7


  • Учителю
  • Статья на тему Работа классного руководителя по формированию социальных компетентностей на основе народных традиций.

Статья на тему Работа классного руководителя по формированию социальных компетентностей на основе народных традиций.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



Работа классного руководителя по формированию социальных компетентностей на основе народных традиций.



Изменение политики государства в отношении семьи и семейного воспитания, а так же перемены, происходящие в области образования, а именно введение новых стандартов, ставят перед школой решение новых задач. Они связаны с воспитанием детей в единстве и гармонии с окружающим миром, с формированием коммуникативной компетентности учащихся, через укрепление семейных отношений и повышения престижа и роли семьи в обучении и воспитании детей.

Школьное воспитание осуществляется всем педагогическим коллективом в процессе школьной жизнедеятельности. Особая, стержневая, роль в формировании личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите прав и отстаивании его интересов принадлежит классному руководителю.

Цель работы классного руководителя - содействие максимальному индивидуальному развитию всех сторон личности учащегося и педагогическая поддержка в его нелегком вхождении в общественную жизнь. В восстановлении личности человека ведущую роль играют духовность и нравственность, которые были основой воспитания подрастающего поколения в народной педагогике. Разносторонняя и многоплановая внеклассная воспитательная работа ложится в основном на плечи классного руководителя, который проводит ее совместно, прежде всего, с родителями.

Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, легендах, песнях, загадках, пословицах и поговорках и олонхо, в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.

Классный руководитель, обеспечивая национальное воспитание, формирует национальное самосознание ребенка путем обучения родному языку, путем ознакомления с обычаями, традициями, ценностными ориентациями своего народа

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим.

Для решения этой задачи в народной педагогике использовались самые различные средства.



Духовность и нравственность как основы народной педагогики якутов являются огромным потенциалом воспитания личности, соответствующей менталитету данного этноса.

Формирование у школьников ключевых компетентностей и компетенций достигается не только за счёт изучения учебных предметов, но и через всю организацию воспитательной, внеклассной работы, через их связь с другими значимыми сторонами жизни школьников.

Социально компетентный субъект изначально формируется лишь в идентично сформированной среде, и первостепенную важность приобретает использование накопленного богатства народных традиций в воспитании, культивирование национальных ценностей и регионально-этнических стереотипов.

Развитие образования успешно осуществляется только при тщательном и детальном использовании в педагогическом процессе потенциала национальной культуры. Особое место занимает физическое воспитание. В области физического воспитания опора на национальные традиции коренных народов Севера - это сочетание специфических свойств организма человека (закалка) с использованием народных игр, самобытных физических упражнений, прикладных состязаний и современных видов спорта.

В нашем улусе с 1994 года проводятся спортивные соревнования по национальным видам спорта «Дети Севера» с охватом всех школ улуса. Эти игры стали традиционными, и надеемся на то, что они будут развиваться и совершенствоваться. Подрастающее поколение под воздействием выработанных на протяжении веков упражнений, игр, состязаний обретает, развивает и укрепляет разносторонние физические качества.

Мы знаем о тяжелой работе рыбаков, охотников и оленеводов Крайнего Севера. Ведь оленеводство, охота и рыбалка являются традиционными занятиями северян. Чтобы наглядно показать, прочувствовать условия труда традиционных занятий учителем физкультуры нашей школы Жиркова И.Р. была придумана спортивная игра «Айыл5а о5ото» («Дитя природы»).

Воспитание национальной культуры надо начинать с малых лет, приучая к фольклору, языку, обычаям и традициям мы сможем сохранить самобытность коренных народов Севера.

Очень хороший опыт по сохранению и распространению национальных традиций накоплен педагогическим коллективом МДОУ «Чуораанчык». Ежегодно проводится Малый слет оленеводорв среди воспитанников детского сада.

Одной из важнейших задач образования является подготовка учащихся к жизни. Для этого необходимо создать условия для развития качеств личности и трудовой подготовки учащихся, которые обеспечат благополучие человека в будущем. Ведь каждый ребенок должен понять, что он как личность ценен для общества. И только тогда, когда он почувствует самоуважение, он будет противостоять разным отрицательным проявлениям жизни.

В современное время произошли коренные социальные перемены. Многое из прикладного искусства утратило свою роль. В настоящее время одежда северных народов стало иной. Но для пастухов-оленеводов, охотников, рыбаков они сохранились, но шьются почти без украшений и отделки. Преемственность передачи мастерства стало невозможной, так как в семьях практически уже никто не занимаются шитьем национальных изделий. Это, конечно, не значит, что коренные жители Севера совсем утратили свое декоративно-прикладное искусство, традиции и представления о прекрасном, идущие из глубокой древности. Подготовка подрастающего поколения к традиционным видам труда - это знания, умения и навыки, которые необходимы для ведения домашнего хозяйства, для изготовления одежды, обуви, изделий народного декоративно-прикладного искусства. В нашей школе с 8 по 11 классы ведутся уроки Оленеводства и Национального шитья, где особое внимание уделяется воспитанию и обучению детей традиционным видам народного декоративно-прикладного искусства, чтобы никогда не прерывалась историческая нить культуры своего народа.



Одной из самых эффективных форм педагогического воздействия на личность было устное народное творчество якутского народа.В большинстве якутских олонхо главный герой - богатырь, заботясь о своих близких, своем народе, сражается с различными чудовищами нижнего мира и, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире. («Дьулуруйар Ньургун Боотур»)

В сказках часто дается образец отзывчивого отношения к окружающему («Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин», «Күөрэгэй»).

Кратко и лаконично выражались идеи гуманистического воспитания в народных пословицах и поговорках. Так, у народа саха есть такая пословица: «Ойуурдаах куобах охтубат, уулаах балык быстыбат». Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребенок знал свою родню чуть ли не до седьмого колена (в некоторых этнических коллективах, например в индийском сообществе, дети должны были знать 80 поколений рода). Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности.

Следует иметь в виду еще один важный момент: вся жизнь якутского народа была тесно связана с природой: труд, отдых, развлечения. Испокон веков природные явления служили народу средством воздействия на личность воспитуемого.

Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.

Опыт народного воспитания у нашего народа очень богат. Он представляет собой народную мудрость, систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками. Но это не означает, что надо использовать весь арсенал народных средств и факторов воспитания без изменений и критической оценки. Необходимо брать те из них, которые работают сегодня и соотносятся с нашими представлениями об общечеловеческих ценностях. Пусть меняются образовательные программы, уклад жизни, семейные принципы, но воспитание на народных традициях остается всегда тем звеном, на которое мы всегда опирались и будем опираться.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал