7


  • Учителю
  • классный час на тему: 'Толе би – главный бий Старшего жуза' (6 класс)

классный час на тему: 'Толе би – главный бий Старшего жуза' (6 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Кл час  6 кл Тема.  Толе би – главный бий Старшего жуза. Цели и задачи:    рассказать  о жизни о Толе би, о его жизнедеятельности;                                привить любовь к Родине; воспитывать чувство                                 патриотизма. Оборудование:  
предварительный просмотр материала

Кл час 6 кл


Тема. Толе би - главный бий Старшего жуза.


Цели и задачи: рассказать о жизни о Толе би, о его жизнедеятельности;

привить любовь к Родине; воспитывать чувство

патриотизма.

Оборудование: портрет Толе би; плакаты с изречениями и афоризмами

Толе би.


Эпиграф: « Мой народ, храни своё единство!»

Толе би Алибекулы.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Исполнение Гимна РК.


II. Вступительное слово учителя.


Мы живём в свободном многонациональном государстве. Эта свобода -

завоевание великого народа в борьбе за независимость.

Прежде чем стать полноправным гражданином независимого государства, нужно вникнуть в достоинство собственного народа и края, научиться уважать его историю. Без этого нет патриотизма, национального единства и веры в будущее. Великие сыны казахского народа в разные исторические времена проявляли чудеса героизма и патриотизма.

Сегодня мы вспомним и расскажем о нашем великом предке Толе би, чьё имя свято не только для жителей Шуского района и Жамбылской области, но и всего южного Казахстана, более того, всей республики.

Казахстан - это имя страны,

Казахстан - это имя весны,

Казахстан - это имя свободы,

Казахстан - это солнечный свет,

Казахстан - это крылья побед.

Нашей школе присвоено имя знаменитого бия казахского народа, видного государственного деятеля и дипломата 18 века Толе би Алибекулы.


III. История нашей школы.


Первая школа с 1 - летним образованием находилась на улице Ленина, а 4-летняя была на улице Октябрьской. В 1930 году было построено

2-этажное здание и образование стало 7-летним.

В 1954 году было построено здание из четырёх классных комнат. Учились в две смены. В1955 году наше село переименовали и назвали Ленинское (было Ворошиловка). А школа была названа именем Ленина.

В 1965 году построили второй корпус средней школы имени Ленина. В честь 100-летия со дня рождения Ленина была открыта комната-музей имени Ленина. В 1977 году этот музей был признан одним из лучших в районе.

В августе 1992 года было присвоено школе имя знаменитого бия казахского народа, видного государственного деятеля и дипломата 18 века Толе Алибекова. С осени 1992 года силами учителей стали создавать комнату-

музей имени Толе би.


IV. Биография Толе би.


Толе би - выдающийся государственный деятель Казахского ханства, оратор, главный судья Старшего жуза, один из создателей «Жеты жаргы» при царе Казахского ханства Аз-Тауке.

Толе би родился в 1663 году в ауле «простолюдинов» ( так звали соседи род «жаныс») у берегов реки Чу. Его отец Алибек принадлежал к казахскому тайпу дулат. По названию самого многочисленного тайпа Старшего жуза уйсун Толе би был известен как Уйсун Толе би, сами уйсуны звали его Жаныс Толе би. Его образованием занимался специально вызванный для него мулла из Бухары Абушакиир. Бухара являлась центром суфийской мысли, широко распространенной в Казахстане, особенно после активной полититической деятельности в Казахстане Накшбандийского ордена шейха Ахрара / умер в 1490 году/.

Толе би удостоился звания судьи дулатов в двадцатилетнем возрасте.

Находясь в зимний период в Ташкенте, Толе би постоянно знакомится там с книгами, хранившимися в библиотеках при мечетях Каракамыс и Акбурхан.

Жизнь Толе би пришлась на одно из самых страшных столетий в существовании казахского государства - Отечественную войну с Джунгарским ханством. Война эта приобрела всенародный характер, часто во главе воинских соединений стояли выходцы из простого народа. Одним из вдохновителей и организаторов бескомпромиссной войны с джунгарами стал Толе би. Есть сведения, что он лично участвовал в битвах с оружием в руках. Особенно суров был Толе би к предателям. Его приговор к одному из них стал эталоном в решении подобных спорных дел:


Благо, когда родится сын у отца,

Благо, когда он пойдёт по стопам отца.

Но если сын продажный сам не смоет

Позор гнуснейший со своего лица -

Прогнать его!


При рассмотрении каждого судебного вопроса Толе би старался подчеркнуть важность единства казахского народа для настоящего и будущего страны.

Толе би отличался необычайной суровостью в вынесении приговора, всегда предполагая возможную смерть человека как в последствии даже не значительного поступка другого человека. В казахской среде говорили: «Упаси, Бог, от слов и взгляда Толе би!».

Мудрость Толе би проявлялась в том, что он не считал человека, умеющего красиво говорить, непременно умным:


Нет дерева стройнее ели,

Но разве соловьи с кустов не пели?

Бывает ловко книжник речь ведёт,

Но не умнее он, чем овощ спелый.


Иногда Толе би выносил своё суждение только жестами. Ему было достаточно оттопырить губу, как все понимали, что к нему обратились сплетники, и он не желает говорить с ними.


V. Сценка «Как Толе би мимикой спор разрешил».


В те далёкие времена, когда враждующие рода угоняли друг у друга скот, джигиты из рода ошакты Старшего жуза в отместку за угон скота убили человека по имен Кулназар из Среднего жуза.

От рода зиадигер из Среднего жуза приходят к Толе би четыре человека. Но бий не разговаривает с ними. Выслушав первого из них, он вытягивает левую руку, выслушав второго - правую. Когда начинает говорить третий - Толе би вытягивает верхнюю губу, а когда в разговор вступает четвёртый - нижнюю губу.

Так и не получив ответа от Толе би, все четверо возвращаются к себе и рассказывают, что с ними случилось.

- Это была молчаливая оценка Толе би каждого из вас, - сказал старейшина. Когда заговорили первые двое - он вытянул обе руки, потому что вы драчуны и забияки.

- А вытянул губы, когда заговорили остальные двое, потому что вы способны только есть да разжигать своими сплетнями вражду между братьями, - пояснил он.

Вы не можете прийти к согласию, не способны покончить с враждой.


Историческая справка.


После смерти царя Аз-Тауке на престол стали подниматься слабые, безвольные наследники Великих казахских ханов. Казахстан стал распадаться на отдельные регионы, в которых стали появляться самозванцы-правители. Как правовед, Толе би понимал, что невозможно долго заставлять людей подчиняться законам только силой оружия. Народ нуждался и в развитии связывающих всех торгово-экономических дел. К этому времени после десятилетий войн промышленность и торговля в городах Туркестана пришла в полный упадок. А на северо-востоке возник богатый рынок товаров Российской империи. И Толе би возглавлял российскую партию правящей элиты казахского народа. Но в отличие от султанов он не спешит вступать в подданство к русскому царю, а вместе с Казыбек би и Айтеке би отговаривает ту законодательную базу, которая была чрезвычайно благоприятна для существования казахского народа в пределах Российской империи. Прежде всего российские войска брали на себя ответственность за военные кампании самой России. Казахи получали все права свободных подданных Российской империи: право на дворянство, на офицерское звание, право вступать во все купеческие гильдии, на беспрепятственное образование во всех высших учебных заведениях. Более того, на территории всех трёх казахских жузов стало действовать двойное законодательство: писаные имперские законы и прецедентные законы «Жеты Жаргы». Неудовлетворённые решением суда биев, казахи могли обратиться в губернские суды. Впрочем, это случалось крайне редко. После такого поступка кочевник мог уже не возвращаться в родной степной край, который становился для него уже чужим.

По свидетельству Чокана Валиханова, к суду биев часто обращались русские переселенцы и казахи Семиречья, так как в этих судах дело решалось открыто и без бумажной волокиты. Таким образом, законы «Жеты Жаргы», к созданию которых вплоть до прихода советской власти в Казахстан, обращались все.


Сценка «О том, как Толе би был в Сары-Арке».


Знаменитые бии трёх жузов собрались в Сары-Арке. Толе би не приходит к назначенному времени. Самолюбивые бии договариваются между собой:

- Если придет Толе би, не встанем с места.

Однако, когда он приходит, все встают, приветствуя его. Не поднимаются только 2-3 бия. Толе би извиняется за опоздание перед собравшимися.

А один из сидевших биев, дабы выиграть в словесном состязании, спрашивает его:

-Что такое счастье? Что такое богатство? Что такое ребёнок?

Не садясь на своё место, Толе би отвечает стоя:

- Счастье - это выданная дочь, богатство - это лёд, который может растаять, а ребёнок - это след твой на земле. Самый хороший подарок человеку - это уважение и почтение к людям.

Сразу после этих слов бии встали и оказали должные почести Толе би.


Анализ притчи «Совет биев».


Как-то сильно поспорили между собой люди. Причиной раздора ббыл посол, приехавший к казахскому народу. Одни требовали убить его, другие не хотели расправы. Чтобы решить этот спор, на возвышенность поднялись: от Старшего жуза - Толе би, от Среднего жуза - Казыбек би, от Младшего жуза - Айтеке би. Прямо перед холмом рачкинулось озеро, на которое в то время спустилась стая гусей. И тогда Толе би промолвил:

- Вот бы подстрелить гуся…

- Не оказался бы накладным этот выстрел, - произнёс Айтеке би.

- Не обернулся бы он бедой, ведь одна из птиц может оказаться дочерью пери, - сказал Казыбек би.

На этом и завершился совет биев: посла не трогать, отпустить восвояси.

Таково было их решение.


Учитель:


Великий судья Старшего жуза Толе би Алибекулы оставил потомкам свои наставления, актуальные во все времена:


Не тащи вола в гору - устанешь.

Не слушай невежду - намаешься.

Не лги другу - потеряешь доверие всех.

Не болтай много - погубишь себя.

Не допускай к кобыле непородистого коня - сам измельчаешь.

Не ссорься с чужим из-за родного, если он не прав - станут они оба твоими врагами.

Если нуждаешься в оружии - бери сразу ружьё.

Пойдёшь пешком - бери посох.

Станешь охотиться с собаками - превратишься в крикуна.

Не засматривайся на красавиц - бери в жёны мудрую.

Сойдёшься с хвастунами - не миновать позора.

Опасны летом не овраг, зимой - сугробы, опасен строптивый конь под тобой.

Конец простуды - болезнь в лёгких.

Народ осчастливит не богатого, а закон.


Ученик:


К концу жизни Толе би тяжело заболел. Эта весть, как звук кобыза, стремительно и тревожно разнеслась по всей казахской степи. К великому бию заспешили все знатные и знаменитые люди. Приехавшая попрощаться с ним поэтесса Жаныл, спросила его о не исполнившейся его мечте. Старый мудрец ответил так:

- О дочь моя, я так долго живу, что уже мечтаю о том, что было. Когда я родился казахи и киргизы жили, как братья, в одном государстве, а сейчас между ними возникла трещина, и они отходят друг от друга. Я мечтаю о том, чтобы снова все, кто вспомнит обо мне, кто читает по мне свою молитву, стремились к единству.

Толе би умер в 93 года в своей осенней резиденции Акбурхан и похоронен в Ташкенте рядом с мавзолеем Шайхан Тура.


VI. Сценка «Карлыгаш би».


Когда-то джунгарские захватчики вторглись на территорию Улы

/Старшего / жуза, Толе би не покинул свою юрту и призывал к этому своих соплеменников. Джунгарский предводитель, увидев на своём пути одинокую, без признаков паники юрту, крикнул одному из своих воинов:

- Эй ты, узнай, что за безумец, не страшащийся моего гнева, живёт там и не увёл своих соплеменников!

Воин исполнил приказ и сказал Толе би, что всех их могут лишить жизни.

- Вон, видишь, - показал Толе би на шанырак юрты, - ласточка гнездо свила. Как я могу её покинуть, не дождавшись, пока она выведет птенцов?

Услышав принесённый воином ответ, предводитель приказал остановить разбой аула Тлое би:

- Народ, имеющий такого мудреца, не заслуживает того, чтобы быть сметённым с лица земли.

После этого народ прозвал Толе би Карлыгаш / ласточка/ бием.

VII. Заключительное слово учителя.


О Толе би существует много преданий. Ему приписывается авторство множества изречений, афоризмов, судебных решений.

Толе би - один из организаторов национально-освободительного движения против джунгарских захватчиков. Толе би вырастил известного хана, патриота Абылая.

Независимый Казахстан есть главное наследство, оставленное нам и нашим будущим поколениям великими предшественниками. И нам следует быть достойными их имени.

Толе би умер в 93 года в своей осенней резиденции Акбурхан, его похоронили в Ташкенте рядом с мавзолеем Шайхан Тура.

Великий судья Старшего жуза оставил своим потомкам наставления, которые актуальны во все времена.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал