7


  • Учителю
  • классный час. 'Русский народный костюм 19 век'

классный час. 'Русский народный костюм 19 век'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Классный час.

Традиции в русском народном костюм.

Свадебный обряд.

Цель:

Ознакомление с общими сведениями о русском народном костюме и

Обрядовыми традициями на свадьбе.


ЗАДАЧИ:

Образовательные:


Ознакомление учащихся с национальным костюмом.

Ознакомление с основными элементами русской народной свадьбы.

Развивающие:

Создание условий для развития у учащихся познавательной активности,

самостоятельности и инициативности.

Развитие внимательности, эстетического вкуса, творческого воображения.

Привитие навыков культуры труда и аккуратности.


Воспитательные:


Воспитание чувства доброжелательности и доброты к людям. Воспитывать интерес к русской истории, культуре, быту; чувство национального достоинства; любовь к своему народу, стране.

Оборудование:

Русские народные костюмы; стол, накрытый скатертью, баранки, самовар, деревянные ложки, каравай на подносе с рушником.

Проектор для показа презентации: русских народных костюмов и свадебного обряда.

Учитель:

Народный костюм - это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства. Народный костюм - не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества, вплоть до середины ХХ века донёсшего традиционные элементы кроя, орнамента, использования материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом.



Ткани в древней Руси

Для изготовления одежд знати русские использовали парчовые плотные ткани. Они были в основе шелковые, где продергивались золотые и серебряные нити. Одна из таких тканей - итальянский аксамит, привозившаяся из Венеции в Византию и на Русь. Ткань была плотной и тяжелой - 5 метров аксамита весили 16 кг. Пряли ее из тонких шелковинок, обмотанных золотой или серебряной нитью..Она была нарядной и богатой. Были известны и другие шелковые ткани, более мягкие. Это была объяръ - старинная тонкая шелковая ткань с волнистыми разводами, которые получали после горячей обработки. Другой была тафта - тонкая шелковая ткань. Делали ее и одноцветной и узорчатой. Были шелковые ткани с узором из вертикальных полос - дороги и камка. Издревле на Руси для изготовления одежд использовали бархат - шелковую или хлопчатобумажную ткань с мягким густым ворсом. Богатые ткани изготавливали ярких цветов, поскольку, по понятиям того времени, одежда из них внушала уважение. Для отделки костюмов использовали запоны - украшения из драгоценных камней, нашитые на ткань, жемчужную обнизь (плотно пришитые друг к другу жемчужины), позументы - шитые золотом или серебром широкие тесьмы, канитель - украшения из крученой золотой или серебряной нити.

Нельзя не сказать и о мехах. Скора - так называли меха на Руси - были главным предметом торговли. Лучшие собольи меха добывались на реке Печоре и в Перми, меха лисиц по Северной Двине, куньи меха добывали около Мурома, в Перми и Казани, беличьи и горностаевые - около Галича и Углича, а также около Новгорода, бобровые - на Мурманской земле. С XVII в. меха стали завозить из Сибири.

(слайд 1) - русский костюм вышитый жемчугом

Ученик 1:

Рубаха и порты.

Повседневная одежда была в то время одинаковой как у князей, так и у крестьян, но отличалась качеством ткани, цветом и отделкой. Подобно восточным народам русские надевали одну одежду на другую. У богатых людей в костюме просматривалось большое влияние византийского костюма. Это было плотное длиннополое платье, сшитое из тяжелых парчовых тканей и богато украшенное. Основу мужского костюма составляла рубаха. Ее шили из холста длиной до колен с разрезным воротом спереди. Подпоясывалась она поверх шнурком. Вышитые изделия называли пошивными. Они были очень нарядными. В торжественных случаях к рубахе пристегивали ожерелье - дорогой вышитый воротник. Ожерелье изготавливали отдельно от рубахи и пристегивали золотыми и серебряными пуговицами. Кроме вышивки золотом и шелками в виде разных узоров такое ожерелье непременно унизывалось жемчугом. Старинное название такого воротника - сорочка, а с XVII в. так стали называть и саму рубаху. С течением времени они стали короче, разрезы у ворота стали делать не посередине, а с левой стороны назывались они косоворотками.

(Слайд 2) русская рубаха и «порты»



Ученик 2:

Княжеские и боярские рубахи шили из тонкой полотняной или шелковой материи, а у крестьян и ремесленников они были холщовые. В основном рубахи шили из синей, красной и белой материи. В целом мужская рубаха была довольно просторной. Вторым компонентом мужской одежды были порты или штаны. Одна из версий происхождения слова «портной» - от слова порты. Первоначально порты были узкими и длинными и заправлялись в онучи - длинные до двух метров полосы ткани, которыми обматывали ноги. На поясе порты собирали на шнурок - гашник. Порты у зажиточных людей шили для зимы из сукна, а летние - тафтяные. У князей и бояр порты были разных цветов: из красного, малинового, лазоревого и желтого плотного шелка. Карманов в старину не было, да и впоследствии они были большой редкостью даже у богачей и назывались зепью. Модно было носить рубаху и порты различных цветов.

( слайд 3) - русские головные уборы

Ученик 3:

Прически и головные уборы.

В Киевской Руси до татарского нашествия носили длинные волосы, падавшие на плечи, а также усы и бороды. Под влиянием татар стали брить бороды и оставлять длинные усы. Вообще, бороды брили на Руси только под влиянием иностранцев. Борода была традиционным славянским символом. Громадное значение в костюме играли шапки. В старину мужские шапки делали с бархатным верхом яркого цвета конической или округлой формы, но обязательно с меховым околышем. Опушка из дорогого меха или даже наушники являлись отличительным признаком княжеских шапок.

Ученик 4:

Прически и украшения.

По старинному обычаю у русских мужчин были коротко постриженные волосы и длинная окладистая борода. Простой народ стригся «под горшок». Название это произошло от вполне реального факта стрижки волос по надетому на голову горшку. Волосы отращивали в знак печали. Бороду отпускали все мужчины, и чем она была длиннее, тем почтеннее был человек. Ее берегли и расчесывали гребешком. Из украшений мужчины носили серьги в одном или двух ушах и цепи с крестами на шее. У бедняков они были медными, а у богатых из золота.Кресты на теле называли тельниками, а золотые цепочки богатых - заносками. Не отсюда ли происходить слово «заноситься», то есть важничать?

(Слайд 4) мужская и женская прически, наряды

Ученик 5:

Украшения волос.

С древних времен на Руси девушки носили волосы заплетенными в косы, а замужние женщины должны были тщательно скрывать их под головным убором. В Древней Руси выражение «опростоволоситься», то есть открыть свои волосы, было синонимом слова «опозориться», бесчестьем. В Киевской Руси женщины носили венцы или венчики, сначала из кожи или бересты, обтянутые богатой тканью, а затем металлические, украшенные драгоценными камнями. Сверху у венцов закрепляли длинные покрывала, которые ниспадали на спины. Выходя в гости или в церковь, богатые женщины надевали кику - шапку с возвышенной плоскостью на лбу. Также женщины носили шапки из черного бархата или другой материи, отороченные дорогим мехом.У незамужних девушек были иные головные уборы и прически. Волосы они могли дома и не закрывать, носили на голове ленты или повязки. Главным их головным убором были венцы в форме красивых городов или теремов. Венцы девушек среднего достатка состояли из золотой проволоки в несколько рядов, которые иногда украшались кораллами и полудрагоценными камнями. Иногда это была просто широкая повязка, вышитая золотом и жемчугом.

Ученик 6:

Ожерелья ,серьги, бусы.

Народные украшения были сделаны почти всегда из бисера или речного жемчуга. Плотно нашитое бисерное кружево закрепляли на полоске холста, носили на шее, сзади на пуговице. Такое украшение в народе называли ожерельем. Узкая бисерная тесьма именовалась гайтаном, она всегда заканчивалась бахромой. Со временем популярными в народе стали стеклянные женские бусы, медные серьги с привесками. Почти всегда дополнением к сарафану служили ожерелья, бусы, серьги и пушки, которые вместе с серьгами вставляли в уши. Пушки представляли собой височные украшения из шариков гусиного белого пуха или заячьей шкурки. Иногда пушки прикрепляли и к головным народным уборам. Любимым украшением их стали монисты - бусы из бисера, жемчуга, камней. Не случайно, в приданое во многих семьях давали более пуда ссыпного жемчуга - на украшения и одежду.

Учитель:

Народный костюм.




Исподняя

Средняя

Верхняя

Головной

Обувь

одежда

одежда

одежда

убор


Мужской костюм


рубаха

кафтан

полушубок

колпак

лапти

порты

поддевка

тулуп

валенки

коты


пониток


малахай

чоботы


сермяга


треух

чуни


армяк


папаха

азям

Женский костюм


рубаха

понева

шуба из

повойник

поршни

сарафан

запона

овчины

кичка

коты


навершни


сорока

душегрея


кокошник

коруны

повязки

азям


Женский костюм


рубаха

понева

шуба из

повойник

поршни

сарафан

запона

овчины

кичка

коты


навершни


сорока

душегрея


кокошник

коруны

повязки




Образная основа русской свадьбы.
В добрачных и послебрачных обрядах молодых осыпали хмелем, овсом, семенами подсолнуха или любым другим злаком. Известны действия не только с зерном, но и с колосьями, с квашней. Культ хлеба проявился, прежде всего, как чествование каравая, игравшего большую роль на протяжении всего свадебного обряда.
Самым торжественным моментом свадьбы был пир. Здесь пели только веселые песни, плясали. Яркое художественное развитие имел ритуал величания. Величальные песни пели новобрачным, свадебным чинам и всем гостям, за это игриц (певиц) одаривали.

Приготовления к свадьбе.

Девушка ткала и пряла приданное с самого детства, а за неделю до свадьбы перевозила все добро к жениху. Сундуки с приданым выставлялись на всеобщее обозрение. Люди верили, что через глаза молодым передается жизненная сила.Непосредственно перед свадьбой невеста устраивала девичник. Но это была не веселая вечеринка, а подобие погребального обряда. Девушка прощалась с прошлой жизнью, подружками, родителями и с песнями расплетала косу.Больше она не покажется на людях с непокрытой головой (только перед мужем и детьми). Волосы убирались под специальную шапку - кику.А в это время в доме жениха проходило прощание с жизнью молодца - своеобразный мальчишник. Все приглашенные вволю издевались и глумились над будущим супругом: так называемое испытание унижением, которое должно было закалить мужчину.Родители жениха приходили в дом родителей невесты с гостинцами, где вкушали пироги, кашу и сыр. Причём разрезание последнего считалось ритуальным действием, закреплявшим помолвку. А вот ежели жених после этой процедуры отказывался от невесты, то с него взимался штраф - 3 гривны. Деньги это, надо сказать, были немалые. На них можно было купить, например, коня.После помолвки родители договаривались о приданом и дне свадьбы и заключали "ряд", то есть договор. Одним из древнейших памятников такого рода является берестяная грамота за номером 377: "От Микиты к Ульяне. Поиди за мене. Я тебе хоцю, а ты мене. А на то послухо. Игнато". Имеется в виду, что тот самый Игнат будет свидетелем.
В день свадьбы жених и невеста долгое время находились отдельно друг от друга. Потом они сходились, и им приносили каравай с деньгами - на сытую и богатую жизнь. Перед тем, как сесть за стол, проводилось несколько обрядов. Жениху и невесте гребнем чесали голову, а невесте переплетали косы. Ведь в будущем ей, как, замужней женщине предстояло увенчать свою голову древнерусскими головными уборами - кикой или повойником.

После небольшого застолья венчающихся осыпали хмелем (к веселью) и преподносили различные ритуальные предметы, символизирующие те или иные свойства будущей семейной жизни: шуба - к богатству, а незашитые соломенные тюфяки - к лёгким родам. Потом молодые ехали на венчание. Причём, когда лошади доставляли молодых к церкви, от её дверей выстилались две камки - бархатные или вышитые дорожки, по которым будущие супруги и входили в церковь.
После венчания жене предстояло дома разуть своего супруга. В одном из сапог мужа должны были быть запрятаны деньги, и если жена правильно угадывала, где они находятся, муж признавал за ней право распоряжаться семейным бюджетом. А вот за общее главенство в семье боролись уже на свадебном пиру с помощью курицы. "И тамо принесут им курицу жареную, и жених возьмёт за ногу, а невеста - за другую, и умнут тянути её разно". Кстати, на свадебном пиру молодые никогда не пили вина.

(слайд 5) свадебные обрядовые костюмы

Учащиеся :

Сценка свадебного обряда. (с песнями)

В русской избе сидят девушки - подруги невесты.

Вяжут, вышивают, невесту расплетают.

Поют песню: «Веретенце»

Сваха: - Ну, пора. Буди своих подружек.

Невеста - исполняет «Плач»:

-Ой, родимые мои подруженьки.

-ОЙ, вставайте мои милые.

-Ой, последний то денечек.

-Да, часы, минуточки.

Сваха: - Ой, да не вздыхайте так тяжело.

-Не отдадим мы тебя далеко.

-Хоть за курицу,

-Да на нашу улицу.

Невеста - Слезы горючие не катитесь из глаз, мне теперь не до вас.

Сваха - Ой, что - то парни задерживаются.

Стук в дверь…

Сваха:- Кто там?


Дружки жениха: - Отпирайте. Коль не пустите вы нас

мы рассердимся на вас.

Сваха:- А кто вы такие?

Дружки:- Парни хуторские.

Сваха: - Что ль товару красного привезли?

Дружки : - Да, нет. Товар у вас. У нас купец.

Сваха: - Девки, пустим?

Девки:- Пустим.

Сваха:- Проходите. Покажем наш товар?

Девки:- Покажем.

Выходит пожилая женщина накрытая платком.

Открывает платок - все смеются.

Сваха - Ну, вот наш товар.

Дружки - Это ваш товар?

Сваха - Что не по - нраву?

Дружки - Да, нет. Товар то хорош, кабы мы лет 100 назад приехали.

Цены бы вашему товару не было.


Сваха - Ну, вот, не угодили.

Девки, еще поищем?

Девки - Поищем.

Сваха - еще порыщем?

Девки - Порыщем?

Подводят жениху другую девушку из подруг невесты.

Дружки - Ой! Кабы за себя взял бы и глазом не моргнул.

Сваха - Опять не по - нраву невеста? Еще по амбарам пометем, по сусекам поскребем?

Девки - поскребем.

Сваха - Вот все, что осталось.( выходит невеста)

Дружки - А нам и другого и не надо.

Сваха - Теперь - то по - нраву?

Жених - По рукам.

Исполняется песня « Виноград»:

-Виноград во саду цветет

-Виноград да во зеленом

-А ягода (2 р.) во зеленом.

Сваха - Пора поезд наряжать, да молодых в дорогу провожать.

Исполняется песня для молодых:


-Жених с невестой идет

-Словно лебедь невеста плывет

-Ой, пара хорошая.

-Ой, пара пригожая.

Во время исполнения песни все ходят хороводом вокруг молодых.


Ученик 7:

Свадебная одежда и аксессуары.

Свадебное платье.
Белое платье на невесте символизирует чистоту, невинность. Другим «траурно - белым» цветом был красный. «Не шей мне, матушка, красный сарафан…» - пела дочь, которая не хотела уходить из родного дома к чужим людям. Поэтому историки склонны считать, что белое или красное платье невесты - это «скорбное» платье девушки, «умершей» для своего прежнего рода. На протяжении свадьбы невеста несколько раз меняла свой наряд. Она была в разных платьях на девичнике, венчании, после повивания в доме жениха и на второй день свадьбы.
Ученик 8:

Головной убор. (свадебный )
Головной убор невесты в крестьянской среде представлял собой венок из разных цветов с лентами. Делали его девушки перед свадьбой, принося свои ленты. Иногда венки покупали или даже передавали с одной свадьбы на другую. Во избежание порчи, невеста ехала к венцу накрытая большим платком или покрывалом так, чтобы лица не было видно. Сверху на платок часто надевали крестик, он спускался с головы на спину.
Невесту никому нельзя было видеть.
С языческих времен сохранился обычай прощаться с косой, выходя замуж, и заплетать молодой жене две косы вместо одной, притом укладывая пряди одну под другую, а не поверх. Если же девушка убегала с любимым против воли родителей, молодой муж обрезал девичью косу и предъявлял ее новоиспеченному тестю и теще вместе с выкупом за «умыкание» девушки. В любом случая замужняя женщина должна была прикрывать свои волосы головным убором или платком (чтобы сила, заключенная в них, не повредила новому роду).
Ученик 9:
Кольцо.
При обряде обручения жених с родственниками приезжали в дом невесты, все делали друг другу подарки, а жених с невестой обменивались обручальными кольцами. Все действие сопровождалось песнями.
Кольцо - одно из древнейших украшений. Подобно любой замкнутой окружности кольцо символизирует целостность, поэтому его, как и браслет, используют в качестве атрибута брака. Обручальное кольцо должно быть гладким, без насечек, чтобы семейная жизнь была гладкой.
С течением времени русская свадьба трансформировалась. Утрачивались некоторые обряды и появлялись новые. Но по - прошествии некоторого времени свадебный обряд вновь «возродился», претерпев существенные изменения. Прежде всего, он был переориентирован на городскую среду, в силу чего изменилась одежда жениха и невесты, вместо традиционного каравая появился свадебный торт. Из содержания жизни свадьба превратилась в престижную акцию.
Но все же до наших дней сохранилась целостная последовательность свадебного обряда. Средние века на Руси можно назвать периодом становления свадебных традиций, но все же эти свадебные традиции продолжают существовать, являясь неотъемлемой частью русской культуры.
Учитель:

Заключение

Народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Народные мастера умеют превращать утилитарную вещь в произведение искусства.

Коллекции русского народного костюма, хранящиеся в фондах музеев открывают перед нами прекрасное народное искусство, являются свидетельством богатейшей фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства. Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия. Многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочности элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора, особенно вышивки - это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма.

Учитель:

Вывод.

Сейчас фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял своё место в общем широком международном русле моды. Известно, что к народным традициям постоянно обращаются художники-конструкторы, создавая бытовую модную одежду.

Так же фольклорные коллективы выступают в национальных костюмах, демонстрируя нам всю красоту и колорит русской одежды. Каждый народ любит свои обычаи и очень высоко их ценит. Ведь если сам народ не будет передавать свои обычаи из поколения в поколение, не будет воспитывать у своей молодёжи должного к ним почитания и уважения, то через несколько десятков лет просто потеряет свою культуру, а значит и уважение других народов. Обычаи и традиции влияют на историю и международные отношения.
Русская культура - это не просто слова, это основа всей земной цивилизации. Культ-УРа - это совсем не то, к чему нас всех сейчас приучают социальные паразиты. Настоящая Культура - это отнюдь не развлечение!

Это постоянное стремление к Знанию, постоянное творение, постоянное повышение уровня своего эволюционного развития практическими действиями, продиктованными стремлением Души, Долгом, Любовью, Честью и Совестью…

Литература :

1.С.В. Горожанина и Л.М. Зайцева «Русский народный свадебный костюм»

2. Семёнова Мария «Мы славяне»

3.А.А.Коринфский «Народная Русь»

4.Г.А.Пожидаев «Певческие традиции Древней Руси»




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал