7


  • Учителю
  • Доклад Общечеловеческие ценности (7 класс)

Доклад Общечеловеческие ценности (7 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

«Общечеловеческие ценности»



Наше сложное и тревожное время привнесло во все области социально-

экономической и духовной жизни общества множество проблем. В период

социально-экономических реформ происходит ломка стереотипов на уровне как

социальных групп, так и личности. По данным социологов, поколение

российской молодежи в последние десятилетия по основным показателям

социального и физического развития заметно уступает предыдущим. У

выпускников школ больше проблем со здоровьем, многие из них отстают в

умственном развитии, равнодушно относятся к общественной деятельности, в

большей мере им присуще отчуждение. Эти и многие другие негативные явления

есть следствие влияния на детей и подростков новых социальных структур и

процессов: большой и малый бизнес, коммерциализация, новые экономические

отношения, расширение информационных потоков и пр. К сожалению, эти

процессы оказывают влияние не только на подростков, но и на детей 6 -10 -

летнего возраста. У них появляются жесткость, эгоизм, индивидуализм. Резко

возросла детская и подростковая преступность, получила распространение

наркомания.

В современной России осознается падение нравственности молодежи, что

означает смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных

обстоятельств, в том числе и экономической неустроенности. Философы,

социологи, политологи отмечают, что в стране складывается новая морально-

нравственная атмосфера, идет переоценка ценностей, их творческое

переосмысление, развернулись дискуссии о путях преобразований в экономике,

социальной и духовной сферах. Любая стратегия, определяющая на длительный

срок пути формирования общественных явлений и процессов, их углубление и

совершенствование, имплицитно включает критерии и нормативы

аксиологического класса. В этой связи становится понятным особое значение

ценностных ориентаций молодежи. В данном процессе велика роль учебно-

воспитательных организаций, представленных в современных условиях учебными

заведениями разного типа - школами общего среднего образования, лицеями,

гимназиями, колледжами, различными внешкольными учреждениями.

Ценностный подход в образовании не принадлежит только идеальной

сфере общественной жизни и человеческой деятельности. Духовные ценности

всегда выступали в качестве идеала, к которому стремились лучшие

представители человечества. Становление человека предполагает не только

развитие его умственных возможностей, но и усвоение системы

общечеловеческих ценностей, составляющих основу его культуры. Вопрос о

внедрении этих ценностей в образовательный процесс имеет большую социальную

значимость. От его успешного решения во многом зависят перспективы

гуманизации образования, смысл которой в том и состоит, чтобы обеспечить

сознательный выбор личностью духовных ценностей и развить на их основе

устойчивую, непротиворечивую, в процессе индивидуальную систему ценностных

ориентаций. Роль образования осуществления этой стратегии велика. Именно

образование, благодаря его влиянию на подрастающее поколение, способствует

формированию нового общественного сознания и, таким образом, воздействует

на все сферы жизни.



В настоящее время получила развитие теория личностно-ориентированного

образования. Она направлена на воспитание человека, способного жить среди

людей по законам добра, справедливости, любви и т. п. - то есть всего того,

что вписывается в понятие общечеловеческих ценностей. Поскольку речь идет о

человеке, становлении его личности, закономерно встает вопрос о

приоритетных соотношениях обучения, развития и воспитания. Раньше мы

говорили об обучении и воспитании, сегодня главное - обучение и развитие.

Ведь воспитание - это тоже развитие личности, особенно в нравственном

аспекте. И в нынешних условиях следовало бы говорить не столько о

воспитании, сколько о самовоспитании. «Ребенок делает себя сам, а мы - его

помощники, в зависимости от нашего профиля. Психологические механизмы

развития действуют через предмет деятельности. Самым мощным средством

развития, а, следовательно, и воспитания является учебная деятельность»

Культура как фактор преемственности накопленного человечеством опыта,

социальных и нравственных ценностей оперирует понятием «справедливость»,

«красота», «добро» и т.д. Она определяет ведущие ценностные категории для

всех поколений. Культура не может существовать вне и помимо человека.

Богатство его способностей, форм общения и видов деятельности направлено на

создание различных ценностей. Одна из особенностей культуры в том, что

обладая множеством ценностей, она объективно дает возможность человеку при

их приятии сделать самостоятельный выбор. Государство по своим социальным

функциям может стимулировать те способы и средства, которые с самого

раннего возраста приучают ребенка уметь делать целесообразный выбор

Одним из главных призваний отечественного образования является «создание у подрастающих поколений фундаментальных начал

тех ценностей, которые традиционно выступают в роли имеющих непреходящее значение стимулов человеческой жизни и деятельности

1) ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной

сфере;

2) ценности, удовлетворяющие потребности в общении;

3) ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности;

4) ценности, позволяющие осуществить самореализацию;

5) ценности, дающие возможность удовлетворения практических

возможностей.

Проблемам воспитания на всех этапах развития российского образования

придавалось первостепенное значение. «Главное дело воспитания как раз в том

и заключается - писал С.Л.Рубинштейн,- чтобы тысячами нитей связать

человека с жизнью - так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи,

для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в

решение которых он включается».

В российском обществе большую популярность всегда имели концепции

«разумного воспитания». Представления о воспитании связывались с идеями

«служения Отечеству и личной свободы воспитуемых, с целью привития учащимся

уважения к человеческому достоинству и истине. Продолжая традиции

отечественного духовно-нравственного воспитания, В.А.Сухомлинский понимал

его как главный труд души ребенка, направленный на формирование внутреннего

плана сознания через усвоение внешних действий с предметами и социальных

форм общения. Традиция воспитания общечеловеческих ценностей своими корнями

уходит в глубинные истоки человеческой культуры. Это и Протагор («мера всех

вещей - человек»), и Сократ (определил и обобщил такие понятия, как

«доблесть», «справедливость» и т.д.), и Платон, который отдавал

предпочтение «воспитанию ума, чувств и воли», и Аристотель, призывавший к

воспитанию мужества, выносливости, справедливости, высокой

интеллектуальности и моральной чистоты. Педагог - гуманист И.Г. Песталоцци

большое внимание уделял воспитанию у детей «истинной человечности» и

«деликатной любви к людям» в единстве с другими сторонами воспитания. В отечественной педагогике XVII-XIX в.в. эта традиция связывается,

прежде всего, с трудами В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского и

других, которые относили к основным качествам индивида - уважение

человеческого достоинства. Гуманные чувства они считали социальными и

придавали им большое значение.



Вопросы воспитания, к сожалению, пока еще решаются плохо. И подлинная

причина - не в неумении учителей, их низкой профессиональной компетенции, а

в том, что «в нашем российском доме так и нет согласия в ценностях, на

которых можно и нужно воспитывать молодежь».

Прав был известный русский философ И.А.Ильин, говоря, что «образование

без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей

полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков,

напористых и беззастенчивых карьеристов, оно… развязывает и поощряет в

человеке волка». Именно эта проблема стоит перед современным

российским обществом:

а) воспитание гуманной личности (милосердие, добродетель и т.д.);

б) воспитание свободной личности (высокий уровень самосознания,

самостоятельность принятия решений и т.д.);

в) воспитание человека культуры (знание родного и иностранных языков,

литературы, истории интеллигентность и т.п.);

г) воспитание творческой личности (жизнетворчество, развитый интеллект,

знания, умения, навыки и т.п.);

д) воспитание духовной личности (потребность познания, потребность в

красоте и т. д.);

е) воспитание нравственной личности (честь, достоинство, совесть,

понятие о долге, уважение человеческого достоинства и т. д.).

По мнению В. Караковского, семья и школа должны привить ребенку не только

эстетическую культуру, но и «культуру мира». Передача знаний о мире и

становление отношений к этому миру - два самых широких процесса,

организуемые обществом и педагогами во имя подготовки молодого поколения к

жизни в обществе. Мирное сосуществование различных людей является в

настоящее время проблемой очень актуальной. К сожалению, дети уже с первых

лет жизни встречаются с такими понятиями как «вражда, борьба, война,

стрельба» и т.п.

Однако исследователи до сих пор не

пришли к единому пониманию ценностей. Под общечеловеческими

ценностями понимается идеал, символ, образец, регулятивная идея, впитавшая

глубоко пережитый исторический опыт человечества, его потенции и

устремления. Любая ценность имеет вид требования к поведению человека и

фиксируется целой группой ценностных эквивалентов.

Уже в глубокой древности понимали, что как физическое, так и

умственное развитие тесно связаны с возрастом. Эта очевидная истина не

требовала особых доказательств - чем больше живет человек на свете, тем

крепче он становится; с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт,

умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического,

психического и социального развития. Конечно же, данное соответствие

справедливо лишь в общем и целом, развитие конкретного человека может

отклоняться в ту или иную сторону.

После относительно спокойного младшего школьного возраста

подростковый кажется бурным и сложным. Недаром С. Холл назвал его периодом

«бури и натиска» Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми

темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования

личности. И, пожалуй, главная особенность подростков - личностная

нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и

борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения

взрослеющего ребенка. Анна Фрейд так описала эту подростковую

особенность: «Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром

Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни

один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую

преданность и самопожертвование…»

Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо

выделяется формирующееся у него чувство взрослости и «Я-концепция».

Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости - и физически, и

психологически, и социально. Но он стремится к взрослой жизни и претендует

на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах,

чаще всего - во внешнем облике, в манерах. Еще совсем недавно свободно,

легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в

карманы и сплевывая через плечо . У него могут появиться сигареты и

обязательно - новые выражения Подражание взрослым не ограничивается

манерами и одеждой. Подражание идет и по линии развлечений, романтических

отношений.

Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а

образцы для подражания - не лучшими, ребенку полезно пройти через такую

школу новых отношений, научиться брать на себя разнообразные роли. Но

встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не

только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это

включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда ребенок

интересуется определенной областью науки или искусства, глубоко занимаясь

самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и

ежедневных рутинных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается - младшему

брату, уставшей на работе маме, больной бабушке.

Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности,

желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей.

Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть -

учебы. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки,

собственная линия поведения. Поскольку в подростковом возрасте все

нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать

противоположную точку зрения ребенок будет столь же эмоционально.

Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые

усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс»,

предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со

сверстниками. Интересно, что подростковый кодекс товарищества

интернационален, так же, как книга А. Дюма «Три мушкетера», считающаяся

подростковым романом, с ее девизом: «Один за всех, и все за одного». М.

Аргайл и М. Хендерсон, проведя в Англии обширный вопрос, установили

основные неписаные правила дружбы. Это взаимная поддержка; помощь в случае

нужды; уверенность в друге и доверие к нему; защита друга в его отсутствие;

принятие успехов друга; эмоциональный комфорт в общении. Важно также

сохранять доверенные тайны, не критиковать друга при посторонних, быть

терпимым к остальным его друзьям, не быть назойливым и не поучать, уважать

его внутренний мир и автономию. Так как подросток во многом

непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил,

но от друзей ожидает его неукоснительного соблюдения.

Наряду с чувством взрослости Д.Б. Элькониным рассматривается

подростковая тенденция к взрослости - стремление быть, казаться и считаться

взрослым. Желание выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не

находит отклика у окружающих. Развитие взрослости в разных ее проявлениях

зависит от того, в какой сфере пытается утвердиться подросток, какой

характер приобретает его самостоятельность - в отношениях со сверстниками,

использовании свободного времени, различных занятиях, домашних делах.

Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего

подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, ребенок

делает еще один шаг в своем личностном развитии. После поисков себя,

личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» -система

внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». Образы «Я»,

которые создает в своем сознании подросток, разнообразны - они отражают все

богатство его жизни. Физическое «Я», т.е. представления о собственной

внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных

областях, о силе характера, общительности. Доброте и других качествах,

соединяясь, образуют большой пласт «Я-концепции» - так называемое реальное

«Я».

Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию

когнитивного (познавательного) компонента «Я-концепции». С ним связаны еще

два - оценочный и поведенческий. Для ребенка важно не только знать, какой

он на самом деле, но и на сколько значимы его индивидуальные особенности.

Помимо реального «Я», «Я-концепция» включает в себя «Я» - идеальное.

При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей

идеальное «Я» может слишком отличаться от реального. Тогда переживаемый

подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением

приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости,

упрямстве, агрессивности.

В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью,

представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему «Я-

концепцию». У части детей «Я-концепция» может формироваться позже, в

старшем школьном возрасте. Но в любом случае - это важнейший этап в

развитии самосознания.

Увлечения - сильные, часто сменяющие друг друга - характерны для

подросткового возраста. Считается, что подростковый возраст без увлечений

подобен детству без игр. Именно в этот период у детей появляется

потребность в активном, самостоятельном, творческом познании. В принципе

она может быть реализована и в учебной деятельности. По мнению Д.Б.

Эльконина, младший подростковый возраст сензитивен к переходу учебной

деятельности на более высокий уровень. Учение может приобрести для ребенка

новый личностный смысл - стать деятельностью по самообразованию и

самосовершенствованию.

Как правило, увлечения имеют неучебный характер. Пересекаться со

школьным обучением могут только увлечения интеллектуально-эстетические и то

не все. На интеллектуально-эстетические увлечения внешне похожи так

называемые эгоцентрические. Телесно-мануальные увлечения связаны с

намерением укрепить свою силу, выносливость. Накопительские увлечения -

прежде всего коллекционирование во всех его видах. Самый примитивный вид

увлечений - информативно-коммуникативные увлечения. В них проявляется

жажда получения новой, не слишком содержательной информации, не требующей

никакой критической переработки.

В подростковом возрасте не только бурно увлекаются разнообразными

делами, но и столь же эмоционально общаются со сверстниками. Общение

пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на

неучебные занятия, и на отношения с родителями. Ведущей деятельностью в

этот период становится интимно-личностное общение. Наиболее содержательное

и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подростковая дружба -

сложное, часто противоречивое явление. В дружеских отношениях подростки

крайне избирательны. Но их круг общения не ограничивается близкими

друзьями, напротив, он становится шире, чем в предыдущих возрастах. У детей

в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются

неформальные группы или компании. Подростков может объединять в группу не

только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы

развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от

группы подросток и что он может ей дать, зависит от уровня развития группы,

в которую он входит. В этот возрастной период детей так тянет друг к другу,

их общение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой

«реакции группирования».

Еще одна значимая сфера отношений подростков - отношения со

взрослыми, прежде всего, с родителями. Влияние родителей уже ограничено -

им не охватываются все сферы жизни ребенка, как это было в младшем школьном

возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно

наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в

вопросах, связанных с развлечениями, молодежной модой, современной музыкой

и т.д. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем,

нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции

родителей.

В тоже время для подростков характерно стремление к эмансипации от

близких взрослых. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении,

они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в

правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период,

зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и

возможностей родителей перестроиться - принять чувство взрослости своего

ребенка. Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за

родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей

и т.д.

В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое

рефлексивное мышление. Особенности теоретического рефлексивного мышления

позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и

логические противоречия в суждениях. Без высокого развития уровня

интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста интерес к

абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам.

Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные

теории, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир.

Становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связано

с интеллектуальным развитием.

В это же время происходит дальнейшая интеллектуализация таких

психических функций, как восприятие и память. Связано с общим

интеллектуальным развитием и развитие воображения. Сближение воображения с

теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают

писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т. п.

Подростковый возраст - трудный период полового созревания и

психического взросления ребенка. В самосознании происходят значительные

изменения: появляется чувство взрослости - ощущение себя взрослым

человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста.

Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться

взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы

своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме

стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении

со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-

личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в

неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга

увлечения.

По выражению Л.С. Выготского, «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного». Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание. У подростка складываются разнообразные образы «Я», первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности «Я-концепцию», которую можно считать центральным новообразованием всего периода.



Познавая ценности культуры, ребенок приобретает знание о том, кто есть человек и каково его назначение на Земле, что представляет собой мир как множество связей, сущностей вещей.

Развитие личности подрастающего человека, его мотивационно-потребностной, нравственной сферы наиболее активно проходит в деятельности по усвоению норм взаимоотношений между людьми, морально-этических, духовных ценностей. По словам П.А. Флоренского, именно культура есть среда, растящая и питающая личность. При этом, большая роль в развитии личности подростков, их нравственном становлении отводится познанию и осмыслению народной культуры. Осознание себя как части истории своего народа, мирового целого делает человека духовно богаче.

Общечеловеческие ценности представлены в обычаях и традициях

каждого народа. Народные традиции - это механизм сохранения и передачи

социального опыта подрастающим поколениям, с их помощью происходит

вхождение ребенка в социум, подготовка к самостоятельной деятельности.

Ядром народных традиций выступают общечеловеческие ценности, преломленные

через специфику образа жизни народа, связанную с национальными, природными,

социально-экономическими, культурными и другими особенностями.

Традиции - это неотъемлемая часть этнического сознания. Наиболее ярко

они проявляются в материальных и духовных ценностях этноса, произведениях

народного творчества, художественно-прикладном искусстве. Роль народных

традиций в педагогическом процессе трудно переоценить. Еще Е.Д. Ушинский

отмечал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть

народным, должно быть пронизано народностью». Актуальны мысли великого педагога о большом

влиянии характера национальных особенностей, культуры народа на воспитание.

Духовная культура, народные традиции, обычаи, социально-этнические

нормы выступают ведущими факторами воспитательного процесса, оказывают

огромное влияние на формирование личности подрастающего человека. Народное

творчество, искусство, игры и другие средства воспитания, используемые

народом, его национальные духовно - нравственные ценности формируют у

подрастающих поколений лучшие человеческие качества.

Дети подросткового школьного возраста воспринимают информацию

о народных традициях и культуре других стран наиболее продуктивно.

Овладение иной культурой необычайно важно и для того, чтобы учащиеся

имели возможность рассматривать свою культуру не как единственно возможный

способ видения мира, а понимали бы соотношения культур разных народов и

всей мировой цивилизации.

Изучение культуры другого народа дает возможность понять ее, а через

восприятие и понимание иноязычной культуры совершенствуются знания о своей

собственной. Х. Гунфельд отмечает, что понимание иноязычной культуры

невозможно без того, чтобы сначала не увидеть нового в своей. Самым

«желанным» результатом изучения культуры другого народа, по мнению Н.

Брукса, является новое, более глубокое понимание родной, и происходит

осознание своей принадлежности к великой русской культуре.

Культуру нельзя себе представить без народного искусства, которое

раскрывает истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его

моральные и эстетические ценности, поэтому так велико его воспитательное

значение. М.С. Каган отмечал, что искусство выступает моделью жизни мира.

Говоря о культуре и искусстве, Н.К. Рерих видит в них истинные ценности

человека, которые должны сохраниться и доноситься последующим поколениям

несмотря ни на какие потрясения. Особое внимание он уделял искусству как

методу воспитания, образования, развития в детях высокого нравственного

чувства.

Психолого-педагогические исследования подтверждают, что дети очень

чутко воспринимают выразительные средства литературы и ценностные

ориентации, которые она несет

Слушая и читая

народные сказки, поговорки, пословицы, знакомясь с народной музыкой, дети

приобретают новые знания о жизни - о труде людей, о том, что ценит народ в

человеке, а что порицает как понимает красоту, получают представление о

добре и зле, усваивают мудрость народа, его уважение к человеку. Устное

народное творчество - это громадный пласт культуры как национальной, так и

мировой.

Реальная жизнь подростков не представляет собой чисто механической

суммы отдельно взятых видов деятельности, а образует их взаимосвязанную

систему, характерную для данного возраста, которая и отражает определенную

схему отношений, формирующих определенные качества личности. При этом

данная система деятельностей, в которые включается личность подростка,

обусловливается закономерностями ее формирования, и задается взрослыми, как

правило, педагогами и родителями. Психологи считают возрастную группу «11-

15 лет» благоприятной для умственного развития и социальной подготовки

ребенка.

При определении содержания личностной культуры учащихся 5 - 9-х классов

мы исходили из тех ценностных основ отношения ребенка к действительности,

которые должны быть сформированы у него к концу младшего школьного

возраста, т.е. к 10 годам. Через отношение к природе, к предметам

рукотворного мира, к явлениям общественной жизни, к окружающим людям и

самому себе ребенок приобщается к широкому кругу общечеловеческих

ценностей: красоте, доброте, истине, у него формируются собственные

познавательные ценности, ценности переживания и преобразования (В.В.

Давыдов).

Одним из важнейших условий обучения школьников подросткового

возраста является формирование у них положительного

отношения к учебе и познавательных интересов.

Школьник на занятиях может без особых усилий и

при этом последовательно и постоянно овладевать основными ценностными

знаниями и умениями их применять в повседневной жизни, в общении с

окружающими.

Основой формирования общечеловеческих ценностных качеств личности

является ее деятельность и общение. Именно педагогически организованные

деятельность и общение создают те воспитательные ситуации, те

взаимодействия и отношения, в которых происходит формирование и проявление

основных ценностных качеств личности подростка. «Человечность» личности

подростка проявляется в его отношениях к другим людям. Эта сфера

деятельности ученика реализуется посредством контактов с людьми, через

общение с ними. Специфика общения состоит в том, что в нем активность

личности направлена на познание людей и взаимодействие с ними. В общении

подростки имеют возможность, в отличие от других видов деятельности,

максимально проявить свои ценностные качества, овладеть нормами поведения и

взаимодействия с другими людьми, приобрести индивидуальный нравственный

опыт, оценить поступки и действия взрослых и сверстников и получить оценку

своих поступков.

Являясь субъектом общения, ребенок удовлетворяет свои важнейшие

социальные потребности в эмоциональном контакте, в познании и во многом

другом. Удовлетворяя свои потребности в процессе взаимодействия подростка с

окружающими его сверстниками, родителями, учителями, он реализует свою

активность, становится не только объектом, но и субъектом воспитания.

«Коммуникативная деятельность опирается на социальные мотивы и цели, а ее

содержанием является решение поведенческих задач

Общие тенденции развития методов обучения в настоящее время тяготеют

к игровым формам как наиболее эффективным и гуманным. Феномен игры

привлекал внимание философов, этнографов, биологов, психологов и педагогов,

а проблема ее использования в учебном процессе является одной из «вечных» в

теории и практике обучения и воспитания. Учебный эффект игры заключается в том, что у учащихся формируются достаточно высокие умения и навыки проявления инициативы в действиях, логичности, последовательности, точности, ясности и выразительности умственных и речевых операций. В процессе игры у школьников

вырабатывается своя точка зрения и умение включаться в разные виды

деятельности. Кроме того, ученики лучше осознают себя, свои социальные

функции, множество образов собственного «Я» и положение вещей в окружающей

действительности. Игра дает возможность отыскать себя в обществе, себя в

человечестве, себя во Вселенной.

Громадна роль музыки в жизни сегодняшнего школьника. Он живет в

любимых ритмах и мелодиях, под музыку он ест, делает уроки, даже иногда

гуляет. Некоторые учителя, да и родители пробуют бороться с этим явлением.

Но ведь это увлечение можно обратить во благо. Такие элементы, как звук,

ритм, мелодия и образность - это те средства, которые непосредственно и

эмоционально переносят ребенка в мир нового языка. Через восприятие

музыкального искусства формируются духовные ценности подростка,

стимулируются его переживания, развиваются мыслительные процессы и

нравственные чувства.

Музыка является средством эмоционально-интеллектуального общения

многих поколений людей, творческого обогащения духовного опыта человека.

Через музыку дети познают эстетические и нравственные ценности (добро,

красоту, гармонию…)

Умение слушать музыку со временем перерастает в умение слышать

человеческую речь, ее интонационную окрашенность, что является очень важным

при обучении языкам (и родному, и иностранному).

В современном обществе воспитание растворилось в широко

понимаемом термине «образование». Целенаправленная воспитательная работа

ведется в ограниченных пределах . А

значение воспитания очень велико. Оно, по своей сущности, устремлено в

будущее, от качества воспитательной деятельности зависит судьба будущего,

духовные богатства России будут пополняться за счет культуры, основой

которой являются как национальные, так и общечеловеческие ценности. А они

закладываются в процессе воспитания, приобретаются благодаря

самовоспитанию. От правильного понимания идеалов, соблюдения

общечеловеческих норм и принципов в значительной степени зависит

эффективность и качество решения задач во многих сферах нашей жизни.

Сегодня, как никогда раньше, необходимо духовно-нравственное,

ориентированное на общечеловеческие ценности, воспитание подрастающего

поколения.

Сегодня воспитание может и должно быть понято

не как однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего

поколения к младшему, а как взаимодействие и сотрудничество взрослых и

детей в сфере их совместного бытия.

сформированность

общечеловеческих ценностей у подростков находится на невысоком уровне. Дети

проявляют эгоизм, недоверие по отношению к сверстникам и взрослым.

Человек стремился

определить ориентиры отношения себя по отношению к миру. Хотя самого

термина «ценности» еще не существовало, уже в древнейших философских

воззрениях употреблялись понятия, которые впоследствии были отнесены к

различным проявлениям ценности и оценки как общественных и природных

явлений, так и человеческих поступков. Но отдельная « наука о ценностях»

появилась лишь в конце XIX века, ее название - аксиология - в XX веке.

Категории общечеловеческих ценностей делятся на 5 групп:

1 - ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в

социальной сфере;

2 - ценности, удовлетворяющие потребности в общении;

3 - ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой

индивидуальности;

4 - ценности, позволяющие осуществить самореализацию;

5 - ценности, дающие возможность удовлетворения практических

потребностей.

Процесс принятия и присвоения ценностей, называемый интериоризацией,

включает ряд условных этапов: познание ценности; перевод информации о ней на собственный индивидуальный язык; активную деятельность субъекта, в результате которой познанная ценность принимается или отвергается; включение познанной ценности в личностно признанную систему ценностей; изменение личностей, вытекающее из принятия или отрицания ценности.

Если личная встреча школьника с общечеловеческой ценностью не состоится, то она (культурная ценность) останется вне ученика и будет для него непонятной и ненужной. В результате за «бортом» сознания ученика не могут остаться и элементарные законы природы, и исторические события, и произведения литературы и искусства, и правовые нормы, и нравственные ценности общества. В таком случае могут утвердиться псевдоценности, когда круговая порука подменяет дружбу, бандитская разборка является единственно верным способом выяснения отношений, а сексуальные отношения трактуются как любовь.

Таким образом, человечество за многие века своего развития накопило достаточно много ценностей, которые могут служить ориентирами как в воспитательной работе учителя, так как и в процесс самовоспитания школьников. Речь идет об общечеловеческих ценностях, которые вырабатывались и отбирались на протяжении развития человеческих цивилизаций, выдержав испытание временем.





































































































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал