- Учителю
- Программа внеурочной деятельности 'Я вхожу в мир театра'
Программа внеурочной деятельности 'Я вхожу в мир театра'
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9
Утверждена
Приказом по школе №9 № 48 А
От «_1__»_сентября__2014__г.
Рассмотрена
На заседании МС
Протокол № ____1__
От «_29___»___августа_2014__г.
Рабочая программа
учебного курса по внеурочной деятельности
(духовно-нравственное направление)
«Я вхожу в мир театра»
5 класс
Учителя: Яковлевой Светланы Вячеславовны
Г. Переславль-Залесский, 2014-2015
1. Пояснительная записка
Коренные изменения, происходящие в наше время в обществе, диктуют потребность в воспитании творческой, образованной, активной и дееспособной личности, и внеурочная работа является одним из важнейших способов достижения этой цели.
Данная рабочая программа представляет собой программу организации внеурочной деятельности. Предусмотренные ею занятия проводятся в группах, состоящих из учащихся 5 класса.
Программа создана на основе
- программы, методических рекомендаций, сборника упражнений А.П.Ершовой «Уроки театра на уроках в школе;
- программы, советов, разъяснений по четырёхлетнему курсу обучения в театральных школах, классах, студиях «Актёрская грамота - подросткам» А.П. Ершовой, Б.М.Букатова;
- разработок социо - игровой методики обучения в трудах Букатова и Ершовой: «Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя», «Педагогические таинства дидактических игр» и других статьях этих авторов;
- обобщения опыта выдающихся педагогов, театральных деятелей, личного опыта.
Направленность модифицированной программы кружка по содержанию является художественно-эстетической, общекультурной, по форме - кружковой, рассчитанной на 1 час в неделю, 34 часа за учебный год.
В основу проекта были положены следующие принципы:
- принцип системности - предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации - предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма - в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;
принцип междисциплинарной интеграции - применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);
принцип креативности - предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.
именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
При планировании работы кружка учитываются основные цели:
1. Познакомить с элементами сценической грамоты.
2. Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.
3. Развить творческие способности школьников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость.
4.Создать условия для саморазвития и развития личности ребёнка, выявление его творческого потенциала средствами театральной педагогики.
Целеполагание определило задачи кружковой деятельности:
-
Выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра.
-
Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
-
Формировать нравственно - эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
-
Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.
-
Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами, выражающими основные чувства;
6. Раскрывать творческие возможности детей, создать условия реализации этих возможностей.
7. Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.
-
Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, то есть развивать коммуникативные навыки;
-
Развивать чувство ритма и координацию движения;
-
Развивать речевое дыхание и артикуляцию; развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
-
Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства; с устройством зрительного зала и сцены; воспитывать культуру поведения в театре;
Возраст ребят, участвующих в реализации программы от10 до 12 лет.
Сроки реализации: Программа рассчитана на 1 год.
Формы и методы работы.
Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции, мизансцены. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакль как итоговый проект в конце года.
Постановки сказок, эпизодов из литературных произведений помогут
постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобрести опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в сценарий, оформление спектакля.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.
Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию
2. Общая характеристика курса
ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно ориентированный, компетентностный подход. Согласно новому подходу необходимо формировать у учащихся духовно-нравственную и творческую деятельность.
Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними.
Детям свойственно эмоциональное восприятие мира. В.А.Сухомлинский писал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Создать такой мир для детей и, что очень важно, вместе с ними, можно средствами театра.
Очевидно, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.
Театральное искусство в настоящее время выступает как средство познания мира и тех качеств личности, которые определяют эстетические потребности человека. Через театральное искусство учащиеся входят в мир чувств, в их сознание входит добро и зло, представления о гуманизме, высших человеческих качествах: совести, чести, достоинстве. Театральное искусство опирается на эмоциональную сферу человека, его душу, духовность и является «почвой», на которой могут произрастать духовный, нравственно-эстетический потенциал учащихся.
Поэтому так важно сегодня средствами театрального искусства формировать и утверждать в подрастающем поколении эти качества как определяющие факторы личности. Театр выработал собственные средства влияния на человека. Этот вид искусства формирует умение видеть и понимать прекрасное, поскольку является особым видом искусства, синтезирующим в себе музыку, художественное слово, живопись, хореографию и многое другое. Поэтому влияние театра на человека многогранно: он действует на разные стороны человеческого восприятия комплексно, вызывая игру воображения, формируя образное мышление, что очень важно в пору становления личности.
Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д.), а также координировать свои функции.
Искусство театральной деятельности влияет на сложную систему чувств человека, вовлекает зрителя в действие, заставляет сопереживать, то есть принимать героя, оправдывать или осуждать его действия, мысли. Театральный спектакль учит анализировать увиденное и услышанное, вырабатывает умение активно воспринимать, что крайне необходимо в процессе воспитания характера личности. Соглашаясь или не соглашаясь с героем, принимая его позицию и принципы, зритель сопоставляет происходящее с собой, собственным опытом, приходит к определенным выводам, дает мотивированную оценку не только сценическому действию, но и своим поступкам, убеждаясь или сомневаясь в их правильности. Таким образом роль, происходящая на сцене для реализации формулы «понято» - «пережито», «принято - «сделано», становится очевидной.
Театральное искусство, демонстрируя мастерство творческого перевоплощения, вызывает потребность зрителя в собственном перевоплощении, в реализации собственных идей, то есть в творчестве.
Актуальность театрального искусства обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творчеству. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакли и праздники.
Освоение театрального искусства происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление.
Театральная деятельность основана на сотрудничестве, сотворчестве и содружестве педагогов, детей и их родителей. Различные формы игровой деятельности позволяют педагогу и ребенку почувствовать себя в различных социальных ролях и сделать смысл вещей наиболее явным для ребенка.
Ведущей формой реализации театральной деятельности является игра-перевоплощение, когда ребенок выступает в той или иной роли в зависимости от ситуации, предлагаемой педагогом.
В основе концепции литературно-драматического кружка лежит слияние двух важнейших составляющих искусства: театральной деятельности и литературы.
3. Личностные и метапредметные результаты
Личностные: положительно относится к новому виду деятельности; желает приобретать начальные навыки актёрского мастерства; совершенствовать навыки выразительного чтения; развивает эмоциональное восприятие поэтических произведений; стремится к совершенствованию своей речи, правильному интонированию; изображает знакомые действия, создавая образы; осознаёт уровень своих возможностей в сценическом искусстве и желает развивать речь и внимание; стремится к эмоциональному отражению действительности; учится выражать в сценическом действии любовь к своему домашнему животному.
Познавательные: осознаёт познавательную задачу, систематизирует новые знания, извлекает необходимую информацию, запоминает различные виды театров; умеет анализировать текст скороговорок, имеет представление об импровизации, принимает и понимает новую информацию, участвует в диалоге с учителем, в полилоге с другими членами коллектива, запоминает термины.
.
Регулятивные: осуществляет самоконтроль и корректировку в ходе работы, оценивает действия других членов коллектива, планирует в сотрудничестве с учителем необходимые действия, жесты для работы над этюдами, участвует в обсуждении результатов, осуществляет самоконтроль, учится работать в коллективе, а также проявлять индивидуальность в различных этюдах.
Коммуникативные: умение работать в группе, участвовать в игре, соблюдая правила; умение слушать и слышать других участников коллектива, задаёт вопросы с целью получения необходимой для решения сценической задачи информации; выстраивает взаимоотношения с другими членами коллектива, учится свободному выражению своих представлений и эмоций перед зрителями-одноклассниками.
Предметные результаты:
-восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
-активное отношение к традициям культуры, к актёрскому мастерству;
-художественное познание мира, понимание роли и места театра в жизни человека и общества;
-умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в справочных материалах, электронных ресурсах;
-применять различные элементы художественного мастерства, уметь выражать свои мысли, уметь пользоваться актёрскими терминами;
- выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене;
- применять нормы поведения в зрительном зале и на сцене;
К концу года занятий ребёнок
ЗНАЕТ:
1. Что такое театр
2. Чем отличается театр от других видов искусств
3. Как зародился театр
4. Какие виды театров существуют
5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли)
ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:
1. Об элементарных технических средствах сцены
2. Об оформлении сцены
3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале
УМЕЕТ:
1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене
2. Образно мыслить
3. Концентрировать внимание
4. Ощущать себя в сценическом пространстве
ПРИОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:
1. Общения с партнером (одноклассниками)
2. Элементарного актёрского мастерства
3. Образного восприятия окружающего мира
4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
5. Коллективного творчества
А также избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, чувство ответственности перед коллективом.
4. Содержание курса
Занятия ведутся по программе, включающей несколько разделов.
На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на занятиях, с инструкциями по охране труда, противопожарной безопасности учащихся, проводит инструктаж по ПДД. В конце занятия - игра «Театр - экспромт»: «Колобок».
I раздел: «Основы театральной культуры» 3часа
Раздел призван помочь детям в овладении профессиональной терминологией театрального искусства.
В этот раздел включены темы:
-
Что такое театр
-
Виды театрального искусства
-
Рождение спектакля
-
Театр снаружи и внутри
-
Культура зрителя
Эти темы раскрываются при помощи основных понятий:
Виды театрального искусства: драматический театр; музыкальный театр; кукольный театр и др.
Рождение спектакля: творцы сценического чуда; спектакль и актёр; спектакль и зритель.
Театр снаружи и внутри: театральное здание; зрительный зал; актёры; мир кукол.
Культура поведения в театре: «театр начинается с вешалки…»; зрительская культура.
Содержание:
Раздел призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, экскурсии в театр, в костюмерную, видео-просмотры и аудио-прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре должны воспитываться в первую очередь.
Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Формы - экскурсии, игры, этюды, беседы, презентации.
II раздел. «Театры на все времена» 3 часа
В этом разделе ребята знакомятся с историей зарождения театрального искусства в разных странах. Расширяют свои представления о законах творческого подхода разных народов. Учитель знакомит учащихся с самыми известными театрами мира, выдающимися драматургами и их пьесами. Ребята смотрят отрывки из известных фильмов, видеозаписи спектаклей, обсуждают замысел режиссера и актёрское воплощение этого замысла. По возможности осуществить совместный поход в театр нашего города с последующим обсуждением увиденного.
III раздел. «Гимнастика чувств и пантомима» 5 часов
Этот раздел направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творить, сопереживать и творчески относиться к любому делу, учит общаться со сверстниками и взрослыми, владеть своим телом, развивает в учащихся свободу и выразительность движений.
Игры этого раздела:
- общеразвивающие игры,
- театральные игры,
- импровизация,
- действия с воображаемым предметом,
- пластические, ритмические, музыкальные игры.
Для активизации творческих способностей детей необходимо развивать у них внимание, наблюдательность, воображение, фантазию. Важно также научить ребёнка ориентироваться в окружающей обстановке, развивать произвольную память и быстроту реакции, воспитывать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с действиями партнёра.
Решая эти задачи, общеразвивающие игры не только готовят детей к художественной деятельности, но способствуют более быстрой и лёгкой их адаптации в школьных условиях. Эти игры создают весёлую и непринуждённую атмосферу, подбадривают зажатых и скованных детей. У них появляется возможность оценить действия других и сравнить со своими собственными.
Театральные игры готовят детей к действию в сценических условиях, где всё является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел - главная отличительная черта сценического творчества. К.С.Станиславский призывал актёров учиться вере и правде игры у детей, поскольку дети очень серьёзно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию. Для этого нужно опираться на личный опыт ребёнка и предоставлять ему как можно больше самостоятельности, активизируя работу воображения, пробуждать и воспитывать интеллект.
Поэтому импровизация как вид игры очень важна для детей. Знакомить со сценическим действием можно на материале хорошо знакомых сказок и рассказов. Участвуя в импровизации, ребёнок учится находить ответы на вопросы: почему, для чего я это делаю?
В театральном искусстве «этюд» - это маленький спектакль, в котором должно происходить определённое событие в предлагаемых обстоятельствах, ситуациях. Темы для этого должны быть понятны и доступны детям.
IV раздел. «Культура и техника речи» 6 часов
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи. Уделяется внимание играм со словом, развивающим связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать рифмы; происходит работа над тембром, темпом речи.
Упражнения и игры раздела:
- речевая гимнастика
- дыхательные и артикуляционные упражнения
- дикционные и интонационные упражнения
- творческие игры со словом.
Упражнения и игры этого раздела должны помочь детям сформировать детям правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, орфоэпию), научиться точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи), а также развивают воображение, умение представлять то, о чём говорится, расширять словарный запас.
Дети должны понимать, что театральная речь должна быть чёткой, звучной и выразительной. Речевые упражнения входят в каждое занятие по театральной деятельности. Начинать нужно с тренировки дыхания, затем подключать другие компоненты речи. В зависимости от поставленной задачи постепенно тренируются все мышцы речевого аппарата. Затем переходим к работе над дикцией, диапазоном звучания, силой голоса, темпом речи и т.д.
Всё это тренируется на скороговорках, стихах, без применения специальных актёрских тренингов. Стихотворный текст используется как ритмически организованный отрезок.
Эта работа предполагает встречи с мастерами слова, во время которых юные актёры учатся сценическому мастерству.
V раздел. «Рождение спектакля» 17 часов
Это самое увлекательное занятие - создание спектакля. Процесс постановки спектакля вовлекает в совместную творческую деятельность всех детей, активных и не очень, помогая им преодолеть застенчивость и зажатость.
Первая встреча детей с пьесой должна быть интересной, эмоционально насыщенной, чтобы им хотелось играть её. Чаще всего это бывают сказки. Выбирая материал, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащать их жизненный опыт, расширяя творческие возможности.
Этапы работы над спектаклем:
-
Выбор пьесы
-
Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
-
Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизационным текстом.
-
Создание декораций, костюмов, постановка танцев (для отдельных эпизодов).
-
Переход к тексту пьесы, работа над эпизодами.
-
Работа над выразительностью речи, закрепление отдельных мизансцен.
-
Репетиция отдельных картин и репетиция всего спектакля.
-
Премьера спектакля и обсуждение его со зрителями.
Занятия комплексные, проводятся с использованием тем и упражнений из разных разделов программы.
5. календарно-тематическое планирование кружка внеурочной деятельности «Я вхожу в мир театра»
(1 час в неделю, 34 часа за год)
№
Дата
Теоретические сведения
Практическая часть
Формируемые умения членов кружка (универсальные учебные действия)
«Основы театральной культуры» 3часа
1
Введение. Ознакомление с правилами техники безопасности. Цели и задачи занятий кружка
Упражнения на развитие дикции, скороговорки, игра.
Импровизация (сказка «Колобок»)
Личностные: положительно относится к новому виду деятельности, желает приобретать начальные навыки актёрского мастерства, совершенствовать навыки выразительного чтения.
Познавательные: умеет анализировать текст скороговорок, имеет представление об импровизации.
Регулятивные: осуществляет самоконтроль и корректировку в ходе работы, оценивает действия других членов коллектива.
Коммуникативные: умение работать в группе, участвовать в игре, соблюдая правила; умение слушать и слышать других участников коллектива.
2
Театр. Перед поднятием занавеса. Правила игры.
Театр начинается с вешалки. Культура поведения в театре. Словарь театральных терминов
Выразительное чтение,
Упражнения на интонацию.
Этюды «Вышивание», «Грим»
Личностные: развивает эмоциональное восприятие поэтических произведений, стремится к совершенствованию своей речи, правильному интонированию; изображает знакомые действия, создавая образы.
Познавательные: принимает и понимает новую информацию, участвует в диалоге с учителем, в полилоге с другими членами коллектива, запоминает термины.
Регулятивные: планирует в сотрудничестве с учителем необходимые действия, жесты для работы над этюдами, участвует в обсуждении результатов, осуществляет самоконтроль.
Коммуникативные: задаёт вопросы с целью получения необходимой для решения сценической задачи информации.
3
Виды театров. Творцы сценического чуда. Актёрское мастерство. Спектакль и зритель.
Работа над сценической речью, упражнения по развитию внимания.
Этюд «Взгляд в зал»
Упражнение «Мой любимец»
Личностные: осознаёт уровень своих возможностей в сценическом искусстве и желает развивать речь и внимание; стремится к эмоциональному отражению действительности; учится выражать в сценическом действии любовь к своему домашнему животному.
Познавательные: осознаёт познавательную задачу, систематизирует новые знания, извлекает необходимую информацию, запоминает различные виды театров.
Регулятивные: учится работать в коллективе, а также проявлять индивидуальность в различных этюдах.
Коммуникативные: выстраивает взаимоотношения с другими членами коллектива, учится свободному выражению своих представлений и эмоций перед зрителями-одноклассниками.
«Театры на все времена» 3 часа
4
Театры на все времена: история развития театрального искусства в разных странах. Самые знаменитые театры. Презентация.
Упражнение на развитие внимания «Путь в школу и домой».
Декламация стихотворений А.Барто, О.Высотской.
Упражнения по правильной постановке ударения, эмоциональному окрашиванию фразы
Личностные: развивает потребность в новых знаниях, стремится к равноправному сотрудничеству, доброжелательному отношению к одноклассникам, развивает внимание, речь.
Познавательные: осуществляет анализ, синтез, сравнение, классификацию, запоминает сведения о знаменитых театрах мира.
Регулятивные: оценивает своё упражнение и упражнения одноклассников, применяет навык произношения скороговорки, полученный ранее, при чтении стихотворения А.Барто «Болтунья».
Коммуникативные: обменивается мнением, учится правильно оценивать работу других членов коллектива.
5
Словарь театральных терминов. Сообщение о знаменитых актёрах. Почему их все любят и ценят их творчество.
Упражнения на правдивое отображение ситуаций: «Спор», «Уборка», «Чай из самовара».
Упражнения на развитие дикции, дыхания.
Подготовка к конкурсу чтецов.
Личностные: участвует в обсуждении, составляет монолог об актёрах; устанавливает причинно-следственные связи («Почему любят тех или иных актёров?»), преодолевает стеснительность, замкнутость.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия: сравнение, анализ; запоминает термины и учится уместно употреблять
их.
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознаёт трудности, ищет причины и пути их преодоления.
Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения по выдвижению одноклассников на городской конкурс чтецов.
6
Особенности театров разных эпох. Словарь терминов. Понятие пантомимы
Пантомима. Простейшие упражнения на пантомиму: погладить кошку, разложить предметы, поиски предмета, ожидание чего-либо.
Артикуляционные упражнения «Хомячок», «Рожицы» (из книги А.М.Нахимовского)
Подготовка к конкурсу чтецов.
Личностные: приобретает мотивацию к выполнению упражнений на пантомиму, учится применять навыки на других уроках и в жизненных ситуациях.
Познавательные: применяет знания по географии и истории, учится связывать их с развитием культуры разных стран, применяет термины, анализирует новый материал.
Регулятивные: ставит цели и выполняет их; самостоятельно придумывает простейшие упражнения и показывает их; оценивает пантомиму одноклассников, а также актёров: К.Райкина, Л. Ярмольника и др.
Коммуникативные: высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится не обижать одноклассников резкими суждениями, учится принимать иную точку зрения.
«Гимнастика чувств и пантомима» 5 часов
7
Сообщение о К.С.Станиславском и его системе.
Упражнения на развитие пластичности и развития рук: изобразить ветви деревьев, показать процесс рисования человека с натуры, движения играющего барабанщика и др.
Личностные: учится понимать роль жестов в актёрском мастерстве, стремится развивать пластику, анализирует новые знания о деятельности К.С.Станиславского.
Познавательные: самостоятельно извлекает информацию, ставит цель и осуществляет анализ новой информации.
Регулятивные: планирует совместно с учителем пластические упражнения и самостоятельно их выполняет.
Коммуникативные: пользуется собственными навыками, обменивается мнениями с одноклассниками, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
8
Действие как главное выразительное средство актёрского искусства.
Движение на сцене, упражнения на одновременное использование речи и движения.
Исполнение басни И.А.Крылова «Лисица и виноград».
Личностные: понимает значение новых знаний и навыков, участвует в творческом процессе.
Познавательные: осуществляет анализ и синтез, выполняет упражнения на движение по сцене, познаёт особенности исполнения басни, сравнивает с исполнением стихотворения.
Регулятивные: работает по плану, сверяя свои действия с намеченной целью, составляет последовательность действий.
Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
9
Понятие мизансцены.
Отрывок из сказки «Двенадцать месяцев». Сделать мизансцену самостоятельно. Сравнение получившихся мизансцен, выбор лучшей. Анализ недостатков.
Личностные: испытывает желание участвовать в коллективном творчестве, осознаёт себя как индивидуальность и одновременно как члена группы и всего коллектива; смыслообразование - установление связи между целью сценической деятельности и её мотивом.
Познавательные: осознаёт задачу; планирует собственную деятельность; осуществляет сравнение и анализ.
Регулятивные: контролирует процесс и результаты деятельности своей и своих партнёров, ориентируется на решение поставленной задачи.
Коммуникативные: умеет работать в группе, умеет обсуждать действия других членов группы, давать оценку, слушать других и высказывать и обосновывать свою точку зрения.
10
Мимика и жесты.
Тренинг мимики лица, упражнения на развитие мимики. Выражение чувств с помощью мимики.
Использование жестов в сценах, работа над их уместностью и выразительностью.
Личностные: проявляет эмоциональность в сценических упражнениях, учится выражать собственные чувства.
Познавательные: познаёт возможности мимики, учится анализировать и применять результаты наблюдения; ориентируется на решение задачи.
Регулятивные: осознаёт недостаточность своих умений и необходимость их совершенствовать.
Коммуникативные: обменивается мнениями, учится понимать позицию партнёра.
11
Диалог и монолог.
Участие в сценках двух учащихся, умение реагировать на игру товарища, отвечать в соответствии с содержанием сценки.
Работа над монологом. Чтение прозы наизусть (от первого лица).
Упражнения и игры для развития дикции.
Личностные: осознаёт важность новых навыков; учится работать в паре; адекватно реагировать на игру партнёра; развивает свои актёрские навыки.
Познавательные: перерабатывает и преобразовывает информацию из одной формы в другую, осуществляет анализ, сравнивает монолог и диалог, применяет новые знания на практике.
Регулятивные: планирует свои действия, отвечает на действия товарища, замечает допущенные ошибки, стремится к их исправлению.
Коммуникативные: осуществляет совместную деятельность в парах, умеет задавать вопросы для уточнения последовательности работы, составляет монолог самостоятельно, выразительно читает монолог, созданный автором.
«Гимнастика чувств и пантомима» 6 часов
12
Голос - главный инструмент актёра. Сила голоса, динамика, диапазон звучания, темп речи, тембр голоса.
Упражнения для владения своим голосом. Сравнение разных исполнений. Анализ недостатков.
Игры со словами.
Личностные: свободно владеет своим голосом, учится использовать его возможности, формирует устойчивое стремление к самосовершенствованию, ощущает свободу при участии в играх, испытывает радость при успешном выполнении задачи, радуется успехам товарищей.
Познавательные: осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации разных голосов, делает обобщения, выводы.
Регулятивные: контролирует свои действия, замечает недостатки, стремится к их исправлению.
Коммуникативные: осуществляет самостоятельную деятельность с учётом конкретных задач, адекватно оценивает свои достижения и достижения товарищей.
13
Использование голосовых возможностей при озвучивании мультфильмов.
Просмотр мультфильма «Вовка в тридевятом царстве». Обсуждение интонации и голоса актёров, озвучивающих сказку. Как они используют тембр, в каком темпе говорят.
Личностные: устойчивая мотивация к углублению знаний об актёрском творчестве, интерес к новому материалу по озвучиванию мультфильмов по сказкам, имеет желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе.
Познавательные: выполняет операции анализа, синтеза, сравнения, делает обобщения, выводы.
Регулятивные: оценивает работу профессионалов, пробует свои силы, работает над недостатками.
Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
14
Декорации, костюмы, грим, атрибуты на сцене. Их роль в спектакле.
Упражнения по нанесению грима.
Создание костюма из имеющихся материалов.
Декорации на листе ватмана.
Использование различных атрибутов для воссоздания эпохи, разных по назначению помещений, сцен, проходящих на природе, на улице города или деревни. Творческие задания, их оценка.
Личностные: применяет новые практические навыки, создаёт собственный проект декорации, костюма, развивает художественные способности.
Познавательные: приобретает умение использовать знания в практической деятельности, самостоятельно находит способ решения задачи.
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознаёт возникающие трудности.
Коммуникативные: осуществляет индивидуальную, совместную деятельность в группах, умеет мыслить творчески и воплощать задуманное, доводит дело до конца.
15
Музыкальное оформление спектакля. Применение различной техники
Упражнения по подбору музыки для различных сцен из сказок, басен, рассказов, спектаклей.
Личностные: осознаёт связь разных видов искусства, умеет чувствовать настроение литературного и музыкального произведений.
Познавательные: понимает необходимость музыкального оформления спектакля, использует технические средства, анализирует, сопоставляет произведения разных видов искусства
Регулятивные: осуществляет самоконтроль и корректировку в ходе работы, оценивает действия других членов коллектива.
Коммуникативные: умение работать в группе, умение слушать и слышать других участников коллектива, учитывать их мнение при выполнении совместного задания.
16
Творим самостоятельно.
Режиссёр и его роль в спектакле. Автор и его замысел. Воплощение режиссёром замысла автора.
Создание сценок из школьной жизни с режиссурой, атрибутами, костюмами, музыкальным оформлением, декорациями, гримом.
Личностные: проявляет собственные творческие способности, осознаёт ответственность за воплощение сценок, развивает творческое воображение.
Познавательные: осознает роли людей разных театральных специальностей при работе над постановкой спектакля.
Регулятивные: осуществляет самоконтроль и корректировку в ходе работы, оценивает действия других членов коллектива.
Коммуникативные: умение работать в группе, находить общий язык с другими участниками творческого процесса, умеет признавать более удачные задумки других участников коллектива.
17
Театральный словарь: афиша, анонс, премьера.
Создание афиши к спектаклю.
По возможности посещение спектакля в театре или во Дворцах культуры нашего города
Личностные: активно участвует в создании афиши, по новому воспринимает спектакль в театре, применяет на практике культуру поведения в зрительном зале.
Познавательные: запоминает новые термины, посещение детского спектакля Кимрского драматического театра.
Регулятивные: оценивает игру актёров-профессионалов.
Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
«Рождение спектакля» 17 часов
18
Становимся актёрами, режиссерами, декораторами, костюмерами, осветителями, работниками сцены и т.д.
Выбор пьесы, распределение ролей, обязанностей.
Обсуждение содержания пьесы, её настроения, замысла автора.
Что нужно донести до зрителя?
Личностные: осознаёт свои возможности при распределении ролей.
Познавательные: умеет анализировать содержание пьесы, её идейный замысел.
Регулятивные: осознаёт важность любой роли в спектакле, планирует свою деятельность при создании постановки.
Коммуникативные: умение работать в коллективе, уступать другим, договариваться, находить наиболее правильное решение при распределении обязанностей, умение слушать и слышать других участников коллектива
19
Актёрское мастерство.
Пробы на роль
Репетиция-знакомство с пьесой. Чтение по ролям всей пьесы.
Обсуждение костюмов, декораций, использование атрибутов.
Личностные: положительно относится к новому виду деятельности, желает приобретать навыки актёрского мастерства, совершенствовать навыки перевоплощения.
Познавательные: адекватно воспринимает пробы на роль, узнаёт особенности пьесы, её идею.
Регулятивные: осуществляет самоконтроль и корректировку в ходе работы, оценивает действия других членов коллектива.
Коммуникативные: умение работать в группе, умение слушать и слышать других участников коллектива
20
Режиссерское мастерство.
Создание мизансцен спектакля.
Репетиция первой мизансцены.
Оформление декораций к ней, подбор костюмов.
Личностные: осознание важности своей роли, создания настоящего образа.
Познавательные: анализирует различные виды деятельности, сравнивает разные по характеру образы, применяет знания о режиссуре постановки.
Регулятивные: осуществляет контроль выполнения требований режиссёра, контроль своей игры и игры товарищей.
Коммуникативные: умение работать в коллективе.
21
Создание правдивого образа.
Роли и их воплощение. Работа над интонацией, движениями, мимикой, жестами при исполнении каждой из ролей.
Личностные: осознаёт своё место в создании постановки, стремится к правдивому воплощению
Образа.
Познавательные: умеет применять и творчески воплощать замыслы автора и режиссёра, применять ранее полученные навыки, анализирует происходящее на сцене.
Регулятивные: осуществляет самоконтроль и корректировку в ходе репетиции.
Коммуникативные: умение адекватно реагировать на справедливую критику, учитывать в работе мнение других членов коллектива, выполнять пожелания режиссёра.
22
Работа над отдельными эпизодами.
Этюды из пьесы с импровизированным текстом.
Личностные: положительно относится проекту, стремится воплотить собственное понимание пьесы, творчески подходит к работе, развивает фантазию.
Познавательные: устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы из наблюдений.
Регулятивные: осуществляет самоконтроль, придумывает монологи и диалоги.
Коммуникативные: умение работать в группе, участвовать в общем проекте, проявляя индивидуальные качества.
23
Постановка танцев для отдельных эпизодов.
Включение в пьесу песен
Работа над пластикой под музыку.
Репетиция песен для спектакля
Личностные: положительно относится к новым видам деятельности - танцевальному и вокальному; развивает свои способности в этих видах деятельности.
Познавательные: сравнивает, анализирует, делает выводы; осознаёт важность текста и мелодии песен, танцев.
Регулятивные: осуществляет самоконтроль и корректировку в ходе работы, оценивает действия других членов коллектива.
Коммуникативные: умение работать в группе, участвовать в пьесе, применяя навыки, полученные ранее и новые знания; умение слушать и слышать других участников коллектива, предлагать свои идеи для воплощения замысла пьесы.
24
Репетиция.
Работа над отдельными сценами
Личностные: развивает чувство ответственности за воплощение своей роли в спектакле.
Познавательные: систематизирует знания и навыки, необходимые в создании спектакля.
Регулятивные: осуществляет самоконтроль и корректировку в ходе работы, оценивает действия других членов коллектива.
Коммуникативные: осуществляет совместную деятельность при работе над сценами из спектакля
25
Репетиция.
Работа над отдельными сценами
Личностные: развивает чувство ответственности за воплощение своей роли в спектакле.
Познавательные: систематизирует знания и навыки, необходимые в создании спектакля.
Регулятивные: осуществляет самоконтроль и корректировку в ходе работы, оценивает действия других членов коллектива.
Коммуникативные: осуществляет совместную деятельность при работе над сценами из спектакля
26
Репетиция.
Работа над отдельными сценами
Личностные: развивает чувство ответственности за воплощение своей роли в спектакле.
Познавательные: систематизирует знания и навыки, необходимые в создании спектакля.
Регулятивные: осуществляет самоконтроль и корректировку в ходе работы, оценивает действия других членов коллектива.
Коммуникативные: осуществляет совместную деятельность при работе над сценами из спектакля
27
Костюмы.
Подготовка костюмов. Исполнение отдельных сцен в костюмах
Личностные: положительно относится к новому виду деятельности, желает совершенствовать навыки актёрского мастерства.
Познавательные: осознаёт роль костюма как вида художественного творчества в создании образа.
Регулятивные: осуществляет самоконтроль и корректировку в ходе работы, оценивает действия других членов коллектива.
Коммуникативные: умение работать в коллективе, осуществляет совместную деятельность при решении общей задачи.
28
Музыка.
Репетиция с музыкальным оформлением, танцами, песнями
Личностные: развивает творческие способности, привносит в общий проект своё видение и понимание пьесы, проявляет фантазию.
Познавательные: приобретает умение использовать приобретённые знания и умения.
Регулятивные: осуществляет самоконтроль и корректировку в ходе работы, оценивает действия других членов коллектива, сравнивает результаты, делает выводы.
Коммуникативные: высказывает и обосновывает свою точку зрения.
29
Атрибуты.
Размещение атрибутов. План сцены для из расстановки
Личностные: участвует в размещении атрибутов, предлагает свои варианты, проявляет художественные и творческие навыки.
Познавательные: совместно с другими членами коллектива выделяет и формулирует цель, осуществляет поиск информации.
Регулятивные: осуществляет контроль, осознаёт важность получения лучшего результата.
Коммуникативные: высказывает собственные мысли, обосновывает собственную точку зрения.
30
Грим.
Обсуждение и использование грима для каждого персонажа
Личностные: развивает художественные и творческие способности.
Познавательные: осуществляет поиск информации, извлечение необходимых знаний о роли и возможностях применения грима.
Регулятивные: осуществляет самоконтроль и корректировку в ходе работы, оценивает действия других членов коллектива.
Коммуникативные: осуществляет совместную деятельность в рабочих группах, умеет задавать вопросы для уточнения последовательности работы.
31
Генеральная репетиция.
Игра всей пьесы полностью
Личностные: получение удовольствия от совместной деятельности, развитие способности перевоплощаться на сцене, забывая о страхе и стеснении.
Познавательные: творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.
Регулятивные: осуществляет самоконтроль и корректировку в ходе работы, оценивает действия других членов коллектива.
Коммуникативные: осуществляет совместную деятельность в коллективе.
32
Оформление сцены.
Оформить сцену атрибутами и декорациями.
Личностные: испытывает радость от участия в масштабном коллективном проекте
Познавательные: воплощает задуманные проекты по оформлению сцены.
Регулятивные: осуществляет самоконтроль и корректировку в ходе работы.
Коммуникативные: умение советоваться с учителем и членами коллектива.
33
Премьера спектакля.
Интервью у участников спектакля и у зрителей.
Личностные: стремление донести до зрителя задуманный проект, испытывает радость от участия в масштабном коллективном проекте.
Познавательные: учится применять знания и умения на практике.
Регулятивные: проявляет интерес к мнению зрителей, участников проекта, родителей.
Коммуникативные: участвует в обсуждении, высказывает свою точку зрения и обосновывает её.
34
Итоги нашего содружества:
чему мы научились за год, что узнали, было ли интересно.
Написать мини-сочинение: «Я в театральном кружке».
Личностные: применяет умение анализировать деятельность коллектива, оценивает своё место в его работе.
Познавательные: применяет анализ, синтез, умение делать выводы.
Регулятивные: оценивает свою работу, свой интерес к деятельности кружка.
Коммуникативные: умение создавать письменный монолог, высказывать свою точку зрения и обосновывать её, способность адекватно оценивать проделанную работу, развивать самокритичность и умение ощущать пользу от совместной деятельности коллектива.
35
Резервное занятие
6. Формы подведения итогов реализации программы:
-
педагогическое наблюдение за творческим ростом учащихся, их общей культурой, их профессиональным уровнем
-
открытое занятие
-
выступления сольные
-
выступление коллектива
-
беседы с родителями и классным руководителем
Диагностика достижения воспитательных результатов
Основными результатами воспитательной деятельности являются:
-
способность к конструктивному совместному труду
-
творческая активность
-
отношения учащихся к культуре
-
творческие работы учащихся, их достижения в отдельных видах искусства и культуры
-
повышение уровня художественного восприятия произведений культуры, умение оценивать чужое творчество и давать адекватную оценку собственному
-
развитие художественного вкуса
-
приобретение речевых навыков
Критерии уровня подготовки учащихся к освоению программы
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
- нет задатков к исполнительскому театральному творчеству
- отсутствие навыка произвольного внимания
- необходимость многократного повторения материала
- замкнутость, психологическая зажатость
- быстрая утомляемость
- наличие интереса к обучению при отсутствии специальных способностей
- существует первоначальный навык произвольного внимания
- постепенное усвоение материала
- средняя утомляемость
- есть задатки к театрально-исполнительской деятельности и интерес к занятиям
- устойчивый навык произвольного внимания
- инициативность, активность в выполнении заданий
- работоспособность, увлечённость
Критерии уровня освоения обучающимися данной программы для итоговой аттестации
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
- устойчивая мотивация только в некоторой части занятия
- отсутствие увлечённости в выполнении некоторых упражнений
- отказывается выполнять некоторые самостоятельные задания
- иногда отказывается работать в группе с некоторыми детьми
- стесняется выступать перед своей группой
- допускает пропуски занятий по уважительной и без уважительной причин
- не принимает участия в открытых занятиях и выступлениях коллектива
- низкая скорость решений
- кривляется и смеётся во время исполнения этюдов
- положительная мотивация к занятию вообще
- увлеченность при выполнении упражнений
- испытывает затруднения при выполнении самостоятельных заданий
- не активен в работе малых групп
- испытывает стеснение в присутствии зрителей
- пропускает занятия только по уважительной причине
- средняя скорость решений
- видит разницу между кривляньем и перевоплощением в игре
- устойчивая мотивация именно к театральному творчеству
- активность и увлеченность в выполнении заданий
- умеет конструктивно работать в малой группе любого состава
- творческий подход к выполнению всех упражнений, изученных за определенный период обучения
- умение выполнять упражнения при зрителях-одноклассниках
- пропускает занятия очень редко, предупреждая о пропуске
- высокая скорость решений
- всегда выполняют задания
7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
курса внеурочной деятельности.
Технические средства:
Компьютер, экран, диски, записи сказок и спектаклей.
Библиографический список:
-
Букатов В.М. Я иду на урок : Хрестоматия игровых приемов обучения : книга для учителя / В.М. Букатов, А.П. Ершова. - М., 2002.
-
Верникова Л.М. Открываем театральный сезон: Пед.общество России. М., 2003.
-
Ершова А.П. Актёрская грамота - подросткам. - М.: Просвещение, 1994.
-
Запорожец Т. Логика сценической речи: учебное пособие. - М.: Просвещение, 1974.
-
Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. - М.: Новая школа, 2003.
-
А.М.Нахимовский. Театральное действо от А до Я. М., Аркти. 2002.
-
Саричева Е. Сценическая речь. - М., 1955.
-
Э.Г.Чуринова. Методика и организация театрализованной деятельности. М.,Владос. 2001
-
Журналы, энциклопедии, альбомы по театральному искусству, диски, записи спектаклей, сказок, аудиозаписи исполнителей стихотворений, прозы.