- Учителю
- Доклад ученицы на конференции 'Я - исследователь'
Доклад ученицы на конференции 'Я - исследователь'
Содержание:
Введение …………………………………………………………….……. 2
Глава 1.
-
Валерий Грушин и история Грушинского фестиваля……………….3
-
Рождение фестиваля…………………………………………………...5
Глава2.
2.1.Фестиваль становится традицией………………………………………..6 2.2Б.Кейльман и Грушинский клуб……….……………………………........6
2.3. Развитие фестиваля и Юрий Визбор………….……………………….7
2.4. Проблемы и будни………………………………………………………...8
2.5. Нужен ли фестиваль?...................................................................................9
2.6.Две площадки фестиваля…………………………………………………10.
Глава3
3.1.Фестиваль сегодня…………………………………………………………11
Глава4. 4.1.Исследование………………………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………….. 13
Список литературы…………………………………………………………….. 14
Приложения……………………………………………………………………..15
Введение.
Цель моей работы: ознакомить одноклассников с историей самого знаменитого в нашей стране фестиваля, пробудить в них интерес к туристической песне, желание посетить фестиваль.
Задачи:
1.Подобрать литературу на интересующую меня тему.
2.Подобрать туристические песни для проведения беседы о фестивале.
3. Опросить одноклассников с целью выяснения их интереса к туристической песне.
4.Взять интервью у старожилов фестиваля.
Гипотеза:
Я предполагаю, что туристическое направление - это то, что сблизит наш класс и позволит изменить отношение к одноклассникам, школе, учебе в лучшую сторону.
А информация о фестивале станет первым шагом на пути к решению проблемы.
Глава1.
1.1.Большинство участников называют его - Грушинский…Реже - фестиваль туристской песни имени Валерия Грушина…Полное же название, утвердившееся с середины 70-х годов,-туристский фестиваль патриотической песни имени Валерия Грушина - в разговорной речи не встречается. Оно для газет и журналов, хотя - тоже не совсем полное. Впрочем, все это ни на что не влияет. Реально у поющей и слушающей братии Фестиваль называется просто "Грушинский". Слово это, образованное от фамилии замечательного человека, более двадцати лет назад ушедшего из жизни, удивительным образом срослось с Фестивалем, ведь для многих людей Грушинский стал частью жизни, школой Общения. Это необычно. Почему? В чем сила и жизненность Грушинского? Чтобы ответить, надо вспомнить историю.
Валерий Грушин и история Грушинского фестиваля
Валерий не был наивным романтиком, до института он работал на заводе, многое мог и умел - метко стрелять, слесарить, водить автомашину, мотоцикл, знал толк в электрике, не говоря уже о своей специальности - радиоаппаратуре. Когда приходил срок курсовых работ, он брался за самые сложные, зато манившие новизной темы… У него была трезвая голова и горячее сердце. Валерий очень любил природу- леса, горы, тайгу. За все время, пока он учился, он ни разу не провел каникулы в городе. Да что каникулы - редкий воскресный день он не оставался дома. С весны его палатка уже стояла на противоположном берегу Волги. Где он только не побывал! Саяны, Алтай, Карпаты, Кольский полуостров, Урал… В большинстве походов он был руководителем группы. В физическом отношении он ничем не выделялся среди друзей, тонкий, даже хрупкий, но у него всегда был самый тяжелый рюкзак.
Однажды на Саянах ребята шли на плотах по реке Карты. На одной из шевер (перекатов) второй плот сел на камень. Пытались снять его- не вышло. До берега метров пятьдесят, но пройти это расстояние было очень трудно: течение сбивало с ног. На берег удалось перекинуть веревку и закрепить за дерево. И все же переходить с громоздкими рюкзаками было страшновато: если собьет с ног и потащит по камням - дело плохо. Тогда Валерий надел самый большой рюкзак и пошел первым. За ним - остальные. Труднее всего бывает сделать первый шаг и даже не сделать, а решиться на это. Ответственность первого шага Валерий, как настоящий мужчина, всегда брал на себя. И вот в 1967 году студент Куйбышевского авиационного института Валерий Грушин закончил пятый курс радиотехнического факультета и после месячных армейских сборов ушел с тремя однокурсниками в водный поход на нижнее течение реки Уды, что в Восточном Саяне.
Пеший переход и постройка плота для сплава по р. Уде заняли много времени, продукты были на исходе, и туристы спешили поскорее добраться до ближайшего населенного пункта. К вечеру доплыли до метеостанции Хадома. Ее начальник встретил ребят, пригласил переночевать у него в доме и дал продуктов на дорогу. На следующее утро начальник станции решил отвезти на моторной лодке в Нерху гостивших у него двух сыновей-Колю и Леню и племянницу Любу. Течение на реке было очень сильное, вода, налетая на камни, вставала огромным валом. Перегруженная лодка на большой скорости выскочила на этот вал, перевернулась - люди стали тонуть. На берегу находились только жена начальника и Валерий. Не раздумывая, Валерий сбросил с себя штормовку, свитер и прыгнул в воду. Течение все больше сносило людей на камни, где выбраться из воды уже не было никакой возможности. Он помог девушке доплыть до берега, а затем снова поплыл к лодке, возле которой оставался еще Леня. Но, видимо, у Валеры не хватило сил, вода была ледяной, а течение очень сильным. Так он погиб. Валерий очень хорошо пел, и петь вместе с ним было всегда легче и интересней. Он мог передать душу песни, ее особенности и ее характер. В Авиационном институте все знали трио "Веселые бобры" - непременного участника вечеров. В него входил Валерий.
Иногда говорят, что ,когда теряешь близкого человека, в сердце остается пустое место. Но хочется верить, что это совсем не так…
1.2. Гитара Грушина, песни Грушина должны были остаться. Не могли не остаться… И тогда родился Фестиваль..
Первый Фестиваль состоялся через год после гибели Валерия, осенью 1968 года в Жигулях, в Каменной Чаше на кордоне "Колоды". Это была почти полная импровизация друзей Валерия. Туристские секции области были оповещены о проведении песенного слета. И он удался.
Вряд ли кто-нибудь из вас видел раньше что-нибудь подобное. Сцену заменил высокий крутой склон, по которому в неуловимой, но впечатляющей последовательности были разбросаны горящие факелы и костры. Высоко наверху, как пасть огромного волшебного зверя, переливался в окаймлении густых теней и сполохов огня грот; костёр, в нём горевший, ещё больше подчёркивал его каменную красоту и дикость. Сама сцена -небольшой пятачок на склоне, тоже освещалась кострами. Трудно вспомнить сейчас, планировался тогда слет -как традиционный или разовый.
Друзья Валеры слушали записи с песнями, которые исполнял Грушин, делились воспоминаниями о походах, куда ходили вместе с ним. И несмотря на дождь, и то, что туристов было всего около 600 человек, слёт удался. Вне конкуренции победителями конкурса оказались "Поющие бобры". Это был слёт им. Грушина. И этого было достаточно. А римская цифра I перед его названием появилась, скорее всего, потом, во время закрытия фестиваля. Появилась и … обязала организаторов продолжить.
Глава2.
2.1.На втором фестивале, который проходил на Мастрюковских озёрах, зрительным залом стала гора, нисходящая к озеру, а сценой - туристский плот, установленный на воде. Это место и стало впоследствии традиционным, а плот на III слёте приобрёл форму гитары.
Опустился вечер на песок прибрежный,
Над заснувшей Волгой половодье звёзд.
Кто-то в синь ночную задушевно, нежно,
Бережно мелодию пронёс.
Словно крылья чаек, вёсла вверх взлетают,
И плывут над нами в небе облака,
А за горизонтом где-то пропадает
Первые пять-шесть фестивалей были, скорее всего, "семейным" делом куйбышевских туристов. В те годы определилось нынешнее лицо фестиваля, сложились традиции. Второй слет проходил уже на ставшем потом традиционным месте, на Мастрюковских озерах. Гора стала зрительным залом, а сценой - плот, превратившийся позже в огромную плавучую гитару.
2.2.Открывал же каждый фестиваль председатель Грушинского клуба- Борис Кейльман. Говоря о Борисе Кейльмане, совсем не хочется перечислять его достижения списком, достаточно сказать, что этот человек - душа фестиваля, в котором живет энергетика природы, безграничная свобода чувств, положительных эмоций, восторг от радости встреч, светлая грусть от разлук и расставаний.
Борис Кейльман. Человек, которого ругают, хвалят, ненавидят и обожают. Он делает Грушинский уже в сороковой раз. И сделает. По-своему. Эта его несговорчивость и упрямый нрав - отдельная и длинная история.
2.3. В те годы сложилось нынешнее лицо фестиваля, сложились традиции. Уже приезжали на слёт авторы и исполнители десятков городов Союза, уже срывали голоса тысячи болельщиков на знаменитых матчах "сборных" СССР и Куйбышева, и о фестивале писала центральная пресса; уже не иначе как "своим" называли фестиваль такие знаменитые барды как Александр Городницкий, Виктор Берковский, Борис Вахнюк, Сергей Никитин.
Но подлинным "лицом" фестиваля, его "визитной карточкой" тех лет, был замечательный режиссер, сценарист, журналист, поэт и прозаик Юрий Визбор. Работая на радиостанции "Юность", Юрий Визбор присылал свои репортажи в форме песен, как режиссер снял 40 документальных фильмов, снимался в художественных фильмах.
Юрием Визбором написано более 400 песен, многие из которых пользуются популярностью. Но самой известной его песней, несомненно, является песня, написанная им в честь VI Грушинского фестиваля,- "Милая моя".
С середины 70-х годов что-то неумолимо стало меняться на фестивалях. Беспокоило не чисто внешнее лицо фестиваля: уход бледного брезента и появление яркого капрона, и даже не рост его массовости. Смутно начинало беспокоить другое: фестиваль из конкурса «духа» стал постепенно превращаться в конкурс средних исполнителей и авторов. С бурным ростом числа КСП его пытались заполнить несчётные орды охотников за лауреатскими званиями.
Конкурсы стали проходить ни шатко, ни валко ,и на "уровень" их вытягивало поющее жюри - наши выдающиеся барды, которые в конкурсе не участвовали. Главным противоречием Грушинского в ту пору было, видимо, то, что слёт, делавшийся туристскими руками в условиях туристского лагеря, по духу своему всё дальше отходил от туризма, и это всё больше не устраивало организаторов слёта.
2.4.В 1980 г. руководство слёта готовилось сделать крупные шаги к возрождению духа туристского праздника, духа первых фестивалей. Уже тогда было решено установить на поляне несколько озвученных эстрад, на которых бы безостановочно шли конкурсные программы ведущих авторов, в том числе членов жюри и делегатов клубов песни страны. На этих же эстрадах был задуман, собственно, и сам конкурс, а ночной концерт на "Гитаре" стал бы "звёздно-лауреатским".
Проводить такой массовый фестиваль на "пионерском уровне" организации было уже нельзя, и организаторы обратились за помощью к руководству области. Руководство долго думало и, за месяц до начала XIII фестиваля, дало ответ: фестиваль был запрещён. По официальной версии он мешал проведению Московской Олимпиады. Запрещён пока на год. Потом ещё…
Официальная статистика свидетельствует, что между XII и XIII Грушинским образовался зазор в семь лет. Семь лет фестивального безмолвия, семь лет немоты "большой гитары"? Не совсем так. В 1982 г. в районе села Подгоры на берегу реки Волги состоялся неофициальный XIII Грушинский фестиваль. Этот фестиваль знаменателен тем, что на нём впервые прозвучало имя сегодняшнего лидера Грушинского, челябинского барда Олега Митяева (ныне живущего в Москве), а также был вручен специальный приз автору из Одессы Борису Бурде. (Почётный член клуба знатоков "Что? Где? Когда?".)
В это время было много попыток перехватить славу и имя Грушинского, но "свято место" Куйбышевского фестиваля осталось пустым. Альтернативы лопались, московские слёты шли сами по себе, и лишь зажженные Грушинским фестивалем огоньки, ярко горевшие в Челябинске и Норильске, оставляли надежду на возрождение.
И оно состоялось. XIII фестиваль был приурочен к празднованию 400-летия города Куйбышева в 1986 году. Помогла это сделать начавшаяся "оттепель". Бесспорным фаворитом стал Олег Митяев и его песня "Таганай".
2.5.Если сравнить фестивали начала XXI века с фестивалями 70-х, то сразу бросается в глаза спад его массовости. Чем это можно объяснить? Есть хорошая пословица: "Запретный плод сладок". В 70-е годы фестиваль постоянно находился под угрозой закрытия. Поэтому туда приезжало много случайных людей-охотников за "приключениями" и скандалами. Сейчас фестивалю ничего не угрожает, и поэтому основную массу участников фестиваля составляют настоящие туристы, настоящие любители самодеятельной песни. Так что приезжайте на фестиваль, и вы увидите там настоящих романтиков, для которых главное в жизни - окружающий нас мир и человеческое общение. Там вы научитесь общаться с незнакомыми людьми, что поможет вам в дальнейшей жизни.
Фестивальный пыл уже развеян,
Пахнет расставаньем дым костра.
За горой, смотри, уже светлеет,
Вот и всё. И нам уже пора.
Левое крыло на Север,
Правое крыло на Юг.
До свиданья, волжский ветер,
До свиданья, милый друг.
Начавшаяся в стране «оттепель» в корне изменила социальную обстановку в стране, к естественным трудностям добавила новые. На туристский фестиваль обрушились проблемы Афганистана, Чернобыля и колбасы по талонам. Добавили трудностей и первые успехи кооперативного движения, учинившего над участниками Грушинского-88 буквально разбой среди белого дня. В общем, три слета, прошедшие в новых условиях на одном дыхании, вновь поставили вопрос: "Будет ли следующий Грушинский?" Вопрос этот засел не только в начальственных головах и головах противников фестиваля. Мучил он и его искренних друзей.
Фестиваль не может исчерпать себя. Если кто-нибудь скажет, что он "сделал свое дело" и ему пора уйти - это будет ложь. Он нужен. Он необходим не только как место встречи старых друзей и новых песен, как пропагандист настоящего туризма, но и как воспитатель "случайных людей" (есть и такие). Грушинский фестиваль- это родство душ, силой доброты и веселья воспитывающий лучшие чувства - доброе отношение к природе и друг к другу. Очевидно, что общая оценка целей фестиваля, его значимости для поющей туристской братии не изменилась и сейчас. По-прежнему Грушинский фактически является крупнейшим и престижнейшим фестивалем авторской песни, не имеющим аналогов в России. Не отодвинули его с занятых 20 лет назад позиций и прошедшие официально Всесоюзные фестивали в Саратове и Таллине.
2.6.С 2007 года по ряду причин он три года проводился на двух площадках. Сегодня Грушинский фестиваль проходит в местечке Федоровские луга под Самарой, являясь самым престижным мероприятием подобного рода в России, и также собирает десятки тысяч любителей авторской песни не только со всей России, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья. А волжский берег в первую неделю июля насквозь пропитан песнями и дымами. Фестиваль проводится в условия туристского палаточного лагеря. В нем принимают участие клубы авторской песни, отдельные исполнители, авторы и творческие коллективы, туристские клубы. Организаторы мероприятия - Самарский областной клуб авторской песни имени Валерия Грушина, Правительство Самарской области и Фонд им. В.Грушина г.Тольятти.
Глава3. Фестиваль сегодня.
3.1.Какой фестиваль сегодня? Чем живёт фестиваль в настоящее время? На сегодняшний день лидерами фестиваля являются такие замечательные барды, как Митяев, Киреев, Васильев, Сергеев, братья Мищуки, Шипилов. Вместе с песнями современных лидеров на фестивале звучат песни бардов старшего поколения, таких как Клячкин, Дольский, Ким и др.
Традиционно в течение фестивальных дней работает несколько творческих площадок- сцен, на которых проходит конкурсная программа. Здесь днем и ночью идут концерты, а у фестивальных костров днем и ночью собираются друзья. Истинные «грушинцы» никогда не прогонят от огня случайного путника в ночи, а потому «ночные посиделки» у костров могут принести массу приятных знакомств. Фестиваль проводится в условия туристского палаточного лагеря. Но самое главное на фестивале - это все же бардовская песня, открытие новых авторов и исполнителей. Среди лауреатов Грушинского фестиваля разных лет такие известные барды как: А.Дольский, В.Ланцберг, А.Суханов, А.Лемыш, Е.Щибрикова, Л.Сергеев, В.Егоров, Г.Хомчик, Н.Высоцкий, А.Майсюк, В.Трофимов, ансамбли «Белая гвардия», «Зелёная лампа», «Альманах», «Редкая птица» и многие другие. Фестиваль «свой» для таких знаменитых исполнителей, как Александр Городницкий, Виктор Берковский, Борис Вахнюк, Сергей Никитин, Юрий Визбор, Олег Митяев, братьев Мищуки. В программе фестиваля помимо музыки много и спортивных мероприятий. Все желающие могут поучаствовать в соревнованиях по волейболу, кроссу, технике парусного туризма, альпинизму, в детских соревнованиях «Мама, папа, я - туристская семья»… Одним из наиболее зрелищных спортивных мероприятий является традиционный футбольный матч между «Сборной Самары» и «Сборной мира». Организаторы и «заслуженные барды» Грушинского фестиваля демонстрируют свою отличную физическую форму. Футбол на Груше - не столько спорт, сколько незабываемое шоу. И все же Грушинский фестиваль - мероприятие для настоящих романтиков, туристов, любителей хорошей авторской песни, для которых главное - красота окружающего нас мира и простое человеческое общение. Ведь Грушинский фестиваль - это всегда новые встречи, новые песни и новые открытия.
Значит то, что в нем сохранилось- не просто свое, а нужное всем. Ведь даже противники фестиваля из года в год без командировок и приглашений едут на него. В чем же дело? В огромном количестве зрителей? В возможности провести Всесоюзную, как сейчас говорят, песенную "тусовку"? Вряд ли! Дело, думается, в туристской сути фестиваля. Фестиваль не может быть сам по себе, как не может быть само по себе любое живое дело. Он неотделим от туризма как вида спорта или просто отдыха. И все беды и трудности его дают о себе знать, когда это забывается. Грушинский рожден как туристский слет. И в любом другом обличье представить его невозможно. Не случайно окончились ничем все попытки проведения его на стадионах и в концертных залах. Сейчас, когда стали появляться призывы к освобождению авторской песни от "туристской шелухи", нелишне напомнить, что именно туристские слеты в свое время не только расширили ареал этой песни, но и многие годы были чуть ли не единственной благодатной и относительно безопасной ее "средой обитания".
К сожалению, не исчезли еще буквальные толкования терминов "туристский фестиваль" и "туристская песня". Эти толкования подразумевают лишь сам туризм предметом творчества, предметом поэтического исследования. И неважно, о чем при этом поется в песне - о кедах, шагающих по тропе, или о , шуршащих по асфальту. Важно лишь, чтобы условия для возникновения этих песен продолжали существовать в людях! Костры Грушинских слетов множат количество таких песен уже третий десяток лет. Костры эти горят для всех. Нет около них избранных, нет старших и младших. Перед ними все равны. И ценятся здесь честность и искренность, а всё остальное вторично, всё остальное не главное. И пока будет так, будет проводиться Грушинский фестиваль.
Глава4. Исследование.Интервью.
Я опросила своих одноклассников по вопросам, представленным в приложении №1.
Эти вопросы я задавала до начала моей работы. Потом я выступила с сообщением перед классом и еще раз провела ту же анкету. Как изменилась ситуация представлено на диаграмме.(см.Приложение №2)
Таким образом, я поняла, что моя работа достигла цели: я вызвала интерес у своих одноклассников.
Кроме того, я взяла интервью у нашего классного руководителя, который является не только старожилом фестиваля, но и одним из его организаторов.
(см. Приложение№3)
Заключение.
Александр Вячеславович обещал познакомить нас с традициями и жизнью клуба, а тех, кто заинтересуется , пригласить на очередной фестиваль.
Обобщая сказанное, я могу надеяться, что моя гипотеза осуществима.
Список литературы:
-
Самарская область.- Самара, 1996.
-
Волков С. ХХ1Х Грушинский фестиваль./Самарская Лука.-№9.-2002.
-
Казанцева В.И., Морозенко В. С. Твоя слава и гордость. - Самара. 1991.
-
Волков С. XХIX Грушинский фестиваль. // Самарская Лука. - № 9. - 2002.
-
Гильманова Г. Новое лицо Грушинского фестиваля. // Воскресная газета. г. Уфа. - № 30. - 2002.
-
Голос земли Самарской.. / Сост. Астапкова Ю.В - Самара, 1990.
-
Фомин И. Отголоски фестиваля. // Самара. - август. - 2002.
-
Шабанов В., Кейман. Б., Скиба Б., Филгойт И. Грушинский. - Самара, 1990.
Приложение №1.
-
Интересуетесь ли вы туризмом ?
-
Любите ли туристические песни?
-
Готовы ли вы сами стать участниками Грушинского фестиваля?
-
Что вы знаете о нем?
Приложение №2.
Приложение №3.Интервью с классным руководителем.
Вот что он мне рассказал: Грушинский фестиваль занимает в моей жизни довольно значительное место: он дал мне много интересных встреч, впечатлений, друзей, которые меня научили отношению к людям, жизни.
Встречаясь с этими замечательными людьми, я получаю огромный заряд энергии, позволяющий мне по-новому взглянуть на жизненные проблемы, переоценить свое отношение к людям и к жизни в целом. Я думаю, что каждому молодому человеку необходимо иметь в жизни что-то столь же ценное, как клуб имени Валерия Грушина.
Список литературы:
1.
2
3
4
5
6. Интернет-ресурсы. Источник:
Источник:
© Calend.ru
18