- Учителю
- Еселые промыслы' - познавательно-развлекательная программа
Еселые промыслы' - познавательно-развлекательная программа
Слава русской старине.
Цикл краеведческих мероприятий для дошкольников и младших школьников 1-4 класс
«Весёлые промыслы Нижегородского края»
Цель: познакомить детей с промыслами Нижегородской области.
Задачи: - объяснить, что называется словом «промысел»
- рассказать о Жбанниковской свистульке (г. Городец), семёновских и полхов-майданских матрёшках и деревянных ложках.
- развить интерес к истории и культуре Нижегородского края.
- привить любовь к своему Отечеству.
Оборудование: Выставка изделий из семёновской хохломы, Городецкой росписи, игрушек, матрёшек, свистулек. Одежда детей украшена элементами традиционного народного костюма. Музыкальное сопровождение.
Ход мероприятия.
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы познакомимся с удивительными творениями рук человека, которые приведут нас в волшебный мир искусства. Нашими друзьями станут вот эти игрушки: деревянные изделия хохломской и Городецкой росписи, Жбанниковские свистульки из глины, смешные куклы-матрёшки из Семёнова и Полхов-Майдана.
Музыкальное сопровождение - русская народная песня «Светит месяц, светит ясный», выходит группа девочек в платочках.
1 чтец: Дуйте в дудки, бейте в ложки,
В гости к нам пришли матрёшки
Ложки деревянные,
Матрёшечки румяные
2 чтец: Шли подружки по дорожке.
Было их немножечко
Две Матрёны, три Матрёшки
И одна Матрёшечка.
3 чтец: Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружку
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.
4 чтец: Пыль клубится по дорожке
Едут с ярмарки матрёшки
На баранах, на быках,
Все с гостинцами в руках.
5 чтец: Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрёшки
Восемь водят хоровод.
И девятая поёт.
6 чтец: Мы до полноги гостили.
Нас домой не отпустили
Оставляют ночевать
Завтра снова танцевать.
Ведущий: Богата наша земля Нижегородская народными умельцами. Около пятидесяти городов и более ста населённых пунктов славятся своими промыслами. Слово «промысел» происходит от глагола «промышлять в лесу». С давних времён простые люди занимались в Заволжье обработкой дерева. Лес был доступен для заволжских крестьян. С весны до осени обрабатывали землю, растили и собирали урожай. А долгими зимними вечерами без дела не сидели: вырезали, пилили, рубили, точили, расписывали и вот уже везли на санях свои красивые изделия на ярмарку.
Матрёшка - русский сувенир.
Матрёшки - деревянные куклы, вложенные одна в другую, - нравятся всем, приносят радость и взрослым и детям. Матрёшку - русский сувенир, любят во всём мире. Очень хороша наша нижегородская матрёшка. На многих международных выставках и ярмарках демонстрировали её, и всюду она получала очень высокую оценку. Более 30 стран покупают нижегородскую матрёшку. На нижегородской земле матрёшек изготавливают в городе Семёнове (там же расписывают хохломским узором). Есть матрёшки, сделанные в селе Полховский Майдан (или Полхов - Майдан). И те и другие хороши, но различаются формой и росписью.
Задания детям:
Ведущая: Рассмотрите семёновскую и полхов-майданскую матрёшку и расскажите, чем они различаются. Обратите внимание на то, как одета та и другая, как причёсаны, которая стройнее. Какая тебе больше нравится?
Ведущая: Наше путешествие по ярмарке народных промыслов продолжается.
Выходит мальчик в картузе с лотком в руках, в лотке лежат расписные деревянные ложки)
Мальчик: Эй, господа! Пожалуйте сюда!
Кланяюсь и рекомендуюсь,
Торговец Яшка
Красная рубашка!
Пожалуйте, господа почтенные
Ложки у меня отменные!
Ведущая: Посмотрим, посмотрим Яков Иванович! Что у тебя за товар! Ложки деревянные, расписные, лёгкие, звонкие, ни одной одинаковой нет!
А ну-ка, ребятки, отгадайте загадку:
Всех кормлю с охотою,
А сама безротая
Поцелую, полижу
И опять положу (Ложка)
Волокут кривульку
Через тын да на улку (Ложка при еде)
Ведущая: Около трёхсот лет назад бежали простые люди в Заволжские леса от преследования царской власти за приверженность старой вере. Селились среди густых лесов по берегам красивых рек Керженца, Ветлуги, Узолы. Деревянных дел мастера не только для себя изготавливали домашнюю утварь. Семьи старообрядцев, так и назывались крестьяне старой веры, были большими. По их обычаю, у каждого была своя ложка. Ребятишек было и пятнадцать и восемнадцать человек. Одинаковые ложки подписывали. Были ложки барские, т.е. красивые, детские, бурлацкие, монастырские. Всего известно более 40 видов ложек. И горели они росписью называемой «золотая хохлома». Заморские гости-купцы диву давались как богаты русские люди, ложки золотом покрывают! Золота вовсе и не было!
Долго хранили тайну изготовления красивой деревянной посуды заволжские мастера. Русская земля слухом полнится. Секрет прост. Из лиственных пород деревьев выточат, например, кружку. Она белая. И её так и называют «бельё». Покроют жидкой глиной. Она станет красновато-коричневой. Нанесут слой льняного масла и натрут алюминиевым порошком. Станет кружка серебристой. Ещё раз нанесут слой масла и рапишут. Для хохломской росписи характерны чёрный, красный и зелёный цвета. Теперь лаком покроют и поставят в печь. Там-то и произойдёт чудо: запечётся лак в жёлтую плёнку-поверхность и кажется золотой.
И хохломской эта роспись называется не случайно. Обычно изделия народных промыслов получали названия по месту изготовления. Городецкую роспись делают в городе Городце. Семёновские матрёшки - в Семёнове, чкаловский гипюр - в Чкалове.
Хохлома - это торговое село Ковернинского района куда свозились изделия для продажи из окрестных сёл и деревень. Вывезенные отсюда товары затем сбывались на ярмарках и базарах России, Европы, Азии, Америки. Прошли годы. Из имени собственного слово «хохлома» и сегодня характеризует особый вид нижегородской росписи, и стало именем нарицательным. Слово «хохлома» очень подошло к золотой расписной утвари. Есть в нём что-то необычное, округлое и весёлое.
Ведущая: Мы отправляемся с вами в старинный город Городец. Нашими друзьями станут Городецкие игрушки.
Мелькают берегов узоры,
Течёт размеренно Узола.
На берегах степенно в ряд
Деревни разные стоят.
В них жизнь течёт реке подобно,
Спокойно и без суеты.
Здесь всё привычно и знакомо,
Родные, милые черты.
В углу, у узкого окошка,
Скамья и прялки стройный стан,
У ног клубком свернулась кошка,
На печке синеглазый мальчуган.
Ему нисколечко не скучно,
Хоть нынче дома он один.
Зимою с дюжину игрушек
Отец мальчонке смастерил.
С медведем он пойдёт за мёдом,
Опасен, труден будет путь,
Возьмёт он зайца на подмогу,
Втроём дойдут уж как-нибудь.
Затем он полетит с синичкой
За море - синий океан,
Посмотрит на перо Жар-птицы,
На остров сказочный Буян.
Вот только день короткий, жалко!
Уж сон слепит его глаза,
Он сядет на коня-качалку
И вдаль умчится, за леса.
Ведущая: Игрушечный промысел в деревнях Жбанниково, Рыжухино, Роймино, Язвицы Городецкого района Горьковской области существует с незапамятных времён, как и большинство народных промыслов.
Свидетельством древности традиций Городецкой свистульки можно считать характер лепки этих игрушек. Силуэт городецких «дудок» вписывается в равнобедренный треугольник. При этом «туловище» любой игрушки не отличается от другой - будь то петушок, барашек или олень. Различные животные и птицы разнятся друг от друга только моделированием головы. Городецкие игрушки дают сказочно-фантастические образы животных и птиц.
Вылепленные игрушки расставляют тесными рядами на доски и в течение нескольких дней сушат в тени. После обжига расписывают каждую фигурку звонкими эмалевыми красками - в красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий цвета. Всё туловище игрушки покрывается сплошь одним цветом. Рога, уши, копытца, у птиц - гребешки, равно как и конец хвоста-свистка, серебрятся алюминиевой краской. После этого тычком наносятся несколько пятен эмалевой краской, но другого цвета (красные пятна по жёлтому фону, молочно-белые по красному и т.д.)
Сегодня мастера привнесли новые сюжеты игрушек: такие как солдатики с гармошками, а также олени, бараны, лошадки на четырёх ногах, а не на трёх точках опоры. Стоит выделить «лепную мелочь» - фигурки птичек, не более спичечной коробки, которые изготавливают в Городецком районе сотнями.
Ведущий: Ребята, давайте вспомним, о каких народных промыслах мы сегодня разговаривали? (ответ детей)
После этого дети все вместе свистят в свистульки, бьют в ложки мотив песни «Жили у бабуси два весёлых гуся».
Ведущий: Молодцы! А наше путешествие подошло к концу. До новых встреч!
Литература:
-
Геннадий Блинов «Чудо - кони, чудо - птицы». Рассказы о русской народной игрушке, Москва: «Детская литература», 1977 г. - 190 с.
-
И.А. Хапилина «Азбука народных промыслов. 1 - 4 классы: дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2013. - 199 с.
-
Л. Шевчук «В столицу золотой хохломы». - Внешторгиздат: ЦРИБ «Турист», 1990 г.
-
Гольдин И.И. «Хороша ложка!: О деревянных ложках России. - М.: Просвещение, 1994. - 96 с.
-
Л.И. Гайдина, В.А. Яровенко, О.Е. Жиренко «Патриотическое воспитание: Сценарии мероприятий: 1-4 классы». - М.: ВАКО, 2009. - 224 с.
-
Информационно-публицистический журнал «Нижегородская отчина». - № 1 (2), 1993 г.
-
Ю.Г. Круглов «Русские народные загадки, пословицы, поговорки. - М.: Просвещение, 1990. - 335 с.: ил.