- Учителю
- Методические материалы 'Хакасские этнокультурные праздники'
Методические материалы 'Хакасские этнокультурные праздники'
Хакасские праздники.
В жизни хакасов большое значение имеют праздники с их многообразием обычаев, обрядов, церемоний, ритуалов. Праздники (по хакаски «улукун»- «великий день») отражают историко-культурное наследие народа. Все праздники связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными явлениями в природе, важными для народа событиями и датами. В настоящее время мы пытаемся придерживаться этих дат. Некоторые являются неотъемлемой частью нашей современной жизни:
-
Чыл пазы» - хакасский новый год. Отмечается 22 марта в день весеннего равноденствия. Название праздника «Чыл пазы» означает «начало года». Во время праздника «Чыл пазы» жители аала ходили друг к другу в гости.
Обряд: завязывание и сжигание «чалама» на счастье и удачу.
-
«Чир Ине» - день Земли.
В этот праздник все поклонялись земле и просили у земли плодородия.
Обряд: поклонение земле.
-
«Очы пайрам» - этот праздник проводится весной, когда деревья расцветают, прилетают птицы.
Обряд: кормление духа огня и прошение у огня мирной, счастливой жизни.
-
« Тун пайрам» - праздник первого айрана, проводится в период с мая по начало июня после перекочевки скотоводов с зимника на летник. Первый айран считался лекарственным напитком. Вся приготовленная первая молочная пища должна была быть съедена во время праздника. Скотоводы мыли молоком своих лошадей. Затем благословляли небо, землю и желали, чтобы скот и молочные продукты у них не переводились. После ритуальной части устраивали спортивные состязания: бега, конные скачки, стрельба из лука, курес.
С 199701998 учебного года организуются детский праздник «Тун пайрам». Основная цель праздника- приобщение молодого поколения к национальной культуре, традициям, обычаям хакасского народа, пропаганда здорового образа жизни.
-
«Уртун той» - праздник урожая.
Обряд: совершалось ритуальное окропление в сторону окружающих гор и читалось благословление земле. В конце пашни оставляли пучок несрезанных колосков «хыра улузи» на счастье. Их завязывали цветными ленточками.
Также праздновались менее значимые для нас праздники.
-
«Таан-той» - праздник прилета первых весенних птиц - галок.
Обряд: жители аала выходили из жилищ и окропляли местность айраном.
-
«Ууче талачан улукун» - праздник прихода весеннего тепла и размораживания мяса.
Обряд: для этого праздника около половины туши коня засаливали в кадке. Затем готовили угощение и проводили праздник. В первую очередь кормили огонь.
-
«Урен хурты» - основной праздник хакасских земледельцев, посвященный благополучию посева, «чтобы червь не погубил зерно».
Обряд: почетный старец брызгал горам хакасским ячменным квасом «абыртхы» и читал заклинание.
-
«Айран солындызы» - праздник последнего айрана.
Обряд: жители с раннего утра собирались сначала у самого пожилого человека в аале, затем целый день праздновали, переходя семьями из юрты в юрту.
-
«Обекелер кунi» - в этот день поминали тех, кого нет на земле.
Обряд: разжигали огонь и кормили его, произнося заклинание.
-
«Пастагы сут» - праздник первого молока.
Обряд: первое молоко должен выпить самый почитаемый пожилой человек, читая заклинания.
-
«Ирбен чулчан улукун» - праздник заготовки богородской травы.
Обряд: заготавливать траву отправлялись рано утром. Перед тем, как срезать первые стебли, становились лицом в направлении восхода солнца и кланялись.