7


  • Учителю
  • Этнографический праздник 'Хозяин и хозяйка чума' способствует знакомству с культурой, традициями и обычаями народов Севера

Этнографический праздник 'Хозяин и хозяйка чума' способствует знакомству с культурой, традициями и обычаями народов Севера

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала


МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ ДОМ «ЮНОНА»

Этнографический праздник «Хозяин и хозяйка тундры»





Выполнила: Попредкина Надежда Георгиевна,воспитатель












Цель: Знакомство воспитанников с культурой, традициями и обычаями народов Севера через развитие умения видеть и понимать красоту окружающей жизни, особенности края, людей которые его населяют.



Задачи:

  • Формировать чувство уважения к коренным народам Севера, их национальной культуре, традициям;

  • Содействовать развитию познавательных интересов воспитанников;

  • Воспитать культуру поведения, навыки общения и коллективной деятельности,

  • Развивать физические способности воспитанников, чувство солидарности, соперничества и соревновательности;



Форма проведения: этнографический праздник с элементами соревнований.

Оборудование: Чум, макеты оленей, веревки, палки для перетягивании, бубен, столы

Выставки: книг, рисунков, фотографий, поделок;

Музыкальное сопровождение: народная музыка в эстрадной обработке, исполнитель

Гаврил Лагей.

Действующие лица: Ведущие, ненецкий мальчик, девочка солнце,шаман.



Эпиграф

Если кто - нибудь скажет тебе, что Север мрачен и беден, то знай, что он Севера не знает. Ту радость, и бодрость, и силу, какую дает Север, вряд ли можно найти в других местах. Н. Рерих



Ход праздника

1 часть праздника

Ненецкий мальчик Добрый день, дорогие ребята и взрослые. Здравствуйте, уважаемые гости!

Мы приглашаем Вас, принять участие в играх, забавах, обрядах моего народа.

Ведущая 1. Сегодня мы с вами собрались в нашем гостеприимном доме, чтобы больше узнать о Ямале и людях, живущих здесь.

Ведущая 2. Издавна народы Севера передавали своим детям традиционные ремесла: оленеводство, рыбную ловлю, охоту. Вместе с ними зарождались и национальные обряды, игры, состязания и праздники. Во время таких праздников люди стараются продемонстрировать свою силу и ловкость. И сегодня мы с вами собрались на такой праздник.


Ненецкий мальчик. Нам хорошо средь вечной мерзлоты,
Поющей с леденящими ветрами.
И не боимся зимней темноты.
Мы дышим вольным воздухом одним -
Зыряне, ненцы, русские и ханты -
И никакой земли во всей Вселенной.
Иной, чем наша, вовсе не хотим.

Ведущая 1. «Праздник» ­ само это слово несет в себе заряд положительных эмоций. Это яркое событие в череде будничных дней, отдых от суеты, пауза в бешеном ритме жизни современного человека. У каждого народа - свои традиционные праздники, у каждого праздника - неповторимое «лицо».


Ведущая 2. Дорогие дети, уважаемые гости! Сегодня мы отмечаем необычное событие. После долгой полярной ночи, над Ямалом появилось солнце. В эти дни все народы нашего края: зыряне, коми, ненцы, ханты, русские люди празднуют встречу с солнцем. Этот праздник называется

« Хейрако». Народы севера называют солнце «Хейро». Во всех городах, стойбищах, посёлках веселятся люди: поют песни, пляшут, проводят соревнования, на ловкость, выносливость, и прославляют солнце.

Я с малых лет люблю тебя, Ямал
Укрытый тундровым ковром.
Здесь Родина моя! Мой дом!
Мои снега и теплый дом!

Из чума под звук барабана выходит Шаман.

Шаман: Здравствуйте ребята и дорогие гости! Как я рад, что вы пришли ко мне в тундру и разбудили меня.
Чум, чум круглый дом,
Побывайте в доме том.
В неё всего одна стена.
Очень круглая она.
В чуме нашем круглый год,
Гости водят хоровод.
Гостю доброму почёт,
В круглом доме, круглый год!

Ведущая 1.
Благодарим тебя Шаман,
Но, что-то грустен твой бубен

И солнце в тундре не сияет,
И снег ещё ни где не тает.
Мы просим все тебя Шаман,
Скорее солнце вызвать нам!

Шаман бьёт в бубен, ходит по кругу.

Шаман.

Мне мой бубен говорит,
Кто - то здесь чужой сидит.
Не желает нам добра,
Нам прогнать его пора.
Добрые духи мне сказали,
Чтоб вы солнышко позвали.
В руки бубен я возьму,
С вами солнце позову!

( звучит ненецкая народная песня «Хейрако», аудиозапись.)

Ведущая 2. Что - то не видно нашего солнышка. Оно наверное думает, что мы боимся мороза. Давайте мы покажем, что мы закалённые и холода не боимся.

Ведущая 1. Мы закалённые?

Дети. Да!
Ведущий. Храбрые?
Дети. Да!
Ведущий. Ловкие.
Дети. Да!

Ведущая 2. Уважаемый Шаман, дорогие гости сейчас наши ребята покажут свою быстроту и ловкость в ненецких национальных играх, а ты присаживайся и будь главным гостем на нашем празднике.

Проводятся ненецкие игры



Ведущая 1. Одной из самых любимых ненецких забав являются прыжки через нарты.

Игра "Прыжки через нарты"

(Игра способствует развитию силы ног, ловкости, прыгучести, воспитывает смелость, решительность.)

Правила игры: в один ряд ставится 5-6 нарт параллельно друг другу на расстоянии 40-50 сантиметров друг от друга. Играющие поочереди прыгают через них. Начинать прыжки можно только по сигналу ведущего. Прыгать надо, отталкиваясь двумя ногами и приземляясь на обе ноги. Во время прыжка нельзя задевать нарты.

Ведущая 2. Следующая эстафета является национальной ненецкой игрой

Игра "Бросание тынзяна на хорей"

(Игра способствует развитию ловкости, сноровки, глазомера, имеет большое прикладное значение.)

Правила игры: участники команд по очереди пытаются набросить веревку на макет оленя, стоящую в двух метрах от них. Выигрывает команда, больше всех набросившая веревку на макет оленя.

Следующая эстафета будет посвящена строению жилища ненецких семей.

Игра "Ненецкий чум"

(Игра способствует развитию ловкости и быстроты).

Правила игры: Участники поочереди переносят мягкие модули (кольца, цилиндр) к фишке, где выстраивают "чум".

Ведущая 1. Народы севера обязательно соревнуются в силе.

Игра "Перетягивании на палках"

(Игра способствует развитию силы рук, ловкости воспитанию выдержки).

Правила игры: две группы играющих, садятся на землю гуськом: одна группа против другой. Передние берутся за палку двумя руками и упираются друг в друга ступнями ног. Остальные в каждой группе крепко держат друг друга за талию. По команде постепенно перетягивают друг друга. Победителем считается та группа, которая перетянула на свою сторону другую группу, или приподняла с места несколько человек, или вырвала палку из рук переднего.

Ведущая Северные охотники имели большую силу воли, так как им не раз приходилось встречаться с медведем в лесу один на один. Следующая ненецкая игра

Игра "Хват без перехвата"

(Игра развивает не только силу физическую, но и силу воли.)

Правила игры: от каждой команды выходит капитан. Поочереди они становятся спиной к друг другу. Сцепляются согнутыми в локтях руками. По команде игроки стараются заставить друг друга оторвать ноги от земли. Команда получает очко, если её участник победил. Выигрывает та команда, которая заработала больше очков.

Игра "Оленья упряжка"

Ведущая 2

В ночь беззвездную до чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье?
От рогов ветвистых, стройных.
На снега упала тень.
Кто бежит к нам, с ветром споря?
Это - северный олень

(Игра способствует развитию быстроты, ловкости, силы плечевого пояса и мышц спины.)

Правила игры: участники команд разбиваются на пары: один садится на упряжку (мешок), другой его везет. "Оленья упряжка" добегает до кегли, оббегает ее, а затем игроки меняются местами и возвращаются назад. Эстафету принимает другая пара. Какая команда быстрее.

Ведущая 1. Вот и настало время заключительной эстафеты и называется она "Путешествие по тундре".

Правила игры: Первые участники команд прыжками с кочки на кочку (по досочкам) преодолевают болото, пробираются сквозь снежные заносы (пролезают на четвереньках через тоннель), обегают ориентир и на одной лыже бегут назад, передают ее, как эстафетную палочку, следующему участнику. Он сначала бежит на одной лыже, затем пробирается сквозь снежные заносы, преодолевает болото и передает эстафету.

Ведущая 2

Тундра - северяночка, нет её милей!
Северным сиянием небо светит ей.
Будто чудо-девица лунною иглой.
Вышивает красочно, мой Ямал родной.


Шаман. Молодцы ребята, вы очень быстрые и ловкие! А теперь ребята и уважаемые гости приглашаем вас в наш гостевой чум, где наши маленькие хозяйки чума приготовили для вас вкусные угощения. Мы проведем конкурс национальной кухни

«Северные Хозяюшки»

( Девочки в чуме демонстрируют приготовленные блюда и рассказывают о них)

Малосол - Это блюдо готовят из свежей, только что выловленной крупной рыбы - муксуна, щекура. Рыбину разрезают по животу, удаляют внутренности. И чтобы она просолилась равномерно, прорезают ее самое толстое место - спину. Затем обильно посыпают рыбину солью. Через три- четыре часа малосол готов. Рыба уже не сырая, а соленая.

Хлеб по - селькупски - селькупы жители самых отдаленных уголков Ямала, для выпечки хлеба используют раскаленный песок. Муку перемешивают с водой, солью и вместо дрожжей добавляют соду. Разжигают большой костер, после чего отгребают угли и золу и в центр раскаленного песка выкладывают тесто и накрывают песком. 20-30 минут и хлеб готов.

Строганина из рыбы - готовится из «белой» рыбы. К ней относится муксун, нельма, щекур, осетр. Вначале с мерзлой рыбы надо снять чешуйчатую шкуру, срезаются полоски кожи на спине и животе, начиная с хвоста и до головы. С обеих сторон рыбины у головы и хвоста делают вертикальные надрезы и снимают чешуйчатое одеяние. Затем ставят рыбу на голову и начинают рыбину строгать. Строганина бывает мужской и женской. Согласно религиозным законам, существующим в тундре, осетра женщинам разделывать не разрешается, можно только мужчинам, Поэтому эти породы рыб относятся к «мужской» строганине. Дальше, обладая большой силой, мужчины нарезают рыбу тонкими стружками. А женщины режут рыбу толстыми стружками, которые долго остаются мороженными и вкусными.

Кулебяка, шаньги коми - зыряне единственные из малочисленных народов Севера в условиях кочевой жизни научились разнообразить свой стол выпечкой шанег и рыбных пирогов. Как же при отсутствии духовки женщины- коми умудряются произвести на свет выпечку. Хозяйка чума разогревает железную печь, затем выгребает угли под дно печки, и вот готова походная духовка. Сверху шаньги с морошкой пропекаются за счет печки, низ за счет раскаленных углей. Кулебяку - рыбный пирог пекут открытым, чтобы рыба пропеклась.

Ведущая 1 Спасибо, наши северные хозяюшки, за вкусные блюда и интересные рассказы, наше жури, по достоинству оценит ваше умение и старание.

Ведущий. Уважаемый Шаман, мы и пели и плясали, показали свою быстроту и ловкость, свои кулинарные способности, а солнышко так и не показывается. Что нам делать?
Шаман.
Вот ударю звонко в бубен,

Говорить я с духом буду.
Добрым духом тундры!
Солнышко вернёт он людям!


Ведущий. Ребята, давайте поможем Шаману, позовём вместе солнышко.

Проговаривается заклинка:
Солнышко, солнышко,
Приходи на праздник.
Приходи в наш дом.


Появляется Галя в костюме солнышка.

Солнышко.
Вы звали солнце, вот и я!
Здравствуйте мои друзья!
Что вокруг произошло?
Солнце первый раз взошло.
Озарило светом всех,
Озарило даль и снег.
Вижу искорки в глазах,
И улыбки на устах.

Будут рады пусть мне все,
И на небе, на земле!

Ведущий. Как тепло и радостно стало! Правда, ребята? И наш праздник продолжается.

Солнышко Уважаемые гости, дорогие ребята приглашаем вас на вторую часть нашего праздника, которая состоится в актовом зале. В зале вы можете познакомиться с выставкой, сделать памятные фотографии, посмотреть обряды северных народов.

2 часть праздника


Актовый зал тематически оформлен рисунками, плакатами, тантамаресками, на столах расположена выставка прикладного искусства. Ведущие в национальных костюмах

Мальчик

Расскажи нам, Ямал, о рожденье своем.
Как в дремучих веках ты явился на свет,
Как припал к ледяной материнской груди.
И растил богатырскую силу свою,
Чтобы стать великаном с великой судьбой,
И чтоб алые звезды взошли над тобой.

Девочка

За Уральскими горами,

Здесь, на краешке Земли,

За холодными морями,

Где живут друзья мои,

Полуостров есть Ямал,

Про себя он очень скромно

Говорит, что очень мал,

В самом деле - он огромный.

И совсем Ямал не мал


Ведущий 1. Сегодня мы с вами пришли на праздник, чтобы еще больше узнать о Ямале и людях, живущих здесь.

У народов Севера есть свои национальные обряды и традиции, которые придают своеобразный колорит и неповторимость этим народам.

Ведущий 2

А теперь настала очередь продемонстрировать обряды и традиции. Надеемся, что наше жюри по достоинству оценит выступления наших ребят.

Ведущая 1. Нам хорошо средь вечной мерзлоты,
Поющей с леденящими ветрами.
И не боимся зимней темноты.
Мы дышим вольным воздухом одним -
Ненцы , ханты, русские, зыряне -
И никакой земли во всей Вселенной.
Иной, чем наша, вовсе не хотим.



Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним - тайга по нраву,

Другим - степной простор.


У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один - черкеску носит,

Другой надел халат.


Один - рыбак с рожденья,

Другой - оленевод.

Один - кумыс готовит,

Другой - готовит мёд.


Одним - милее осень,

Другим - милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех - одна.


Конкурс обрядов

Дошкольная группа - обряд рождения ребенка или наречение имени

Старшие девочки - "Вурна хатл или День Вороны"

Оборудование: чум, костюм вороны, калачи-сушки, цветные ленточки, записи хантыйской музыки.

Ведущий 1.

Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады, что вы пришли к нам. «Честь для хозяина чума и стойбища, если в этот день его уважит не один гость, не одна упряжка простоит до вечера на стоянке нарт, а вечером из чума раздается голоса и смех людей, собранных песней».

Ведущий 2.

Из глубокой старины дошла до нас легенда:

- Давным-давно это было. Прилетела как-то ворона в наш северный край. Летала-летала, вокруг никого нет, пусто. Холодно и хмуро. Собралась тогда ворона с силою и каркнула во все горло. Полетело ее громкое «кар-кар» над просторами Севера, над могучей рекой Обь, отозвалась в Уральских хребтах. От этого крика ожила Земля. С этого дня начался род ханты. И был этот день седьмым от начала месяца твердого наста. И стали этот день называть «Ворнга хатл» - «Вороний день».

Ведущий 1.

Празднование вороньего дня 7 апреля совпадает с христианским праздником Благовещение Пресвятой Богородицы. В представлении обских угров ворона ассоциируется с женским духом, а вороний день - с солнцем. Ворона считается источником жизни, покровительницей женщин и детей.

Ведущий 2.

У лесных ненцев Вороний праздник в старину называли «праздником бедных». Во время этого праздника люди только и делали, что ездили в гости. Бедные ездили к богатым, а те угощали их и отправляли домой с гостинцами.

В представлении обских угров ворона ассоциируется с женским духом, а вороний день - с солнцем. Обские Угры связывают прародительницу Калтащь Анки, помогающей при родах, с небесной Девой Матерью, принимающей облик вороны.

У сибирских татар в этот день также отмечают праздник «Карга боткасы», что означает «Воронья каша». В этот день с утра дети ходили по домам, и хозяева делились с ними кто крупой, кто маслом. Затем где-нибудь на берегу реки под красивым деревом разводили костер, варили из собранных продуктов вкусную кашу. Этой кашей угощали всех и оставляли также птицам.

Влетает Ворона со словами:

«С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с таловыми гнилушками из их люлек я присяду. Замерзшие ноги свои отогрею».

Ведущий 1.

Здравствуй, Ворона! Так это ты весну можешь позвать?

Ворона. Да! Я каждый раз прилетаю первой, чтобы весну позвать да похвалиться перед ней, сколько детишек за зиму в чумах появилось.

Ведущий 1. Так детишки маленькие, их мамы еще на улицу не пускают. Как же ты можешь знать?

Ворона. Из детских колыбелек перед моим прилетом выносят подстилочки и складывают перед чумом. Сколько подстилочек, столько и детей прибавилось в стойбище. А я в них лапки погрею, а то еще холодно.

Ведущий 2.

По нашим традициям в этот день на священном месте приносили в жертву оленя. Мужчины доставали из священных лобазов изображения духов-покровителей. Ставили им угощение. На улице ставили стол, на него ритуальную пищу: «соломат» - горячую кашу, «няхи» - мясо, «шай» - чай.

Ведущий 2 Издавна считалось, что женщину, которая 7 апреля первой увидит ворону, ожидает счастье. Поэтому женщины старались, затопив огонь в очаге, быстрее выйти на улицу. По поверьям ханты, кто первым увидит красавицу ворону и даже другую прилетевшую птицу, то его ждет удача в течении всего года: на охоте, на рыбалке и т.д. А это - самое главное для хантыйского народа.



Ведущий 1

Вороний праздник раньше в каждом селении проводился по-своему. Готовили пищу на костре, устраивали стол, а кусочки еды кидали в сторону леса, как будто вороне. Чтобы она принесла удачу, счастье, тепло. Обязательно делали стол с угощением возле берёзы. Приносили в дар духам ленточки, платки с завязанными в них белыми монетками. Кланялись, обращались к светлым духам и молились о благополучии, здоровье детей и взрослых.

Ворона. А я вам подарочки принесла. (Выносят дерево. На дереве уже висят калачи.) ребята, сушки на что похожи? Да, они символизируют Солнце, дарящее тепло.

По установившейся традиции мы также совершим обряд. На «Древе желаний» каждый из вас может завязать ленточку (можно с завязанными в них монетками), мысленно обращаясь к Богу с пожеланиями благополучия близким и себе. Обычно священным деревом считают березу - символ небесной чистоты.

А ещё хочу напомнить, не забудьте про приметы: если ворона садится на низкое дерево - весна будет короткой, если на высокое - затяжной. Если в этот день снег падает легкими, пушистыми снежинками, то по примете ханты это хорошо, значит Бог принял приношение. Но какой бы ни была весна, пусть она всем принесет здоровье, любовь, удачу и счастье!

Средние мальчики - Медвежий праздник

Ведущий 1.

Для народа ханты природа имеет огромное значение. Она дарит им жизнь. У каждого из нас три матери: первая - это мама, вторая - это Родина, третья - это природа.

Природа и лес - это понятие единое.

Хозяином леса является медведь. Медведь в миропонимании ханты - это не только лесной зверь, но и возвышенное существо. Когда-то в детстве медведь жил на небе. Его влекла земля. Отец - верховный бог уступил просьбам сына и отпустил его на землю в люльке, поручив охранять порядок и справедливость, не причиняя вреда людям. Медведь не нарушает установки отца. Но его убивают охотники и в честь небесного зверя устраивают обрядовый праздник.

Ведущий 2.

Сегодня мы решили показать вам обрядовый «Медвежий праздник».

Ханты не должны произносить слово «медведь». Про него говорят семиухий, семилапый, хозяин, лесной человек, дедушка, младший братик, лесной собрат.

Вихрем плясок воздух режет.
Наш лесной хантыйский праздник,
Древний наш хантыйский праздник -


Разыгрывание обряда:

На сцене установлен чум, атрибуты, посуда столик, нарты и т.д.

Ведущий 1: Жила в лесу семья ханты. Мама очень любила вышивать, чему учила и свою дочку. А сын был первым помощником для отца: помогал ловить рыбу, изготавливал нарты, мордушку.

В чуме семья занимается делами: мама с дочкой вышивают, сын строгает мордушку.

Папа: Что-то олени у нас стали пугливые, наверно где-то рядом ходит медведь. Схожу- ка я в лес проверю (берет лук, стрелы и уходит).


Чтец 1:

Тише! Тише! О нем ни слова!
Не пытайте силу таежного слова.
Он не бог и не зверь:
Он лесной человек.
В тайге позабывший речь.
На нем шкура лохматая.
Его когти остры.
Не для красоты стоят его уши.
За семь лесных речек его уши слышат.
Тише! Тише! О нем ни слова.
Не пытайте силу таежного слова
Он семилапый, он семиухий.
Он хозяин тайги.
Перед хозяином тайги
Силу слова береги!

Входит в чум папа.

Папа: Ух, устал я, доченька подай мне воды.

Дочка подает в ковшике воду.

Папа пьет, а потом резко брызгает дочери, жене, сыну в лицо водичку.

Ведущий 2: У народа ханты не принято говорить вслух «Добыл медведя». Поэтому у них существует обычай, охотник, придя домой брызгает всех водичкой. И каждый в семье без слов понимает, что отец вернулся с добычей медведя.

Папа: Сын надо созвать гостей на праздник, запрягай оленей езжай за гостями.

Мама накрывает на стол, готовит угощение для медведя. Папа украшает медведя и кладет топор под нарты.

Приезжают гости, здороваются с хозяином, а потом с медведем (целуют медведя).

Ведущий 1: У ханты существует обряд «приветствие медведя». Каждый человек от мала до велика, должен поздороваться с медведем, т.е. поцеловать медведя. Если это медведица, то целуют 4 раза, если медведь - 5 раз.

После того как все поздоровались с медведем, садятся вокруг стола, угощают медведя и пьют сами чай. Во время чаепития, каждый должен подойти к священным нартам, и выясняют кто хозяин этого медведя. Делают они это, поднимая нарты. Если нарты легкие, то он не может быть хозяином этого медведя. Если нарты тяжелые, то этот человек хозяин медведя. Со всех людей медведь выбирает только одного хозяина.

.

Медвежий праздник

Р. Ругин

Чтец 1.

Сегодня праздник долог
Никто не устает.
Сегодня весь поселок
И пляшет и поет.
Поются честь по чести
Старинные слова
И на почетном месте -
Медвежья голова:
«Прости, что приходили
К тебе, в тайгу с ружьем,
Прости, что разбудили
Тебя в жилье твоём».


Чтец 2.

И танец продолжают:
Приняв серьезный вид
Опять изображают
Как был медведь убит.
Хозяева и гости
День, два и три подряд
Берут медвежьи кости
Медвежью плоть едят
«Прости, что приходили
К тебе, в тайгу с ружьем,
Прости, что разбудили
Тебя в жилье твоём».

В дом, полный гостей, входит Берестяная маска.

Берестяная маска:

Я берестяная маска. Я не дерево, я человек. Только на лице моем маска. Из бересты она. Не бойтесь ребята моего носа. Не тронет он вас, не кольнет. А нужен он мне, ой как нужен! Если бы не было этого берестяного носа, я бы не чуяла того, что вы хотите видеть. А круглыми зоркими глазами я вижу не только вас. И кузовок мой из бересты. В нем много песен и загадок.

Загадки Берестяной маски:

Что зимой не мерзнет, и летом не мерзнет. (Сердце)

Сам маленький, а сильнейшего ловит, даже волка. (Капкан)

На ветке кедра горят два огонька, а дыма нет. (Рысь)

В воде играет, а на земле умирает. (Рыба).

Ведущий 2: По окончании праздника мясо медведя варили и съедали.

Чтецы в национальных костюмах.

Чтец 1.

А праздник не кончается.
Кругом шумит, идет.
Вот из медвежьей пасти
Охотник - лесовик
Как талисман на счастье
Берет медвежий клык.
Его на пояс вяжет.
В тайге среди болот
Он верный путь укажет
И черта отпугнет.
А когти прячет в щели
И трещины коры
Большой косматой ели.

Чтец 2.

Медвежий праздник длится
Три ночи и три дня.
Хозяева и гости день,
Два и три подряд
Сосут медвежьи кости,
Медвежью плоть едят.
Берется осторожно
Любимая еда.
Лишь палочками можно,
Руками - никогда.

Чтец 3.

Идут запреты эти
С прадедовских времен:
По правилам игры
Отныне пусть медведи
Когтями нас не рвут,
Как мирные соседи,
Пускай в лесу живут.
А там еще серьезный
Настанет миг опять:
Медвежий череп грозный
Поглубже закопать.
И прокричать заклятье:
«Спокойно спи медведь
И пусть твои собратья
Нас не тревожат впредь»

Чтец 4.

Медвежьей желчи, свежей,
Нацедим в пузырек,
Целебный жир медвежий
Припрячем тоже впрок.
Медведя мы, как брата,
За все благодарим.
«А мы не виноваты» -
Прощаясь, говорим.

Ведущий: И в заключение праздника, хочу сказать, если для русского человека медведь - это просто зверь, обитатель тайги, то для народа ханты издревле медведь олицетворял существо сверхъестественное, возвышенное.



Старшие мальчики

Сценарий праздника "Коми свадьба"

Церемония свадебного обряда:

  1. Сватовство.

  2. Рукобитье.

  3. Подготовка к свадебному пиршеству.

  4. Канун свадьбы. Баня.

  5. День свадьбы.

  6. Выход к венцу.

  7. После венчания.

  8. После свадьбы.

Свадьба - важнейшее событие в жизни мужчины и женщины. В традициях коми, как и других народов, свадебный обряд превратился в величавое действо со своей последовательностью ритуалов. Каждый из них стал своеобразной заповедью духовного благополучия рода и семьи. Их соблюдение должно было обеспечить гармонию земных и небесных законов в жизни молодых. Главными действующими лицами свадьбы были жених верöс пу и невеста гöтыр пу, вокруг которых и разворачивалась "свадебная игра" (свадьба ворсöм, кöлысь).



(Тихо звучит композиция "Божество природы" в исполнении Лидии Логиновой)

Комментарий ведущей (Сватовство): На высоком берегу северной реки стоят два села. Живет в одном селе большая семья Липиных. И вот однажды в один из осенних вечеров, когда первый снег покрыл пахотные земли в речных долинах, мать обратилась к старшему сыну.

Мать жениха: "Вот и закончился период страды, завершены полевые работы, собран и обмолочен урожай. Пора тебе, старший сын, жениться, двадцать лет тебе уже исполнилось. В соседнем селе мы присмотрели тебе красивую, здоровую и работящую невесту. На Покров Пресвятой Богородицы можно и свадьбу сыграть!"

Отец жениха: "Вот уже поздний вечер, все члены семьи невесты дома, самое время идти свататься".

Сваха (обращаясь к родителям невесты, образно говорит): "Я видел оленя, потеряла его из виду, стала идти по следу и след привел сюда", Уважите или нет?",

Сваха, расхваливая жениха: "Ваша невеста хороша, наш жених тоже хороший и пригожий…к нам можно идти, богатства, некуда девать стало. Пойдешь к нам - всю жизнь будешь красоваться; ветра, зимы, знать не будешь. Как под разлапистой елью проживешь". Наш жених хорош собой, ловкий охотник, мастеровой, работящий.

Родители невесты дают знак, что не против предложения сватов.

Отец невесты: "У меня есть телица, давай посмотрим". Проходите к самовару, за чашкой чая обсудим ваше предложение. Расскажите о себе, где живете, большое ли у вас хозяйство?

Отец жениха: Семья у нас большая, четыре поколения под одной крышей живут. Две избы у нас стоят рядом друг с другом на одном общем дворе. Глава семьи - батюшка, а руководит домашними работами "матушка". Все в семье находится в общем семейном пользовании, а в личном - лишь одежда, обувь, украшения и мелкие женские безделушки. Есть у нас земельные наделы в речной долине, пожня (сенокосное угодье), коровы, овцы, охотничьи угодья.

Отец невесты: Согласны мы нашу дочь вам отдать. Наша дочь красивая, здоровая и работящая. С десяти лет приданое готовила, пряла, вязала и ткала - 12 пар чулок, 20 пар рукавиц, 19 пар штанов, 15 рубашек, 8 платков.

Родители невесты достают приданое из сундука и демонстрируют его сватам: носки, рукавицы, рубахи, штаны, сарафаны, женские чулки, полотенца, пояса. Расхваливают невесту. Родственники жениха осматривают приданое невесты.

Рукобитье

Отец жениха: Ну что ж, видно, что невеста работящая, прекрасная рукодельница. Такая нам в дом помощница нужна. Давайте назначать день свадьбы.

Отец невесты и жениха, в знак окончательного согласия, жмут друг другу руку, сваха разнимает их ударом руки снизу. После этого невеста уходит в другую комнату и начинает плакать. После плача невесту наряжают и ведут за стол. Родители невесты дают сватам залог - деньги, подготовленные для этого случая подарки, сват и отец невесты бьют по рукам, садятся за стол и обсуждают конкретные вопросы:

Мать невесты: Давайте обсудим свадебные приготовления, подарки жениха и невесты. Кроме того, на расходы вам вот 30 рублей денег. Надо успеть подготовиться к свадебному пиршеству, которое состоится через 6 дней.

Комментарий ведущей: Родственники жениха и невесты готовятся к свадебному торжеству: покупают наряды, свадебные подарки.

Ученики достают заранее подготовленные сувениры.

Подруга невесты у неё дома готовит приданое.

Невеста садится у окна, укрытая шалью, причитает о том, что покидает отцовский дом и продаёт свою косу.

(Звучит народная песня коми "Марьямоль", частушки в исполнении Лидии Логиновой



Комментарий ведущей (подготовка к свадебному пиршеству): Приглашаем всех на девичник - колип. Покажите, молодежь, как вы любите плясать, водить хороводы, петь величальные и шуточные песни.

Ученики танцуют заранее подготовленный коми танец, затем распределяются парами и играют в игру "Ручеек" или водят хоровод, поют песни.

Комментарий ведущей (Канун свадьбы. Баня): И вот наступил день накануне венчания. Подруги невесты топят баню и караулят ее, чтобы никто не наколдовал.

Подруга и крестная мать ведут невесту к декорациям с изображением банных атрибутов: веник, ушат, ковш - черпак.

Жених перед мытьём приносит невесте мыло, гребень, ленты. Мыло при купании никому не даётся.

Подруги невесты "парят" невесту веником.

Невеста причитает, оплакивает свою косу. Подруги невесты расплетают ей косу, ленту из косы разрезают на части, делят между собой. Расчесывают и заплетают волосы, надевают свадебный головной убор "юрной", ведут в дом.

(Звучит коми песня "Белокурая Райда

День свадьбы

Родственники жениха выходят из классного кабинета. Готовят "лошадей" (дружка жениха привязывает к дугам ленты и колокольчики), собирают свадебный поезд. Готовят подарки для тестя, тёщи, братьям и сёстрам невесты.

В доме невесты невеста, прикрытая платком, сидит у окна и причитает.

В это время "приезжают" (появляются в дверях) поезжане с женихом (родители жениха, дружки). Перед ними закрывают двери; чтобы их открыть, поезжане одаривают молодежь, разгадывают загадки, платят выкуп и т.д.

Пример: жених, стоя за дверью, тянет одну из трех цветных ленточек, тем самым угадывая ту, за которую держится его невеста.

Другое задание: жених должен подойти к невесте, но при каждом шаге навстречу к ней сказать прилагательное, характеризующее невесту ("трудолюбивая", "добрая", "красивая", "

После этого отец невесты с хлебом-солью встречает гостей.

(Звучит композиция "Коми свадебный плач" Лебедева Валентина - вокал, Миронов Сергей - сигудэк или "Алая ленточка" в исполнении Лидии Логиновой).

Выход к венцу

Жениха и невесту к венцу ведёт крёстный (крестная) жениха (подводит к декорации с изображением церкви (собора, храма). "Входя в церковь", попу дают козин- холст, деньги, рукавицы.

Крестная невесты или подружка распускает волосы невесте. Жених с невестой зажигают свечи. Невесте заплетают косу и обвязывают вокруг головы, на голову надевают платок (или головной убор замужней женщины). Молодые "едут" в дом невесты.

(Звучит коми народная песня "Зиль-Зель", "Кадриль" в исполнении Лидии Логиновой)

После венчания

После венчания молодожены "едут" на свадебный пир.

При входе в дом невесте дают в руки, завёрнутые в скатерть каравай, хлебный пирог и солоницу, сделанную в виде птички.

Элемент современного свадебного обряда: молодым предлагается без помощи рук откусить кусок каравая. У кого откусанный кусок окажется больше, тот будет главным в семье.

Комментарий ведущей: Угощение старались готовить как можно обильней: пекли рыбные и другие пироги, варили студень. Обязательно подавали мясной суп, жареную рыбу и мясо, грибы, ягоды, различные каши, выпечку и др.- в зависимости от достатка семьи. Старались не ударить лицом в грязь и прилагали максимум усилий, чтобы хорошо угостить гостей.

Учащиеся (гости свадебного пиршества) дарят "молодым" подарки, поздравляют, говорят напутственные слова, угощаются конфетами, печеньями, сладостями.

После свадьбы (испытание невесты)

"Молодая" подметает пол, гости ей мешают, подкидывают мусор, просят выкуп (невеста покорно подметает пол, гости кидают на пол обертки от конфет).

Ведущая 1. Конкурс обрядов народов Севера завершился. Много интересного и запоминающего было в этом конкурсе. Надеемся, что наше жури, по достоинству оценит конкурсантов и их работу.

Жюри подводят итоги, звучат песни и исполняется танец.

Ведущая 2. Слово предоставляется нашему жюри. Объявляются итоги конкурса.

Ведущая 1. Вот и закончился наш этнографический праздник «Хозяин и хозяйка чума» Мы очень рады, что сегодня к нам в гости пришли уважаемые люди города, семьи принявшие детей на воспитание, люди, посвятившие свою жизнь Северу, своему народу, его культуре и самобытности. Мы надеемся, что их жизнь, их творчество, их поступки послужит вам примером.

Ведущая 2. Берегите свою, Родину, уважайте и чтите предков своих, Любите своих близких, гордитесь своей национальностью! Ведь все люди нашей планеты, одна большая, дружная, крепкая СЕМЬЯ.

Вместе: Всем вам мира и добра!

Ведущая 1 уважаемые гости нашего праздника позвольте вручить вам памятные сувениры сделанные руками наших ребят и пригласить вас на чаепитие.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал