под громкие, суровые и ритмичные звуки, раздвигая занавес, одновременно на сцене появляются 3 юношей



Владимир Маяковский

«Люблю»

  1. Любовь любому рожденному дадена, -

но между служб,

доходов

и прочего

со дня на день

очерствевает сердечная почва.

На сердце тело надето,

на тело - рубаха.

Но и этого мало!

Один -

идиот! -

манжеты наделал

и груди стал заливать крахмалом.

Под старость спохватятся.

Женщина мажется.

Мужчина по Мюллеру мельницей машется.

Но поздно.

Морщинами множится кожица.

Любовь поцветет,

поцветет -

и скукожится.



Враспашку -

сердце почти что снаружи -

себя открываю и солнцу и луже.

Входите страстями!

Любовями влазьте!

Отныне я сердцем править не властен.

Больше чем можно,

больше чем надо -

будто

поэтовым бредом во сне навис -

комок сердечный разросся громадой:

громада любовь,

громада ненависть.

"А вот оно!

Вот!

Возьмите!"

Нести не могу -

и несу мою ношу.



3) Не смоют любовь

ни ссоры,

ни вёрсты.

Продумана,

выверена,

проверена.

Подъемля торжественно стих строкопёрстый,

клянусь -

люблю

неизменно и верно!



Под музыку 3 пары выполняют танцевальные движения и уходят оставляя на сцене героя, который на сцене появляется во время танца вместе с девушкой.





Сцена 2.

Повернувшись к друг другу спинами, к залу боком они произносят.



Ремарка

«Три товарища»



- Слышишь, Пат? Дождь…

- Да…

- Видишь, как прекрасна твоя комната.

- Прекрасна, потому что ты здесь. Она никогда ужа не будет такой, как прежде… потому что ты была здесь.

- Но… - сказала она, - я ведь еще часто буду приходить сюда… Часто…

- Как ты хороша, Пат!

- Ты должен меня очень любить, Робби. Не знаю, что я буду делать без любви!



Ее глаза были устремлены на меня. Лицо было совсем близко, взволнованное, открытое, полное страстной силы. (произносят за кулисами)



- Держи меня крепко, - прошептала она. - Мне нужно, чтобы кто-то держал меня крепко, иначе я упаду, Я боюсь.

- Не похоже, что ты боишься.

- Это я только притворяюсь, а на самом деле я часто боюсь.

- Уж я-то буду держать тебя крепко, - сказал я, все еще не очнувшись от этого странного сна наяву, светлого и зыбкого, - Я буду держать тебя по-настоящему крепко. Ты даже удивишься.

- Правда?



Он встаёт лицом к залу, девушка за ним.

Музыка из кинофильма «Холодное лето 53»



- Мужчина, - продолжал я, - становится корыстолюбивым только из-за капризов женщин. Не будь женщин, не было бы и денег, и мужчины были бы племенем героев. В окопах мы жили без женщин, и не было так уж важно, у кого и где имелась какая-то собственность. Важно было одно: какой ты солдат. Я не ратую за прелести окопной жизни, - просто хочу осветить проблему любви с правильных позиций. Она пробуждает в мужчине самые худшие инстинкты - страсть к обладанию, к общественному положению, к заработкам, к покою. Недаром диктаторы любят, чтобы их соратники были женаты, - так они менее опасны..



Сцена 3.



Звучит марш и из-за кулис выходит 4 шеренги ребят, образуя квадрат. Ребята выполняют в строю элементы перестановки - зажатый танец, в конце сжимают ряды - в середине сцены, прижавшись к кулисам стоят 16 человек. Все следующие сценки разыгрываются ребятами из квадрата, когда они выходят из него, остальные в это время замирают и оживают только на смене сценки - под музыку марша выполняя движения.



Сценка1. Власть и любовь.



Пушкин.

Борис Годунов.



Самозванец (входит).



Но что ж теперь теснит мое дыханье?

Что значит сей неодолимый трепет?

Иль это дрожь желаний напряженных?

Нет, это страх. День целый ожидал

Я тайного свидания с Мариной;



Марина (входит)



Царевич!



Самозванец



Она!.. Вся кровь во мне остановилась.



Марина



Димитрий! Вы?



Самозванец



Волшебный, сладкий голос!



(Идет к ней.)



Ты ль наконец? Тебя ли вижу я,





Марина



Часы бегут, и дорого мне время -

Я здесь тебе назначила свиданье

Не для того, чтоб слушать нежны речи

Любовника. Слова не нужны. Верю,

Что любишь ты; но слушай: я решилась

С твоей судьбой, и бурной и неверной,

Соединить судьбу мою; то вправе

Я требовать, Димитрий, одного:

Я требую, чтоб ты души своей

Мне тайные открыл теперь надежды,

Намеренья и даже опасенья;



Самозванец



Не мучь меня, прелестная Марина,

Не говори, что сан, а не меня

Избрала ты. Марина! ты не знаешь,

Как больно тем ты сердце мне язвишь -

Как! ежели... о, страшное сомненье! -

Скажи: когда б не царское рожденье

Назначила слепая мне судьба,

Когда б я был не Иоаннов сын,

Не сей давно забытый миром отрок:

Тогда б... тогда б любила ль ты меня?..



Марина



Димитрий ты и быть иным не можешь;

Другого мне любить нельзя.



Самозванец



Нет, полно мне притворствовать! скажу

Всю истину; так знай же: твой Димитрий

Давно погиб, зарыт - и не воскреснет;

А хочешь ли ты знать, кто я таков?

Изволь, скажу: я бедный черноризец;

Что скажешь ты, надменная Марина?

Довольна ль ты признанием моим?

Что ж ты молчишь?



Марина



О стыд! о горе мне!



Самозванец (тихо).



Куда завлек меня порыв досады!

С таким трудом устроенное счастье

Я, может быть, навеки погубил.

Что сделал я, безумец? -



(Вслух.)



Вижу, вижу:

Стыдишься ты не княжеской любви.

Так вымолви ж мне роковое слово:

В твоих руках теперь моя судьба.

Реши: я жду. (бросается на колени).



Марина



Встань, бедный самозванец.

у ног своих видала

Я рыцарей и графов благородных;

Но их мольбы я хладно отвергала

Не для того, чтоб беглого монаха...



Чем хвалится, безумец!



Самозванец



Клянусь тебе, что сердца моего

Ты вымучить одна могла признанье.



Тень Грозного меня усыновила,

Димитрием из гроба нарекла,

Вокруг меня народы возмутила

И в жертву мне Бориса обрекла.

Царевич я. Довольно, стыдно мне

Пред гордою полячкой унижаться. -

Прощай навек: игра войны кровавой,

Судьбы моей обширные заботы

Тоску любви, надеюсь, заглушат,

О, как тебя я стану ненавидеть,

Когда пройдет постыдной страсти жар!



Марина



А если я твой дерзостный обман

Заранее пред всеми обнаружу?



Самозванец



Не мнишь ли ты, что я тебя боюсь?

Димитрий я иль нет - что им за дело?

Но я предлог раздоров и войны.

Им это лишь и нужно, и тебя,

Мятежница, поверь, молчать заставят.

Прощай.



Марина



Постой, царевич. Наконец

Я слышу речь не мальчика, но мужа.

С тобою, князь, она меня мирит.

Безумный твой порыв я забываю

И вижу вновь Димитрия. Но слушай:

Пора, пора! проснись, не медли боле,

Веди полки скорее на Москву;

Очисти Кремль, садись на трон московский -

Тогда за мной шли брачного посла;

Но, слышит Бог, пока твоя нога

Не оперлась на тронные ступени,

Пока тобой не свержен Годунов,

Любви речей не буду слушать я.



(Уходит.)



Самозванец

Нет - легче мне сражаться с Годуновым

Или хитрить с придворным иезуитом,

Чем с женщиной. Черт с ними; мочи нет:

И путает, и вьется, и ползет,

Скользит из рук, шипит, грозит и жалит.

Змея! змея!.. Недаром я дрожал.

Она меня чуть-чуть не погубила.

Но решено: заутра двину рать.



Звучит марш, двое возвращаются в квадрат, а оттуда выходят другие и играют разговор мужчины и женщины.



Сценка 2.

Брюсов. Рок.



  1. Не всё ль равно, была ль ты мне верна?

И был ли верен я, не все равно ли?

Не нами наша близость решена,

И взоры уклонить у нас нет воли.



Я вновь дрожу, и снова ты бледна,

В предчувствии неотвратимой боли.

Мгновенья с шумом льются, как поток,

И страсть над нами взносит свой клинок.



Кто б нас ни создал, жаждущих друг друга,

Бог или Рок, не все ли нам равно!

Но мы - в черте магического круга,

Заклятие над нами свершено!



  1. Мы клонимся от счастья и испуга,

Мы падаем - два якоря - на дно!

Нет, не случайность, не любовь, не нежность,

-

Над нами торжествует - Неизбежность.



Звучит марш, сменяются люди.



Сценка 3.



Игорь Северянин

Рядовые люди.



  1. Я презираю спокойно, грустно, светло и строго

Людей бездарных: отсталых, плоских, темно-упрямых.

Моя дорога - не их дорога.

Мои кумиры - не в людных храмах.



Я не желаю ни зла, ни горя всем этим людям, -

Я равнодушен; порой прощаю, порой жалею.

Моя дорога лежит безлюдьем.

Моя пустыня - дворца светлее.



За что любить их, таких мне чуждых? за что убить их?!

Они так жалки, так примитивны и так бесцветны.

Идите мимо в своих событьях, -

Я безвопросен: вы безответны.



Не знаю скверных, не знаю подлых; все люди правы;

Не понимают они друг друга, - их доля злая.

Мои услады - для них отравы.

Я презираю, благословляя...



Под музыку марша квадрат разворачивается и уходит со сцены.



Сцена 4.

Звучит танго из кинофильма «Мужчина и женщина», две пары танцуют танго, затем музыка останавливается - одна пара замирает в танце, а другая девушка произносит.



Марина Цветаева. Комедъянт.



  1. Да здравствует черный туз!

Да здравствует сей союз

Тщеславья и вероломства!

На темных мостах знакомства,

Вдоль всех фонарей -- любовь!



Я лживую кровь свою

Пою -- в вероломных жилах.

За всех вероломных милых

Грядущих своих -- я пью!



Да здравствует комедьянт!

Да здравствует красный бант

В моих волосах веселых!

Да здравствуют дети в школах,

Что вырастут -- пуще нас!



И, юности на краю,

Под тенью cухих смоковниц --

За всех роковых любовниц

Грядущих твоих -- я пью!



Под музыку танго девушка с юношей уходит, вторая пара в это время расходятся по разным сторонам. Звучит диалог парня с девушкой навстречу друг другу.



Р. Рождественский

Отдать тебе любовь?



- Отдать тебе любовь?

- Отдай!

- Она в грязи...

- Отдай в грязи!..

- Я погадать хочу...

- Гадай.

- Еще хочу спросить...

- Спроси!..

- Допустим, постучусь...

- Впущу!

- Допустим, позову...

- Пойду!

- А если там беда?

- В беду!

- А если обману?

- Прощу!

- "Спой!"- прикажу тебе..

- Спою!

- Запри для друга дверь...

- Запру!

- Скажу тебе: убей!..

- Убью!

- Скажу тебе: умри!..

- Умру!

- А если захлебнусь?

- Спасу!

- А если будет боль?

- Стерплю!

- А если вдруг - стена?

- Снесу!

- А если - узел?

- Разрублю!

- А если сто узлов?

- И сто!..

- Любовь тебе отдать?

- Любовь!..

- Не будет этого!

- За что?!

- За то, что

не люблю рабов.



Сцена 5.

В зале выключают свет, на сцене разматывают белое полотно (на всю ширину сцены), оно будет играть роль экрана. За экраном проектор освещает силуэты юноши и девушки, которые во время стихов играют сценки - он протягивает ей цветы (их рисуют на компьютере), от его сердца к её сердцу плывут ноты (на компьютере), он читает ей книгу и всё завершается - он берёт её за руку и они уходят в даль.

В это время перед экраном по краям сцены 6 человек (3+3).



Марии Петровых

«Назначь мне свиданье на этом свете».

1) Назначь мне свиданье

на этом свете.

Назначь мне свиданье

в нашем столетье.

Мне трудно дышать без твоей любви.

Вспомни меня, оглянись, позови!



2)Назначь мне свиданье

в том городе южном,

Где ветры гоняли

по взгорьям окружным,

Где море пленяло

волной семицветной,

Где сердце не знало

любви безответной.



Ты вспомни о первом свидании тайном,

Когда мы бродили вдвоем по окраинам,

Меж домиков тесных,

по улочкам узким,

Где нам отвечали с акцентом нерусским.



Тропинка все выше кружила над бездной...

Ты помнишь ли тот поцелуй

поднебесный?..

Числа я не знаю,

но с этого дня

Ты светом и воздухом стал для меня.





3)Назначь мне свиданье у нас на земле,

В твоем потаенном сердечном тепле.

Друг другу навстречу

по-прежнему выйдем,

Пока еще слышим,

Пока еще видим,

Пока еще дышим,

И я сквозь рыданья

Тебя заклинаю:

назначь мне свиданье!





В.Гафт

«Мосты»

4)

Я строю мысленно мосты,

Их измерения просты,

Я строю их из пустоты,

Чтобы идти туда, где Ты.

Мостами землю перекрыв,



Я так Тебя и не нашел,

Открыл глаза, а там… обрыв,

Мой путь закончен, я - пришел.



Куприн «Гранатовый браслет»



5)

А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано - "сильна, как смерть"? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение вовсе не труд, а одна радость. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться.

- Вы видели когда-нибудь такую любовь, ?



6)

"Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить.

Пусть я был смешон в Ваших глазах. Уходя я в восторге говорю: "Да святится имя твое".





Сцена 6.

Звучит мелодия Жорж Гарваренца «Вечная любовь», включают свет, экран перемещают к стене, кладут на пол, к ребятам на сцене присоединяются двое.



Р. Рождественский

Благодарю тебя...



1)

Благодарю тебя

За песенность города,

И откровенного, и тайного.

Благодарю тебя,

Что всем было холодно,

А ты оттаяла, оттаяла.



За шёпот и за крик,

За вечность и за миг,

За отогревшую звезду,

За смех и за печаль,

За тихое прощай,

За всё тебя благодарю.



2)

Благодарю за то,

что ты по судьбе прошла,

За то, что для другого сбудешься.

Благодарю тебя

за то, что со мной была,

Ещё за то, что не забудешься.



За шёпот и за крик,

За вечность и за миг,

За отгоревшую звезду,

За смех и за печаль,

За тихое прощай,

За всё тебя благодарю.



Выходят остальные - на сцене весь класс.



Игорь Северянин

Завет



1)Целуйте искренней уста -

Для вас раскрытые бутоны,

Чтоб их не иссушили стоны,

Чтоб не поблекла красота!

С мечтой о благости Мадонны

Целуйте искренней уста!



2)Прощайте пламенней врагов,

Вам причинивших горечь муки,

Сковавших холодом разлуки,

Топящих в зле без берегов.

Дружней протягивайте руки,

Прощайте пламенней врагов,



3)Страдайте стойче и святей,

Познав величие страданья.

Да не смутят твои рыданья

Покоя светлого детей!

Своим потомкам в назиданье

Страдайте стойче и святей!



4)Любите глубже и верней -

Как любят вас, не рассуждая,

Своим порывом побуждая

Гнать сонмы мертвенных теней...

Бессмертен, кто любил, страдая,

Любите глубже и верней!





Все исполняют - Аллилуйя Любви ( А.Рыбников и А.Вознесенский)











Список использованной литературы.



1.Рождественский Р.И. Стихотворения. Поэмы. Эссе. - М.: «Олимп», 2000

2.Гафт В.И. Стихи. Эпиграммы - М.: «Полина», 1995





Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.www.libok.net

2. www.stihi-xix-xx-vekov.ru/cvetaeva372.html

3. rupoem.ru/severyanin/all.asp

4. lib.ru/LITRA/KUPRIN/garnet.txt

5. lit-classic.ru/index.php?fid=1&sid=12&tid=72

6. www.ljpoisk.ru/archive/817920.html

7. pishi-stihi.ru/lyublyu-mayakovskij.html

8. www.555books.net/index.php?p=Tri_tovarishcha</</font>











 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал