7


  • Учителю
  • Рабочая программа по внеурочной деятельности Дискуссионный киноклуб 7-9 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности Дискуссионный киноклуб 7-9 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

</ «Дискуссионный киноклуб»













Составила: Кузнецова Е.В. -

учитель математики-физики

МКОУ «Минская ООШ»

























Кострома









Пояснительная записка

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Поэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести именно современная школа. Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании» и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ».

Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Чувство патриотизма у юного гражданина- это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ, который становится регулятором его. Целью программ по гражданско-патриотическому воспитанию в школе является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение одних из основных задач:

  • формирование чувства гражданского долга, любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни;

  • воспитание толерантности.

Воспитание патриотичности и толерантности - сложная задача, которая может решаться разными педагогическими способами. Искусство учит и воспитывает, расширяя жизненный опыт личности, включая в него освоенные при помощи искусства новые ситуации и отношения. В нынешний век повсеместного распространения массовой культуры кинематограф как самый популярный и распространенный ее носитель представляет собой богатейший источник информации. В мире стремительно развивающихся технологий и высокого темпа жизни, когда печатное слово, к сожалению, отходит на второй план, кино приобретает особую роль в формировании мировоззрения целых поколений. Социально-педагогический потенциал киноискусства определяется многообразием его функций, из которых применительно к задачам использования кино как средства формирования у учащихся патриотичности и толерантности, особое значение имеют познавательная, коммуникативная, развивающая и воспитательная. Помимо того, что кинематограф всегда был и остается одним из самых популярных средств массовой информации, нацеленных на самую широкую аудиторию, с первых минут своего существования он причисляется к искусству, коим остается до сих пор.

Кино воспитывает у молодого человека определенные взгляды на жизнь и общество, принципы, симпатии и антипатии, т. е. способствует формированию внутренних образцов, регуляторов поведения, которые в будущем сравнительно устойчивым образом будут влиять на его поведение. Причем, усвоение экранных моделей поведения и формирование ценностных отношений сопровождаются интенсивными переживаниями, затрагивающими глубинные структуры личности.

Цель курса внеурочной занятости: реализовать возможности кино как фактора социализации для формирования патриотичности и толерантности у школьников.

Задачи:

  • Способствовать формированию общей культурной компетентности учащихся

  • Способствовать воспитанию зрительской культуры

  • Способствовать развитию коммуникативной культуры

  • Создать условия, способствующие формирования познавательного процесса, оценочных суждений.

  • Способствовать формированию чувств сопричастности, сопереживания; уважения к разным культурам и их представителям.

Специфика цикла занятий:

Цикл занятий предназначен для учащихся средней школы. Занятия проходят во внеурочное время. Они не ограничены рамками временными и прохождением программы. Цикл основан на принципе добровольности и личной заинтересованности учащихся. В работе должна осуществляться:

  • Опора на деятельностный подход в образовательном процессе, преобладание практических занятий.

  • Работа с первоисточниками («текстами культуры»), а не с их опосредованным описанием.

  • Система развивающих, творческих заданий, ориентированных на использование личного опыта ученика.

По окончании цикла занятий учащиеся умеют:

  • Выражать в различных формах (диалог, диспут, анализ, сообщение)) собственное отношение к кинофильму.

  • Находить нужную информацию о произведении, пользуясь различными источниками (литература, электронные ресурсы)

  • Имеют понятие о зрительской культуре

Для успешного прохождения курса необходимо выполнение дидактических принципов обучения:

  • Принцип проблемности

  • Принцип наглядности

  • Принцип активности и сознательности

  • Принцип доступности

Использование эвристического метода как важного инструмента работы с произведением искусства и развития когнитивной, эмоциональной и творческой сферы личности позволит создать ситуацию межличностного взаимодействия и осуществления самооценки учащихся.

До просмотра создается у учащихся эстетический и психологический настрой на восприятие картины, пробуждается интерес к фильму, формируется исторически-культурный контекст восприятия. Создается установку на восприятие и обеспечивается ориентирование на внимательный просмотр и на постижение замысла. Создается соответствующий эмоциональный настрой и предрасположенность к восприятию фильма. При необходимости дается краткая фильмографическая справка (название, страна, режиссер, актеры и другое), указывается место фильма в современном кинопроцессе (участие в кинофестивалях, премии, резонанс в печати, мнения критиков). Это способствует формированию отношения к кино как к искусству и позволяет лучше ориентироваться в кинопроцессе.

Задача посткоммуникативной фазы просмотра - помочь учащимся в осмыслении идеи фильма, авторского замысла, проблематики картины, в формировании собственного отношения к этой проблематике путем организации обсуждения. Грамотно организованная и проведенная после просмотра дискуссия может сыграть не меньшую роль, чем воздействие самой картины. Обсуждение фильма в группе позволяет каждому четче сформулировать свою точку зрения, обогатить свои впечатления и понимание смысла произведения мнениями других участников просмотра и, в конечном счете, глубже понять фильм.

Кроме того, групповое обсуждение помогает воспитывать культуру мышления и речи, культуру ведения диалога.

Примерный художественный материал предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе. При отборе художественного материала применяются такие критерии как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретаций.









ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

на I год

Тема занятий

Кол-во занятий

Срок

План

Факт

1

Вводная беседа об истории кинематографа и его значении в жизни людей.

1





2

Просмотр и обсуждение м/ф «Ежик в тумане» Ю.Норштейна, 1975. (В любой ситуации найдутся те, кто поможет тебе "выплыть" и ничего не потребует взамен...)

1





3

м/ф «Голубой щенок» 1976, СССР, режиссёр Е.Гамбург (принятие различий, «непохожести»)

1





4-6

«Гора самоцветов» - сборник из 52 мультфильмов для детей, 2005, Россия, режиссёр А. Татарский (сказки народов России дают представление о единстве в многообразии)

3





7-8

«Заколдованный мальчик» - Союзмультфильм, 1955

(о взаимовыручке, необходимости понимать друг-друга)

2





9

« Ёжик должен быть колючим?» мультипликационный фильм для детей, 1990, СССР, режиссёр М. Каменецкий, (принятие различий, « непохожести»)

1





10-14

«А зори здесь тихие» Год: 1972 Режиссер: Станислав Ростоцкий. Жанры фильма: драма, военный, история - 2 серии

5





15-16

«Морозко», Год: 1965. Режиссер: Александр Роу. Жанр: сказка

2





17-22

«Молодая гвардия» Год:1948. Режиссер: Сергей Герасимов. Жанры фильма: драма, военный, история - 2 серии

6





23-24

«Офицеры», год 1971. Режиссер: Владимир Рогов. Жанры фильма: драма, военный, история

2





25-26

«Небесный тихоход» Год 1945. Режиссер: Семен Тимошенко. Жанры фильма: военный, музыкальный

2





27-29

«В бой идут одни «старики», Год 1973. Режиссер: Леонид Быков. Жанры фильма: драма, военный, история

3





30-32

«Судьба человека», Год 1959. Режиссер: Сергей Бондарчук. Жанры фильма: драма, военный, история

3





33

Подведение итогов

1













ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

на II год

Тема занятий

Кол-во занятий

Срок

План

Факт

1

Вводная беседа об истории кинематографа и его значении в жизни людей.

1





2-9

Просмотр и обсуждение к/ф «Приключения Электроника»

Константин Бромберг, 1979.

8





10-12

Доживем до понедельника - С.Ростоцкий, 1968

3





13-15

Я шагаю по Москве - Г.Данелия, 1963

3





16-18

Бриллиантовая рука - Л.Гайдай, 1968

3





19-21

Волга-Волга - Г.Александров. 1938

3





22-24

Республика Шкид - Г.Полока, 1966

3





25-27

«Розыгрыш» -В. Меньшов, 1976.

3





28-30

Подвиг разведчика - Б.Барнет, 1947

3





31-33

Александр Невский - С.Эйзенштейн, 1938

3





34

Подведение итогов

1





































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

на III год

«Дискуссионный киноклуб»

Тема занятий

Кол-во занятий

Срок

План

Факт

1

Вводная беседа об истории кинематографа и его значении в жизни людей. Определение фильмов для просмотра в учебном году

1





2-4

Просмотр и обсуждение к/ф «Начало» - Г.Панфилов, 1970

3





5-7

Просмотр и обсуждение к/ф «Неуловимые мстители» - Э.Кеосаян, 1966

3





8-9

Просмотр и обсуждение к/ф «Берегись автомобиля» - Э.Рязанов, 1966

2





10-14

Просмотр и обсуждение к/ф «Собачье сердце» - В.Бортко. 1988

5





15-16

Просмотр и обсуждение к/ф «Золушка» - Н.Кошеверова, М.Шапиро, 1947

2





17-19

Просмотр и обсуждение к/ф « А если это любовь?» - Ю.Райзман, 1961

3





20-22

Просмотр и обсуждение к/ф «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» - Э.Климов, 1964

3





23-25

Просмотр и обсуждение к/ф «Путевка в жизнь» - Н.Экк, 1931

3





26-28

Просмотр и обсуждение к/ф «Смелые люди» - К.Юдин, 1950

3





29-31

Просмотр и обсуждение к/ф «Обыкновенный фашизм» - М.Ромм, 1966

3





32-33

Просмотр и обсуждение к/ф «Школьный вальс» - П.Любимов, 1978

2





34

Подведение итогов

1





















Список литературы:

  1. Тер-Минасова С.Г. Язык и мужкультурная коммуникация.- М.: Слово, 2000. С.146

  2. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации // Учебник.- М.: Издательский дом «Социальные отношения», Издательство «Перспектива», 2002. С.246

  3. Бондаренко Е.А. Путешествие в мир Кино. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003.

  4. Братченко С.Л. Образование: ненасилие, толерантность и гуманистическая экспертиза // Век толерантности. 2001. № 3-4. С. 112-124.

  5. Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд. - М.: Политиздат, 1988.

  6. Культуроориентированные модели внеурочной деятельности школьников: учебно-методическое пособие / науч.ред.: Л.М. Ванюшкина; авт.-сост. С.В. Подгорнова. - СПбАППО, 2011.

  7. Жмырева Е.Ю, Монастырский В.А. Киноискусство как средство воспитания толерантности у учащейся молодежи.- Тамбов: Издательство ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал