- Учителю
- Вне классное мероприятие 'В мире театра'
Вне классное мероприятие 'В мире театра'
КЛАССНЫЙ ЧАС
Позднякова Л.А. , Оспельникова Ю.А.
«В гостях у театра»
(для учащихся 4-х классов)
Задачи: расширить кругозор школьников в области театрального искусства, познакомить с элементами театральной техники, развивать память, фантазию, вкус.
Ход подготовки:
1. Выбрать ведущих
2.Создать творческую группу, которая подготовит рассказ об истории театра, о его видах
3.Подготовить презентацию о театре.
План- конспект:
Вступительное слово ведущих:
Сопровождается показом презентации и классической музыки.
1.Каким радостным, волнующим событием является для нас каждое посещение театра! Театральный спектакль полон движения, ярких мыслей и чувств, на нем мы познаем жизнь, искренне радуемся, огорчаемся и восхищаемся. Многие из вас любят театр и тайком мечтают стать артистами, но боятся в этом признаться.
2. Места заполняются в зрительном зале
До зрелищ охотник повсюду найдется.
Обычная вешалка в самом начале,
А дальше - то чудо, что театром зовется.
1.Распахнутый занавес сцену откроет,
Проступит из тьмы лабиринт декораций,
И жизнь обретут персонажи, герои,
В которых актеры начнут воплощаться.
2.А зал увлеченно следит за сюжетом
Взрывается смехом и молкнет в печали.
И все понимают - игра лишь все это,
Ведь в жизни в такие же игры играли.
1.На сцене реальное действо вершится,
Оно - результат ежедневных стараний,
Итог напряженных трудов, репетиций,
Актерских идей, режиссерских исканий.
2.Шедевры на сцене рождаются в муках.
Ведь нужно суметь увязать воедино
Костюм, реквизит с освещением, звуком,
Явления, действия, акты, картины…
1.И сумрачный глас режиссера: «Не верю!
С единственной целью всегда раздается,
Чтоб зритель, войдя в театральные двери,
Поверил во все, что увидеть придется.
2.Симпатий огонь будет не угасаем.
Зажжется однажды, чтоб впредь разгораться.
Мы в праздник театра театру желаем
Побольше аншлагов и море оваций!
-Актерское дарование - явление сложное. Его надо развивать с детства. К.С.Станиславский, выдающийся режиссер и актер, писал: «Талант - это счастливая комбинация многих творческих способностей человека в соединении с творческой волей… Нужны: наблюдательность, впечатлительность, память… темперамент, воображение, фантазия, вкус, ум… искренность, самообладание, находчивость…»
-Этот театральный час поможет вам больше узнать о театре, попробовать свои творческие силы.
2.Выступление «историков».
-Само слово «театр» произошло от греческого theatron, что переводится как зрелище. Места для зрелища. Эти определения верны до сих пор. Происхождение термина связано с древнегреческим античным театром, где именно так назывались места в зрительном зале.
Под словом «театр» мы и сегодня понимаем само здание, которое предназначено для представлений, и учреждение, которое эти представления осуществляет, и его сотрудников.
Словом «театр» мы называем и сценические произведения, принадлежащих либо одному автору (театр Шекспира, например), одной эпохе (театр классицизма), одной культуре (например, японский театр), режиссерской концепции - словом, структурированных по какому-либо признаку.
- Театр является основным из всех зрелищных искусств. И как другие искусства, разделяются на несколько родов - оперный, балетный театр, пантомиму, драматический и прочие.
Театр искусство уникальное. Это проявилось в его синтетичности. Практически все виды искусств мы можем найти в театральной постановке. Литература, музыка, изобразительное искусство, хореография являются неизменными элементами спектакля, так же как и новейшие достижения техники и науки. Огромное количество людей задействовано в создании спектакля, и не последнее место среди них занимает зритель, без участия которого театральное представление невозможно.
Зрительское восприятие спектакля - серьезная творческая работа, вне зависимости от того, осознается это публикой или нет.
-По видам действий актёра во время представления различает следующие виды театров:
Балет, детский, драматический, театр зверей, мюзикл, оперный, оперетта, театр эстрады.
Как работает театр.
-Кто из нас хоть раз не был в театре? Вряд ли найдется такой человек. А как работает театр? Как готовится выступление.
Придя на спектакль, мы восхищаемся игрой актеров, но только ли они создают то, что мы, публика, называем постановкой?
Режиссер
Режиссёр ( régisseur, от rego - управляю) - постановщик , кинофильма, эстрадно-концертной программы, телевизионных и радио программ, циркового представления, оперы.
.Театра́льный режиссёр - лицо, в обязанности которого входит постановка . Режиссёр берет на себя ответственность за эстетическую сторону и его организацию, подбор исполнителей, интерпретацию текста и использование сценических средств, находящихся в его распоряжении. Появление термина относят к первой половине , когда возникла систематическая практика режиссуры спектакля.
В в роли дидаскала (от διδάσκαλος, didaskalos - «учитель») нередко выступал сам автор представления, исполняя обязанности организатора. В за идеологическую и эстетическую стороны постановки нес ответственность руководитель театральной труппы. В и спектакли часто организовывал архитектор и декоратор сообразно собственным планам. В эстафету принимают великие актёры (напр. , в Германии). И только с расцветом реалистического театра функция режиссера переходит к профессионалам, превращается в самостоятельное .
Суфлёр
Суфлёр - театральный сотрудник, в обязанности которого входит следить за репетициями театральной постановки и по ходу текста может подсказывать текст ролей, в случае необходимости.
Обычно суфлёр находится в специальной будке, которую называют суфлерской.
В прошлом веке суфлёр был незаменимым сотрудником театра, с течением времени все изменилось. Теперь суфлёра в театре профессия редкая. В Москве есть только три театра, где еще востребована эта профессия. В том числе Малый театр.
Гримёр
ГРИМ (франц. grime, от староитальянского grimo - морщинистый), искусство изменять внешность актера (в первую очередь лицо) в соответствии с требованиями исполняемой роли. Гримом также называют особые профессиональные гримировальные краски, используемые в театре.
Грим - чрезвычайно древнее искусство, оно ведет свое начало от первобытных обрядов, связанных с «оживлением» тотема - животного, являющегося гербом и покровителем племени. Схематически зарождение и развитие грима можно представить следующей цепочкой: тотем - антропозооморфная маска - маска с человеческим обликом - раскраска лица, позволяющая, в отличие от маски, передавать как индивидуальные особенности, так и мимическую трансформацию облика актера. Некоторые формы театра, основанные на древней классической традиции (Япония - «но» и «кабуки»; Индонезия - «топенг», традиционные китайские и индийские театры) и сегодня сохраняют крайне условный тип грима, когда раскраска лица актера максимально приближена к маске.
В современном театральном искусстве грим чрезвычайно многообразен. Его характер зависит от многих факторов: жанра и стиля спектакля, режиссерской концепции, общего декоративно-изобразительного решения (включая разработку костюмов и световую партитуру), а также физических данных актера и его пластической трактовки образа.
Накладывает грим специалист - художник-гример. С помощью специальных материалов он может состарить человека, нарисовать ему избитое лицо, изобразить обожженную кожу, ножевое ранение, изменить форму носа и многое другое.
В гриме используются безопасные и гипоаллергенные материалы и краски, для изменения прикуса, например - вставные челюсти или накладные клыки из стоматологических материалов.
Грим может быть живописным - когда используются только краски, а для имитации объема нужные выпуклости и впадины просто рисуются на лице. Может быть пластическим (объемным) - при использовании накладок, подтяжек, постижерных изделий (париков, бород, усов).
Основной материал для изготовления пластических накладок - вспененный латекс, впервые полученный в 1929 году.
Бутафор
Бутафор - работник театра, художник, в обязанности которого входило приготовление вещей для постановки действа. Также можно сказать, что бутафор - сотрудник театра, который должен был находиться за кулисами и во время спектакля подавать необходимые актерам атрибуты.
Для хранение вещей в театрах отведена специальная комната, бутафорская. Это обитель бутафора. В этом помещении можно найти множество различных вещей, начиная от чучел различных животных и оружия, и заканчивая детскими игрушками.
Ведь никогда не знаешь, что именно может пригодиться для следующих театральных постановок.
В обязанности бутафора также входит умение раздобыть в случае необходимости любую вещь, которая нужна для спектакля. Исключение составляют только вещи, которые висят на стене, что относятся к осветительным приборам и костюмам актеров.
Осветитель
Перед осветителем в его командном пункте - под сценой или в ложе сбоку от сцены - множество выключателей, рычажков, рубильников, кнопок, и все они связаны с каким-либо истoчником света.
Белый, желтый, красный, синий, оранжевый, голубой, синий, «лунный» свет на сцене - все во власти осветителя.
Рампы, софиты, прожекторы и другие осветительные приборы за кулисами и за сценой, освещение лож, ярусов и глaвная люстра зала, переносные дуговые лампы и рефлекторы, карманные фонари и батарейки, проекционные аппараты, кабели, реостаты, трансформаторы и масса других загадочных предметов - все это называется осветительный парк.
Когда смотришь из зала, осветить героя кажется просто, однако на него направлен свет стольких прожекторов, колосников, рефлекторов и тому подобного, что справиться со всем этим подчас бывает нелегко.
Мастер сцены
Придя в театр, что вы оцените прежде всего? Конечно, игру актеров, безусловно - постановку, а значит, и работу режиссера-постановщика. Музыку? Возможно. Декорации - конечно.
И актеры, и режиссер, и композитор, и художник безусловно принимают самое деятельное участие в создании театральной постановки, однако есть и такая профессия, как мастер сцены. Что он делает? И почему без него не обойтись?
Представьте себе такую картину - режиссер выбрал пьесу, художник сделал эскизы декораций. Но ведь эскизы - еще не сами декорации! Вот тут-то и наступает черед мастера сцены - придумать, как сделать то, что нарисовал художник. А ведь зачастую это весьма сложные декорации!
Каких только приспособлений не использует мастер сцены для того, чтобы создать декорации. Самые разнообразные ступеньки, лесенки, разборные леса, помосты, подставки - объемное оборудование сцены, без которого не обходится ни один мастер.
Сама сцена оформляется полотнами в глубине - так называемыми задниками и горизонтами, собственно декорациями, которые натянуты на рамы; драпировками. Стоит ли упоминать, что софиты, кулисы и все остальное, из чего создается сценическое пространство - все это сделано мастером сцены.
Его задача не только создать сцену, но и следить за тем, чтобы во время спектакля все работало, закрывалось и открывалось как надо, чтобы ни одна деталь не испортила спектакля.
Казалось бы, без актера нет спектакля, но много получилось бы без мастера сцены, создающего актеру пространство, в котором раскрыть роль будет куда ярче?
Костюмер
Костюмер обеспечивает сценической одеждой артистов при проведении спектаклей и репетиций. Проводит подбор костюмов, аксессуаров к ним, в том числе исторических, для спектаклей по заданиям художника-постановщика и режиссёра. Осуществляет подбор костюмов из запаса ходового гардероба для новых спектаклей, концертов или других мероприятий. Одевает и переодевает артистов во время проведения спектаклей или других мероприятий. Производит подготовку костюмов и головных уборов к очередному мероприятию, спектаклю, репетиции (мелкий ремонт, чистку, утюжку, разноску по грим. уборным), уборку костюмов на склад по окончании мероприятия или репетиции. Обеспечивает хранение костюмов ходового и запасного гардероба, своевременную чистку и дезинфекцию их, ремонт и пополнение. Участвует в подготовке и упаковке сценической одежды при выездных спектаклях и гастролях.
Сценка как не надо вести себя в театре (звучит музыка Чайковского П.И. к балету «Щелкунчик»)
Агния Барто «В театре»
Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли тёплые платки.
Нам в театре, в раздевальне
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла всё на свете!
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не могла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала!
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы.
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу - нету номерка.
Фея кружится на сцене -
Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени -
Номерка не нахожу.
Может, он
Под стулом где-то?
Мне теперь
Не до балета!
Всё сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то...
Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята:
- Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала -
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И наконец нашла его.
А тут как раз зажёгся свет,
И все ушли из зала.
- Мне очень нравится балет, -
Ребятам я сказала.
Правила поведения в театре:
Ведущие:
-Уметь быть тактичным, предупредительным, вежливым не только дома, в гостях, на , но и в общественных местах - одно из положительных качеств воспитанного человека.
-Прежде чем пройти на свое место в театре или кино, надо сказать: «Разрешите пройти». Сидящие на местах должны встать и несколько подвинуться назад, если кресла откидывающиеся, для того, чтобы вы могли пройти на свое место. В этом случае надо проходить лицом к стоящим людям. Если места не откидные и люди не встали, то проходить надо на свое место, повернувшись спиной к сидящим. При таком способе передвижения стопы проходящего человека проходят под стульями, поставленными впереди, а несколько согнутые колени позволяют проходить, почти не задевая ног сидящих.
-Если опоздавший вошел в зал после того, как свет погасили и спектакль (концерт) уже начался, он должен садиться на первое попавшееся свободное место и чем скорее, тем лучше. Всякий идущий на свое место человек очень мешает сидящим слушать и смотреть спектакль.
-По поперечному проходу надо идти согнувшись. Опоздавший к началу спектакля человек теряет фактическое право на свое место до следующего акта. Однако, если к опоздавшему и сидящему на чужом месте человеку подойдет гражданин, имеющий юридическое право на место (билет), то место ему надо уступить немедленно.
-В зале при проходе к своему месту мужчина должен пропустить спутницу вперед. Если кресла в зале откидные, он сначала опускает ее сидение и садится сам после того, как она сядет. При выходе он идет следом за ней.
-Совершенно недопустимо покидать зал до момента опускания занавеса. Граждане, уходящие до конца акта, очень мешают тем людям, которые хотят дослушать и досмотреть спектакль до конца: есть спектакли, в которых кульминация действия в последних словах пьесы. Уход из зрительного зала до конца спектакля крайне невежлив и по к играющим актерам.
-Во время спектакля, концерта нельзя есть мороженое, фрукты, и т. д. Во-первых, для этого есть антракты и буфеты, во-вторых, вы можете запачкать соседей, насорить вокруг себя, да и внимание ваше отвлекается от экрана или сцены. Самый тихий разговор, даже шепот, во время действия, комментирование того, что происходит, а тем более отпускание реплик по ходу действия очень мешает следить за происходящим на сцене или экране вашим соседям. Обо всем этом можно поговорить в антракте или когда пойдете домой.
Григорий Остер "Вредные советы"
Посещайте почаще
Театральный буфет.
Там пирожные с кремом,
С пузырьками вода.
Как дрова на тарелках
Шоколадки лежат,
И сквозь трубочку можно
Пить молочный коктейль.
Не просите билеты
На балкон и в партер,
Пусть дадут вам билеты
В театральный буфет.
Уходя из театра,
Унесете с собой
Под трепещущим сердцем,
В животе, бутерброд.
Сценка по рассказу А.П.Чехова «Репетитор»
Экспромт - театр
-Театр - это всегда чудо. Быть актером, человеком, творящим это чудо, пусть даже на маленькой скромной сцене - что может быть увлекательней? А сказка на театральной сцене - это двойное чудо. «Чудо в квадрате!» Не верите? Пожалуйста! (Отрывок из сказки)
«Зимняя сказка»
Приглашаются желающие попробовать свои силы в актерской профессии
Сценка по А.П.Чехову «Письмо дедушке»
Заключение
Весь мир-театр.
В нем женщины, мужчины-все актеры,
У всех свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
У.Шекспир
В театре
Поднялся занавес и вот
На сцене Золушка живет.
Грустит, смеется и поет
И после бала принца ждет.
Мы замираем чуть дыша
И музыка так хороша.
Счастливый близится конец,
Венчает Золушку венец.
Щелкунчик бъется как герой.
Он за друзей стоит горой.
Зло строит козни вновь и вновь,
Но побеждает все любовь.
И чары падают и вот
Красавцем-принцем стал урод.
Мы вправду, что ни говори,
Безмерно рады за Мари.
Ничто не вечно под луной
И вслед за радостной волной
Уже катит волна печали,
Хоть мы не верили вначале.
Кружится в танце балерина,
Летит по ветру пелерина
И так изящна, так стройна,
Что сразу видно - влюблена.
Но тает в угольях печи
Как воск на пламени свечи
Любимый и желанный
Солдатик оловянный.
И мы грустим и как она
Готовы с ветром от окна
Взлететь как чудо птица
И в пламя опуститься.
А сказки длятся - дальше, дальше
В них только выдумка - нет фальши.
Они нас учат честно жить,
Любовью, дружбой дорожить.
Исполнение песни «Мы бродячие артисты»
Поют все вместе и прощаются со зрителями
Со злом сражаться без оглядки,
Ломать нелепые порядки
И верить в жизни чудеса
(Хотя б на эти два часа).