7


  • Учителю
  • Истоки культуры башкирского народа

Истоки культуры башкирского народа

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

План классного часа

Тема: «Истоки культуры башкирского народа»

Цели:

1. Воспитание интереса к истории своего народа, патриотизма и гордости за историю родного края.

2. Воспитание чувства достоинства, чести и самоуважения.

3. Расширение кругозора студентов по вопросам культуры и искусства башкирского народа.

Оборудование:

- мультимедиа проектор

- раздаточный материал (текст песни, конский волос)

- книжная выставка

Использованная литература:

- «Баймакский край». Краеведческое и энциклопедическое издание. Уфа: «Китап», 2002 г.

- «Сказание о земле Баймакской» (Документальное повествование об истории и людях) - Уфа: Слово, 1998 г.

- «Баймакская энциклопедия», Уфа «Башкирская энциклопедия», 2013 г.- soyuzkuraistovrb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=682:2012-01-22-13-54-11-755#ixzz3x3sCMqcc

- https://youtu.be/8OTQeSGZVrw

- https://youtu.be/3Jpz29O6COM</</p>

Ход классного часа

Организационный момент: приветствие и знакомство с группой.

Объявление темы и цели классного часа

Вступительное слово преподавателя

Прежде чем начнем, говорить по теме, сначала послушайте музыку … (звучит мелодия песни «Ете кыз»)

Вы узнали эту музыку?

Как Вы думаете о чем будет наш разговор?

Тема нашего классного часа шире: «Истоки культуры башкирского народа» (Слайд 1). На нашем классном часе мы должны узнать подлинную историю «Семи девушек» и как отразилась эта легенда на нашей культуре.

Изложение материала классного часа

Кто знает красивую башкирскую легенду о семи неразлучных сестрах «Ете кыз»?

Есть в Зауралье озеро Култабан, с названием которого связана красивая легенда. (Слайд 2)

В солнечный день, когда спускаешься с горы Ирандык по дороге Баймак-Сибай, далеко впереди сверкает водная гладь озера Яугуль (Слайд 3), лежащего посреди бескрайней равнины (Слайд 4), окруженного со всех сторон хлебными полями. Расположено в 48 км. к северо-востоку от г.Баймак. (Слайд 5)

Когда-то в давние времена тут жили кочевые племена башкир. Недалеко жили и казахи, отношения у них были не совсем дружелюбные. Однажды башкирские джигиты, желая показать свою удаль и смелость, угнали у казахов огромный табун лошадей (Слайд 6). Загнали их в каменное ущелье на склонах горы Ирандык (Слайд 7). Это где-то между деревнями Исяново и Апеково (Бахтигареево).

Казахи несколько раз приезжали, но не смогли угнать своих лошадей. Поэтому они решили им жестоко отомстить (Слайд 8). И вот неожиданно они напали, перебили мужчин, взяли в плен самых красивых женщин, в том числе семь сестер (Слайд 9). Эти девушки считались в деревне самыми красивыми, трудолюбивыми, добрыми, ими восхищались все. Сестры были очень дружные, и у них была своя мелодия, под которую они танцевали (Слайд 10). После того как их взяли в плен, казахи держали всех девушек в одной юрте, и, чтобы не могли сбежать, разрезали им стопы ног и в открытые раны насыпали измельченные волосы лошадиной гривы (Слайд 11). Это было очень больно не только бегать,но и ходить. Девушки сильно страдали, день и ночь плакали, не могли заснуть, кушать и пить. Они дали слово или умереть, или сбежать. Однажды им принесли кушать мясо и нож, чтобы разделать мясо. Девушки припрятали нож. В эту же ночь они разрезали нижнюю часть юрты и друг за дружкой сбежали, забыв о страшной боли в ногах(Слайд 12). А утром уже заметили, что девушек нет и устроили погоню (Слайд 13). Девушки успели добежать до озера Яугуль, т.е. Култубан (Слайд 14). Спрятались в камышах озера (Слайд 15). В это время казахов встретили башкирские джигиты и началась битва, которая никак не приводила к чьей-либо победе (Слайд 16). И тогда решили прийти к мирному соглашению: казахи забирали своих лошадей, а девушек оставляли на родине. Но среди камышей нашли живой только одну девушку по имени Изебика. Остальные девушки утонули (Слайд 17).

После этой трагической истории семи девушек озеро Яугуль стали называть Кылтабан. Эту красивую легенду и историю песни "Семь девушек" рассказал житель деревни Исяново еще в далеком 1930 году Исламов Хасан.

А теперь послушаем песню "Ете кыз". (раздать текст песни)

История семи девушек отразилась и в танцевальном искусстве (Слайд 19). Абсолютно всем известный одноименный танец символизирует красоту и духовность башкирской женщины (Слайд 20).

Танец (видео)

Красивый танец, но соль не в этом. Девушки двигаются с прямым корпусом, гордо поднятой головой и с опущенными глазами, (их ведь нет, они как бы умерли), и лишь одно мгновенье - одно, доли секунд, - они, выстроившись лицом к зрителям, все разом поднимают глаза - и тут опускают.... Девушки как бы хотят скрыть свои глаза от любопытных взоров окружающих, они мыслями в родном селе, и только в самом конце они поднимают взор, чтобы уйти навсегда.

По мотивам этой легенды также создан фильм «Етегэн» (Слайд 21). Режиссер картины Айсыуак Юмагулов, автор идеи, оператор-постановщик и продюсер - Рияз Исхаков (Слайд 22). Но здесь используются также мотивы и других башкирских легенд и народных песен: «Алпамыша», «Магисарвар», «Таштугай», и др.

Один из эпизодов фильма «Етегэн»

Эта легенда и танец «Ете кыз» стали основой для скульптурной композиции поющего фонтана в г.Уфе (Слайд 23, 24), открытие которого состоялось в июне 2015 г. Автором скульптурной композиции является скульптор и заслуженный художник Республики Башкортостан Ханиф Хабибрахманов . (Слайд 25, 26, 27)

Фонтан (видео)

Высота фигуры каждой статуи достигает 2,20 м. Танцующие девушки довольно тяжелые, каждая из них весит 600-700 килограммов бронзового литья. Все семь скульптур были изготовлены в течение 6 месяцев, над каждой из них трудились чуть меньше месяца (Слайд 28, 29).

Позировали скульптору три девушки из фольклорного ансамбля «Мирас» (Слайд 30). Кстати, костюмы для девушек позаимствовали у исполнительниц танца «Ете кыз» ансамбля народного танца им. Ф. Гаскарова.

Обобщение учебного материала

Таким образом, мы должны интересоваться и знать свое прошлое, ведь будущее невозможно без опоры на историческое прошлое. По словам выдающегося историка В.О. Ключевского, «Национальную гордость и патриотизм питает история, и только история, и еще раз история». Изучение народного наследия (легенды, танца, песни) раскрывает духовный облик народа, помогает познать историю народа и особенности художественной культуры. Для вас представлены сегодня книжная выставка. Эти книги ярко представляют интересные факты из истории нашего родного края, выдающиеся личности нашего народа.

Мы, современное поколение, ни в коем случае не имеем права забывать богатейшую культуру нашего народа и допускать, чтобы сытый безоблачный быт заслонял нам реальный мир, чтобы мы не потеряли самих себя. С нашей стороны будет преступным забыть свои корни и превратиться в людей без Родины, ибо дерево без корней еще какое-то время зеленеет кроной, но жизни в нем уже нет.

















 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал