- Учителю
- Программа театрального объединения 'Маски+'
Программа театрального объединения 'Маски+'
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного
образования детей « Рыльский Дом детского творчества»
ПРОГРАММА
театрального объединения
«Маски+»
Коробова Татьяна Сергеевна,
педагог дополнительного
образования Рыльского
Дома детского творчества
Рыльск
2. Пояснительная записка
2.1 Обоснование необходимости разработки.
Одной из задач данной авторской программы - способствовать формированию художественной культуры и творческой активности, как части духовной культуры, воспитывать уважение к народным традициям и театральному искусству.
Данная программа учитывает желание выделиться, привлечь внимание свойственно людям любого возраста, но в молодежной среде оно более обострено.
Для успешного решения этих задач в программе предусмотрено:
- приобщение подрастающего поколения к духовному богатству своего народа, его культуре, что дает возможность воспитывать у детей уважение к традициям, укладу жизни, быту, обычаям наших предков, стремление сохранить то ценное, что живет в памяти народа;
- оказание социально-педагогической поддержки в развитии умений по созданию своего образа, подчеркиванию своей индивидуальности, черпая его составляющие из природы, традиций, действительности, всего, что нас окружает, с чем мы взаимодействуем;
Это и определяет актуальность данной программы.
Программа театрального объединения разработана на основе
Федерального компонента государственного стандарта общего образования, 2004 г.
Вид программы: адаптированная (модифицированная)
Новизна данной программы:
- составлено планирование изучаемого материала, учитывающее мотивацию, интересы и возрастные особенности обучающихся;
- изучаемый материал составлен таким образом, что позволяет максимально отразить национальное своеобразие и познакомить с культурой своего народа.
Художественная деятельность обучающихся на занятиях находит разнообразные формы выражения.
На занятиях в театральном объединении развивается художественный вкус, творческая активность, формируются эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к образному и художественному мышлению, активному преобразованию действительности.
Также происходит рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, направленное на осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях, и ставящее обучающихся на уровень субъектов формируемых отношений.
Общественное значение результатов деятельности школьников играет важную роль в их воспитании. Ведь развивающие и воспитательные возможности деятельности значительно возрастают, если она специально организуется как коллективная и творческая, если она направлена на удовлетворение потребностей общества и в то же время учитывает интересы и потребности обучающихся.
Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором. Ребенок, входя в сказку, получает роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям - прежде всего детям - осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, - невозможно. С.Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущения беззаботного детства.
Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием и т.д., необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе очевидна. Освоение программы способствует осознанному выбору дальнейшего профиля, уточнению профессиональных и жизненных планов.
2.2 Цели и задачи программы.
Цели программы:
Освоение различных видов творчества; элементов образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме); образных и исполнительных умений; технологических знаний, технологической культуры на основе включения обучающихся в разнообразные виды деятельности (познавательной, трудовой, художественной, общественной, ценностно-ориентационной, коммуникативной), методов творческой деятельности, путях получения профессий.
Овладение простейшими образно-выразительными умениями; специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда с учетом эстетических и экологических требований, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов с учетом личностных особенностей; безопасными приемами труда
Развитие творческой самостоятельности в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку; познавательных интересов, творческого и образного мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей и разносторонних качеств личности обучающихся, путем приобщение их к культурному наследию своей страны на примере такого вида искусства, как театр, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач; к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности.
Воспитание таких качеств личности как трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность, ответственность за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; творческого отношения к исполнительскому мастерству.
Получение опыта применения знаний и умений в самостоятельной практической деятельности и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Задачи и методы программы:
- последовательное знакомство детей с видами театра;
- поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам;
- совершенствование артистических навыков детей;
- раскрепощение ребенка;
- работа над речью, интонациями;
- коллективные действия, взаимодействия;
- пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.
Принципы:
- импровизационность,
- гуманность,
- систематизация знаний,
- учет индивидуальных способностей каждого ребенка.
Образовательные:
- обучать самоконтролю;
- познакомить с историей возникновения русского театра, включать обучающихся в познавательную деятельность.
Воспитательные:
- воспитывать инициативу и самостоятельность, усидчивость и аккуратность, трудолюбие;
- формировать навыки здорового образа жизни, культуру общения и поведения в обществе;
- воспитывать чувство уважения к народным традициям;
- формировать социальную активность.
Развивающие:
- развивать социально-значимые качества личности;
- развивать такие психологические особенности как образное и творческое мышление, способность личности к полноценному восприятию и правильному пониманию красоты в искусстве и действительности;
- развивать формирование потребностей в самораскрытии.
2.3 Особенности программы
Ведущие идеи: Оказание социально-педагогической поддержки в развитии и формировании личности обучающихся, возможности раскрыть свой творческий потенциал за счет развития их природных задатков и способностей; в преодолении слабой выраженности отдельных способностей за счет их упражнения или компенсации посредством других способностей и способов работы; в формировании адаптивной личности, способной решать творческие задачи, раскрывающие её как субъекта в процессе созидания и самовыражения.
Ключевые понятия: формирование функционально-технологической грамотности (компетентности) обучающихся, их конструктивной самостоятельности; становление таких качеств личности как информативность (насыщение информацией), критичность, способность к самоанализу выполняемой деятельности, её планированию, к постановке целей на будущее, выбору профессии и личностному самоопределению; развитие образного и творческого мышления.
Этапы реализации программы:
1 год обучения: мотивация, интерес, способности.
2 год обучения: способности, творчество.
3 год обучения: креативность.
В основу программы положено обучение, основанное на раскрытии творческих возможностей, задатков ребенка.
Занятия школьников в театральном объединении нельзя ограничивать знакомством детей с игрой на сцене и рассматривать их как развлечение в часы досуга. Яркое, увлекательное искусство театра дает учащимся возможность проявить свою деятельность и может быть широко использовано педагогом в воспитательных целях:
постановка спектакля помогает сплотить дружный, творческий коллектив школьников:
вдумчивый анализ пьесы обращает внимание учащихся на то, как правдиво и проникновенно отображает реалистическое искусство театра жизненные явления;
работа над ролью заставляет учеников задуматься над художественным образом и понять его познавательное значение;
запоминание текста пьесы наизусть обогащает язык детей, а непосредственное общение на сцене наглядно показывает выразительность живого слова.
Занятия в театральном объединении не могут быть в стороне от нашей общей системы школьного обучения и воспитания. Отсюда для педагогов дополнительного образования становится обязательным учет возрастных особенностей учащихся, выбор содержательного и художественного репертуара, понятного и доступного силам исполнителей, необходимость сознательной, последовательной и посильной работы детей над сценическим образом и т. д.
Кроме этого, в театральном объединении учащиеся знакомятся с основами актерского искусства и дают им навыки правдивого поведения в сценических условиях.
Правда жизни, отраженная на сцене в художественных образах, обладает большой силой воздействия на сознание и чувства детей.
Круг вопросов, возникающих перед руководителем театрального кружка, можно разбить на три основные группы:
вопросы репертуара;
вопросы организации коллектива;
ряд вопросов, связанных непосредственно с работой над пьесой и ее сценическим воплощением.
Основу любого спектакля составляет литературное, драматургическое произведение - пьеса.
Решая вопрос о пригодности той или иной пьесы для работы с данным кружком, думаю о распределении ролей, реально оцениваю творческие возможности кружковцев, их возраст.
Программа рассчитана на три года обучения (возраст детей 8 -14 лет).
В предлагаемом варианте авторской программы «Юный театрал» могут заниматься дети 8 - 14 лет.
При составлении плана работы была соблюдена логическая последовательность и взаимосвязь занятий
2.6 Прогнозируемые результаты
Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся.
Обучающиеся должны знать / понимать:
- исторические сведения о театральном искусстве и т.п.
- основные специальные термины;
- правила техники безопасности;
- творческие методы решения технологических задач;
- способы нормирования труда;
- сущность индивидуальной трудовой деятельности.
Обучающиеся должны уметь:
- рационально организовывать рабочее место;
- находить необходимую информацию в различных источниках;
- соблюдать правила гигиены, санитарии и безопасной работы;
- самостоятельно выявлять и исправлять ошибки;
- сужать и расширять узор;
- работать с журналами и другой литературой;
- распределять обязанности при коллективном выполнении работы;
- решать проставленные задачи с применением методов творческой деятельности;
- уточнять и корректировать профессиональные намерения;
ЗАДАЧИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
ГРУППА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
2. Подводить детей к созданию выразительного образа.
3. Расширять представления детей об окружающих их предметах. Учить определять материал для изготовления костюмов, декораций, атрибутов к спектаклю. Расширять знания детей о персонажах, участвующих в театрально-игровой деятельности.
4. Пополнять и активизировать словарь детей. Формировать умение определять и называть местоположение театральных персонажей, предметов, декораций, характеризовать душевное состояние и настроение персонажей театрального спектакля. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков. Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. Формировать интонацию и выразительность речи. Развивать диалогическую речь детей в процессе театрально-игровой деятельности.
ГРУППА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Продолжать развивать устойчивый интерес к театральной деятельности.
2. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые, песенные и танцевальные импровизации.
3. Расширять представления детей об окружающей действительности.
Уточнять представления о предметах, игрушках, декорациях, окружающих их.
Уметь определять существенные признаки предметов.
Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве.
Воспитывать бережное отношение к реквизиту, костюмам, декорациям, уважение к труду взрослых и детей.
4. Продолжать обогащать и активизировать словарь учащихся. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Развивать диалогическую и монологическую речь, ее форму. Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.
5. Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.
6. Продолжать воспитывать гуманные чувства детей. Развивать стремление быть отзывчивыми к взрослым и детям, проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
7. Приучать детей правильно оценивать свои и чужие поступки, а также персонажей кукольных и драматических спектаклей.
8. Развивать умение использовать песенные, танцевальные, игровые импровизации в самостоятельной деятельности.
9. Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
ГРУППА ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Совершенствовать всестороннее развитие артистических способностей детей средствами театрального искусства.
2. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации.
3. Продолжать расширять знания детей об окружающей действительности. Углублять представления о предметах, декорациях. Совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве. Продолжать воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к костюмам, декорациям.
4. Продолжать активизировать и уточнять словарь учащихся. Закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Воспитывать культуру речевого общения.
5. Закреплять навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках, побуждать детей сочинять новые. Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.
6. Совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей.
7. Продолжать воспитывать гуманные чувства. Формировать представления о честности, справедливости, доброте. Воспитывать отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Развивать способность анализировать свои
поступки, поведение сверстников, героев сказок. Формировать у детей чувства сотрудничества и взаимопомощи.
8. Совершенствовать песенные импровизации детей.
9. Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, движениями, создавая яркий образ героя.
В процессе реализации программы у обучающихся должны развиваться такие социально-значимые качества личности как:
1. Выражающие отношения к работе: трудолюбие (обязательность, пунктуальность, собранность), внимательность, творческий подход.
2. Характеризующие общий стиль поведенческой деятельности: исполнительность, самостоятельность, верность слову, активность (энергичность, инициативность, новаторство, целеустремленность), авторитетность, организованность (ответственность, последовательность, дисциплинированность, усидчивость, работоспособность), решительность (упорство, настойчивость).
3. Умственные способности: гибкость (находчивость, изобретательность, абстрактномыслие), дальновидность.
4. Административно-организаторские: умение руководить людьми, постоять за коллектив, разбираться в людях, убеждать их, коммуникабельность, эмоциональность (живость, импульсивность).
5. Характеризующие отношение к людям: доброта (добросердечность, гуманность, человечность, отзывчивость, доброжелательность), честность (правдивость,чистосердечность,благородство,справедливость,искренность),беспристрастность, воспитанность.
6. Характеризующие отношение к себе: требовательность, скромность, уверенность, совершенствование знаний.
Характеристика системы оценивания и отслеживания результатов
Отслеживание результатов в творческом объединении направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся и на определение эффективности функционирования педагогического процесса. Оно должно обеспечивать взаимодействие внешней обратной связи (контроль педагога) и внутренней (самоконтроль обучающихся). Целью отслеживания и оценивания результатов обучения является: содействовать воспитанию у обучающихся от-
ветственности за результаты своего труда, критического отношения к достигнутому, привычки к самоконтролю и самонаблюдению, что формирует навык самоанализа. Для проверки знаний, умений и навыков в творческом объединении «Юный театрал» используются такие виды и методы контроля как:
Входной, направленный на выявление требуемых на начало обучения знаний, дает информацию об уровне подготовки обучающихся. Для этого вида контроля используются методы:
- письменные (анкеты, тесты);
- игры: деловые, имитационные, ролевые, драматизации.
Текущий, осуществляемый в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся. Для этого вида контроля можно использовать такие методы:
- устные (фронтальный опрос, беседа);
- письменные (тесты, карточки-задания);
- индивидуальные (дифференциация и подбор заданий с учетом особенностей обучающихся);
- наблюдения;
- концертная деятельность.
Итоговый, проводимый в конце четвертей, полугодий, всего учебного года. Здесь целесообразно проводить участие в конкурсах, фестивалях, в концертной деятельности.
В качестве системы оценивания в творческом объединении используется коллективный анализ деятельности обучающихся, где отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы, разбираются типичные ошибки.
К отслеживанию результатов обучения предъявляются следующие требования:
- индивидуальный характер, требующий осуществления отслеживания каждого обучающегося;
- систематичность, регулярность проведения на всех этапах процесса обучения;
- разнообразие форм проведения, повышение интереса к его проведению;
- всесторонность, то есть должна обеспечиваться проверка теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков обучающихся;
2.4. Возрастные особенности детей 7 - 10 лет.
Ведущей, доминирующей потребностью в младшем школьном возрасте - познавательная деятельность, ученье; ребенок учится, чтобы стать культурным, развитым; младшим школьникам свойственны внушаемость, стремление подражать тем, кто для них является авторитетом, и, в первую очередь, педагогу. Дети в этом возрасте аккуратны и послушны, любознательны, тянутся ко всему новому, интересуются конкретными объектами и темами: животные, растения, моря и реки, острова и города, различные виды транспорта, звезды, планеты, фильмы и рассказы по этим темам и объектам вызывают огромный интерес, любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны, стремятся к приключениям. Следует помнить, что победу и поражения переживают очень эмоционально, долго не могут успокоиться; не умеют сдерживать себя в проявлении эмоций; девочки подчас дольше несут обиды, жалуются на подруг, ищут защиты у педагога.
В этом возрасте:
В Я - концепции личности доминирует "Я - эмоциональное", где можно выделить следующую структуру:
Я нравлюсь - чувство успеха, уверенность в признании педагогом.
Я способен - уверенность совершить то или иное действие, осуществить намеченное.
Я защищен - чувство значимости, признания, защищенности в своем кругу общения.
Совокупность этих трех элементов самоощущений способствует положительным проявлением личности: успеху, прогрессу.
Предпочтения в формах работы
Для детей 8 - 12 лет важен оптимистический настрой учебно-воспитательного процесса. Обучение происходит по принципу: ученье - игра, занятия надо строить на основе этого принципа. Это путешествия, конкурсы, кроссворды, шарады, викторины, сюжетно - ролевые и развивающие игры, театрализованные игры.
Требования к оцениванию
- надо выбрать такую систему оценивания, чтобы она несла жизнерадостность, оптимизм;
- вознаграждать за трудолюбие, старание;
- оценка не должна наносить ущерб личностному достоинству ребенка;
- в 9 - 12 лет на первый план выступает знаковое выражение оценки деятельности.
Требования к педагогу
Педагог занимает в этот период особое место в жизни ребенка. Он олицетворяет для них все то новое, важное, серьезное, что вошло в их жизнь с поступлением в школу. Уважение и авторитет, которыми пользуется педагог, трудно переоценить. Каждое слово педагога, его требование - закон для детей.
2. 5. Методическое обеспечение программы
Основные способы и формы работы.
Основными формами работы в творческом объединении является учебно - практическая деятельность (80 % - практические занятия, 20 % - теоретические).
На занятиях в творческом объединении «Юный театрал» используются такие формы и методы работы:
- последовательное знакомство детей с видами театра;
- поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам;
- совершенствование артистических навыков детей;
- раскрепощение ребенка;
- работа над речью, интонациями;
- коллективные действия, взаимодействия;
- пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.
- индивидуализированная, где учитываются учебные и индивидуальные возможности обучающихся;
Применение в обучении такой организации учебного процесса, как:
1) индивидуализация;
2) дифференциация, которая включает следующие этапы:
- учет индивидуальных особенностей;
- группирование обучающихся на основе этих особенностей;
- вариативность учебного процесса в группе.
Методы организации образовательного процесса
В творческом объединении используются следующие методы организации образовательного процесса:
1. По признаку получения знаний:
- словесные (рассказ, беседа, дискуссия);
- наглядные (методы иллюстрации: показ плакатов, пособий, таблиц, эскизов; методы демонстрации: показ объектов труда, эталонных изделий, инструментов и материалов);
2. По способам организации деятельности:
- информационные, объяснительно-иллюстративные с использованием различных источников знаний: книг, журналов, компьютера…
- исследовательские (организация поисковой, творческой деятельности, творческие проекты).
3. По управлению учебно-познавательной деятельностью:
- методы формирования познавательных интересов;
- методы формирования чувства долга.
4. Методы контроля и самоконтроля .
5. Методы формирования устойчивой мотивации:
- соревнования, создания ситуации успеха;
- познавательные игры;
- дискуссии.
Условия, способствующие формированию позитивных мотивов у обучающихся:
1. Осознание ближайших и конечных целей.
2. Осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний.
3. Наличие любознательности.
4. Положительный психологический климат в группе.
5. Профессиональная направленность в деятельности.
Организация поэтапной деятельности, способствующей формированию устойчивой, положительной мотивации.
1. Мотивационный этап.
- создание учебно-проблемной ситуации;
- формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации;
- рассмотрение вопросов самооценки и самоконтроля.
2. Операционно-познавательный этап.
- усвоение темы, овладение учебными действиями и операциями в связи с её содержанием;
- положительные эмоции, достижение конкретного результата.
3. Рефлексивно-оценочный этап.
- анализ выполненных заданий, сопоставление достигнутого результата с поставленной задачей;
- подведение итогов, подкрепление мотивации.
Очень важно, чтобы занятия в театральном объединении приносило удовлетворение от радости созидания и творчества.
- дифференцированный подход.
1