- Учителю
- Эссе по статье Т. И. Куликовой 'Подготовка студента-психолога к работе по профилактике межэтнических конфликтов'.
Эссе по статье Т. И. Куликовой 'Подготовка студента-психолога к работе по профилактике межэтнических конфликтов'.
Г.А. Киршина. Эссе (на статью Т.И. Куликовой "Подготовка студента-психолога к работе по профилактике межэтнических подростковых конфликтов»)
В статье Т.И. Куликовой "Подготовка студента-психолога к работе по профилактике межэтнических подростковых конфликтов" рассматривается проблема подростковых конфликтов на этнической почве. Отмечается, что ситуация современной России характеризуется интенсивностью этнической миграции. Проблема актуальна и для Тульской области: миграция носит положительный характер, зарегистрировано 20 национальных объединений и около 200 религиозных организаций. Взаимная непримиримость, нетерпимость и культурный эгоизм все чаще проникают в школу.
« Дети часто не могут даже представить себе, что перед ними другая культура со своей особой логикой мышления и поведения. Наиболее острые проблемы возникают в сфере общения между представителями разных национальностей у детей в подростковом возрасте. Ведь для этого возраста характерно экспериментирование, поиск различных способов разрешения сложностей и реализации своих интересов.
Особую актуальность данная проблема приобретает в связи с реализацией национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в которой сформулированы ключевые социальные результаты образования, как: российская гражданская идентичность и стремление к консолидации общества, основанные на способности взаимопонимания и взаимного доверия представителей различных конфессиональных групп, взаимодействия культур при сохранении этнической идентификации.
Тревожным фактором служит тенденция к социальным формам протеста среди подростков, что проявляется в создании неформальных объединений, военизированных формирований, молодежно-подростковых организаций экстремистского толка, нацеленных на разжигание межэтнической розни.
В настоящее время эти проблемы являются приоритетными в деятельности международных государственных и общественных организаций (ООН, ЮНЕСКО). Ключевым документом является Декларация принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995), в которой толерантность определяется как «уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности».
Для Российской Федерации проблема конфликтов на этнической почве также одна из наиболее серьезных. Это подтверждается многочисленными исследованиями социально-психологических особенностей групп (этнических общностей) и межгруппового (межэтнического) взаимодействия. (Т.И. Куликова называет авторов исследований в своей статье). У доминирующего большинства испытуемых группы (59%) выявлен тип этнической идентичности, соответствующий норме, т.е. позитивная этническая идентичность. У 17% выборки выявлен такой тип этнической идентичности как этнонигилизм, т. е. отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию, в связи с чем мы можем говорить, что для данной категории подростков этническая принадлежность не имеет решающего значения. У 12% подростков выявлена этническая индифферентность, т.е. размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности, и мы можем предположить, что эти испытуемые склонны проявлять толерантное отношение по отношению к иноэтническому окружению».
А почему мы думаем, что эти испытуемые склонны проявлять толерантное отношение по отношению к иноэтническому окружению?
Возможно, все наоборот: 17% да еще 12%, получается 29% (около 30%). Третья часть подростков не имеет устойчивой этнической идентичности. Это так называемые - «колеблющиеся», которые могут пойти за кем угодно. Да, доказано, что подростковый возраст является наиболее сензитивным к усвоению социальнозначимых ценностей и формированию толерантности. Именно в этом возрасте идет поиск приемлемых социальных ролей, личностного самоопределения, а также стремления проявить себя за рамками ближайшего социума.
30% неопределившихся - это очень много, и без разрешения этой проблемы невозможно решать задачи по модернизации образования, воспитания подрастающего поколения в духе высокой нравственности, веротерпимости, готовности к межкультурному взаимодействию в условиях сложных общественных отношений.
Согласна, что особая роль в формировании этнической идентичности, принятия и уважения людей других этносов принадлежит психологам. Хотелось бы, чтобы спецкурс для студентов-психологов «Этническая толерантность в межкультурном взаимодействии» изучался во всех педагогических вузах.
Что можно еще предложить, какие формы работы по этому направлению? Они есть и известны и педагогам, и психологам. Просто нужно сделать акцент на этой проблеме. Хочется отметить, что у нас, в Сибири, немного мигрантов, беженцев, поэтому и проблема не так остра. Но каждая деревня наша - многонациональна, и работать есть над чем.
Для младших классов мы проводим праздники национальные, классные часы, экскурсии в музеи и т.д. Для среднего звена и старшеклассников можно предложить семинары, дискуссии, практические занятия, тренинги, самостоятельную работу по подготовке рефератов, презентаций, проектов. Старшеклассники могли бы со специальными программами ходить на классные часы к учащимся 1-4 классов.
Написала и подумала: лучше всего создать в школе такую же программу как спецкурс («Этническая толерантность в межкультурном взаимодействии»)! Педагоги и психологи продумали бы темы, методы и формы для младших классов, среднего звена и старшеклассников.
Думаю, что спецкурс «Этническая толерантность в межкультурном взаимодействии» даст нашему обществу психологов со сформированным этническим самосознанием, с развитой этнической толерантностью, умениями работать в современных условиях.
Личностная предрасположенность учителей и школьных психологов к общению с представителями иной культуры будет способствовать организации профилактической работы, направленной на формирование позитивных, стрессоустойчивых и толерантных форм поведения молодого поколения в ситуациях межличностного взаимодействия.