- Учителю
- Устный журнал 'Светёлка' (для старше классников) 'Святая Русь, с тобою остаюсь. . . '
Устный журнал 'Светёлка' (для старше классников) 'Святая Русь, с тобою остаюсь. . . '
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «РОССИЯ-РОДИНА МОЯ» | |
Чтец 1:
СЛАЙД 3 | Какое прекрасное имя - Россия! Проходят года над моею страною. (А. Дементьев) |
Ведущий | Большое человеческое сердце не может вместить всех чувств по отношению к своей Родине, к нашей России, Руси-матушке. Как хороши ее просторы, голубые озера, белоснежные березовые рощи, яркое солнце и золотые купола храмов, призывающие нас возблагодарить Господа Бога за возможность жить мирно и наслаждаться жизнью… |
ЗВУЧИТ «МОЛИТВА БОГОРОДИЦЕ» | |
СЛАЙД 4
| Наша Русь святая - кротость и смиренье, У икон столетних жаркие молитвы, Жажда покаянья, сладость всепрощенья, Жертвенная доблесть бескорыстной битвы. Наша Русь святая - говор колокольный, Средь боров дремучих древних келий срубы, Радость и веселье встречи хлебосольной, О любви заветной шепчущие губы. Наша Русь святая - общий труд и служба, Твердая охрана мира и порядка, Всех ее сословий и народов дружба, Вековой избыток щедрого достатка. Наша Русь святая - это быт былинный, Это лад семейный, это строй свободный, Наш язык могучий, наш уклад старинный, Удаль и отвага пляски хороводной. Наша Русь святая - вера в подвиг ратный, В торжество и славу мудрого правленья, Небом данный свыше жребий благодатный Родине великой честного служенья. Наша Русь святая - вера и свобода, Без конца, без края большака дорога. Наша Русь святая - как душа народа, Та, что ищет правду, та, что верит в Бога. (С.Бехтеев) |
ЗВУЧИТ ПЕСНОПЕНИЕ «СВЯТАЯ РУСЬ» В ИСПОЛНЕНИИ АРХИЕРЙСКОГО ХОРА НИЖЕГОРОДСКОГО МОНАСТЫРЯ | |
Ведущий 3
СЛАЙД5 | Святая Русь… Каждый из нас не однажды слышал эти слова…И нам хотелось бы немного погрузить вас в историю данного выражения. Русское слово «святой» своим происхождением связано со словом «светлый». Они восходят к славянскому и индоевропейскому прошлому; у разных народов слова с подобным корнем означают свет, мир, день, а также нечто белое, чистое, светящееся. |
Ведущий 4 | Современный православный философ и искусствовед Валерий Лепахин отмечает, что в древнерусских былинах и духовных стихах «святая Русь» отождествляется с «белым светом» и «матерью-сырой-землей». Слово о погибели земли Русской» (XIII век) начинается словами: «О светло светлая и украсно украшена земля Руськая!». В Стихе о Голубиной книге (XV-XVI века) поется: Святая Русь-земля всем землям мати: На ней строят церкви апостольские; Они молятся Богу распятому, Самому Христу, Царю Небесному, - Потому свято-Русь-земля всем землям мати. |
Ведущий 1
СЛАЙД 6 | Одна из основных версий происхождения слова «Русь» также построена на сближении его с понятием «светлый», ведь даже в современном русском языке сохранилось древнее слово «русый». В 911 году русы заключали договор с Византией от имени князя Олега и других «светлых и великих князей» и именовали себя «нашей светлостью». Арабский хронист X века также писал, что некий предводитель русов имел титул «свиет малик» (светлый князь). |
Ведущий 2
СЛАЙД 7 | Сочетание «русского» и «светлого» оказалось крайне устойчивым и в русском языке, и в представлениях соседних народов. Как сами русские люди, так и европейские путешественники именовали Московское царство «Белой Россией». Иностранцы пользовались этим термином вплоть до начала XVIII века, он встречается на европейских картах. «Белый царь» прославляется в русских народных песнях. В Европе также знали, что русский государь именуется «светлейшим» (illustrissimus) и «белым» (albus). «Белым царем» с XVI века именовали его и на Востоке. |
Ведущий 3
СЛАЙД 8 | А уже в XVI веке «Святая Русь» русскими книжниками начинает переосмысливаться в особом религиозном ключе. Старец Филофей в своем знаменитом послании о Третьем Риме обращался к Василию III как к «пресветлейшему и высокопрестольнейшему государю великому князю светлосияющему в православии христианскому царю и владыке всех, браздодержателю же всей святой и Великой России». |
Ведущий 4 | Старец напоминал Великому князю о том, что после падения первого и второго Рима лишь в России Церковь «в православной христианской вере во всей поднебесной паче солнца светится» и потому утверждал: «И да ведает держава твоя, благочестивый царь, что все царства православной христианской веры сошлись в твое едино царство, и один ты во всей поднебесной святейший и благочестивый именуешься царь». Старец впервые обозначил крайне важную мысль: Русь должна соответствовать своему высокому, святому именованию. |
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «СВЯТАЯ РУСЬ» (СВЕТОЗАР) | |
Ведущий 1
СЛАЙД 9 | В начале XIX века «Святая Русь» получила второе дыхание. Связано это было как с патриотическим порывом времен наполеоновских войн, так и с публикацией древнерусских былин и духовных стихов. Начиная с Н.М. Карамзина «Святая Русь» понималась как наиболее возвышенное именование Отечества. Вспомним пушкинское: «Святая Русь! Отечество! Я твой!». |
Чтец 3 | На слова манифеста в своем стихотворении «Святая Русь» отозвался князь Петр Вяземский. В юности бывший большим вольнодумцем, поэт смог выразить мысль, ранее обозначенную старцем Филофеем - именуясь Святой, Русь должна быть таковой на деле: Как в эти дни годины гневной Ты мне мила, святая Русь, Молитвой теплой, задушевной, Как за тебя в те дни молюсь!.. Как я люблю твое значенье В земном, всемирном бытии, Твое высокое смиренье И жертвы чистые твои, Твое пред Промыслом покорство, Твое бесстрашье пред врагом, Когда идешь на ратоборство, Приосенив себя крестом!.. О, дорожи своим залогом! Блюди тобой избранный путь, И пред людьми и перед Богом, Святая Русь, - святою будь! |
Ведущий 2 СЛАЙД 10 | Василий Жуковский в письме Вяземскому выражал надежду, что название Святой Руси «никогда не потеряет своего глубокого смысла, хотя и вошло в разряд обыкновенностей». Слова Жуковского звучат поразительно современно: «В выражении Святая Русь - отзывается вся наша особенная история; это имя Россия ведет от Крещатика; но свое глубокое значение оно приобрело со времен раздробления на уделы, … когда при великом княжестве было множество малых, от него зависимых, и когда это все соединялось в одно, не в Россию, а в Русь, то есть не в государство, а в семейство, где у всех были одна отчизна, одна вера, один язык, одинакия воспоминания и предания; вот отчего и в самых кровавых междоусобиях, когда еще не было России, когда удельные князья беспрестанно дрались между собою за ее области, для всех была одна, живая, нераздельная Святая Русь». |
Чтец 1 | Не дай нам Бог во тьме и суете житейской, Зазнаться гордостью и спесью фарисейской, Чтоб святостью своей, как бы другим в упрёк, Хвалиться, позабыв, что гордость есть порок. Не в славу, не в почёт, народные скрижали, Родную нашу Русь святой именовали. А в назиданье нам, в ответственность, в завет. Чтоб сберегали мы первоначальных лет Страх Божий, и любовь, и чистый пламень веры. Чтоб добрые дела, и добрые примеры, В их древней простоте завещанные нам, Мы цельно передать смогли своим сынам, - Так в 1850-е годы Вяземский развил свою мысль в «Молитвенных думах». С тех пор «Святой Русью» именовали либо Россию в целом, как в былинах, либо Русь сокровенную - религиозный идеал православного русского народа и то «малое стадо», ради которого и сохраняется Россия. |
Ведущий 3 | Это второе значение Святой Руси отобразилось в церковной гимнографии. Впервые Святая Русь прозвучала в церковном гимне накануне Февральской революции. Это произошло при составлении службы священномученнику патриарху Московскому и всея России Гермогену: «Богу нaшему тобою слaва, тебе же, священномучениче Ермогeне, довлеет рaдоватися во свете лица Его и непрестaнно молитися, да не погибнет Рyсь святая» |
Ведущий 4 | Впервые служба, автором которой был протоиерей Илия Гумилевский, была опубликована осенью 1916 года. В составленной священноисповедником иеромонахом (позднее - епископом) Афанасием (Сахаровым) и профессором Петроградского университета Б.А. Тураевым в 1918 году службе всем русским святым была внесена знаменитая стихира: «Русь святая, храни веру Православную!». Служба всем российским святым была утверждена Поместным собором (хотя первое повсеместное празднование состоялось лишь в 1946 году). В эти времена Святая Русь уже вступила в такие испытания, которые нельзя сравнить ни с какими иными в ее многострадальной истории. |
ЗВУЧИТ СТИХИРА «РУСЬ СВЯТАЯ, ХРАНИ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ» | |
Ведущий 1 | В день всех российских святых, празднуемый во второе воскресный день по Пятидесятнице, в 1941 году началась Великая Отечественная война. В разгар кровавой бойни началось воссоздание Святой Руси. В новом патриаршем титуле в 1943 году было закреплено каноническое понятие «Русь», которое было распространено на всю советскую территорию (кроме Грузии, где существует своя поместная Церковь). |
ЗВУЧИТ И.С.БАХ | |
Ведущий 2 | Теперь вы знаете, откуда пришло к нам выражение «Святая Русь». Но мы хотели бы в связи с этим сказать еще и о том, кто некогда упрочил это выражение славными деяниями своими… |
Ведущий 3 Слайд 11 | Немало славных имен помнит наша Родина… И в этом ряду одно из почетнейших мест занимает великий князь, равноапостольный Владимир! |
Ведущий 4 | Владимир…Как интересно звучит это имя! Вла-ди-мир…Владеющий миром. Так переводится оно |
Ведущий 1 | Имена, как и все на свете, имеют свою историю. Они возникают, изменяются, исчезают. Шли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека, обращаясь к нему по имени. История русских имен тесно связана с историей народа и его языка. |
Ведущий 2 | Так и имя князя Владимира… Славен путь жизненный Владимира и отрицать этого нельзя. Он - тот человек, который крестил Русь, и именно он получил от народа высочайшую оценку своим деяниям,стали его называть Владимир Красно Солнышко. Именно он внес действительно поворотное событие в историю развития Руси. |
Чтец 2 СЛАЙД 12 | Не забудет дни прекрасные Весь народ, весь белый свет: Как Владимир Солнце Красное Правил Русью много лет.
Память не порастрясти: Как Владимир Святославович Русь великую крестил.
Веры драгоценный клад: За Владимира Великого Помолитесь, стар и млад. |
ЗВУЧИТ ФОНОМ ГИТАРНАЯ МУЗЫКА | |
Ведущий 3 | Святой равноапостольный князь Владимир принял христианство не без испытания. Он чувствовал, что Православие - вера истинная, но, будучи человеком осторожным и здравомыслящим, прежде принятия окончательного решения желал все исследовать. Для этого он пригласил в Россию представителей самых знаменитых и распространенных в то время, можно даже сказать великих, религий. В Россию прибыли послы от православных и западных христиан, от магометан, буддистов и иудеев. Западные христиане в то время еще формально были православными, но по сути уже отделились от единства Православной Церкви и только благодаря долготерпению Божию не порвали с ней окончательно. Все эти религии были распространены в странах, с которыми соседствовала Россия |
Ведущий 1 СЛАЙД 13 | Каждое посольство славило свою религию, пыталось склонить князя и его сподвижников на свою сторону. Владимир внимательно выслушивал и обдумывал каждое предложение. После того, как православный монах показал ему икону Страшного Суда и объяснил смысл того, что на ней изображено, объяснил, что ждет грешников за нераскаянность и отступление от Бога, Владимир устрашился и стал склоняться к Православию, однако решил еще отправить своих послов в разные страны, чтобы они посмотрели, как все эти люди молятся. Затем собрал он бояр и "градских старцев", рассказал им о доводах послов. |
Ведущий 2 СЛАЙД 14 | - Государь, - сказали ему бояре и старцы, всякий человек хвалит веру свою. Если хочешь избрать лучшую, то пошли умных людей в разные земли, чтобы испытать, который народ достойнее поклоняется божеству. Князь так и поступил: послал десять мужей мудрых в чужие страны, чтобы увидели они все своими глазами. И нигде не понравилось им. Наконец попали они в Царьград, столицу Византии |
Ведущий 3 СЛАЙД 15 | Император приказал привести послов в Софийскую церковь, где сам патриарх в праздничном убранстве совершил литургию. Пышность церковного убранства, красота пения и архиерейского служения пленили сердца русичей. Владимир! Великий князь! Мы видели много стран - Католиков, магометан, Мы долго блуждали во мгле, Но дивной такой красоты Нет больше нигде на земле, Как в храме Святой Софии В заморской стране Византии! |
Ведущий 4
| Посланные побывали и в соборах западных стран, и в магометанских мечетях, но ни с чем не сравнимое впечатление произвело на них православное богослужение в храме Софии Константинопольской. - Мы не знаем, были мы в то время на земле или на небе, - рассказывали послы, вернувшиеся в Киев. - На земле нет такой красоты, которую мы там видели. Это решило судьбу будущего христианства на Руси. Совет решил принять веру Христову от греков. |
ЗВУЧИТ ФОНОМ ГИТАРНАЯ МУЗЫКА | |
Ведущий 1 | Важным фактором принятия решения о крещении Руси явилось то, что в конце 10 века киевский князь Владимир искал сильного союзника против степных кочевников, делавших опустошительные набеги на Южную Русь. С этой целью он заключил договор о взаимопомощи с императором Византии- государства, возникшего на территории Греции. Чтоб военный союз был прочным и долговечным, от киевского князя потребовали согласия на «крещение Руси». Князь Владимир принял такое условие. Сам Владимир был крещен в г.Корсунь, где нарекли его Василием. А случилось это так. В 987 году он захватил город Херсонес, принадлежавший в то время Византийской империи и, угрожая походом на Константинополь, потребовал руки царевны Анны, сестры византийских императоров-соправителей Василия и Константина. Последние условием брака поставили принятие Владимиром веры Христовой. Когда царевна Анна прибыла с духовенством в Херсонес, князь Владимир внезапно ослеп. Царевна предложила ему немедленно креститься, в надежде исцеления. Во время крещения князь прозрел. В духовном восторге он воскликнул: «Теперь я узрел Бога Истинного!». Некоторые из дружинников князя, пораженные этим чудом, также крестились. |
Ведущий 2 | Тогда же в Херсонесе совершилось его бракосочетание с царевной Анной. В Киев князь Владимир вернулся вместе с княгиней Анной, константинопольскими и херсонесскими священнослужителями, взяв с собой богослужебные книги, иконы, церковную утварь, а также святые мощи Климента, епископа Римского, и его ученика Фивы. Таким образом, упрочились династические и межгосударственные связи между Русью и Византией. По возвращении в Киев князь Владимир крестил 12 своих сыновей. Крестился и весь его дом, и многие бояре. Затем князь Владимир приступил к искоренению язычества на Руси и истреблению языческих идолов. |
Ведущий 3
СЛАЙДЫ 17,18 | В тот летний день 988г. по зову своего князя Владимира по узкому оврагу меж двух круч шло к Днепру множество людей - жителей Киева. Целыми семьями шли богатые и бедные, с детишками, младенцами на руках. А на берегу их встречал сам князь и греческие священники. Под звучание молитв по их знаку ступили киевляне в воды реки. |
Ведущий 4
СЛАЙДЫ 19,20 | Совсем незадолго до своего крещения князь Владимир был одним из самых закоренелых язычников, но вера Христова победила и его. Он принимал христианство от лица таких же, как он, язычников, и поэтому перелом в сознании русского народа при Крещении Руси можно рассматривать как нечто неизбежное. Выбор русского народа был выбором вполне осознанным и разумным. |
Ведущий 1 СЛАЙД 21-22 | Л.Н. Гумилев отметил: «Добро и мудрость христианства в 988 году сразилось с Перуном и стремлением к наживе ... Крещение дало нашим предкам высшую свободу - свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю». |
Ведущий 2 | Поэтому не нужно говорить, что мы не знаем, во что мы верим, верим будто бы как-то стихийно, не раздумывая. Нет, русский народ в лице своего предка, справедливо названного равноапостольным, прежде принятия Православия исследовал все религии, в том числе и те, которые пользуются сейчас какой-то особенной популярностью (это слово в данном случае очень подходит), - я имею в виду буддизм и ислам. Мы принимали христианство в то время, когда уже существовали все религии, все они были нам известны, и веру свою мы выбрали сознательно. |
СЛАЙД 23 | ЗВУЧИТ ПЕСНЯ А. СИЗОВОЙ РУСЬ ПРАВОСЛАВНАЯ |
Ведущий 3 | Идеи христианства на Руси неразрывно связаны с идеей православной чистоты, духовного совершенства, внутренней свободы, патриотизма. Служа Отечеству, мы служим Богу, ибо защищаем не просто родную землю, а по вере предков, - подножие Престола Господня, удел Его Пресвятой Матери. Русские князья свято хранили землю родную и веру православную, снискав себе славу и память добрую. |
Чтец 3 | Великое имя священной России, Сияет над миром как солнечный луч! Я верю, в единстве мы станем счастливей, Укажем народам всем праведный путь! Противник коварный пошел в наступленье, Но знаю, не дрогнет Российский народ! Врага ожидает разгром и забвенье, А слава России сильней расцветет! Вулканом извернулась копий пучина, Густым водопадом поток острых стрел! Но верю, навечно Россия едина, Отдать своей Родине жизнь я хотел! Мы будем сражаться, не ведая страха, Мы будем рубиться ни шагу назад! Пусть густо пропитана кровью рубаха, По больше врагов сокруши витязь в ад! Минуют столетья, настанет эпоха, В которой не будет страданья и лжи! За это дерись до последнего вздоха, Служи своей Родине ты от души! |
ЗВУЧИТ М.И. ГЛИНКА. СЛАВЬСЯ ТЫ РУСЬ… | |
Чтец 1 | Любите Россию, как мать - Мы в центре духовной войны Пусть громкие эти слова, Пока будут храмы стоять - |
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ СЕРГЕЯ ГРЕБЕННИКОВА «РОССИЯ» | |
Ведущий 1 | Быть русским - значит не только говорить по-русски. Но значит - воспринимать Россию сердцем, видеть любовию ее драгоценную самобытность и ее во всей вселенской истории неповторимое своеобразие, понимать, что это своеобразие есть Дар Божий, данный самим русским людям, и в то же время - указание Божие, имеющее оградить Россию от посягательств других народов, и требовать для этого дара свободы и самостоятельности на земле. |
Ведущий 2 СЛАЙД 24 | Быть русским - значит созерцать Россию в Божьем луче, в ее вечной ткани, ее непреходящей субстанции, и любовию принимать ее как одну из главных и заветных святынь своей личной жизни. Быть русским - значит верить в Россию так, как верили в нее все русские великие люди, все ее гении и строители. Только на этой вере мы сможем утвердить нашу борьбу за нее и нашу победу... Без веры в Россию нам не возродить ее., - сказал И. А. Ильин. И это бесспорно! |
Ведущий 3 | Спасибо все за внимание. |
Ведущий 4 | До новых встреч в нашей светлице. |
Все ведущие | До свидания. |
ЗВУЧИТ ГИМН РОССИИ В ИСПОЛНЕНИИ ГР. «ЛЮБЭ»
|
С рождения и всю жизнь звучит для нас наше имя. Первое слово, которое слышит малыш - это его имя. Ведь оно не просто слово для окликания: имя это и характер, и судьба, и помощник на все доброе и заступник небесный. Оно часть нашей личности. Еще древние мудрецы заметили, что между именем человека и его характером поступками существует некая таинственная связь.
Откуда же к нам пришли наши имена, обратимся к нашей истории?
Итак, в 988 году, во время правления киевского князя Владимира Русь приняла христианство. Так кА эта религия была заимствована из Византии, вместе с ней на Русь попали и многие византийские имена, которые. В свою очередь произошли от древнегреческих и древнеримских. Эти греческие и римские имена подчеркивали в людях моральное и физическое достоинство.