7


  • Учителю
  • Исследовательская работа Незнамовские прялки

Исследовательская работа Незнамовские прялки

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная Незнамовская школа»

Белгородская область, Старооскольский район, село Незнамово,

улица Центральная, дом 9, т. 8(4725)49-46-91













Исследовательская работа





Незнамовские прялки







Исследовательская работа Незнамовские прялки











Работу выполнила:

Сербиенко Дарья, обучающаяся 6 класса

МБОУ «ОО Незнамовская школа»

с.Незнамово, ул.

Центральная ,9

Научный руководитель

Базарова Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Основная общеобразовательная

Незнамовская школа»











Старый Оскол





2016





Аннотация к исследовательской работе «Незнамовские прялки»

Исследовательская работа посвящена традициям народной художественной культуры с. Незнамово. На основе наблюдений, опроса жителей, интервью, я пришла к выводу, почему же в моем селе многие занимались производством прялок. В работе полностью описан процесс изготовления прялок, в приложениях показаны фото прялок, выставка в краеведческом музее, фото мастера - прялочника Базарова Н.И.

Работа может быть полезной при проведении музейных уроков по истории, музыке, изобразительному искусству, географии, литературе по теме «Культурное наследие конца XIX начала XX веков своего края».

























































Введение



«Село-это источник нашей культуры,

нашей нравственности, основа нашей ментальности,

нашего мировоззрения, нашего мировосприятия».

/Е.Савченко, губернатор Белгородской области/



У каждого человека рано или поздно наступает такой период жизни, когда обыденные проблемы отходят на второй план, и появляется желание приблизиться к истокам своего рода, выяснить, кем были предки, чем они занимались, какую роль сыграли в истории той или иной местности, где родились, жили, состарились и умерли. И мне хочется заглянуть в это прошлое, рассказать о народных умельцах моего села Незнамово.

Как - то я у своей бабушки увидела связанную теплую кофту. Я стала расспрашивать ее, из чего раньше вязали, как получали такую пряжу. И бабушка показала мне русскую прялку.

Актуальность данной работы заключается в сохранении материальной культуры русского народа.

Цель исследовательской работы - узнать об особенностях прялок села Незнамово, познакомиться с мастерами - прялочниками села.

Задачи:

- изучить литературу по данной теме;

- встретиться с прялочником с. Незнамово Базаровым Н.И. ;

- описать процесс изготовления пряхи;

- почему же в с. Незнамово многие занимались изготовлением прялок?



Объект исследования - прялки с.Незнамово





Предмет исследования : прялка с. Незнамово

Методы исследования: поисковый, опросный (беседы с селянами), метод сравнения (сравнение теоретического материала с полученной информацией при беседах с односельчанами), метод описания (описание прялки).

Практическое применение: работа может быть полезной при проведении музейных уроков по истории, музыке, изобразительному искусству, географии, литературе по теме «Культурное наследие конца XIX начала XX веков своего края».

Теоретическая часть

Из истории с. Незнамово

Поселение Незнамова основано в 1639 году сыном боярским Лукьяном Алексеевичем Незнамовым.

В 1639 году в Оскольский край на службу прибыл Лукьян Алексеевич Незнамов. Земельные владения по Государеву указу ему определили в Отводной поляне. Был основан новый починок, который получил название «починок» Лукьяна Незнамова, что раньше была поляна «отводная».

Деревня Незнамово в первой половине XIX века развивалась сравнительно медленно и число жителей увеличивалось за счет естественного прироста. Основные фамилии - это Базаровы и Емельяновы, причем первые, с одной стороны, государственные крестьяне, а с другой стороны крепостные крестьяне. К 1835 году окончательно сложился ремесленный промысел - производство прялок. Центром прялочного производства стали стрелецкая волость и села Незнамово и Котово. Мастера Емельянов Никанор Алексеевич и Базаров Моисей Максимович изготавливали «Самопрялки» с колесом. Некоторые кустари специализировались на изготовлении отдельных частей прялки (веретено, скалки).

Практическая часть

Почему же в с. Незнамово многие занимались изготовлением прялок?

1.Ремесло было дополнительным источником существования.

2.Благоприятные климатические условия (обилие лесов с различными породами деревьев).

3.Культурно - бытовые традиции региона.

Прялки делали круглый год, с перерывом на полевые работы. Дерево заготавливали заранее, целый год хранили, чтобы хорошо высохло. Какие же деревья лучше для пряхи? Оказывается это: ольха, береза и осина, осокорь, липа, тополь (Емельянова М. И. Русская традиционная культура Староосколья (энциклопедия в вопросах и ответах);с.199)

Ведя беседу с кандидатом исторических наук Емельяновой М.И., я узнала, что в нашем селе живет Базаров Н.И - мастер - прялочник.

Базаров Николай Иванович (с. Незнамово, ул. Октябрьская,137) я узнала, что свое мастерство в изготовлении прялок, он перенял у своего отца Базарова Ивана Сергеевича, который был знаменитым пряшником. Так, как же делали прялки и чем они отличались от прялок других сел? Детали точили на стане (приложение1). Раньше стан крутили ногой, т.к. не было света, когда появилось электричество, применялись электромоторы. Закладывали деревянную заготовку в зажим, закрепляли винтами. В левой руке был резец, а правой приводили в движение колесо. Затем левой ногой нажимали на донце, и колесо вертелось. Это был трудоемкий процесс. Чем больше скорость вращения, тем тоньше и лучше была работа. Круг прялки мастера обрабатывали и «наводили» на нем резьбу на специальном деревянном станке (приложение 2). При изготовлении прялки использовали более 25 различных столярных инструментов (приложение 3).

</ В с. Незнамово этим ремеслом в 1960 г. занимались 65 человек и лишь 3 мастера в с. Котово. Прялки с. Незнамово отличались тончайшей выделкой, резными деталями (приложение 4). В условиях разрухи, бедности спрос на прялки был большим. Базаров Н.И. ездил продавать прялки за пределы Белгородчины: Ростовская, Тамбовская, Волгоградская области, Краснодарский край. В 1990 годы цена прялки доходила до 900 рублей. За год Николай Иванович делал до 20 прях, т.к. еще работал в колхозе «Большевик». Делал прялки, в основном зимой, когда работы было меньше. Мастерство передавалось из поколения в поколение. Некоторые из мастеров - прялочников в настоящее время лишь изредка используют токарный стан для изготовления мелких бытовых предметов: ручек для лопат, клевцов для грабель и др. Прялки в руках мастеров превращались в произведения народного декоративно - прикладного искусства. На фотографии семьи Базарова Н.И. я увидела его пряху (приложение5). Красивую прялку (прялки стали раскрашивать разными красками) - подарок берегли как реликвию и передавали из поколения в поколение. Образцы старинных прялок можно увидеть и в Старооскольском краеведческом музее, где я и побывала (приложение 6). В музее была домашняя обстановка. Женщина в русском костюме сидела за люлькой, а рядом с ней стояла пряха.

Заключение

Подводя итог изложенному выше, стоит отметить, что исследуемые изделия изготавливались именно в нашем селе Незнамово. Знаменитый прялочник Базаров Н.И. рассказал мне, почему этим ремеслом занимались незнамовцы, и как устроена прялка. В ходе работы над этой темой я узнала особенности прялок, процесс изготовления прялок с.Незнамово. Сейчас уже редко кто занимается производством прялок, но хочется верить, что это ремесло возродится, и мы так же, как и наши бабушки будем прясть пряжу за настоящей пряхой и учить этому своих детей.

Источниковая база работы включает в себе, прежде всего подлинные местные материалы. При написании работы использовалась разнообразная статистическая и справочная литература (энциклопедии, словари, справочники и др.); беседа с прялочником с. Незнамово Базаровым Н.И.





























Используемая литература

  1. Беликова Т. П., Емельянова М. И. Живые родники Староосколья. Народная традиционная культура: учебное пособие/Т. П.Беликова, М. И. Емельянова. - Старый Оскол, 2004. - 336 с.

  2. Емельянова М. И. Русская традиционная культура Староосколья (энциклопедия в вопросах и ответах). - Старый Оскол, 2013 - 300,(1)с.:ил.

  3. Жиров М. С. Народная художественная культура Белгородчины: учебное пособие/М. С. Жиров. - Белгород, 2000. - 265 с.

  4. Интервью с Базаровым Н.И.

  5. Никулов А. П. Старый Оскол (Историческое исследование Оскольского края) / А. П. Никулов. - Курск: ГУИПП «Курск». 1997.- 576 с.



























 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал