7


  • Учителю
  • Итоговая работа 'Формы и методы формирование этнокультурной компетентности учащихся 5 классов'

Итоговая работа 'Формы и методы формирование этнокультурной компетентности учащихся 5 классов'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Наша страна является полиэтническим государством, ее можно представить в виде мозаики, которая состоит из множества народов. При этом каждый народ отличается друг от друга по разным признакам, в частности по многочисленности этнического состава, по социально-экономич
предварительный просмотр материала








Итоговая работа по программе

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»







на тему:

«Формы и методы формирование этнокультурной компетентности учащихся 5 классов»



Выполнила работу:

Майорова Оксана Сергеевна __________


Сызрань 2015 г.

«Формы и методы формирование этнокультурной компетентности

учащихся 5 классов»


Содержание


Введение ………………………………………………………………………… 3 - 4

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования этнокультурной компетентности учащихся……………………………………………………….. 5

1. 1. Этнокультурная компетентность как педагогическая категория… 5 - 7

1. 2. Принципы этнокультурной компетенции…………………………. 8 - 9

Глава 2. Практическое обоснование эффективных форм и методов формирования этнокультурной компетентности учащихся 5 классов…………………………. 10

2. 1. Изучение уровня сформированности этнокультурной компетентности у учащихся 5 классов……………………………………………………………… 10 - 11

2. 2. Формы и методы формирования этнокультурной компетентности у учащихся 5 классов……………………………………………………………… 12- 14

Заключение ………………………………………………………………………. 15

Список используемой литературы………………………………………………. 16

Приложение 1 ……………………………………………………………………. 17 - 18

Введение.

Наша страна является полиэтническим государством, ее можно представить в виде мозаики, которая состоит из множества народов. При этом каждый народ отличается друг от друга по разным признакам, в частности по многочисленности этнического состава, по социально-экономическим характеристикам, а так же по языку и культуре, духовному складу и национальному характеру. Это выдвигает перед педагогами задачу реализации поликультурного образования, которое направлено на формирование этнокультурной компетентности школьников. В этой связи возникла потребность в воспитании социально ответственного подрастающего поколения, которое может успешно действовать в полиэтническом пространстве, способствовать возрождению культуры разных этносов, сохранению их культурного своеобразия. Общемировой опыт показывает, что оптимальной моделью аккультурации является интеграция, сохранение своей культуры и овладение культурой других этносов. Отсюда возникает необходимость воспитать и подготовить высококультурных и образованных членов общества, которые могут жить и работать в полиэтнической среде, способных сочетать национальные и интернациональные интересы. Именно поэтому формирование у учащихся этнокультурной компетентности сейчас приобретает особенную актуальность.

Модели и концепции этнокультурного образования представлены в исследовательских работах зарубежных и отечественных педагогов и психологов, таких ученых как Г. Н. Волкова, Ш. А. Амонашвили, Н. М. Лебедевой, Т. Г. Стефаненко, С. Н. Федоровой, С. Б. Серяковой, Дж. Берри, Н. Б. Бордовской, А. Н. Джуринского, Г. Д. Дмитриева, З. А. Малькова, Л. Л. Супрунова, Г. М. Гогиберидзе, В. М. Джашакуева и др. Помимо этого, значимость этнокультурной составляющей в современной системе образования отражена в «Законе об образовании РФ», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации». Так, «Закон об образовании РФ» провозгласил единство культурного и образовательного пространства страны при всемирном содействии развитию национальных культур и региональных культурных традиций. А так же в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования. Следовательно, результатом освоения основной образовательной программы, направленной, в том числе и на удовлетворение языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся, должно стать формирование следующих этнокультурных компетенций:

  • это владение этнокультурными нормами и основами нравственного поведения;

  • способность последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеть родным языком;

  • владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки этнокультурологических знаний; осознавать сущность и значение информации в развитии поликультурного общества;

  • способность учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий.

Таким образом, на наш взгляд совокупность выше перечисленных компетенций образует этнокультурную компетентность, которая характеризуется, как системное, интегральное личностное образование в единстве его статистических и динамических характеристик, отражающее способность обучающихся успешно самореализоваться и адаптироваться в полиэтнической образовательной среде.


Объект: Формирование у учащихся этнокультурной компетентности.

Предмет: Формы и методы формирования этнокультурной компетентности.


Цель: Выявить и раскрыть теоретические и методические основы процесса формирования этнокультурной компетентности учащихся.


В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования определены следующие задачи:

  1. Охарактеризовать этнокультурную компетентность учащихся как педагогическую категорию.

  2. Рассмотреть принципы этнокультурной компетентности.

  3. Изучить уровни сформированности этнокультурной компетентности учащихся.

  4. Определить наиболее эффективные формы и методы формирования этнокультурной компетентности учащихся 5 классов.


В 1 главе нами были рассмотрены основные понятия данной работы: «компетентность» и «этнокультурная компетентность», цели формирования и содержание, компоненты, а также принципы этнокультурной компетентности.

Во 2 главе мы изучили уровни сформированности этнокультурной компетентности учащихся и сравнили с результатами диагностического обследования учащихся 5 классов, а также определили эффективные формы и методы работы над формированием этнокультурной компетентности учащихся 5 классов.


Практическая ценность работы состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы создают предпосылки для реализации полиэтнического образования. Значительную практическую ценность имеет подобранный комплекс методов и форм, направленных на повышение уровня этнокультурной компетентности, который можно использовать при создании модели формирования этнокультурной компетентности учащихся 5 классов во внеурочной, внеклассной деятельности педагога.

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования этнокультурной компетентности учащихся.

1.1 Этнокультурная компетентность как педагогическая категория.

Одной из особенностей нашей страны и региона является то, что наше государство складывалось как общество, состоящее из разных этносов, культур и религий. В связи с этим необходимо учитывать интересы всех народов и культур, поскольку изменения, происходящие в стране в области политики, экономики, социальных отношений, привели, в свою очередь, к росту национального самосознания этносов. Изменения в образовании привели в целом к смене образовательной парадигмы, целей, содержания, и соответственно результата образования, в качестве которого в настоящее время выступает понятие «компетентность».

Компетентность - это готовность к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональных ситуациях [14].

Компетентность относится к категории многозначных терминов, следовательно, имеет множество трактовок этого понятия. Компетентность мы понимаем как качественную интегрированную характеристику личности, определяющую степень владения ее совокупностью профессиональных и социально значимых качеств, приобретаемых в процессе образования и служащих эффективным механизмом реализации индивидуальных ценностных потребностей. Компетентный человек должен не только видеть проблему, но и уметь решать ее практически, принимать эффективные решения в соответствующей деятельности, как знание, формируемое через практику в какой-либо деятельности [13].

Особое место занимает этнокультурная компетентность, поскольку современное российское общество многонационально. И для того чтобы не возникало напряженных ситуаций во взаимоотношениях между представителями культур разных национальностей и вероисповедания, необходимо ввести понятие «этнокультурная компетентность». Данный термин не имеет однозначного объяснения, поэтому анализ литературы позволил выявить следующие определения понятия «этнокультурная компетентность».

Т. В. Поштаревой дано подробное толкование этого понятия: «Этнокультурная компетентность - это свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующееся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию [11].»

Рассмотрим трактовку понятия у Н. М. Лебедевой: «Этнокультурная компетентность - это совокупность знаний, о представлении иных культур, выражающиеся через навыки, установки, модели поведения, которые направлены на эффективное межэтническое взаимопонимание и взаимодействие [9].»

Этнокультурную компетентность как единое свойство личности, которое выражается в совокупности представлений, знаний о своей, а также об иной этнокультурах, их значимость в мировой культуре, способности к диалогу культур, рассматривает в своих работах А. Б. Афанасьева [4].

Итак, рассмотрев несколько определений понятия «этнокультурная компетентность» можно понять, что сущность этнокультурной компетентности заключается в том, что человек, обладая данной компетентностью, является активным носителем опыта во взаимодействии и принятии этнокультур. Полученные знания и умения позволят ученику принять и правильно оценить специфику и условия взаимодействия с представителями разных культур, находить оптимальную модель поведения с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия, для достижения высокой эффективности в совместной деятельности.

Цель формирования этнокультурной компетентности имеет как внешнюю, так и внутреннюю направленность. Внешняя цель формирования этнокультурной компетентности как общественного явления состоит в стабилизации межнациональных отношений, учете этнических особенностей и интересов каждого народа, в стремлении к межэтническому диалогу. Внутренняя целевая направленность заключается не только в том, что ученик должен не только владеть знаниями в области этнокультуры и межэтнического взаимодействия, но и активно их использовать. В целом этнокультурная компетентность предполагает наличие такого объема знаний и умений, который необходим не только для того, чтобы приспособиться к реалиям полиэтнической среды, но и достаточного для того, чтобы быть готовым и способным активно действовать в ней.

Этнокультурная компетентность как объективно-субъективное явление включает в свое содержание следующую совокупность:

- готовность и способность ученика придерживаться этнокультурных традиций, владеть этноспецифическими умениями своего народа;

- готовность ученика изучать различные этнокультуры с целью налаживания комфортного существования в полиэтнической среде, преодоления узости кругозора, постижения взаимовлияния культур;

- готовность и способность ученика искать информацию, добывать знания об этнокультурах, используя различные базы данных (учебно-воспитательных процесс, внешкольные и внеклассные мероприятия, самообразование, непосредственное общение с иноэтническим окружением, средства массовой информации и др.), дифференцировать их с точки зрения значимости и достоверности, применять их для решения проблем в сфере межэтнического взаимопонимания и взаимодействия;

- готовность и способность ученика осмысливать социальные и связанные с ними этнокультурные процессы, путем анализа и систематизации знаний об этнических культурах, нахождения и признания в них общего и различного (специфичного);

- готовность и способность ученика включаться в межэтническое взаимодействие в виде активного и координированного сотрудничества. Позитивность взаимодействия возможна, если воспитанник будет: идти на контакт с этнофорами1; участвовать в социально-значимых делах и мероприятиях; вносить свой вклад в распространение идей дружбы народов и межнационального согласия; нести ответственность за последствия своих поступков и возможное напряжение в общении между членами многонационального коллектива. [14]

ЭТНОФОР (народ, носитель) - человек в роли носителя этнических черт определенной нации, народности или племени. Каждая личность несет в себе культуру своего народа, т.е. представляет окружающим характерные черты его поведения, речи, быта, традиций.

В общем виде структура этнокультурной компетентности включает в себя следующие логически связанные компоненты:

1) когнитивный компонент или понятийная основа (знания и представления об этнических общностях (своей и чужих), их истории, культуре, образе жизни, национально-психологических особенностях этнофоров; признание культурных различий; владение иностранными языками) является базой для предотвращения непонимания, адекватного толкования поведения этнофоров, основанием для коррекции собственного поведения в межэтническом взаимодействии;

2) поведенческий компонент или операциональная основа (модели поведения, стратегии, умения, способствующие эффективному взаимодействию с иноэтническим окружением; владение этноспецифическими умениями (петь, танцевать, придерживаться обычаев, традиций, выполнять обряды, владеть традиционным ремеслом и т.д.)) направлен как на успешное протекание межэтнического взаимодействия, так и на пополнение знаний о культурном своеобразии этнофоров;

3) аффективный компонент или эмоционально-ценностная основа (позитивное отношение личности к полиэтнической среде и этнофорам, толерантное отношение к иному образу жизни и мыслей, способность контактировать на аффективном уровне, испытывать чувство восторга, эстетического наслаждения при «общении» с произведениями искусства разных народов, умение сочувствовать и стать на позицию другого) образует базис для эффективного межэтнического взаимопонимания и взаимодействия.

Общая форма критерий эффективности этнокультурной компетентности может быть выражена в степени:

  • обученности, которая характеризуется полученными знаниями и представлениями в области географии, истории, фольклоре, обычаях, искусстве, традиционных ремеслах в прошлом и настоящем, устройстве быта, народных играх, нормах и ценностях собственного и другого этноса, а значит понимания (принятия) специфики традиций и обычаев; знания последствий интолерантного поведения к представителям иной национальности; умения разрешать конфликты и разногласия мирным путем;

  • воспитанности, которая заключается в преодолении этноцентризма, этнической, расовой и конфессиональной предубежденности, интолерантности в общении и поведении; готовность к изменению собственного поведения и взглядов;

  • адаптации ребенка, а то есть приспособления к полиэтнической среде.

Степень сформированности этнокультурной компетентности определяется не столько объемом когнитивной и операциональной составляющих, сколько качеством этих знаний и умений [11].

Итак, изучив ряд понятий, можно сделать вывод, что этнокультурная компетентность, прежде всего, включает в себя готовность изучать многообразие культур с целью мирного существования в полиэтнической среде. Поэтому, в рамках образовательной системы России, происходит поиск эффективных моделей обучения, возрождения традиций народной педагогики, выделяют одну из важных целей, это научить подрастающее поколение понимать и уважать культуру других народов, а так же воспитывать в нем уважение ко всем народам, что в целом и есть формирование этнокультурной компетентности.

1. 2. Принципы формирования этнокультурной компетентности.


Одним из ключевых, на наш взгляд, принципов, способствующих формированию этнокультурной компетентности, является принцип позитивного отношения к этнокультурному разнообразию. Согласно этому принципу на первое место должна выходить работа педагога не столько над расширением знаний учащихся о других этнокультурах, сколько над отношением ребенка к другим культурам вообще. Вначале у детей должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные различия как что-то неизбежное и позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому пониманию и диалогу. В целом, при ознакомлении учащихся с этнокультурным многообразием необходимо, во-первых, показать различия внешнего облика людей, между вербальным и невербальным общением представителей разных этнических групп, ценностями и нормами этнических культур, во-вторых, выявить сходство различных культур и их проявлений и, в-третьих, определить общечеловеческие ценности.

Следующий принцип, выступающий исходным методологическим положением формирования этнокультурной компетентности, это принцип культуросообразности. Он обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Принцип культуросообразности, развитый немецким педагогом Ф. А. В. Дистервегом, предполагает учет в процессе образования условий, в которых находится человек, а также культуры данного общества.

Важнейшим также является принцип преемственности и последовательности изучения культур. Важно понять, что учащиеся не могут полно познать все множество этнических культур России и мира. Прежде всего, дети должны очень хорошо знать культуру своего народа. Вслед за тем подробное изучение касается культур русского народа (как государствообразующего) и народов, живущих вместе в одной местности, регионе. Далее необходимо «оснастить» молодое поколение знаниями и представлениями особенностей культур народов, проживающих в России. Затем формируются представления о культурах народов СНГ в частности и в целом Европы, Азии, Африки, Америки и Австралии.

Таким образом, траектория формирования этнокультурной компетентности представляет собой введение ребенка изначально в родную этническую культуру, где происходит этническая самоидентификация личности, затем в культуру российскую, ведущей к гражданской самоидентификации и, наконец, в мировую, способствующей планетарной самоидентификации личности.

Значимым методологическим ориентиром формирования этнокультурной компетентности выступает принцип диалога. Диалог означает множество смыслов или разные смыслы; множество значений. Он подразумевает живой равноправный обмен мнениями двух и более собеседников, результатом которого должна стать выработка общей позиции или общего взгляда на какое-либо явление.

Диалогичность позволяет принять чужие аргументы, чужой опыт и в тоже время не отказываться от своих взглядов, всегда ищет баланса, компромисса.

Следующим весьма важным принципом формирования этнокультурной компетентности является принцип междисциплинарности и вариативности. Так, содержание полиэтнического образования, в ходе которого и происходит формирование этнокультурной компетентности, многоаспектно и отличается высокой степенью междисциплинарности и вариативности. Как показывает практика ни одна учебная дисциплина, взятая в отдельности, не может охватить и объяснить все аспекты жизни, культуры, социальных и др. проблем этнических групп. Кроме того, рассматривание этих аспектов с позиции одной дисциплины может привести к искаженной их интерпретации и оценке.

В основе формирования этнокультурной компетентности лежит принцип полилингвизма, заключающийся в освоении личностью родного, государственного и международных (иностранных) языков.

Заметим, что человек может обладать энциклопедическими знаниями в области этнических культур, однако проявлять при этом интолерантность к представителям других национальностей, не владеть приемами ненасильственного взаимодействия. Поэтому немаловажное значение имеет принцип комплексности, а именно формирование этнокультурной компетентности учащегося на познавательном, эмоциональном и поведенческом уровнях.

Познавательный уровень выражается в наличии у учащихся совокупности представлений, знаний истории, культуры, традиций, языка своего этноса и других, прежде всего, с которыми осуществляется процесс общения; знаний национально-психологических особенностей представителей различных культур; понимания существования этнокультурного разнообразия, общего и единичного в этнических культурах, их взаимовлияния; знаний теории и практики межэтнических взаимоотношений; ориентации в таких категориях, как культура, нация, этнос, этническая культура, этническая идентичность, этничность, предубеждения, этнические стереотипы и конфликты, их причины и пути разрешения, культурный шок, моно- и полиэтничность, толерантность, мигрант, беженец и др.

Теоретическая подготовка учащихся должна найти реализацию на поведенческом уровне. А именно предусматривается владение учащимися этноспецифическими умениями (например, владение традиционными ремеслами, видами деятельности); умениями находить контакт в иноэтнической среде; способами установления позитивных взаимоотношений между этнофорами, например, выбирать оптимальный стиль речи и тона, демонстрировать заинтересованное отношение, оказывать поддержку и т.д.

На эмоциональном уровне необходимо развивать у воспитанников эмпатию и рефлексию в межэтническом взаимодействии; чувство национальной гордости; положительную готовность к межэтническим контактам; принятие этнокультурного разнообразия; уважительное отношение к национально-культурным особенностям людей; способность преодолевать личностно-психологические барьеры в межэтническом общении; стремление к снижению межэтнической напряженности; умения не страдать от наличия иных точек зрения, мнений, терпимости к инаковости; интерес и внимание к иным культурам и их проявлениям; непримиримость к национализму, шовинизму, расизму, геноциду; способность участливо и тактично откликаться на запросы, интересы и поступки представителей других этнических культур; объективную оценку любой ситуации, проявление своего отношения к ней.


Часть 2. Формы и методы формирования этнокультурной компетентности у учащихся 5 классов.

2. 1. Изучение уровня сформированности этнокультурной компетентности у учащихся.

С целью определения качества (степени) этнокультурной компетентности школьников можно представить достижение высокого уровня компетентности как движение по следующим ступеням:

1. Достижение ребенком элементарной грамотности в области собственной этнической культуры, а также этнических культур людей, проживающих рядом и в России.

На этой ступени воспитанник, согласно предложенной Ж. Пиаже концепции развития у ребенка осознания принадлежности к национальной группе [3], должен:

  • Четко идентифицировать себя со своей этнической группой, выдвигая такие основания идентификации, как национальность родителей, место проживания, родной язык.

  • Иметь представления об истории, укладе жизни, традициях, обычаях, фольклоре своего народа.

  • Располагать азбучными сведениями о культуре этнических общностей России, и в частности - культуре детей, посещающих их класс, школу.

  • Видеть и признавать отличия между людьми и их культурами, а значит, уметь воспринимать мультикультурную совместную жизнь как само собой разумеющуюся.

  • Освоить минимум знаний и умений в области межэтнического взаимодействия.

2. Достижение ребенком функциональной грамотности в области своей и этнических культур России, а также элементарной грамотности в области этнокультур сопредельных стран. На этом этапе этническая идентичность у ребенка должна быть сформирована в полном объеме:

  • В качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.

  • Знает ведущие признаки народов: название, язык, этническую территорию (родину), антропологический тип (внешность), традиционно-бытовую культуру (культуру), этническое самосознание (познание того, что он является частью какого-либо народа).

  • Умеет достаточно четко определять существующие между народами различия и сходства.

  • Выделяет особенности вербального и невербального общения в различных культурах.

  • Знает последствия интолерантного отношения и старается не проявлять признаки нетерпимого поведения по отношению к представителям иной национальности.

  • Анализирует причины конфликтов и разногласий, возникших между представителями этнических общностей, и стремится к их разрешению путем разумных уступок.

  • Отражает в своей деятельности этноспецифические умения, присущие его народу (например, свободно владеет родным языком, исполняет национальные танцы, владеет народным художественным ремеслом и т.д.).

3. Достижение ребенком образованности в области этнокультур России и проявление элементарной грамотности в области этнокультур мира. На этом этапе ребенок:

  • Не только знает традиции и обряды своего народа, но и выполняет их в повседневной жизни.

  • Уважает и проявляет толерантное отношение к самобытным традициям и обрядам других этносов; располагает сведениями о выдающихся деятелях разных народов.

  • Знаком с искусством народов мира.

  • Воспроизводит в деятельности культурно-специфические умения, характерные для других этнокультур (например, говорит на иностранном языке, готовит национальные блюда, владеет национальным искусством и т.д.).

  • Располагает информацией о «культурном шоке», который могут испытывать мигранты.

  • Преломляет этнокультурные знания в умения и поведенческие модели, способствующие эффективному межэтническому взаимодействию.

  • Знает примеры взаимопроникновения культур, позитивные стороны мультикультурализма.

  • Открыт и участвует в межэтнических связях.

  • Вносит свой вклад в развитие взаимопонимания между этнофорами.

Необходимо отметить, что первую ступень формирования этнокультурной компетентности ребенок проходит в дошкольном и младшем школьном возрасте (5-10 лет), вторую - в подростковом детстве (11 -15 лет) и третью - в юношеском возрасте (15-18 лет). При этом обозначенные ступени достижения учащимися высокого уровня этнокультурной компетентности отражают общее направление последовательного обогащения детей знаниями, умениями, навыками, способствующими эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию. Ребенок вначале достигает ступени грамотности, а затем образованности.

Формирование этнокультурной компетентности не заканчивается в школьном периоде, а продолжается на протяжении всей жизни человека. Это обусловлено тем, что, во-первых, культура (в том числе этническая) - это не застывшее явление, а постоянно модифицирующееся, во-вторых, в мире происходят изменения социальных реалий, в-третьих, меняются жизненные ситуации самого человека, которые могут привести к новому этнокультурному окружению.

Итак, мы определили, что у учащихся 5 классов (12 лет) уже должен быть сформирован уровень этнокультурной компетентности соответствующий 1 ступени и на протяжении нескольких лет необходимо сформировать уровень 2 ступени. Но диагностическое обследование (Приложение 1) учащихся 5 классов показало, что у ребят плохо сформированы этнокультурные компетентности: знание своей национальности, культуры и обычаев, фольклор различных этносов, литературных и музыкальных деятелях, а также знания о мастерах живописи и декоративно-прикладного искусства почти совсем отсутствовали, либо находились на низком уровне. Это дало основание для поиска более эффективных форм и методов формирования этнокультурной компетентности у учащихся 5 класса.


2. 2. Формы и методы формирования этнокультурной компетентности у учащихся 5 классов.

Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что сегодня школьник должен знать и уметь много больше, чем их сверстники 15 - 20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагога, в ходе реализации этнокультурного компонента, является выбор наиболее эффективных форм и методов.

Преимущество в выборе форм организации процесса формирования этнокультурной компетентности учащихся 5 классов отдано коллективно-групповым занятиям, а именно урокам, затем лекциям, семинарам, экскурсиям, факультативным занятиям. При этом в зависимости от цели урока выбирается оптимальный для каждого случая тип урока. Это может быть урок работы с первоисточниками, урок-диалог (дискуссия, эвристическая беседа), урок-путешествие, урок-«суд над явлением», урок-вернисаж, урок-соревнование, урок-«круглый стол» и мн. др.

Все многообразие этноориентированных форм внеучебной работы с учащимися можно разделить на четыре группы в зависимости от основной решаемой ими задачи:

1) социально-ориентированные формы («круглые столы», конференции, митинги, классные часы, встречи с представителями различных этнических диаспор, историками, этнографами, деятелями культуры и искусства, стенная печать и др.);

2) познавательные формы (краеведческие и этнографические экскурсии, походы, Дни культуры и фестивали, устные журналы, викторины, тематические вечера, музейная деятельность, студии, секции, кружки, выставки и др.);

3) практико-ориентированные формы (мастер-классы, тренинги, ролевые игры);

4) развлекательные формы (утренники и вечера, народные праздники, «Посиделки», «Ярмарка», фольклорные концерты и театральные представления, соревнования по национальным видам спорта и народным играм и т.п.).

Ведущими методами обучения и воспитания в области межэтнического общения и формирования этнокультурной компетентности учащихся 5 класса являются:

1. Кросскультурный (сравнительно-исторический, сравнительный, компаративный) метод, представляющий собой параллельное изучение этнокультур и позволяющий путем сравнения выявлять общее и особенное в развитии стран, культур и искусства народов мира, причины этих сходств и различий.

2. Одними из основных также являются методы, направленные на эмоциональное восприятие, побуждающие к переживанию и формированию жизненных ценностей, эстетических чувств, активизирующие аффективно-эмоциональную сферу личности. Этой цели служат:

а) метод эмпатии, предполагающий создание ситуаций переживания участником образовательного процесса состояний представителей иной этнической группы;

б) метод контраста предоставляет учащимся возможности поучаствовать в ситуациях с контрастными:

- позициями: добрый−злой, миролюбивый−агрессивный, гость−хозяин, мигрант−коренной житель;

- способами выражения окружающей действительности: символичность изображений на картинах, своеобразие певческой или танцевальной культуры и пр.;

в) метод рефлексии позволяет учащемуся оформить свою собственную позицию в сфере межэтнических отношений. А это в свою очередь открывает перед ним перспективу сделать эту позицию предметом осознанного и целенаправленного преобразования, то есть заняться самовоспитанием.

3. Особый интерес представляет метод проектов, предполагающий организацию исследовательской деятельности учащихся, направленной на сбор, изучение, анализ и использование в учебной и внеучебной деятельности материалов, раскрывающих особенности культуры, искусства, истории, традиций, быта, образа жизни, психологии народов, проживающих в мире, России, крае, своем населенном пункте, микрорайоне образовательного учреждения.

4. Изучение теоретико-информационных основ национального и межнационального может быть осуществлено с помощью методов моделирования и реконструкции. Например, воспроизведение в условиях урока различных сторон быта, обычаев, принятых у разных народов в разные времена, моделирование отдельных сторон жизни, типичных ситуаций, возникающих в процессе межэтнического взаимодействия, из которых детям предлагается найти самостоятельный выход. Или реконструкция каких то исторических событий в виде устных рассказов или сценок.

5. Ценностным методом стимулирования интереса учащихся к овладению этноориентированными знаниями и умениями в области межэтнического взаимодействия выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности.

6. Упражнения, выполнение заданий способствуют выработке различных умений детей (включая этноспецифические), выявлению имеющихся у них знаний, представлений. В качестве примера может служить задание, предлагающее учащимся представить ту или иную этническую культуру (страну) в символической форме. Ход: Группу детей разделить на подгруппы (3-4 человека) и предложить им изобразить символы той или иной страны, культуры с помощью художественно-изобразительных, двигательных, музыкальных, словесных средств. Время работы 10-15 минут. Затем подгруппы по очереди демонстрируют свои образы-символы, не комментируя их. Дети из других подгрупп отгадывают, о какой стране или, о каком народе «идет речь» и почему они так думают.

Также, например, можно предложить детям: составить кроссворд, вопросы к викторине, дидактическую игру с этнокультурной тематикой; разработать памятки как вести себя в иной культурной среде; сочинить сюжет по мотивам народных сказок; изготовить макеты жилищ разных народов; найти общие элементы в орнаментах (традициях, языках, музыкальной культуре и т.д.)

7. Немаловажное значение имеет метод наглядности, делающий упор на средства и приемы передачи готовых знаний, воздействующих на различные органы чувств.

Обратим внимание также на то, что познавательный материал, предлагаемый учащимся в процессе формирования этнокультурной компетентности, должен соответствовать принципиальным требованиям.

Во-первых: достоверность - сведения (этнокультурной направленности) предлагаемые учащимся, должны быть основаны на научных фактах, достоверных исследованиях.

Во-вторых: доступность - научная информация должна быть адаптирована к восприятию учащимися 5 классов и иметь четкую логику изложения.

В-третьих: занимательность - включение в познавательный материал образных ярких примеров, сведений, фактов из образа жизни, культуры, истории этносов, вызывающих у учащихся эмоциональный отклик и интерес, удовлетворяя тем самым когнитивную потребность в познании себя и окружающего мира. Широкое использование демонстрационного и иллюстративного материала, художественной литературы, различных форм народной мудрости (загадки, пословицы, поговорки), афоризмов выдающихся людей, музыкальных и изобразительных средств, игр.

В-четвертых: «эгоцентричность» - информация должна затрагивать интересы учащегося, быть значимой для него, удовлетворять его потребности в этнокультурной сфере, способствовать его саморазвитию, самосознанию и самосовершенствованию.

В-пятых, вариативность - преподносимая информация должна допускать вариативность точек зрения, основанных на объективности, аргументах, доказательности, включать антистереотипные элементы.

И, наконец, комплексность - познавательный материал представляется разными средствами (вербальными - рассказ, объяснение, беседа; наглядными - иллюстрации, демонстрации; практическими - опыты, показ способа действия, организация наблюдения и исследовательская деятельность), в результате чего учащиеся могут получить информацию на визуальном, слуховом, тактильном и мышечном уровнях восприятия.

Итак, правомерно сделать вывод о том, что наиболее эффективными методами формирования этнокультурной компетентности учащихся являются так называемые активные методы обучения и воспитания. Использование активных форм и методов обучения и воспитания в процессе формирования этнокультурной компетентности учащихся содействует тому, чтобы ребенок занял активную личностную позицию и в полной мере мог проявить себя как субъект учебно-познавательной деятельности.


Заключение


Перед педагогической теорией и практикой стоит проблема формирования личности в условиях неоднородности этнической среды, для успешной жизнедеятельности в которой необходимо формирование у подрастающего поколения высокого уровня этнокультурной компетентности.

В данной работе мы рассмотрели понятия «компетентность» и «этнокультурная компетентность», их сущность и принципы, цели, содержание и компоненты этнокультурной компетентности, а также изучили уровни сформированности этнокультурной компетентности учащихся, сравнили с результатами диагностического обследования учащихся 5 классов и определили эффективные формы и методы работы над формированием этнокультурной компетентности учащихся 5 классов.

В ходе проведенной нами работы были сделаны следующие выводы:

  • Суть этнокультурной компетентности заключается в том, что человек,

обладая данной компетентностью, выступает активным носителем опыта в области этнокультур и межэтнического взаимодействия. Знания и умения учащегося в этой области позволяют ему принять своеобразие образа жизни конкретных этнических общностей, правильно оценивать специфику и условия взаимодействия и общения с их представителями, находить адекватные модели поведения с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой эффективности в совместной деятельности.

  • С целью определения качества (степени) этнокультурной компетентности

школьников можно представить достижение высокого уровня компетентности как движение по следующим ступеням:

1. Достижение ребенком элементарной грамотности в области собственной этнической культуры, а также этнических культур людей, проживающих рядом и в России.

2. Достижение ребенком функциональной грамотности в области своей и этнических культур России, а также элементарной грамотности в области этнокультур сопредельных стран.

3. Достижение ребенком образованности в области этнокультур России и проявление элементарной грамотности в области этнокультур мира.

  • Диагностическое обследование показало, что у учащихся 5 классов не до

конца сформирован 1 уровень формирования этнокультурной компетентности. Это дало основание для поиска более эффективных форм и методов формирования этнокультурной компетентности у учащихся 5 класса.

  • Наиболее эффективной формой организации процесса формирования

этнокультурной компетентности учащихся 5 класса являются коллективно-групповые занятия.

  • Ведущими методами обучения и воспитания в области межэтнического

общения и формирования этнокультурной компетентности учащихся 5 класса являются: кросскультурный метод; методы, направленные на эмоциональное восприятие; метод проектов; метод моделирования и реконструкции; метод использования различных игр и игровых форм; метод наглядности.

Список использованной литературы

  1. Адриненко, М. А. Формирование этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве начальной школы [Электронный ресурс] / -.- URL: http://knowledge.allbest.ru

  2. Арутюнов, С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие / С.А. Арутюнов. - М.: Наука, 2001.- 247 с.

  3. Арутюнян Ю.В. Этносоциология / Арутюнян Ю.В. , Дробижева Л.М. , СусоколовА.А. - М.: Аспект - Пресс, 2006. - 271 с.

  4. Афанасьева, А. Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования / А.Б. Афанасьева // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - № 3 - С.189-195

  5. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей. - М.: Наука, 2005. - 102 с.

  6. Волков, Г.Н. Этнопедагогика Г. Н. Волков. - М.: Академия, 2009. 168 с.

  7. Галкина, Е.М. Этническая идентичность подростков их национально смешанных семей: дис. канд.псих.наук / Е. М. Галкина. - М., 2007. - 56 с.

  8. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] / И.А.Зимняя// Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 5 мая. - Режим доступа: -.- URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.

  9. Лебедева, Н.М. Межкультурный диалог: тренинг этнокультурной компетентности / Н.М. Лебедева, О.В. Лунева, Т.Г. Стефаненко. - М.: РУДН, 2003.- 278 с.

  10. Поштарева Т. В. Педагогические условия формирования этнокультурной компетентности и толерантности детей: Монография. - Ставрополь: СКИПКРО, 2005. - 112 с.

  11. Поштарева, Т. В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде образования [Электронный ресурс]:автореф. дисс... доктора пед. наук : 13.00.01 / Т.В. Поштарева. - Владикавказ, 2009. - 40с. -.- URL: http://dlib.rsl.ru/01004300613

  12. Проект концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации. Министерство образования и науки Российской федерации//Документы 2010-04-02.

  13. Сластёнин, В. А. Педагогика: учебн. пособие для студ. Высш. Учебн. Заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластёнина. М.: Издательский центр «Академия», 2007.-576 с.

  14. Супрунова, Л.Л. Этнопедагогика как источник поликультурного образования / Л. Л. Супрунова //Этнопедагогика педагогика жизни. - М.: Элиста, 2001. - 95 с.



Приложение 1

Чтобы более обоснованно подтвердить актуальность выбранной нами темы для работы, было проведено анкетирование среди учащихся 5 классов « Мы и наша культура» и представлены результаты.

Количество учащихся, участвовавших в анкетировании - 40 человек (из них русские - 30, армяне - 3, украинцы - 2, евреи - 1, таджики - 2, узбеки - 2)


1. Ваша национальность -
2. Вы знаете культуру своего народа?

- хорошо знаю (16 %)

- плохо знаю (60 %)

- не знаю (24%)
3. Соблюдаете обычаи и праздники своего народа?

- всегда (20 %)

- иногда (27 %)

- не соблюдаю (53%)
4. Хотите ли вы знать о культуре своего народа?

- хочу знать (87 %)

- не хочу знать (4%)

- не интересуюсь этим вообще (9%)
5. Назовите известных в прошлом и настоящем представителей своей национальности? - общественно - политических деятелей (0%)

- писателей и поэтов (3%)

- ученых (6%)

- артистов, певцов, творческие коллективы (64 %)

- художников, скульпторов (4%)

- музыкантов, композиторов (5 %)
6. Перечислите известные вам национальные блюда Вашего народа: (93 % - назвали блюда русской кухни)
7. Перечислите традиционные для вашего народа ремесла и виды деятельности: (дети затруднялись ответить на этот вопрос)

8. Какими видами из перечисленных ремесел вы владеете? - (0%)
9. Какие народные танцы и песни вы знаете и можете исполнить? - (почти 70 % - называли русские народные танца и песни, (1 %) - лезгинка)

10. Какие традиционные праздники отмечает Ваш народ? - (почти 86 % - назвали православные праздники, остальные затруднялись ответить)

11. Какие чувства вызывает у Вас принадлежность к своему народу?

- гордость (78%)

- спокойная уверенность (3 %)

- никаких чувств (19 %)

- обида (0 %)

- ущемленность, униженность (0 %)

- другие чувства (какие?)
12. Ваше отношение к другим народам?

- положительное (100 %)

- отрицательное

- никакое (все равно)
13. Среди друзей Вы хотели бы иметь:

- представителей только своей национальности (1 %)

- представителей своей и других национальностей (93 %)

- представителей своей и некоторых других национальностей (6 %)

-представителей только других национальностей


Из представленных результатов мы видим, что у ребят плохо сформированы этнокультурные компетентности: знание своей национальности, культуры и обычаев, фольклор различных этносов, литературных и музыкальных деятелях, а также знания о мастерах живописи и декоративно-прикладного искусства почти совсем отсутствовали, либо находились на низком уровне. Это говорит о том, что проблема низкого уровня этнокультурной компетентности очень актуальна и требует нахождения эффективных форм и методов решения.


18




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал