7


  • Учителю
  • Исследовательская работа по краеведению 'Тихий подвиг отца Всеволода'

Исследовательская работа по краеведению 'Тихий подвиг отца Всеволода'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Перенская средняя (полная) общеобразовательная школа»

Рославльского района Смоленской области





Реферат на тему:

«Тихий подвиг отца Всеволода»





Автор: Елисеева Анастасия,

11.10.1997 года рождения

Руководитель:

Козырева Татьяна Алексеевна,

учитель русского языка

и литературы

первая кв. категория, 2014 год



д. Перенка

Оглавление



1. Введение 3

2. Основная часть 4 - 13

1) «Знакомство» с протоиреем Всеволодом Михайловичем Корицким

2) Вознесенская церковь

3) Из дневников Всеволода Корицкого

4) Завещание протоиерея Всеволода Михайловича Корицкого

3. Выводы 14

4. Заключение 15

5. Список литературы 16


Введение

Россия, ты - великая держава,

Твои просторы бесконечно велики.

На все века себя ты увенчала славой.

И нет другого у тебя пути.

( И. Мордовина)

Недолго живет человек на свете. Но, изучая прошлое, он живет в минувших веках, он обогащает свой ум не только знанием, но и чужим опытом, его сердце испытывает столько, сколько не может дать ни одна жизнь, как бы длинна и богата она не была, если только не интересуется тем, что связано со словом Родина. Время уничтожает труды рук человеческих, творчество нашего ума и сердца. Иногда сами люди прикладывают к этому руки. Не стал исключением и наш город - старинный русский город Ростиславль (ныне Рославль) - жемчужина земли Смоленской, за свою многовековую историю повидавший и переживший многое. Главная его ценность - это всё - таки люди, наши замечательные земляки, наши соотечественники, чьими именами гордится не одно поколение рославльчан.

В России нет бесталанных мест. Пройдешь по её бескрайним просторам - в любом краю назовут тебе наперечет своих именитых земляков, назовут литературные памятники и литераторов, прославивших историю края. И на Смоленщине много таких имен. Чего только стоят имена скульптора С.Т. Коненкова и создатель монументов величия России - М.О. Микешина, поэтов А.Т. Твардовского и М.В. Исаковского, Н.И. Рыленкова и А.В. Мишина, купцов - меценатов И. А. Мухина и Д.С. Полозова и многих других.

Среди «многих других» имя Всеволода Михайловича Корицкого, настоятеля Вознесенской церкви с 1941 по 1953 годы. Имя этого священника, уроженца Черниговской губернии, заслуженно вписано в историю Православия нашего города.

Быстро летит время и часто одного десятилетия достаточно, чтобы заглушить или вовсе стереть в народной памяти результаты пребывания лучших представителей народа на земле. Мне кажется, что имя Всеволода Корицкого как - то незаслуженно забыто. Я бы хотела это исправить и именно поэтому посвятила свою работу Всеволоду Михайловичу.





Основная часть

«Знакомство» с протоиреем Всеволодом Михайловичем Корицким

В одном печатном издании я прочитала статью о протоирее Всеволоде Корицком. Меня заинтересовала история жизни этого человека. Я обратилась к дневнику митрофорного протоиерея, из которого узнала, что Всеволод Михайлович Корицкий родился в городе Стародубе бывшей Черниговской губернии (ныне Брянская область) в семье священника в 1864 году. В 1884 году закончил Черниговскую духовную семинарию и через год рукоположен в сан священника. Меня поразили многие факты его биографии (служба псаломщиком в Воронке, работа репетиром неуспевающих мальчиков в Стародубской мужской гимназии, принятие священного сана в Черниговском кафедральном соборе, служба приходским священником при храме Варвары Великомученицы в селе Туросны, его увлечении пчеловодством). К сожалению, дневниковые записи, с которыми я работала, оказались неполными, но даже то немногое, что сохранилась, представляет для нас большой интерес.

В Рославль отец Всеволод приехал в 1930 году. К этому времени он имел большой послужной список, был награжден многими церковными наградами и орденом Святой Анны 2-й и 3-й степеней.

Во время оккупации города по инициативе отца Всеволода 1 сентября 1941 года Вознесенская церковь была открыта для богослужений, и он был избран прихожанами на должность священника. Став настоятелем Вознесенской церкви, протоиерей Всеволод начал с восстановления храма: организовал сбор икон, находившихся в собственности прихожан или спасенных ими при разграблении, обустраивал по возможности внутренние помещения. В то время большинство взрослых, подростков и детей были некрещеными. К церкви потянулись жители города и окрестных деревень. В те страшные дни многие из бывших безбожников обратились к вере своих предков, считая спасением принять крещение и обрести тем самым Божью благодать.

С первых дней открытия церкви обратился с призывом к верующим организовать сбор продовольствия для советских военнопленных, чтобы спасти их от голодной смерти. Крестьяне приносили хлеб, картофельные лепешки и оладьи - что могли, но от чистого сердца. Всё это собиралось и незамедлительно переправлялось в лагерь военнопленных, который находился на территории нынешнего 12 - го микрорайона, где сейчас стоит городская больница. Благодаря этому удалось спасти многих наших солдат от голодной смерти. При возможности отец Всеволод вызволял военнопленных под личное поручительство. Многие спасенные шли в «примаки» и трудились в сельском хозяйстве, впоследствии они связывались с партизанами.

По косвенным свидетельствам в Рославльском лагере погибло 130 тысяч человек. Эта цифра ставит Дулаг 130 (такого его официальное название) в один ряд с такими лагерями, как Духау, Бухенвальд, Маутхаузен. Это был один из самых страшных лагерей на оккупированной территории. Расположенный на удобном пересечении дорог на Москву и Смоленск, он был оборудован для одновременного содержания 30 000 военнопленных. В этом кошмаре, длившемся почти два года, было одно светлое пятнышко - человек, спасший тех, кого, казалось, уже невозможно спасти: митрофорный протоиерей Всеволод Корицкий. Известно об этом подвиге священника стало лишь незадолго до 60 -летия Победы.

Войну Отец Всеволод, кавалер ордена Святой Анны 2 - й и 3 - й степени, встретил 77 -летним инвалидом, жившим на иждивении у родственников. Единственное, чем он мог помочь своему народу, - откликнуться на просьбы рославльчан и стать настоятелем кладбищенского храма, который находился всего в полукилометре от лагеря смерти.

В своих записках протоиерей Всеволод вспоминает о том страшном времени: «Как правило, ночью в этой части кладбища проводились массовые убийства путем расстрела и в машинах - душегубках, а затем братские захоронения. Вокруг стояли немецкие часовые, чтобы не допустить никого к месту казни, поэтому свидетелей этих преступлений не было. Но иногда, стоя возле церкви, можно было слышать крики и стенания измученных людей».

Невозможно представить, что творилось в такие минуты в душе батюшки. Одно можно знать наверняка: отец Всеволод молился, и, хочется верить, его молитвы помогли душам невинно убиенных.

Есть что - то трагическое и величественное в этом противостоянии больного престарелого священника из маленького кладбищенского храма и гигантского лагеря смерти, население которого в несколько раз превышало население Рославля. Наверное, отец Всеволод понимал: стоит сделать неосторожный шаг - и всё кончено. Прояви он больше рвения в сотрудничестве с оккупантами - станет в глазах соотечественников предателем, будь он более настойчивым, добиваясь спасения военнопленных - и сам может оказаться в лагерном бараке и в братской могиле. Смерть для верующего человека не страшна - страшно оставить всех тех, кто ждал от него помощи.

Сам отец Всеволод был человеком очень скромным и никогда не бахвалился своими заслугами перед советской властью, считая такое поведение естественным для христианина. После смерти Сталина, когда многие были реабилитированы, эти люди, приезжая в Рославль, приходили к нему, чтобы выразить свою признательность и глубокое уважение за всё, что было для них сделано.

После освобождения города в сентябре 1943 года была создана специальная комиссия по расследованию фактов фашистских преступлений. В состав этой комиссии вошел и настоятель Вознесенской церкви отец Всеволод. Он присутствовал при вскрытии братских могил и подписал протокол, а затем отслужил панихиду. На этой траурной церемонии присутствовало много людей из города и ближайших деревень.

Всю оставшуюся жизнь Отец Всеволод посвятил благоустройству своего храма и кладбища, которые находились в запустении еще с первых лет Советской власти.

В марте 1953 года настоятель церкви занемог и по состоянию здоровья ушёл за штат. Умер он 18 февраля 1954 года.

Очень хотелось бы, чтобы светлая и благородная память об этом достойном человеке сохранилась в сердцах рославльчан.





Вознесенская церковь

Рассказывая о протоиерее Всеволоде Михайловиче Корицком, нельзя обойти стороной историю Вознесенской церкви, расположенной на старом кладбище, в южной части города.

Первоначально на месте каменного храма находился одноименный деревянный. Он был перенесен сюда из центра города в связи с началом строительства нового Благовещенского собора. Прежняя Благовещенская церковь была разобрана и заново собрана на отведенном под кладбище месте. В 1779 году храм освещен во имя Вознесения Господня. К 1821 году деревянная Вознесенская церковь пришла в состояние крайней ветхости. Поэтому граждане Д.С. Полозов и И.А. Мухин задумали заменить её на каменную и ходатайствовали об этом перед епископом Иосифом. Владыка ответил согласием и подписал храмозданную грамоту. Постройка шла медленно, и освещение Церкви последовало не ранее 13 декабря 1832 г.

Церковь имеет все признаки позднего классицизма. Это монументальный купольный храм с колокольней. Вознесенский храм не входил в состав Рославльского городского благочиния, так как был кладбищенской церковью и считался приписанным к Благовещенскому собору, при котором велись метрические книги этого храма.

В годы гонений на Церковь Вознесенский храм был закрыт. Решением облисполкома за № 1812 от 14 мая 1941 года здание храма было передано под культцели, а 1 сентября 1941 года по инициативе отца Всеволода открыт для богослужения.

Из дневника Всеволода Корицкого

Особый интерес, как мне кажется, представляют дневниковые записи Всеволода Корицкого, после прочтения которых у меня возникло ощущение, что я пообщалась с батюшкой лично. Привожу некоторые из них.

1952 год, августа 5 дня

«Несколько слов о положении Вознесенского храма в данный момент. Храм этот в 1944 году принял в свое ведение Отдел по делам архитектуры при Смоленском Облисполкоме. Инспектор этого отдела Чулаковская приняла от нас храм этот по описи и затем, по особому договору, хранившемуся при церкви, сдала его в бесплатное арендование религиозной общине в лице его настоятеля и церковного старосты. По этому договору община обязана была держать храм снаружи и внутри в полном порядке, т. е. проводить его ремонты экстренные и очередные. На мой вопрос инспектору о том, как нужно понимать слова очередные ремонты, инспектор объяснил - понимать нужно так, чтобы здание храма имело всегда изящный вид, для этого через каждые три года нужно красить крышу, белить стены и т.д. Для этого нужно иметь в запасе особый строительный фонд, так как церковь не имеет столько доходов, чтобы из них выделять каждый год нужную сумму для ремонта. Вот мы в 1951 году оправили крышу, обновили главки - на церкви и колокольне, сделали перемену деревянной части в колокольне, оправили карнизы вокруг храма и колокольни и всё это два раза выкрасили масляной краской. Ремонт этот обошелся более десяти тысяч. В 1952 году перештукатурили всю церковь и колокольню снаружи и побелили её два раза известью. Устроили на западном выходе новое каменное крыльцо. Этот ремонт стоит более двенадцати тысяч. В 1953 году обязательно предстоит внутренний ремонт храма, для чего нужно тоже более десяти тысяч, а денег уже нет и, чтобы собрать их к следующему году, тоже надежды мало. И так из года в год. Помоги, Господи!.. Хотелось бы сохранить исторические сведения о Вознесенском храме, но об этом нет никаких исторических сведений письменного характера. Летопись, вероятнее всего здесь никогда не велась. Это была не приходская, кладбищенская церковь и письменных церковных документов при ней никогда не было. Да если бы даже и были, то после неоднократных ужаснейших катастроф - разграбления церковного имущества, неоднократного закрытия и обращения в склады разного вида - всё это исчезло.

О церквах города Рославля есть, говорят, книжонка мне неизвестного автора, и она сохранилась будто бы у некоторых жителей города. Я делал попытку достать и познакомиться с нею, но это мне до сих пор не удалось. По рассказам же некоторых лиц, знакомых с этою книжкой, выходит, что церковь эта построена чуть ли не в первой половине 19 века. Построена она вместо бывшей здесь деревянной церкви, и кем неизвестно. Но видно, что о благоустройстве церкви и кладбища была большая попечительность, и кладбище вообще содержалось в порядке.

Когда я приехал в Рославль в 1930 году, церковь эта функционировала, священник при ней был некто Мухин. Церковь была в порядке, каменная караулка при ней тоже. Сторона кладбища по улицу на Воргу обнесена хорошей каменною оградой. Ворота каменные с железными створами, как в ворота, так и в калитке. На кладбище росла хорошая березовая роща. Березы были громадного роста, устарелые, в большом количестве заселены галками, но тени давали мало. На могилах, почти на всех, стояли железные кресты и много очень хороших памятников. Рощу вырубили при военной интервенции в 1942 году. В караулке немцы открыли мастерскую для ремонта автомашин и, нуждаясь в топливе, начали рубить ращу. Я в это время служил в Вознесенском храме и через церковного старосту (тогда был Кусаков) обращался в немецкую комендатуру с просьбой запретить рубку заповедной рощи, и комендатура обещала этому содействовать. Но так как рубка все - таки не прекращалась, то на повторные жалобы переводчик сказал старосте: «Я вам советую не возбуждать этого дела, иначе Вам могут быть большие неприятности». На этом жалоба и окончилась. Сначала рубили немцы, стволы жгли, а ветви дозволяли разбирать населению. Нужда в топливе для населения была очень большая. Подвозки дров из сел не было, так как немцы отбирали для себя привозимые дрова. А потому население охотно поощряло немцев рубить рощу, сначала из расчета пользоваться ветвями, а потом и сами русские начали рубить деревья. Случалось, подойдешь к таким рубщикам и начнешь уговаривать, что этого делать нельзя, а в ответ получаешь, что они рубят для немцев, они приказали срубить. Конечно, дальше и говорить нечего. И так кладбище было вырублено во - чистую. Не только дерева или какой - либо поросли, и креста деревянного не осталось. При рубке громадные деревья, падая, опрокидывали памятники, гнули и ломали железные кресты и решётки, и привели кладбище в самый жалкий вид, остатки чего видны до сих пор.

Весной 1943 года мы произвели посадку деревьев на кладбище. Посадили 200 деревьев, преимущественно тополя, и они на 75% принялись и в данный момент представляют из себя целые деревья. От корней лип пошла молодая поросль. Береза сама начала зарастать. С 1948 года производит посадку деревьев и Горкомхоз, и теперь их насажено столько, что через десять лет это будет настоящий лес и лучшая в городе роща для гуляющих».



1953 года, марта 9 дня

«Давно уже я не заглядывал в эту книгу, а между тем за это время произошли весьма важные события, как лично для меня, так и для Вознесенского прихода, так и великие события государственного порядка, о которых прежде всего отмечу. Умер Сталин, умер неожиданно и скоро. 2 марта у него произошло кровоизлияние в мозг. Он лишился сознания, параличом поражена была правая рука и нога. Приняты были соответствующие меры лечения, но напрасно. Шестого марта он умер. Сегодня совершено было его погребение. На его место избран Меленков, до сих пор совершенно малый член в партии. Что произойдет дальше, Господь ведает. Хоть бы не было никаких осложнений.

Считаю нелишним сделать следующую оговорку. Зрение мое к настоящему времени так ослабло, что я не могу прочитать того, что я сам написал, и должен просить помощи у других, а так как это не всегда возможно, ведь изложения мои часто не последовательны. Что хочу сказать, то могу, об ином могу говорить два раза…

Второе важное событие, касающееся меня лично и моего прихода, заключается в том, что я совершенно неожиданно оказался за штатом.

Я всегда недооценивал своих сил и здоровья и на этой почве делал большие промахи. Так случилось и на этот раз.

Прожив 80 лет и даже раньше этого, я решил, что близко стою к могиле, и всякое свое заболевание считал для себя преддверием могилы. Так случилось и на этот раз. Ожидая праздника Рождества Христова 1952 года, я думал о том, хватит ли у меня сил его провести, так как служения очень частые в течение двух праздничных недель. Силы мои, правда, были слабы, и я служил с большим напряжением и болезненностью. Правда, я не мог пройти без провожатого до церкви и мне помогали ходить. Но службы все -таки проходили нормально. Оборвался я на праздник Крещения. Сочельник Крещения был в воскресенье, работы в церкви достаточно, а тут пришлось совершать ещё и водоосвящение. Так что напряжение моих сил было большим. Было большое переутомление. Самое Крещение было в понедельник и опять служба длиннее обыкновенной. Уже в эти дни я не мог дойти до церкви, и меня подвозили на лошади туда и обратно. Но приехавши на лошади домой, я почувствовал себя скверно. У меня сделался сильный кашель, температура до 38 градусов. За кашлем я не мог спать ни днем, ни ночью. Положение мое стало очень тяжелое. Приглашенный доктор хотя и не находил ничего серьёзного, однако на первых порах не сумел оказать помощи и дать облегчение. Пришедши во второй раз, он направил лечение правильно - велел ставить банки и принимать в больших дозах сульфидин. Промучившись неделю в таком положении, я решил, что «одр сей будет для меня гробом» и в этом направлении начала работать моя мысль.



1953 года, июня 26 дня

Пятница. Был на заупокойной всеношной. Отец Шанин служил её перед каждой субботой. Так как я и Великом посту не говел и не причащался, то решил выполнить этот долг теперь. Исповедовался у Шанина, а в субботу причащался от чаши по установленному чину. Духовник мой, отец Лев Плаксин, обыкновенно после Пасхи приезжал в Рославль, служил в Вознесенском храме заупокойную литургию и выходил на могилу своей матери, которая здесь погребена. Тогда я у него и исповедовался, и он считался моим духовником. В этом году он не приехал. Должно быть, годы наложили тоже свою печаль и на него.



1953 года, августа 1 дня

В храме восстановлены с левой и правой стороны стены по откосам вверху библейские картины. С южной стороны - вход Иисуса Христа и с северной - явление Христа по воскресении Марии Магдалине. На этих местах и раньше были картины - с южной стороны тоже торжественный Вход Господа в Иерусалим, а с северной - не помню какая, кажется «Моление о чаше». За отсутствием образца, художник не взялся писать ее, и протоиерей Шанин выбрал явление Христа Марии, по образцу, бывшему под руками. Раньше бывшие картины были сильно попорчены и староста Кусаков при оборудовании храма для богослужения при немцах - в 1941 году - забелил их совсем. Теперь они все восстановлены опять. Восстановление их стоило 4000 рублей»



Завещание протоиерея Всеволода Михайловича Корицкого

"Умру - похоронить меня около братских могил. По дороге, где стоит мемориальная доска, пройти от неё 50 шагов на восток и здесь, около большой братской могилы, с правой стороны дороги, выбрать более возвышенное место для могилы. Лицо могилы должно быть обращено на восток, т.е. в ту сторону, как алтарь церковный.

После моей кончины, мои домашние, через сторожа церковного или через одного из членов церковного совета (старосту или казначея) должны пригласить к моему одру отца Михаила Милославского и дьякона Богомолова, которых и просить совершить обряд моего священнического облачения.

Священнические облачения заготовлены мною для себя и хранятся в церкви, в верхнем ящике комода, при них деревянный крест и небольшое евангелие, которые должны быть положены мне во гроб. Богомолов знает, где лежат эти ризы.

При облачении надеть: чистое бельё, брюки носильные, затем кафтан чёрный полотняный, который висит на дверях моего угла, на руки надеть поручи, на шею, по кафтану возложить епитрахиль и по нем пояс. Подризника не будет, за подризник будет служить кафтан. Затем надеть фелонь и положить на стол, который составить из сынова стола и меньшего посудного шкафа, составить их в длину. В руки дать деревянный крест, лежащий за ризами, на грудь возложить евангелие. На голову надеть камилавку, а если она будет мешать при положении в гроб, то её снять и надеть бархатную фиолетовую скуфью. По положении тела на стол, просить священника пропеть панихиду. Кажется всё, что касается облачения.

Заботы о погребении возлагаю на церковный совет - старосту и казначея.(...)

После себя благочение и наблюдение прихода передаю отцу Милославскому, до распоряжения по этим вопросам епископа. Если церковный совет встретит какие - либо недоразумения по погребению, за разрешением обращаться к Милославскому. Отца Михаила прошу совершить мое погребение и поминовение до 40 дней. О моей кончине прошу поставить в известность епископа и возвратить ему митру, которую он давал мне в долгосрочное пользование. Она находится в церкви, в плательном шкафу. При случае прошу возвратить её, отвезя в Смоленск, вместе с коробкой, в которой она находится.

Хотелось бы, чтобы на моей могиле был поставлен крест самой простой пробы, но железный и на нём прибита металлическая дощечка с надписью из трёх слов: "Здесь лежит священник". Об этом просил бы заботиться отца Михаила. Он везде бывает и это для него весьма доступно.

Вынос тела в храм совершить поскорее - как только гроб будет готов. А погребение назначить по усмотрению распорядителя, т.е. отца Михаила.

Замечание. Нужно иметь в виду, что гроб не войдет в сенных дверях в дом по тесноте дверей. С этим нужно считаться заранее и найти выход из этого затруднения, иначе будет большое замешательство. По - моему, придется отрывать шелевки коридора со стороны входных дверей, или, в крайнем случае, класть тело в гроб во дворе. А может быть, найдется мудрец, который найдет иной выход.

Гроб прошу старосту заказать сейчас же после моей смерти, если я не удосужусь сделать его ещё при своей жизни. Он должен быть простой, без всякого оформления.

Копатели должны быть наёмные, которым поставить условие, чтобы не делали могилы тесной, чтобы по сторонам могилы земля была отброшена, чтобы кругом её был свободный проход, и чтобы с одной стороны можно было поставить гроб. Наблюдение за этим возложить на церковного старосту.

После погребения надлежит быть традиционной поминальной трапезе. Забота об этом должна лечь также на церковный совет. На трапезе не должно быть ничего лишнего, но во всяком случае она должна быть достаточной и не вызывающей излишних разговоров и нареканий. Желаю одного - чтобы пьяных за этим столом не было. Выпивка разрешается только для поддержки сил.

(…) В девятый и двадцатый день - панихиды, в 40 -й заупокойная месса. Священнику, совершившему погребение, выдать из церковной суммы благодарность 100 рублей и псаломщику 50 рублей.

О моей смерти моих близких известить после погребения.

Протоирей Корицкий.



1954 года января 1 дня

Это я писал, когда был настоятелем, имел право писать, и эти писания подлежат исполнению. Теперь назначены вы, отец Анатолий, без Вашего согласия эти писания никакого значения не имеют, а поэтому прошу Вас войти в рассмотрение этого вопроса, принять, что найдете нужным и опровергнуть то, что считаете ненужным. О принятых Вами решениях прошу приложить на этой бумаге и поставить в известность лиц, имеющих к этому отношение.

Протоирей Корицкий.



Выводы

  1. Можно ли деятельность отца Всеволода в годы Великой Отечественной войны назвать подвигом? Однозначно отвечаю: да.

Его подвиг заключался в помощи людям. А не это является главным для православного христианина, коими мы тоже являемся?!



  1. Важно ли молодому поколению современной России изучать историю своей страны, чтобы не быть «Иванами, не помнящими родства»? Конечно, важно. И делать это, мне кажется, нужно через изучение жизни наших соотечественников, потому что настоящую славу России составляют именно её верные сыны, совершающие «тихие» подвиги.



  1. Ещё обязательно нужно знакомиться с рукописями и дневниками, которые сохранились до наших дней. Это даёт возможность соприкоснуться с тайной бытия того человека, чей дневник ты перелистываешь (пускай даже в электронном виде). А как много интересного хранят в себе фотографии, с которых смотрят на нас люди, участники тех славных страниц русской истории, о которых мы знаем только по книгам.



  1. И ещё я пришла к выводу, что нужно обязательно вести дневники, записывать туда значимые события своей жизни, чтобы «рассказать» об этом потомкам. Мои прабабушка и прадедушка по материнской линии умерли, к сожалению, ещё до моего рождения. А ведь они были современниками Всеволода Михайловича, и если бы оставили свои дневники, многое стало бы понятно для меня в истории нашей семьи.





Заключение



Христианские качества - способность чувствовать чужую боль, умение сострадать, готовность помочь попавшим в беду - свойственны многим нашим соотечественникам. Особенно это проявляется в трагические моменты нашей истории. Жертвенный героизм, отчаянная храбрость, безмерное мужество, благородство, стойкость, проявленные солдатами в годы Великой Отечественной войны вызывают чувство особой гордости и восхищения. Но ведь подвиг можно совершать не только на поле брани, но и в тылу, помогая ближним, часто рискуя собственной жизнью. Таким был отец Всеволод Михайлович Корицкий. Отец Иаков, нынешний настоятель Вознесенского Храма, сказал мне, что, по рассказам прихожан, отец Всеволод, несмотря на физическую слабость, был всегда удивительно бодр духовно, всех утешал. Больше всего поражала его способность не унывать, его неизменно бодрое, благодушное настроение во всех обстоятельствах жизни. Можно себе представить, сколько молитвенных трудов ему это стоило. Но как утешительна была эта внешняя веселость для людей, которые в страшные для страны годы были измучены от постоянного страха и нечеловеческого нервного напряжения.

К сожалению, могила преподобного затерялась где - то на Вознесенском кладбище. Но ведь память о человеке жива до того момента, пока мы, живущие помним. А мы помним…

Список литературы



1.
2.

3. Дневник митрофорного протоиерея Всеволода Корицкого, предоставленный его внучкой.

4. Рославль: (Очерки по истории города Рославля и Рославльского района). - Смоленское областное книжное издательство «Смядынь», 1997.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал