7


  • Учителю
  • Вне классное мероприятие 'Мифы Древней Эллады' (6 класс)

Вне классное мероприятие 'Мифы Древней Эллады' (6 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов

Ставропольского края, г.Кисловодск







Конспект внеклассного мероприятия

в 6 классе



«Мифы Древней Эллады»







Подготовила

Учитель русского языка и литературы

Зубахина Елена Алексеевна










г.Кисловодск

Мифы Древней Эллады


Настоящая игра может быть организована в 6 классе после изучения темы «Мифы народов мира». Игровому занятию, безусловно, должна предшествовать подготовительная работа, в том числе и уроки внеклассного чтения, которые помогут учащимся расширить представления о богах и героях Древней Эллады. Учитель порекомендует ребятам познакомиться с замечательными книгами:

  • Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции;

  • Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима;

  • Мифы, и легенды Древней Греции.

Учитель разобьет класс на группыкаждая из которых получит свое задание: изучить какой-либо раздел книги («Боги», «Герои») или определенную его часть. Целесообразно дать ребятам индивидуальные задания: сделать сообщение о том или ином герое и его приключениях (по выбору учителя и учащегося), выполнить иллюстрации к любимым мифаж Теперь о том, что касается собственно проведения игры. В ней участвуют три команды. Они заранее придумывают себе название (например, «Аргонавты», «Олимпиец» и т. п.), девиз и изготовляют эмблему. Большинство заданий ориентировано на выявление того, как усвоено учащимися содержание наиболее популярных греческих мифов. В ходе состязаний ребят получат возможность продемонстрировать приобретенные знания. Ряд конкурсов требует, чтобы шестиклассники проявили смекалку, находчивость, а также творческие способности.

За каждый правильный ответ игрокам вручаются специальные жетоны (от 1 до 3, в зависимости от степени сложности заданий), подсчет которых по окончании игры позволит, с одной стороны, определить команду-победительницу, а с другой - оценить степень активности каждого'участника соревнований.



1. Боги и герои (Викторина)

Викторина состоит из двух разделов: «Боги» и «Герои». И в том, и в другом разделе шесть вопросов (по два для каж­дой команды). Желательно обеспечить данный этап игры со­ответствующей наглядностью, например закрепить на доске иллюстрации, изображающие эллинских богов и героев: реп­родукции картин, фотографии скульптур, наконец, за отсут­ствием оных, детские рисунки.

Ведущий. «Вначале существовал лишь вечный, безгра­ничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни, - сообщается в книге Н. Куна «Легенды и мифы Древней Гре­ции». - Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги».

Ведущий показывает участникам состязаний изображе­ния следующих богов: Зевса, Посейдона, Аполлона, Гефеста, Эскулапа, Гермеса, Эрота, Пана, Диониса, Аида, затем задает командам вопросы.

  1. Как известно, место обитания бессмертных богов - гора Олимп. Боги живут в роскошных золотых чертогах. А кто возвел эти прекраснейшие сооружения?


  • Гефест.


  1. Любая мать несказанно радуется появлению на свет своего ребенка. В древнегреческой мифологии есть описание случая, когда мать, взглянув на новорожденного сына, обрати­лась в бегство. Этот бог был так ужасен, что наводил ужас на окружающих. Кто он?


  • Пан.


  1. Кто из богов владел уникальным индивидуальным транспортным средством, позволявшим передвигаться в про­странстве с быстротой мысли? Назовите это транспортное сред­ство.


  • Гермес, крылатые сандалии.


  1. Не секрет, что дети появляются на свет из чрева ма­тери. Благодаря греческой мифологии, нам известен фено­мен, когда ребенок вышел из разрубленной топором голо­вы отца, Назовите имя бога, родившего таким способом дочь.


  • Зевс.


  1. Амур, Купидон - у римлян, Лель - у славян. Как име­новали этого бога древние греки?


  • Эрот.


  1. На фотографии вы видите здание Большого театра в Москве. На фасаде - скульптурное изображение одного из богов: в колеснице, запряженной четверкой лошадей, с лирой в руках, он выступает здесь в роли покровителя дома. Назо­вите этого бога.


  • Аполлон.

Ведущий. Зевс, пытаясь усовершенствовать род люд­ской, создал полубогов, или героев. Перед вами изображения десяти самых известных мифологических героев: Ахилла, Ге­ракла, Одиссея, Орфея, Икара, Адониса, Париса, Сизифа, Пер­сея, Пигмалиона.

  1. Кто из героев был учредителем Олимпийских игр?


  • Геракл.


  1. Сияющие на ночном небосклоне звезды, согласно ле­генде, образовались от союза Астрея и Эос. А вот созвездие Млечный Путь обязано своим появлением не богам, а одно­му из героев. Какому?


  • Геракл.


  1. Нельзя умереть дважды. Это неоспоримый факт. Среди героев греческих легенд есть один, который, по воле богов, еже­годно умирает, чтобы вскоре воскреснуть. Кто это?



  • Адонис.

    1. Однажды между Афиной, Герой и Афродитой, сообщает легенда, возник спор за право именоваться прекраснейшей. Кто из мифологических героев был третейским судьей в споре?


  • Парис.


Какой приз был вручен победительнице?


  • Яблоко.

    1. В легенде о каком герое воплотилась мечта человека о полете в космос?


  • Икар.


    1. Одному из героев Троянской войны сам бог Гефест вы­ковал щит. Этот щит стал дивным произведением искусства, но, к сожалению, не смог уберечь своего владельца от смерти. Назовите обладателя этого уникального щита.


  • Ахилл.

2. Богини

В конкурсе участвуют три девочки - по одной от каждой команды. Сначала соревнующимся придется угадать, каких бо­гинь они будут представлять в продолжение данного конкурса. Угадывание происходит в три этапа. Если участница игры уз­нала «свою» богиню с первой попытки, она получает три очка. Когда же для узнавания понадобятся вторая и третья подсказ­ки, конкурсантка приобретает лишь два балла или только один.

Подсказки представительнице команды № 1 (Афина)

      1. Богиня мудрости и знания; учит людей искусствам и ремеслам, девушек - рукоделию.

      2. Защитница городов и крепостей.

      3. Покровительница героев, непобедимая воительница.

Подсказки представительнице команды № 2 (Артемида)

1. Богиня эта дает счастье в браке, благословляет дето­рождение.

        1. Способствует росту трав, цветов и деревьев, исцеляет о болезней.

        2. Покровительница животных, богиня-охотница.

Подсказки представительнице команды № 3 (Афродита)

          1. Первоначально богиня моря и неба, посылающая дождь

          2. Олицетворяет красоту и вечную юность.

          3. Будит любовь в сердцах смертных и богов, благодар! чему царит над миром.

Когда узнавание всех трех богинь успешно завершится ведущий подведет участниц состязаний к стенду, где раз мещены рисунки, изображающие следующие предметы: 1 рог изобилия, 2) копье, 3) яблоко, 4) трезубец, 5) колчан, б лук, 7) венок из цветов, 8) щит. Каждая из соревнующиха должна выбрать атрибуты «своей» богини.


  • Афина - № 2, 8; Артемида - № 5, 6; Афродита­ми 3, 7.


Затем игрокам вручаются тексты - отрывки из книги Н. Куна «Легенды и мифы Древней Греции». В каждом тек сте допущены три фактические ошибки. Девочки вслух чи тают отрывки, находят и исправляют неточности. Скольм ошибок будет исправлено, столько очков и получат пред ста вительницы команд. Таким образом, максимальное количе ство баллов, которое можно заработать в ходе данного кон курса, - три.

Задание представительнице команды № 1

(Афина)

«На всю Лидию славилась Арахна своим искусством. <...> Гордилась она, что нет ей равных на свете в искусстве живо­писи. Однажды воскликнула Арахна:

  • Пусть приходит сама Афина Паллада состязаться со мной! Не победить ей меня! <...>

  • Я здесь, Арахна! - воскликнула богиня.

Началось состязание. <...> Верхом совершенства была работа Арахны, она не уступала по красоте работе Афины, но в изображениях ее видно было неуважение к богам. Разгне­валась Афина, она разорвала работу Арахны. Несчастная Арах­на не перенесла позора; она бросилась в море, Афина освобо­дила Арахну и сказала ей:

- Живи, непокорная. <...>

Афина окропила Арахну соком волшебной травы и <...> обратилась она в рыбу. <...>



  • Ошибки: 1) живописи; надо: ткать; 2) бросилась в море; надо: свила веревку и <...> повесилась; 3) в рыбу; надо: в паука.

Задание представительнице команды № 2

(Артемида)

«Однажды охотился Актеон со своими товарищами в лесах Киферона. Настал жаркий полдень. Утомленные охот­ники расположились на отдых в тени густого леса. <...> В крутом склоне горы увидел Актеон прелестную полянку... Он пошел к ней, не зная, что она часто служит местом от­дыха Артемиде. Артемида только что пришла на полянку <...> и готовилась загорать. <...> Разгневалась Артемида, что Актеон нарушил ее покой. В гневе Артемида преврати­ла несчастного Актеона в неуклюжего медведя».


  • Ошибки: 1) прелестную полянку; надо: прелестный грот; 2) загорать; надо: к купанию; 3) в неуклюже­го медведя; надо: в стройного оленя.


Задание представительнице команды № 3

(Афродита)

«Но богиня любви... знала и сама муки любви... Адонису, сыну царя Кипра, никто из смертных не был равен красо­той... Забыла для него Афродита и Патмос, и цветущую Ки- феру. Адонис был ей милее светлого Олимпа.


Однажды собаки Адониса во время охоты напали на след громадного тигра. <...> Адонис уже готовился выстрелить в разъяренного зверя, как вдруг кинулся на него тигр и... смер­тельно ранил любимца Афродиты. Умер Адонис от страшной раны. Афродита <...>, полная невыразимого горя, пошла в горы Кипра искать тело любимого юноши. <...> Острые кам­ни и шипы терновника ранили нежные ноги богини. <...> А там, где падали из раненых ног богини капли крови, всюду вырастали пышные маки, алые, как кровь Афродиты».


  • Ошибки: 1) тигра; надо: кабана; 2) выстрелить; надо: пронзить копьем; 3) маки; надо: розы.

3. Подвиги Геракла

Для участия в конкурсе ведущий приглашает капитанов команд вместе с двумя-тремя помощниками.

Ведущий. Все знают, что полноправный властитель на Олимпе - громовержец Зевс. Представим себе такую неве­роятную ситуацию: Зевс сложил с себя полномочия правите­ля, в среде богов-олимпийцев возобладали демократические веяния, объявлены президентские выборы. Один из кандида­тов на пост президента Олимпа - Геракл.

Во время этого конкурса каждому из трех капитанов при­дется примерить на себя «маску» знаменитого мифологиче­ского героя Геракла и дать «интервью» от его лица, ответив на несколько вопросов ведущего.

Пока последний будет интервьюировать новоявленного кандидата на президентский пост, группа поддержки займет­ся подготовкой предвыборной кампании.

Задания для группы поддержки капитанов

  1. Напишите сценарий рекламного ролика о Геракле и его подвигах.

  2. Составьте заметку сенсационного характера, посвящен­ную деяниям Геракла, для размещения в местной олимпий­ской прессе, если бы таковая была в Древней Элладе.

3. Напишите шуточную программу, которую новоиспече ный кандидат - Геракл - мог бы обнародовать во время св ей предвыборной кампании.

Вопросы игроку команды № 1

    1. Почему вас прозвали Гераклом? Каково ваше наста щее имя? Что оно означает?


  • При рождении герою дали имя Алкид, что знаш «сильный». Гераклом его прозвали из-за преслед ваний Геры - «совершающий подвиги из-за гов ний Геры». Римляне именуют его Геркулесом.


    1. Опишите ваше воинское облачение, включая оружие.


  • «...золотой панцирь сделал ему Гефест, а Афина сак соткала для него одежду». «Еще юношей Герак убил грозного киферонского льва, жившего в ве] шинах гор, и снял с него шкуру. Эту шкуру о накинул как плащ на свои могучие плечи. Лапы о связал у себя на груди, а шкура с головы льва с® жила ему шлемом». Из книги Куна «Легенды мифы Древней Греции» мы также узнаем, что Апо: лон подарил Гераклу лук и стрелы, которыми был впоследствии повержены стимфалийские птици лернейская гидра, керинейская лань. Из вырванвс го с корнями в Немейской роще ясеня, твердого, м железо, Геракл сделал себе палицу, которой срази немейского льва.



Вопросы игроку команды № 2

      1. Вы один из самых могучих героев. Рассказывают, ещ будучи младенцем, едва из пеленок, вы поразили всех, обнару жив недюжинную физическую силу. Как это было?


  • В восьмимесячном возрасте Геракл задушил двр чудовищных змей, которых подослала Гера, обижен ная появлением сына Зевса от смертной женщины


      1. Смерть непобедима для всех, кроме... вас. Правда ли что в поединке с богом смерти Танатом вы одержали верх и последний вынужден был отступить? Поведайте нам об

этом.


  • Когда Геракл узнал, что его друг Адмет потерял лю­бимую жену Алкестиду, могучий герой решил во что бы то ни стало помочь горю друга и вырвать у бога смерти Таната добычу. «...Началась меж ними ужасная борьба, - читаем в книге Н. Куна. - Все же могучий сын громовержца Зевса победил Тана­та. Он связал его и потребовал как выкуп за свобо­ду, чтобы вернул бог смерти к жизни Алкестиду».



Вопросы игроку команды № 3

1. Какой из ваших подвигов самый трудный? Почему?


  • «Самым трудным подвигом Геракла на службе у Эврисфея был его последний, двенадцатый, подвиг. Геракл должен был отправиться к великому титану Атласу, который держит на плечах небесный свод, и достать из его садов <...> три золотых яблока. <...> Чтобы совершить этот подвиг, нужно было прежде всего узнать путь в сады Гесперид, охраняемые дра­коном, никогда не смыкавшим глаз. Никто не знал пути к Гесперидам и Атласу».


2. Какая награда ожидала вас за совершенные подвиги?


  • «Живет с тех пор на светлом Олимпе в сонме бес­смертных богов Геракл. Это было ему наградой за все его подвиги на земле, за все его страдания».

4. Наш вернисаж

(Мифологические образы в живописи)

Ведущий. Античная мифология сильно повлияла на культурное развитие человечества, обогатила мировое искус­ство. Мифологические сюжеты и образы, начиная с эпохи Возрождения, активно использовались литераторами и му­зыкантами, скульпторами и живописцами в своих произве­дениях.

Вниманию игроков предлагаются наборы из четырех ре родукций известных художественных полотен. Три картин из этого ряда созданы на сюжеты античной мифологии, с держание же четвертого произведения не связано с грек римскими легендами. Задача шестиклассников - об наружи «лишнее» звено в данном ряду.

Задание команде № 1

        1. В. Серов «Похищение Европы».

        2. М. Врубель «Пан».

        3. М. Врубель «Царевна-Лебедь».

        4. К. Брюллов «Встреча Аполлона и Дианы».


  • Лишнее звено - № 3.

Задание команде № 2

          1. Рафаэль Санти «Суд Париса».

          2. П. Рубенс «Персей и Андромеда».

          3. С. Боттичелли «Рождение Венеры».

          4. Рембрандт «Возвращение блудного сына».


  • Лишнее звено - № 4.


Задание команде № 3

            1. Тициан Вечеллио «Даная».

            2. Д. Веласкес «Вакх» («Дионис»).

            3. Микеланджело де Караваджо «Магдалина».

            4. Н. Пуссен «Царство Флоры».


  • Лишнее звено - № 3.


5. Толковый словарь

Ведущий. Как известно, многие образные выраженн и «крылатые» слова, которые мы используем в речи, bocxi дят к древнегреческим мифам.

Команды получают карточки, где записаны фразеологиз­мы с тремя вариантами толкования их значения. Участники настоящего конкурса должны выбрать среди них единствен­но правильный ответ.

Карточка для команды № 1

Сизифов труд:

а) тяжелая, бесконечная и безрезультатная работа;

б) работа, выполненная быстро и качественно;

в) многолетний кропотливый труд.


  • Правильный ответ - а.


Карточка для команды № 2

Авгиевы конюшни:

а) помещение, которое содержится в образцовом порядке;

б) сильно засоренное, загрязненное и захламленное место;

в) место, где собраны особо ценные породы скота.


  • Правильный ответ - б.

Карточка для команды № 3

Ахиллесова пята:

а) главное достоинство, лучшее качество чего-либо или кого-либо;

б) основной недостаток, свойственный лицу или предмету;

в) наиболее уязвимое место у кого-либо.


  • Правильный ответ - в.


Когда ребята справятся с этим заданием, ведущий прочтет стихотворение Ивана Козьмича Пруткова (Б. В. Жирковича) «О том, чего бы я хотел»:

Хотел бы я нектар прохладный

Черпать из Стиксовой реки.

Хотел бы я носить чулки

Из тонких нитей Ариадны.

Испечь хотел бы я пирог

Из нежных яблоков раздора,

Хотел бы изобилья рог

Узреть на телке у забора.

Роскошный дом хотел бы я

Сложить из камня преткновенья,

И чтоб пред ним, струи лия,

Журчали волны вдохновенья.



Вопросы (общие для всех трех команд)

              1. На чем основан комический эффект стихотворения?


  • Игнорируется переносное значение крылатых вн ражений, они используются автором в прямо: смысле.


              1. Какие образы, выражения, фразеологизмы в стихотвс рении связаны с античной мифологией? Что означают эти вк ражения? Помните ли вы мифы, которым эти выражения об* заны своим возникновением?


  • Нектар - в древнегреческой мифологии напито богов, дающий им бессмертие и вечную юность; переносном смысле: прекрасный, живительный ш питок. Стикс - священная река, леденящие вод: которой протекают в царстве мертвых. Нить Ар адны - выражение со значением: путеводная нип то, что помогает найти выход из затруднительно! положения. Согласно мифу, дочь критского цар Миноса Ариадна помогла афинскому царю Тезе выбраться из лабиринта при помощи клубка ю ток. Яблоко раздора - выражение со значении повод, причина ссоры, споров, серьезных разном сий - возникло на основе мифа о яблоке, препо; несенном Парисом богине Афродите как приз; красоту и послужившем причиной раздора меж{ нею и богинями Герой и Афиной. Рог изобилия символ неиссякаемого богатства, изобилия. В гр ческой мифологии - чудесный рог козы Амалфа вскормившей своим молоком младенца Зевса. По одному из преданий, когда однажды коза обломи­ла рог, Зевс придал чудодейственную силу этому рогу наполняться всем, чего пожелает владелец. Волны вдохновенья - здесь подразумевается Кас­тальский ключ, находившийся на горе Парнас; его воды служили источником поэтического вдохно­вения.


3. Какие фразеологизмы, возникшие на материале антич­ных легенд и мифов, вам известны? Что они означают?

Ведущий «по кругу» предоставляет слово ребятам из раз­ных команд. Побеждает группа, игроки которой вспомнят наибольшее количество выражений и дадут правильное объяснение их значения. Ребята, безусловно, упомянут та­кие фразеологические сочетания, как Ахиллов щит, герку­лесовы столпы, панический страх, танталовы муки, прокрус­тово ложе, троянский конь, ящик Пандоры и другие. Чтобы выполнение такого задания оказалось по силам учащимся, необходимо проводить соответствующую словарную работу на уроках литературы. В этом и шестиклассникам, и учите­лю помогут книги:

  • Ботвинник М. Н. и др. Мифологический словарь. - М.,1965;

  • Фразеологический словарь русского языка. / Под ред. А. И. Молоткова. - М., 1986;

  • Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1997.


6. «Служенье муз...»

Завершает игру поэтический конкурс. Ребята читают сти­хотворения известных поэтов с «мифологической» темати­кой (например, «Арион» А. С. Пушкина, «Венера Милосская» А. Фета, «Нить Ариадны» и «Орфей и аргонавты» В. Брюсо- ва, «Тебе, Афродита, слагаю танец...» А. Ахматовой, «Эври- дика» А. Тарковского, «Елена Прекрасная» В. Федорова), а также произведения собственного сочинения - стихотво] ные «опусы» на сюжеты античных легенд. Подобное зад ние, разумеется, потребует предварительной домашней по; готовки.

Победители состязания поэтов и чтецов увенчивают! символическими лавровыми венками.


10



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал