- Учителю
- Мастер-класс Народные игры башкир
Мастер-класс Народные игры башкир
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13
Копейского городского округа
Мастер-класс
«Народные игры башкир»
Номинация: «Добрым людям на загляденье»
Исмагилова Язиля Шамгуновна
учитель начальных классов,
отличник образования,
республики Башкортостан
В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.
Народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству у молодежи и развивает физическую культуру
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям и их родителям. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.
Следовательно, изучение в дальнейшем и возрождение народных игр будет способствовать развитию традиций семейного воспитания, направленного на формирование здорового образа жизни, внедрению форм и методов активизации спортивно-массовой работы в школе , умений использовать народные игры для формирования позитивных взаимоотношений между людьми.
Суровые условия полукочевого быта требовали серьезной закалки подрастающего поколения, поэтому различные состязания в выносливости стали для башкирского народа органической потребностью. С 4-5 лет башкирского мальчика воспитывал только отец, который, прежде всего, учил его ездить верхом, стрелять из лука, бороться, бегать. Большой популярностью пользовались у детей бег на скорость, игры в жмурки, прятки, игры с мячом, скатанным из шерсти, с палками, в кости.
По содержанию башкирские народные игры выразительны и доступны детям. Они способствуют расширению их кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В играх присутствуют все виды движений: бег, прыжки, метание, а так же в них много юмора, шуток, соревновательного задора.
Традиционно в играх башкирские дети готовились к будущей трудовой деятельности. С четырех-пятилетнего возраста мальчиков обучали верховой езде. Мальчики чуть постарше тренировались в стрельбе из лука, постигали премудрости охотничьего мастерства. Башкир - охотник, воин, отличный наездник, должен передать свои умения и навыки сыновьям, воспитать в них ловкость, меткость, выносливость. Поэтому и игры для мальчиков подвижны, воспитывающие меткость, быстроту, ловкость.
Некоторые из игр сохранились по наши дни.
Шаk hуғыу - бить звонко.
Ранней весной, когда поляны только раскрываются от снега, окрестности деревни наполняются детскими голосами. Мальчишки выходят на поляну близ деревни, чтобы играть в свою любимую игру «шак hугыу» - подобие русской лапты или европейского бейсбола. В отличие от лапты, в эту игру играют деревянным шаром, и у каждого игрока своя бита.
В начале игры участники игры делятся на команды. К командирам (башлык) попарно подходят остальные участники и называют любые 2 предмета, например ручка или карандаш. Башлык называет один из предметов, тем самым набирает себе команду.
Потом происходит жеребьевка, какой из команд ловить шар, кому бить . Башлык бросает на определенное растояние шар, затем из каждой команды по одному участнику кидают свои биты. Чья бита ложится ближе к шару, та команда водит, другая команда ловит (пасет).
Суть игры заключается в том, что один человек из противоположной команды подбрасывает высоко шар,участник из водящей команды бросает свою биту, стараясь попасть в шар в воздухе . Все участники водящей команды бьют по очереди, пока кто-то не попадет в шар. В случае удачного броска, все, кто кинул биты, должны принести их и задеть ими лунку. А противоположная команда должна быстрее поймать шар и кинуть его своему игроку, который подбрасывал шар, а он в свою очередь, схватив шар должен наступить на лунку, тем самым прекратив попытки водящей команды принести биты.
Если не успели принести палки, то кидают их обратно, и ждут, пока опять кто-то не попадет в шар. Если кто-то из команды, которая ловит, поймает биту, то они автоматически становятся победителями и команды меняются местами.
Национальные игры девочек отличаются от игр мальчиков. Если у мальчиков это подвижные игры, развивающие меткость, ловкость, скорость, силу рук, нацеленные на воспитание будущего воина, защитника своей земли, то у девочек это малоподвижные, сидячие игры, с маленькими предметами, которые удобно носить в карманах.
Это связано с тем, что хозяйственная работа лежала на плечах у женщин. Девочки играли в свободное от работы время. Да и детство девочек было коротким. Их рано выдавали замуж. Поэтому этой ненаигравшейся молодой женщине, приходилось играть, зачастую со своими сверстницами, только, когда мужа не было дома. И даже куклы (курсак) у них были маленькие, карманные Делали свои куклы девочки из пуговиц, палочек и лоскутков. .
Одна из девичьих игр - Ашыk - косточки.
Количество игроков не ограничено. Кто быстрее без ошибок закончит все этапы игры, тот выигрывает.
Игрок держит в ладони пять косточек, выбрасывает их на землю.
1этап. Подбрасывая одну косточку вверх, нужно поднять вторую косточку и поймать первую, проделывая все это одной рукой. Таким образом, собрать все остальные косточки.
2 этап. Вновь подбрасывая косточку, нужно поднимать уже по две косточки одновременно.
3 этап. Из четырех оставшихся косточек, сначала поднимаешь одну, затем одновременно три косточки.
4 этап. Подбросив одну, нужно поднять все четыре косточки одновременно.
5этап. Четыре косточки держишь в кулаке, одну косточку сложить на кулак и подбрасываешь её. За это время нужно положить четыре косточки на землю. Поймав ту косточку, опять подкидываешь ее вверх и поднимаешь четыре косточки все вместе и ловишь первую.
Были и совместные игры.
Ак тирек, кук тирэк (Белый тополь, синий тополь)
Дети стоят в две шеренги напротив друг друга. Причем на одной стороне два игрока, остальные на противоположной стороне. Они хором говорят следующие слова:
Ай, батманым, батманым
Hэнэрсэктэ ятманым
Ак тирэк, кук тирэк
Беззэн hезгэ кем кэрэк? (От нас вам кто нужен?)
Те отвечают:
- Безгэ (называют имя) кэрэк. (Нам …. нужна.)
Выбранный ребенок бежит навстречу соперникам, которые стоят, сомкнув крепко руки, и старается разорвать «цепь» соперника. Если он разорвет «цепь», то соперники должны поймать его. Если догоняют, то этот ребенок встает с ними, если нет, то убегает в свою команду. Играют до тех пор пока на другой стороне не останется два игрока. Потом игра начинается с начала.
Ун ике таяк - двенадцать палочек.
Для этой игры нужна дощечка и двенадцать
палочек.
Дощечку кладут на плоский камень или небольшое бревнышко, чтобы
получилось подобие качелей. На нижний конец дощечки кладут
двенадцать палочек, а по верхнему один из играющих ударяет так,
чтобы все палочки разлетелись.
Водящий собирает палочки, а играющие в это время убегают и
прячутся.
Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется
искать спрятавшихся. Найденный игрок выбывает из игры. Любой из
спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться к
«качелям» и вновь разбросать палочки. При этом, ударяя по дощечке,
он должен выкрикнуть имя водящего. Водящий вновь собирает палочки,
а все играющие снова прячутся. Игра заканчивается, когда все
спрятавшиеся игроки найдены и при этом водящий сумел сохранить свои
палочки. Последний найденный игрок становится водящим.
Таким образом, традиции, обряды, обычаи, привычки башкир, как и у других народов, складывались веками. Они служили формированию мировоззрения, восприятию мира, уклада жизни, норм морали. Из них выросли и развивались народное искусство, народные учения и религиозные взгляды, отношение к природе, народная медицина, кулинария и т.д. Веками закреплялось, утверждалось то, что соответствовало здравому смыслу, национальному характеру, природным условиям, то, что служило сохранению и продолжению жизни народа.
Башкирские детские игры - школа воспитания. Игра воспитывает детей. В мире детей воспитательная школа строже, чем у взрослых. Самое тяжелое, когда отвергает коллектив. Того, кто хочет занять лидерствующее положение или проявить излишнюю обидчивость, того в следующий раз не примут в игру. Для этого, чтобы быть участником игры, ребенок старается не спорить, не обижаться, не ябедничать, быть терпимым, выучить много считалок, песен, т.е. незаметно для себя приобретает хорошие качества.
Приложение
Рис 1. Кадры игры "Шак хугыу
Рис 2. Мальчишки должны принести биты.
</
Рис 6. Ашык - Косточки