- Учителю
- Кураторский час: «Экстремизм и терроризм – проблема современности»
Кураторский час: «Экстремизм и терроризм – проблема современности»
Кураторский час: «Экстремизм и терроризм - проблема современности»
Тема: Экстремизм и терроризм - проблема современности Цель: Воспитать чувство толерантности, философское и критическое отношение к окружающей действительности, способствовать духовному совершенствованию и самореализации, укрепить чувство казахстанского патриотизма. Задачи: - Раскрыть причины возникновения и распространения экстремизма; - Определить социальную базу экстермистских групп; - Рассмотреть законодательную базу Республики Казахстан о противодействии экстремизму; - Укрепить правильную жизненную позицию учащихся; Оборудование: (слайд - программы: «Эстремизм - проблема современности», «Конфессиональная ситуация в современном Казахстане», «Законодательство Республики Казахстан о противодействии экстремизму»)
Ход кураторского часа 1. Организационный этап 2. Мотивационный этап (Просмотр видеоклипа «Родина моя») Вступительное слово куратора: Да, это наш Казахстан! Сегодня Казахстан - это процветающая страна, которая в этом году отмечает 20-летие своей независимости. Экономические успехи страны признаны всем миром. Республика уверенно и стабильно движется к поставленной цели: войти в число самых развитых стран мира. Казахстан стал играть заметную роль на международной арене, став одним из центров политической жизни Евразии. Понятно, что этот факт не может не беспокоить ряд стран, претендующих на влияние в этом регионе. Для того, чтобы ослабить государство, есть много рычагов. В первую очередь - влияние на массовое сознание. Некоторое время назад в наш лексикон плотно вошли такие страшные слова как «терроризм» и «экстремизм».
«Толковый словарь» В.И.Даля трактует терроризм как стремление устрашать смертью, казнью, угрозами насилия и физического уничтожения, жестокими карательными мерами и истязаниями, расстрелами (Предварительно записано на доске) Экстремизм (от extremisme, от extremus - крайний) - приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Таким образом, тема кураторского часа «Экстремизм и Терроризм - проблема современности» Официальные власти и духовные лидеры мировых конфессий в открытую объявили войну всем экстремистским организациям, пропагандирующим национальную рознь и угрожающим межэтническому согласию в нашей республике. Вначале дадим определение понятию «экстремизм».
Выступление студента «Осторожно! Религиозный экстремизм!» Самой серьезной проблемой, ставшей актуальной в последние годы, стало проникновение и распространение в Казахстане, в том числе и в нашем регионе, идей религиозного радикализма и экстремизма. Экстремизм,в самом общем виде, можно охарактеризовать как приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим принятые в обществе нормы и правила. Определенные силы пытаются использовать религию в политической сфере для достижения целей, направленных на насильственное изменение государственного строя или захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение религиозной вражды и ненависти. В 2003-2005 годах в г. Павлодаре неоднократно фиксировались факты распространения листовок религиозно-политической партии экстремистского толка "Хизб-ут-Тахрир". В последние два года участились попытки вести проповедническую деятельность со стороны активистов движения религиозно-экстремистского толка «Таблиги жамагат», прибывающих в нашу область из южных и восточных регионов республики. Наибольшую угрозу для стабильности в конфессиональной сфере в последнее время приобретает активное распространение идеологии радикализма сторонниками движения салафитов, в первую очередь среди молодежи. Наибольшую деятельность они проявляют в областном центре, а также в г. Экибастузе и пос. Солнечный. Откуда салафиты взялись в нашей стране? В Казахстане исповедуется ислам ханафитского мазхаба. Ханафитская школа отличается демократичностью взглядов и облегченностью богослуженияпо сравнению с другими школами. Согласно правилам ханафитской школы, если кто - то уверовал в единство Всевышнего Аллаха и признал пророчество Мухаммада правдивым,то он является правоверным мусульманином. Из всех четырех школ она самая умеренная и близка к природе и духовным особенностям нашего народа. Академик Российской академии естественных наук, автор перевода Корана на русский язык Валерия Порохова,выступая с лекцией для силовиков в Астаненапомнила, что учение «салафи» отвергает «весь арабский, весь мусульманский мир»."Саудовская Аравия стоит особняком со своей религиозной доктриной "салафи", которая полностью отвергнута всем мусульманскиммиром.По ее словам, столкнувшаяся с такой проблемой Россия решила ее радикально. "Она просто их (проповедников салафизма) выселила, сказала: "Мы вам очень благодарны, вы внесли свой вклад и "Салям алейкум". И выслала их.Стоит отметить, что ее перевод священной книги мусульман стал единственным, канонизированным исламской академией Аль-Азхар, которая изучала его шесть лет. В. Порохова разъяснила также нормы священной для мусульман книги, касающиеся ношения религиозной одежды. "Хиджаб - это не ислам. Это никакого отношения к исламу не имеет. Это традиции, обусловленные географическим расположением, климатом конкретной страны". Она привела в пример страны Аравийского полуострова, где ношение хиджаба обусловлено песчаными бурями и высокой температурой. По словам В.Пороховой, в Коране присутствует только два упоминания о правилах ношения мусульманками одежды. Первый аят: "Рядитесь в украшения и самые нарядные одежды, когда вы выходите на улицу, в свет". Ислам также диктует покрытие головы: "Набрасывайте шаль на голову и разрез груди". Это дословный текст". При этом она напомнила, что "паранджа запрещается в исламе". В казахстанском обществе много как сторонников, так и противников ношения женщинами-мусульманками хиджаба. При этом глава госагентства по делам религий Кайрат Лама Шариф подчеркивал, власти республики не намерены вводить законодательного запрета на ношение хиджаба, однако в Казахстане, как светском государстве, будет "вестись разъяснительная работа с тем, чтобы объяснить, что хиджаб - это не казахская одежда". Но у нас свой путь. Ведь традиционно мы придерживались так называемого среднего, умеренного пути в исламе… Выступление куратора. К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие: 1. Происхождения из так называемых «неблагополучных» семей; 2. Психологические кризисы подросткового переходного периода; 3. Чувство страха и неуверенности перед трудностями современной жизни; 4. Неопределенность в завтрашнем дне; 5. Закомплексованность и вытекающие из нее проблемы в общении с окружающими. 6 Бездуховность, отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу родины). Социальную базу экстремистских групп составляют, люди не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни. Молодежь не способная критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой информации, ввиду отсутствия жизненного опыта оказались наиболее подверженные этому влиянию. Это очень хорошая среда для экстремистских групп. Большинство молодежных экстремистских группировок носят не формальный характер. Ряд их членов имеют смутное представление об идеологической подоплеке экстремистских движений. Громкая фразеология, внешняя атрибутика и другие аксессуары, возможность почувствовать себя членом своеобразного «тайного общества», имеющего право безнаказанно творить расправу над неугодными группе лицами, все это привлекает молодежь. Выступление студента «Радикальные международные группировки »
Выступление студента. «Террористические акты в разных странах» (презентация, видео). Выступление куратора: Вопрос на обсуждение: - «Экстремизм и терроризм» Должны ли мы говорить об этой проблеме? (заслушиваются мнения студентов). Заслушав ответы, куратор подводит итог. Законодательная база Республики Казахстан о противодействии экстремизму. С момента обретения независимости в Казахстане проводится взвешенная государственная политика в области межконфессиональных отношений. Конституция Казахстана утверждает равенство всех граждан страны независимо от их этнической или религиозной принадлежности. Культура и духовное наследие всех этнических групп в нашей стране рассматриваются как общенациональное достояние. За годы независимости в государстве создано правовое поле, регулирующее вопросы религии. В 1992 году был принят закон «о свободе вероисповедания и религиозных объединениях». Этот закон предоставляет гарантии свободы деятельности верующих всех конфессий. Одним из самых распространенных видов экстремизма является религиозный экстремизм. В последнее десятилетие этот термин употребляется все шире, под ним понимается агрессия, исходящая от религии. Однако этот термин концептуально противоречив: религия по своей сути не может нести агрессию, ни одна истинная религия не призывает к насилию и не оправдывает терракты. Экстремисты и террористы лишь прикрываются религиозными лозунгами. А на самом деле преследуются политические цели. Эксетремисты добиваются захвата власти, создают атмосферу страха и бессилия. Обсуждение по вопросу: Что нужно делать для того, чтобы не дать себя вовлечь в деструктивные организации? (высказывание мнений студентов) Куратор подводит итог. « Памятка студентам» 1. Не вступайте в диалог с проповедниками, подошедшими к вам на улице; 2. Если вам предложили листовку, брошюру, журнал религиозной направленности, поблагодарите, и вежливо откажитесь; 3. Не пытайтесь отстаивать свои религиозные убеждения при встрече с верующими или проповедниками любой религиозной организации; 4. Прежде, чем вы решите посетить собрание какой-любо религиозной организации, посоветуйтесь с родителями, родственниками, просто близкими людьми; 5. Выбор верить или не верить - только ваш, прежде, чем принять решение подумайте, стоит ли? Обдуманное и правильное решение сохранит вам не только душевное здоровье, может быть даже жизнь. Заключение.. Абайдың 19-шы сөзінен: «Адам ата-анадан туғанда есті болмайды: естіп, көріп, ұстап, татып ескерсе, дүниедегі жақсы, жаманды таниды дағы, сондайдан білгені, көргені көп болған адам білімді болады. Естілердің айтқан сөздерін ескеріп жүрген кісі өзі де есті болады. Әрбір естілік жеке өзі іске жарамайды. Сол естілерден естіп, білген жақсы нәрселерді ескерсе, жаман дегеннен сақтанса, сонда іске жарайды, сонда адам десе болады…» (Перевод: «Дитя человеческое не рождается на свет разумным. Только слушая, созерцая, пробуя все на ощупь и на вкус, оно начинает познавать разницу между хорошим и плохим. Чем больше видит и слышит дитя, тем больше узнает. Многое можно усвоить, внимая словам разумных людей. Недостаточно обладать разумом - только слушая и запоминая наставления знающих, избегая пороков, можно стать полноценным человеком») Таким образом, все, о чем мы сегодня говорили, не может оставить нас равнодушными. Мы еще раз убедились в том, что экстремизм - это жестокость, основанная на ненависти и злобе, а порой и глупости, подчиненной слепой вере.
Евразийский технико-гуманитарный колледж Евразиялық техико-гуманитарлық колледж
«Бекітемін» / «Утверждаю»: Зам. Директора По В.р____________________ «__»________2014 г.
|
Открытый кураторский час.
Тема: «Экстремизм и терроризм - проблема современности»
Подготовила : Малько Ю.П.
г Семей 2014г