- Учителю
- Доклад по теме '«Становление традиционных ценностей в бытие современного общества».
Доклад по теме '«Становление традиционных ценностей в бытие современного общества».
Министерство образования РБ
ООШ с .Первушино,филиал МБОУ СОШ с. Ст. Камышлы
МР Кушнаренковский р-р РБ
Доклад по теме:
« Становление традиционных ценностей
в бытии современного общества».
В ежегодном послании Президента Российской федерации Д.А.Медведева Федеральному собранию 30 декабря 2011 года прозвучало понятие «детолюбие» как вектор развития российского общества, основа духовного преображения нации.
Уважение к семье и любовь к детям входит в число основополагающих социокультурных ценностей любого народа. Фольклор народов России отразил огромное разнообразие пословиц и поговорок о детях: Дитя хоть криво, да отцу-матери мило. Дочку в колыбельку- приданое в копейку. Сын да дочь - красные дети. Сын глядит в дом, а дочь - вон. Счастливая дочь - в отца, а сын - в мать. Каждому свой ребенок что ясный месяц. Свое дитя в сердце, чужое под мышкой. Сумел воспитать своего ребенка - радость, не сумел- беда. Грач говорит: «Хоть черное, все же свое дитятко». Чужие дети не то, что свои. И курица своих детей любит. Слово чужих родителей тверже палки.
Интересны обряды в башкирской культуре. Башкиры, как многие другие народы, не могли представить, что человек мог существовать без имени. Имя - его вторая , духовная суть, поэтому ребенку сразу давалось, хоть и временное, имя. Сразу же, приняв ребенка, повитуха обвязывала запястье младенца какой-нибудь ниточкой и , заворачивая в пеленки, нарекала его именем. Новорожденный получал йургэк исеме- пеленочное имя. Постоянное имя ребенок получал только после чтения муллой молитвы «азан».
Первые сорок дней после рождения ребенка считались наиболее опасными как для него, так и для его матери. В народе бала выработана целая система предохранительных мер, якобы способных предохранить от сглаза. Считалось, что способностью сглаза обладал любой человек, поэтому , глядя на ребенка, нельзя было хвалить его, говорить, что он красивый, здоровый. Если при ребенке произносились похвальные речи, непременно следовало добавить куз теймэhен - «как бы не сглазить» и при этом три раза плюнуть на него. Важное значение имел цвет той или иной вещи. Способными отвлечь дурной глаз считались красный, черный, белый цвета, как наиболее яркие. Запястье ребенка перевязывали красной ниточкой, к волосам прицепляли кораллы.
На 3, 7 день после рождения ребенка устраивали торжество в честь рождения ребенка. Приглашались только женщины, чаще пожилые. Гости приносили угощения: масло, сметану, различные сладости. После трапезы им раздавали мотки белых ниток, заранее приготовленных роженицей. Центральной фигурой в родовых обрядах выступала повитуха. Она считалась неоспоримым авторитетом для ребенка и для семьи роженицы, что воспитывало в ребенке уважительное и почтительное отношение к старшим.
Дети - это будущее поколение, поэтому от того, как они воспитываются, зависит благополучие рода и семьи. Однажды близкий друг спросил поэта Мусу Джалиля:
- Что ты любишь больше всего на свете?
Поэт подумал и ответил:
-больше всего люблю детей.
-Почему?
- Потому, - последовал ответ, - что дети для меня не просто ребятишки. Они олицетворенная любовь к жизни, отчему дому, семье… Они наше продолжение во времени. Как же можно не любить детей, друг мой!
Судьба детей всегда в центре внимания писателей России. Счастье и несчастье детей , их заботы и радости, беды и мечты - важнейшая тема русской классической литературы. В творчестве Н.А.Некрасова тема детства, часто несчастного, безрадостного, трагического, занимает особое место. Дети часто становятся рассказчиками, повествуют о мире взрослых. Это Алеша Пешков в повести «Детство» М.Горького, Николай Иртеньев в романе «Детство» Л.Н.Толстого.
Дети наиболее беззащитны перед жестокостью жизни. О тяжелом положении детей, их трагической судьбе писали Ф.М.Достоевский («Мальчик и Христа на елке»), М.Шолохов («Нахаленок», «Судьба человека»), В.Приставкин(«Ночевала тучка золотая»), А.Лиханов («Сломанная кукла», «Никто»), З.Биишева («Мальчик -партизан»), Мустай Карим («Радость нашего дома»).
В конце ХХ века концепт детолюбие стал подвергаться переосмыслению. Трансформации социально- экономического, духовного бытия современной России свидетельствует о том , что материальные ценности, прагматизм вытесняют значимость традиционных нравственных ценностей, зачастую ставят под сомнение (концепты совесть, честь, любовь, многодетная семья). Изменение отношения к ценностям чутко отражает бытие языка. Результаты проведенного нами эмпирического компаративного исследования становления бытия русского языка на материале академических словарей ХIХ- ХХ веков свидетельствуют о том, что концепт детолюбие подвергся становлению, т.е. переоценке, разрушению.
Социально-экономический кризис, увеличение бедности и нищеты в конце в конце ХХ- начале ХХI веков отразились в расширении словарного поля «безотцовщина» (безотцовщина, безотцовский, детдом, детдомовец, детдомовский, детприемник) и т.д. примечательно, что в «Большой академический словарь» по редакцией К.С.Горбачевича 2004-2010 годов уже не вошли слова «детолюбивый, детолюбие», отмеченные в «Словаре церковно-славянского и древнерусского языка» 1847 года и «Словаре русского языка» под ред. А.П. Евгеньевой 1981-1982 гг. корень «любовь» выпал не только из словарного поля концепта «дитя», но и концепта «брат»: исчезло 6 слов со значением «любовь» (братолюбец, братолюбивый, братолюбиво, братолюбие, братолюбно, братолюбный), отмеченных в словаре 1847 года.
Вместо создания необходимых для гармоничного воспроизводства общества положительных понятий в языковом бытии в словарных гнездах важнейших концептов русской культуры (дом, дитя, женщина) расширилось поле канцелярских советизмов (домоуправление, домком, домостроевщина, деткор, деткоровский, детсад-ясли, женотдел, и др.). такие количественные и качественные трансформации важнейших концептов являются показателем глубинных изменений в духовном бытии общества. По выраженю Л.И.Михайловой: «В условиях кризисного общества, ломки политических и экономических отношений усиливаются динамические процессы во всех сферах, в том числе в социальной сфере, в которой происходит трансформация устоявшихся ценностей инорм жизнедеятельности человека».
Моральный релятивизм, по выражению Е.О.Труфановой, является важной особенностью современного общиства. Современная социальная жизнь размывает ряд моральных ценностей, « так что индивид лишается образцов нравственного поведения, на которые он мог ориентироваться». Именно моральный релятивизм звучит в современных антипословицах, широко тиражируемых в средствах массовой информаций: «Дети- цветы жизни, пускай они растут на чужом подоконнике», «Если вы любите чужих детей, зачем вам заводить собственных», «Дети- цветы жизни. Так воткните их обратно в клумбу».
Одной из причин ценностного кризиса российского общества является то, что большая часть политической , экономической элиты созидает новую реальность России по западному образцу, игнорируя традиционные ценности и мировоззренческие установки, пытаясь просто перенести на отечественную почву западные идеалы, которые зачастую противоречат складывавшимся веками нравственным заповедям. Западная цивилизация формирует человека рационального, но безразличного к духовным ценностям, такие «деформации в системе ценностей намного опаснее для общества, чем даже превратности динами экономического роста». Это объясняется тем, что ценности - это не только нравственные ориентиры для людей, но и «Мерило гуманности и цивилизованности общества, членами которого являются эти люди. Общество без выверенной во всех отношениях системы позитивных социокультурных ценностей обречено на стагнацию, потерю своей былой мощи».
Аксиологическое бытие российского общества характеризуется тем, что прежние ценности скомпрометированы, «отвергнуты, а новые еще не созрели. А если и созрели, то они отнюдь не представляют из себя общезначимых явлений. Миллионные и миллиардные капиталы олигархов для определенной части современного российского общества, возможно, уже стали значимыми, но будут ли они идеалом для каждого, как, скажем, когда-то являлись предметом всеобщего восхищения: герой-патриот на поле брани, герой труда у станка, у мартена, герой космоса?» Продолжим: являетсяли многодетная мать, большая семья идеалом для современных молодых людей и приоритетом для государства? Пока на этот вопрос ответить только положительно нельзя.
Возвращаясь к содержанию Послания Президента Федеральному Собранию 2011 года, подчеркнем, что осознание политической элитой важности заботы о детях и уважения к детству уже дает надежду на изменение в идеологических установках. Детолюбие, защита детства, заложенные в религиях мира и культуре народов нашей страны, = это единственно правильный путь, выбрав который человек может обеспечить себе счастливое мирное будущее. Бережное отношение родителей к своим детям, любовь и забота о них и , главное, внимание государства и власти к проблемам детства, финансовая поддержка социальных программ по защите материнства и детства - залог сохранения страны и воспитания доброго молодого поколения.