7


  • Учителю
  • Дидактические игры эстетического содержания для детей начальных классов

Дидактические игры эстетического содержания для детей начальных классов

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Развивающие игры этического содержания.


«Угадай»

А.И. Чечкенева

Задачи:

- помочь детям понять, что добрые слова делают лицо еще прекрасней, а злые - лишь уродуют;

- закрепить умения детей по изменению выражения лица читать настроение человека;

- воспитывать у детей желание иметь доброе, мягкое, радостное лицо.

Правила игры

Дети попали в волшебную страну, где ничего нельзя услышать, а лишь увидеть. Определить по рисункам и фотографиям состояния человека. С появлениям волшебного микрофона угадай по интонации голоса настроение участника игры, описать лицо при произношении добрых, нежных слов, изменившееся лицо - при произнесения злых.


«Отгадай - назови - найди - изобрази»

А.И. Чечкенева

Задачи:

- пробуждать эмоционально-чувствительный отклик у детей на музыкальные произведения;

- учить различать характер музыки и находить созвучность эмоционального состояния человека и соответствующего настроения в музыке.

Материал;

Карточки, разделенные на три части; набор фишек-эмоций; музыкальная запись песен «Улыбка», «Пропала собака», «Прек5расное далеко», «Кузнечик» В. Шаинского, «Грустная песенка» Г. Струве, «Колыбельная медведицы» Е. Крылатова, «Колыбельная бабы Яги» М. Мусорского.

Правила игры

Ребенок находит фишку и соответствующий характер прослушанного отрывка музыкального произведения, объясняет свой выбор, изображает мимикой, пантомимой, тнтонациями.


«Мы смеемся и грустим»

А.И. Чечкенева

Задачи:

- продолжить учить различать и описывать по изображенным эмоциям внутреннее состояние человека;

- совершенствовать умение воспроизводить настроение с помощью зрительной подсказки;

- развивать умения в рисовании заданной эмоции состояния человека.

Материал:

Фотографии детей с изображением различных внешних состояний; зеркальце для каждого ребенка; пиктограмма (обида); схема-загадки с недорисованными элементами заданной эмоции; фломастеры.

Правила игры

На основе рассматривания фотографий дети определяют по мимике лица состояние человека, называя его, объясняя причину. Использую зеркальце, изображают мимикой разнообразные внутренние состояния. Русуют эмоции в соответствии с состоянием человека.

«Помощники Мойдодыра»

Т.И. Батаева

Задачи:

- расширить представления учеников о важности умывательных принадлежностей в жизни человека;

- воспитывать культуру пользования ими для поддержания здоровья и красивого внешнего вида;

- развивать логическое мышление, умение объяснять свой выбор, употребляя точные слова.

Материал:

Иллюстрации Мойдодыра; набор картинок с изображением предметов, относящихся и не относящихся к теме.

Правила игры

Из предложенных предметных картинок учащиеся отбирают «помощников» Мойдодыра, определяют их значение и объясняют свой выбор.


«Салон моды»

И.Н. Белова

Задачи:

- расширять у учащихся представления о назначении и специфике одежды;

- воспитывать способность из разнообразных костюмов создать красивые модели в соответствии с существующими общепринятыми нормами, проявляя чувство меры.

- продолжать развивать в мальчиках и девочках взаимоуважение, содружество в совместной деятельности.

Материал:

Многообразные аксессуары, предметы гардероба, бижутерия.

Правила игры

Класс делится на две подгруппы - модельные агенства, которые выбирают по три модели. Руководитель салона моды (воспитатель) определяет задачу: из предложенных предметов гарде6роба, акссесуаров и бижутерии составить костюмы деловой женщины для посещения театра, для выхода в гости. Творческими предложениями детей определяется весь набор предметов гардероба, и совместными действиями создается модель. Действие завершается показом моделей и общей оценкой.


«Мы едем, едем, едем…»

И.Н. Белова

Задачи:

- уточнить усвоение детьми правил поведения в общественном транспорте, умение выполнять правила в поэтическом стиле на формулировку;

- развивать высказывания-рассуждения, воспитывать культуру слушания.

Материал:

Лист ватмана с изображением трамвая, маленькие картинки и рифмовки с обратной стороны на каждое правило.

Правила игры

На произнесенную учителем рифмовку-правило и в случае полного согласия с ним ребенок отвечает: «Это я, это я, это все мои друзья!» и помещает соответствующую картинку на панно «Трамвай». При несогласии с рифмовкой ребенок объясняет, рассуждает, почему так вести себя в трамвае нельзя.

  1. Кто в трамвае вход найдет -

В дверь последнюю войдет?

  1. Кто, толкая всех вокруг,

Пробирается к окну?

  1. Кто, едва войдя в вагон,

Купит проездной талон?

  1. Кто уступит место старым,

Инвалидам и усталым,

И беременным, больным?

  1. Кто сидит с невинным видом

На местах для инвалидов?

  1. Кто в трамвае не кричит,

Кто спокоен и учтив?

  1. Кто, порядок нарушая,

Семечки грызет в трамвае?

  1. Кто у первой двери тихо

Приготовился на выход?

«Мальчики и девочки».

Н.Н. Каленкова.

Задачи:

- уточнить представления детей об увлечениях, делах, интересах в соответствии с полоролевой идентификацией;

- Воспитать толерантное отношение к увлечениям и понимание равных прав на выбор мальчиков и девочек;

- развивать умения определять правила и название игры;

- развивать логическое мышление и умение строить высказывание-рассуждение.

Материал:

Три карточки в виде сердцевины цветка с изображением лиц мальчика, девочки и мальчика с девочкой; карточки в виде лепестков с изображением разных видов деятельности.

Правила игры

Необходимо произвести группировку карточек с изображением дел, увлечений, характерных как для девочек и мальчиков в отдельности, так и для общих интересов, увлечений, важных дел. Составить из них «ромашки», обосновать, доказать верность их. Общими усилиями детей выводится правило и ее название.


«Плохо и хорошо».

Н.Н. Каленкова.

Задачи:

- закреплять у детей нравственные представления о проявлении человеческой Доброты: заботливость, внимательность, отзывчивость, справедливость;

- воспитывать умения оценивать поступки, дифференцировать их на положительные и отрицательные;

Совершенствовать навык составления текстов-рассуждений, обосновывая свой выбор.

Материал:

Иллюстрации с портретами Знайки и Незнайки; сюжетные картинки.

Правила игры

Дети по очереди выбирают сюжетную картинку, оценивают поступок, обоснован доказывая свой выбор оценки, и определяют принадлежность к игровому персонажу.


«Мы - добрые фантазеры»

Задачи:

- продолжать воспитывать в детях чувство эмпатии;

- закреплять умение детей различать по изображенным эмоциям состояние человека, считывать его по портретам;

- развивать фантазию детей; путем словесного конструирования создавать потртет счастливого, радостного человека.

Материал:

Портреты детей; бумага; фломастеры; музыкальный фон.

Правила игры

Дети описывают эмоциональное состояние человека на фотопортрете. Превращение детьми проявившегося грустного инопланетянина в счастливого, радостного. Путешествие с ним на планету «Грусть» с целью сделать ее противоположной.


«Что было бы, если…»

И.Н. Белова

Задачи:

- закреплять представления детей об этических нормах;

- развивать творческое воображение, формировать умение моделировать фантастические ситуации и делать соответствующие выводы из них;

- воспитывать культуру речи, совершенствовать умения рассуждать.

Материал:

«подзорная» труба.

Правила игры.

Дети садятся в круг. Ведущий задает ситуацию: «Что было бы, если… (пропал телефон)?» Каждый ребенок смотрит в «подзорную» трубу, продолжает сюжетную линию, фантазируя, предполагая, что было бы в данных условиях, и передает ее следующему игроку.

1 вариант: ситуации задает сам ребенок;

2 вариант: ситуации задает педагог:

Что было бы, если бы:

- исчезли с лица улыбки;

- пропали вежливые слова;

- пропали предметы личной гигиены;

- люди перестали быть добрыми;

- в классе остались одни забияки и грубияны и т.д.


«Вежливо - невежливо».

И.Н. Белова

Задачи:

- закреплять знания о правилах разговора по телефону, поведения в театре и транспорте;

- развивать чувство справедливости и умение адекватного оценивать поступки;

- воспитывать культуру игровых действий.

Материал:

Игровое поле с 16 секторами; 4 фишки разного цвета; кубик; по 5 сюжетных картинок с правилами поведения в театре, транспорте, разговора по телефону (правильные и неправильные).

Правила игры

Участники игры по очереди бросают кубик и передвигают свои фишки в соответствии с выпавшей цифрой. Затем каждый берет сюжетную картинку под тем номером, на котором остановился. Если изображение положительный поступок, то игрок остается на данном секторе и продолжает игру. Если на картинке изображен отрицательный поступок, то игрок должен сформулировать соответствующее правило, в противном случае его фишка возвращается на три сектора назад. Выигрывает тот, кто приходит к финишу первым.


«Назови лишнее»

И.Н. Белова

Задачи:

- развивать мыслительную активность детей;

Активизировать словарный запас ребенка за счет нравственных понятий и представлений;

- воспитывать доброжелательное отношение к ответам товарищей.

Правила игры.

Из перечисленного ряда слов дети выбирают лишнее, не входящее в основное смысловое значение группы слов:1.1 Улыбка, радость, грусть, веселье.

1.2 Доброта, забота, внимательность, равнодушие.

1.3. Цветы, печаль, комплименты, праздник.

2.1 красивый, аккуратный, опрятный, неряшливый.

2.2 Отзывчивый, равнодушный, заботливый, чуткий.

2.3 Честный, лживый, правдивый, справедливый.

3.1 Дарить, радовать, делать комплименты, обижать.

3.2 Заботиться, уважать, интересоваться, вредить.

3.3 Здороваться, прощаться, грубить, благодарить.


«Алло, я вас слушаю…»

И.Н. Белова

Задачи:

- закреплять правила разговора по телефону;

- воспитывать речевой этикет;

- формировать дружеские отношения между детьми.

Материалы:

4 картинки в виде схем-моделей, изображенные на разном цветном фоне и разрезанные на части, содержать правила разговора по телефону.

Правила игры

Детям предлагается из разрезанных частей собрать 4 картинки, рассказывающие о правилах разговора по телефону. Собранные катринки, каждая подгруппа формулирует свое правило.


«Добрые дела в уголке природы»

О.В. Шиянова

Задачи:

- воспитывать чувство заботы, ответственности за обитателей «живого уголка», естественные проявления симпатии к ним;

- расширять занятия детей о важности создания необходимых для их жизни условий;

- продолжать учить связно, доказательно рассказывать о важных добрых делах и действиях по уходу за растениями, животными.

Материал:

«ромашка» с составными элементами: изображение на серцевинах аквариума, попугая, комнатного растения; на лепестках - действий и предметов, необходимых для ухода за ними.

Правила игры

Из предложенных картинок дети составляют соответствующую «ромашку», рассказывая о необходимости и важности выбранных предметов и действий, о проявлении своего доброго отношения к обитателям «живого уголка».


«Куб эмоций»

О.Н. Дьякова

Задачи:

- развивать способность детей понимать и осознавать свои и чужие эмоции;

- закреплять умение правильно выражать эмоции и полноценно переживать их;

- совершенствовать «язык эмоций»;

-воспитывать искренность.

Материал:

Куб с изображением эмоций: грусть, злость, веселость, удивление, страх, покой.

Правила игры

Учащиеся по очереди бросают куб и называют выпавшую эмоцию, изображают ее и рассказывают, когда эта эмоция у них появляется. При повторном выпадении одной и той же эмоции предыдущие ответы не повторяются. Набор эмоций усложняется в зависимости от возраста детей.


«Царство теплых и холодных красок»

Н.В. Матвеева

Задачи:

- через сравнение тонов красок углублять представление детей о противоположных чертах характера;

- продолжать развивать эмоционально-образовательное восприятие цвета;

- воспитывать художественно-композиционный вкус детей; составлять композиции, производя оригинальные цветовые и пространственные решения.

Материал:

Задания (детали их) разной величины, разных тонов: теплые (желтый, оранжевый, красный), холодные (голубой, синий, фиолетовый); музыкальный фон.

Правила игры

Учащиеся группируют «холодные» и «теплые» задания. Затем создают из этих деталей на заготовленном фоне царства «теплых» и «холодных» красок, рассказывают о них.


Игра «Не намочи ног».

На полу отделяется чертой «болото» шириной 4-5 м. Двум детям дают по две доски (40 * 25 см). С помощью досок им надо перейти на другой берег. Педагог объясняет и показывает, как выполнить движения. Каждый ребенок кладет одну доску на землю, осторожно переступает по ней, а другую держит в руке. Затем кладет вторую в направлении движения, идет дальше и т.д. В первом варианте этой игры элемент соревнования снимается, т.е. задача, перейти не намочив ног не ставится.

Когда дети подходят примерно к середине болота, создается ситуация, будто у одного из играющих сломалась доска и уплывает (ведущий подтягивает длинной палкой ее «к берегу»). В этих условиях один ребенок может продолжить двигаться вперед, а другой, если его не выручит из беды товарищ, должен остаться один на болоте. Ведущий напоминает о поставленной задачи: им вместе нужно перебраться на другой берег, не намочив ног, т.е. только по доскам. Дети ведут себя по-разному. Если решение принимается верно, то бывают удовлетворены оба товарища. Ребенок может, перебравшись на берег, подтолкнуть обе доски другу или отдать ему свою вторую доску.

Бывают случаи, когда ребенок продолжает свой путь в одиночку; т.е. основной сюжет игры затмевает другие задачи.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал