7


  • Учителю
  • Материал к презентации 'Мы - русские' для Фестиваля посвящённого Международному дню толерантности

Материал к презентации 'Мы - русские' для Фестиваля посвящённого Международному дню толерантности

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Мы, учащиеся 8 класса, представляем вашему вниманию презентацию на тему: «Мы - русские» приуроченную к Всемирному дню толерантности.

  1. слайд)

  1. По данным переписи населения на территории Российской федерации, примерно, проживает 116 млн. человек, русской национальности.

  1. слайд)

Одежда на Руси была свободной, длинной и очень красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани. (3 слайд)

Праздничная и будничная одежда имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружевная отделка. Поэтому по обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества. (4слайд)

Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник или занавеска, сарафан, понева, нагрудник и шушпан. (5 слайд)

Рубахи и сарафаны украшались вышивкой. Женские головные уборы: кокошники, кики, сороки, повойники были самой невиданной формы. Очень любили на Руси душегрейки, которые надевали поверх сарафана и шили из дорогих тканей. (6 слайд)

Рубаха - основа женского народного костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна. Украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза». Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица. (7 слайд)

Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.(8 слайд)

Епанечка - короткая клешеная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани. Душегрейка. Она напоминала маленький сарафанчик и надевалась поверх сарафана, шили ее из дорогих тканей. (9 слайд)

Понева - древняя одежда. Юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетеным узким пояском - гашником; ее носили только замужние женщины. (10 слайд)

Самой декоративной, богато украшенной частью женского русского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Обычно его делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором. Цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. (11 слайд)

Головной убор, в народных представлениях был связан с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева, птиц. Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорчатой ткани. (12 -16 слайд)

Свадебный наряд шили задолго до торжества, так как он требовал много времени и труда. Все элементы костюма тщательно украшались, оберегали от злых сил и напастей символами и орнаментами, утверждающими счастье, долголетие, здоровое потомство. (17-18 слайд)

Костюм крестьянина на Руси состоял из портов и рубахи из домотканого холста. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром. Порты шились неширокие, суженные к низу, до щиколотки, завязывались на талии шнурком - гашником. (19-20)

Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканого сукна, зимой - овчинные нагольные шубы.

Кафтан, надевали поверх зипуна. Для его отделки использовались петлицы на груди и по боковым разрезам, металлические, деревянные, плетеные из шнура и сделанные из искусственного жемчуга пуговицы. (21 слайд)

  1. Русская кухня прошла длительный, тысячелетний

путь развития и пережила несколько этапов.

Таких этапов насчитывается шесть:

древнерусская кухня (IX-XVI вв.);

кухня Московского государства (XVII в.);

кухня петровско-екатерининской эпохи (XVIII в.);

петербургская кухня (конец XVIII в.- 60-е годы XIX в.);

общерусская национальная кухня (60-е годы XIX - начало XX вв.);

современная кухня (с 1917 г. по настоящее время). (22 слайд)

В IX в. появляется тот кислый, ржаной черный хлеб на квасно-тестяной закваске, который становится национальным русским хлебом. (23 слайд)

В XVII в. окончательно складываются все основные типы русских супов, причем появляются неизвестные для средневековой Руси солено-пряно-кислые супы - кальи, похмелки, солянки, рассольники, - обязательно содержащие квашения, лимон и маслины. (23 слайд)

Начиная с петровских времен русская знать и все дворянство заимствуют и вводят у себя западно- европейские кулинарные обычаи и нравы, привозят с собой иностранных поваров.

В это время в русское меню проникают блюда из молотого мяса (котлеты, запеканки, паштеты, рулеты), появляются нерусские (шведские, немецкие, французские) супы (молочные, овощные).

Одним из новых кулинарных обычаев становится употребление закусок как совершенно изолированных от обеда самостоятельных блюд. Пришедшие с Запада и немецкие бутерброды, сливочное (чухонское) масло, французские и голландские сыры были объединены со старинными русскими блюдами, а также с икрой, балыком и другой красной рыбой в особый прием пищи - завтрак. (23 слайд)

Несмотря на все изменения, русская кухня сохранила наиболее характерные национальные черты. Так, русский национальный стол немыслим без хлеба, блинов, пирогов, каш, без первых жидких холодных и горячих блюд, без разнообразия рыбных и грибных блюд, солений из овощей и грибов; прекрасен русский праздничный стол с его дичью и жареной домашней птицей и русский сладкий стол с его вареньями, коврижками, пряниками, куличами. (23 слайд)

В меньшей степени, чем супы, сохранили свое преимущество на русском столе к началу XX в. рыбные блюда. (24 слайд)

  1. Народный танец - результат коллективного творчества.

Народ танцами украшал свою жизнь. Во время праздников водили хороводы, плясали, пели, играли в различные игры. (25 слайд)

Хоровод- массовый танец. Его рисунок - простой круг- олицетворял движение Солнца вокруг Земли.

Участники хоровода поют, движутся по кругу, приплясывают и разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. В народе говорят: «Песня, игра и пляска в хороводе неразлучны, как крылья у птицы».

Хоровод собирает большое число участников. В нем проявляется чувства дружбы, единения. Участники держатся за руки, за платок, пояс, венок. Иногда движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами. (26 слайд)

В игровых танцах с помощью различных движений передаются характер, поведение, повадки животных и птиц: «Медведь», «Гусачок», «Журавель».

Другие пляски связаны с трудовыми процессами - «Толкуша», «Веретено», «Косари». В них раскрываются и имитируются, благодаря рисунку и движениям, трудовые процессы. (27 слайд)

Русские пляски есть медленные и быстрые, с постепенным ускорением темпа. Перепляс носит характер соревнования.

Исполняются по парам и тройкам в различных сочетаниях, одними девушками или одними парнями.

Для женского танца характерны плавность, величавость, лёгкое кокетство, игра с платочком; пляска мужчин отличается удалью, ловкостью, широтой, юмором.

Большой популярностью в народе пользуются пляски-импровизации, пляски-соревнования.

Каждому исполнителю дается возможность выразить себя, показать, на что он способен. (28 слайд)

  1. Русские народные праздники

Календарно- Семейные:

Земледельческие:

Святки(25 декабря-6 января) Рождение

Рождество(7 января) Крещение

Масленица Свадьба

Пасха

Сороки(22марта)

Яблочный спас(19 августа) (29-33 слайд)



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал