7


  • Учителю
  • Конспект к классному часу 'Святой Сергий Радонежский' 4 класс

Конспект к классному часу 'Святой Сергий Радонежский' 4 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:  «Жизнь бесталанна без героя», – так гласит древняя мудрость. Во все времена, а особенно в дни падения нравственности и веры, озлобления и грубости, людям очень важно иметь в сердцах память о народных героях, основными достоинствами которых всегда являлись милосердие и л
предварительный просмотр материала

МБОУ Мещеряковская СОШ

Верхнедонского района


Методическая разработка по теме :


Сергий Радонежский - великий русский святой, строитель русской духовной культуры.

Подготовила учитель начальных классов Чернова О.Д.

2013-2014 уч.год.






Тема : Сергий Радонежский - великий русский святой, строитель русской духовной культуры.

Цель : На примере духовного подвига Сергия Радонежского показать,как важно каждому из нас работать над собой, уважать и любить окружающих, не жалеть себя для общего блага.

Задачи:

обучающие: способствовать пониманию нравственных ценностей Христианства и принятию этих ценностей.

развивающие:

  1. Развивать произвольное внимание, логическое мышление, память;

воспитательные:

  1. Воспитывать дисциплинированность, точность выполнения заданий.


Планируемые результаты

Личностные результаты: проводит самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные результаты:

Метапредметные результаты:

- определяет и формулирует цель урока с помощью учителя;

- проговаривает последовательность действий на уроке;

- работает по коллективно составленному плану;

- фиксирует затруднения в выполнении заданий;

- оценивает правильность выполнения действий;

- планирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- высказывает свои предположения;

- строит краткое устное высказывание по теме;

- слушает и понимает речь других;

- ориентируется с помощью учителя в системе знаний: отличает новое от уже известного;

- участвует в организованном поиске новые знания: находит ответы на вопросы, используя учебник. Полученную на уроке информацию применяет в жизни

Авторский медиапродукт: презентация. Слайды сменяются по щелчку и в слайдах по щелчку

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Дидактические материалы: учебник по ОРКС, лит.чтению,карточки с названием и номером группы, карточки с качествами, картинка летучего корабля, песня из мультфильма «Летучий корабль», видео- физминутка, мордочки для рефлексии.





Ход урока:

  1. Орг.момент

Дидактическая задача: Подготовка учащихся к работе.

Показатели реального результата решения задачи: Полная готовность класса и оборудования, быстрое

включение учащихся в деловой ритм.

Формируемые УУД. Формирование личностной заинтересованности (л).

Формирование осознания этапов урока для того, чтобы в будущем учить детей самостоятельно планировать и организовывать деятельность в целом и учебную деятельность на уроке, в частности (р).

- Сегодня у нас будет не простой урок. Мы с вами отправимся в путешествие во времени. Как вы думаете на чём можно его совершить? Выбираем летучий корабль ( на доску вывешиваем картину корабля). Проверьте свои принадлежности.

Но прежде чем мы отправимся в путь посмотрите на слайд 1 - как вы это понимаете? (ответы детей)

(слайд 1) «Жизнь бесталанна без героя», - так гласит древняя мудрость. Во все времена, а особенно в дни падения нравственности и веры, озлобления и грубости, людям очень важно иметь в сердцах память о народных героях, основными достоинствами которых всегда являлись милосердие и любовь к людям.


  1. Актуализация знаний

Дидактическая задача: Активизация познавательной активности учащихся. Актуализация опорных знаний и умений.

Показатели реального результата решения задачи: Активность познавательной деятельности, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.

Формируемые УУД. Формирование умений оформлять свои мысли в устной форме (к). Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (п). Формирование умений слушать и понимать речь других(к).

Формировать умения применять ранее полученные знания. При выполнении заданий (п).


Таким героем и вождем, Учителем был и остается посмотрите (Слайд 1 - ответы детей) Сергий Радонежский - благодатный воспитатель русского народного духа, который стал для многих поколений вечным спутником и путеводителем, «светильником» - человеком, который сумел подчинить свою жизнь евангельским заповедям любви.

- Ребята - а что такое святость? ( ответы детей)

Святость - одна из форм духа, известная с глубокой древности и среди всех народов; за тысячи лет до н/э монашество процветало в Индии и в Египте; в священных буддийских книгах тоже есть слова о высочайших нравственных настроениях, о достижениях духа. Люди поклоняются и мощам этих людей, - ведь это останки святого тела, - оно все было подчинено служению мысли; эта облагороженная плоть достойна быть предметом поклонения.
Итак посмотрите на слайд - какова роль святых ? ( Слайд 3)

  1. Самоопределение к деятельности.

Дидактическая задача: Организовать и направить к цели деятельность учащихся.

Показатели реального результата решения задачи: Готовность учащихся к активной познавательной деятельности на основе опорных знаний.

Формируемые УУД. Формирование умений оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (к). Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую(п). Формирование умений проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение, уметь определять и формулировать тему, цель урока с помощью учителя.(р)


- Наш корабль отправляется в путь. А чтобы правильно им управлять , назовите тему урока. ( ответы детей)

- Сергий Радонежский - великий русский святой, правильно но добавим ещё строитель русской духовной культуры

Мы с вами разобьёмся на группы - вы можете выбрать себе любую группу и путешествуя будем делать остановки по порядку (номерам) и вы будете называть название вашей остановки.

- Вспомните вы читали по литературному чтению -как назвали Сергия при крещении? ( ответы детей) С первых дней своей жизни он показал себя великим постником: не питался молоком матери по средам и пятницам, не прикасался к ее груди в те дни, когда мать употребляла в пищу мясо; мать вовсе отказалась от мясной пищи. Рано почувствовал любовь к Молитве.

Итак, отправляемся в путь. Я желаю вам удачного путешествия. ( звучит музыка из мультфильма)

4. Применение и знаний. Работа в группах

Дидактическая задача: Обеспечение усвоения знаний и способов действия на уровне применения в изменённой ситуации, формирование умений работать в паре.

Показатели реального результата решения задачи: Формирование практических умений, утверждение в себе, построение человеческих и деловых отношений , развитие контроля и оценки.

Формируемые УУД. Формирование умения выполнять последовательность действий (р), позицию по отношению к своей работе в группе (л), быть исследователем, организовывать совместную работу(к).


1. Наша первая остановка- первая группа - детство Сергия


Сообщение детей.

Учитель корректирует и дополняет.

- Будущий Преподобный был наречен при крещении Варфоломеем и в семь лет, вместе с братьями, - старшим - Стефаном и младшим - Петром, был отдан учиться грамоте в церковную школу. Грамота давалась ему плохо: учитель наказывал его, родители огорчались, а сам он со слезами молился, но дело вперед не двигалось.

- И вот случилось чудо, о котором говорят все жизнеописания Преподобного.( слайд 3) Однажды отец послал Варфоломея разыскать коней в поле. Мальчик во время поисков увидел под дубом «старца-схимника, погруженного как бы в молитвенное созерцание», и обратился к нему, рассказав свое горе и прося старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.
Они вместе начали молиться, затем старец благословил его: «не скорби более, чадо мое, о грамоте, ибо отныне даст тебе Господь разум в учении».
Старец хотел уйти, но благодарный Варфоломей умолил его посетить дом его родителей.
Странника с честью приняли благочестивые Кирилл и Мария. За трапезой родители Варфоломея рассказали многие знамения, сопровождавшие рождение сына их, и старец пояснил им, что сыну их «надлежит сделаться обителью Пресвятой Троицы, дабы многих привести вслед себе к уразумению Божественных Заповедей». Его слова сбылись…
С этого времени мальчик всей душой пристрастился к богослужению и изучению священных книг, весь уйдя в свой нарождавшийся духовный мир; он соблюдал во всем умеренность, и даже подвергал себя всяким лишениям.
Однажды он объявил родителям, что собирается уйти в монастырь, но отец наотрез отказался благословить его.
Церковные каноны запрещали родителям удерживать детей, которые пожелали посвятить себя служению Богу. Жития святых были полны рассказами о том, как будущий подвижник бежал из дома, вопреки воле родителей. Именно так поступил некогда один из основателей русского монашества Феодосий Печерский, чей образ неизменно служил Варфоломею для подражания. Однако сам он слишком любил своих родителей, чтобы нанести им такой удар. Оставшись в отчем доме, он ждал, когда Сам Всевышний укажет ему путь.

Нелегко жилось родителям Варфоломея и они переехали в деревню Радонеж недалеко от Москвы.

Какие качества характера Сергия вы бы назвали в этот период времени? На доску вывешиваем выбранные - Смирение, любовь к ближним.

Продолжаем наше путешествие( звучит музыка из мультфильма)
2. Вторая остановка - вторая группа- уход Сергия из дома

Ответы детей, учитель корректирует и дополняет
После смерти родителей, уйдя из дома, отказавшись от наследства, Варфоломей отправился на встречу своей мечте о внутренней свободе, о сокровище духа, которое «ни моль, ни ржа не истребляют» .
Братья выбрали возвышенное место в дремучем лесу, носившее название «Маковец» и поставили здесь два сруба - один для церкви, другой для жилья. ( слайд 4)
Но Стефан не долго выдержал тяжесть этой жизни и ушел в Московский Богоявленский монастырь.
Варфоломей остался один - и начались дни, месяцы и годы полного одиночества. (Слайд 4 )

«Представим себе, - пишет Рогович в своем очерке «Сергий Радонежский» - обстановку такого одиночества в глухую зимнюю пору: в малой келии полутемно и отовсюду дует пронизывающим зимним холодом, ветер свищет и стонет в трубе, и ударяет порывами в окна и стены, издали подвывают волки, приближающиеся к человеческому жилью, а в окна, из мрака ночи, словно выглядывают какие-то искаженные, страшные, злобные лица; из воя ветра порою выделяются дикие раскаты голоса, угрожающие голоса; кругом мрак и сознание полного одиночества, а молодой инок стоит перед святыми иконами в напряженной молитве; тихое умиление духа побеждает и страх, и усталость, и ощущение холода. После короткого сна трудный рабочий день, и так однообразною вереницею тянутся короткие зимние дни и бесконечные ночи».

Осенью в день Святого Сергия,Варфоломей решил полность посвятить себя Православной Церкви. По церковному обряду ,человек, становящийся монахом, меняет имя. Варфоломей стал Сергием.

Какие качества мы видим в этот период жизни святого ? Смирение, работа над собой - на доску

А вспомните какое животное часто приходило в гости к Варфоломею? (Слайд 5)

Продолжаем путь дальше . - А теперь минута отдыха на корабле. Сделаем разминку. Приглашаю бортпроводника Владислава. Видео-физминутка

5. Физ.минутка.

Дидактическая задача: Организовать отдых для снятия напряжения с мышц тела.

Показатели реального результата решения задачи: Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда.

Формируемые УУД. Формирование развития интеллектуальных функций, эмоционально - волевой сферы и игровой деятельности, черт гармоничной и не закомплексованной личности, соблюдения здорового образа жизни (л).

3.Третья остановка - третья группа-жизнь в монастыре

Ответы детей, потом добавляет учитель

Варфоломей проходит испытание страхом, пустынной жутью, голодом, иногда и унынием и, главным образом, борьбу с невидимыми темными силами. Эта борьба с темными силами отмечена во всех учениях под разными названиями, и ни один, из вступивших на путь духовного совершенствования, не может избежать ее. И, конечно, человек восходящий чувствует гораздо глубже этот натиск, и он должен только мощью духа отражать натиск темных сил.
Сергий мужественно отражал их молитвами. Самая высшая из молитв - это непрестанное удивление Творцу - больше всего наполняло душу Преподобного Сергия. Но была у него еще одна молитва. «Бог и Родина», - вот то, что двигало его жизнью и судьбою, и эта любовь дала ему возможность совершенно, до конца, исполнить заповедь Бога о любви к людям.

Слух о подвижнической жизни молодого инока скоро разнесся по окрестностям, и его стали навещать люди, прося наставления и совета во всех своих делах. Появились и желавшие подражать ему в подвиге жизни и просили принять их в число его учеников. Он предупреждал новичков о предстоящих трудностях и страхах: «Приемлю вас, но да будет известно каждому из вас, что если пришли работать Богу и хотите здесь со мною безмолвствовать, то уготовайте себе претерпеть всякие беды и печали, и нужды, и недостаток; ибо многими скорбями подобает нам идти в Царствие Небесное…» Но вместе с тем, говорил им: «Но не бойся же, мало стадо, я верю, веруйте и вы, что Господь не предаст вас до конца искушенными быть против ваших сил. Ныне печалью исполнены будем, а завтра печаль наша радостью будет и преизбудет, и никто не может взять радости нашея. Дерзайте, дерзайте, люди Божии!». Вообще, в его словах, обращенных к ученикам и приходящих к нему, часто встречается слово радость. Она звучит и в наставлении к труду, и в молитве, наполненной радости духа, и в радости несения подвига.
В его обиходе вообще не было слов отрицаний и отказа, любым его выражением было «дерзайте». Для самого скудного и убогого у него всегда находилось слово ободрения и поощрения; никого юный подвижник не отпускал без утешения.
Когда собралось у него двенадцать учеников, было построено двенадцать отдельных келий; вокруг них был поставлен высокий деревянный забор и началась жизнь отшельников в новоустроенной обители. ( Слайд 6)
Образцом во всем для вновь прибывших был сам Преподобный: ( Слайд 7) он сам рубил кельи, таскал бревна, колол дрова, носил воду, молол ручными жерновами, варил квас, делал церковные свечи, кроил и шил одежду, обувь и работал на всех, по выраженю Епифания - автора «Жития», «как раб купленный». Летом и зимой он ходил в одной и той же одежде - ветхой и покрытой заплатами и, несмотря на скудную пищу, был очень крепким - «имел силу против двух человек».
Он - с самых первых дней существования обители - воплотил в своем образе завет первенства, который был указан Христом: «Кто хочет между вами быть первым, да будет всем слугою».

В «Житие» приводятся примеры победы силы веры, терпения Сергия рядом с малодушием некоторых братьев. Однажды, испытывая голод, они стали жаловаться ему: «слушаясь тебя, нам приходится умирать с голоду, ибо ты запрещаешь нам ходить в мир просить хлеба.

Завтра же пойдем отсюда каждый в свою сторону и более не вернемся, ибо не в силах более терпеть здешнюю скупость».
Преподобный же, желая подкрепить малодушных, со своей обычной мягкостью, но и с твердостью уговаривал их не поддаваться искушению: «Благодать Божия не без искушений бывает; по скорби же радости ожидаем. Сказано: вечером водворится плач, а за утро радость».
Не успел он окончить, как послышался стук в ворота Обители и сообщили, что приехали возы с хлебом .Еще случай, который увеличил славу Сергия. Монахи были недовольны отсутствием воды: небольшой ручеек, который находился поблизости, - иссяк, а река находилась далеко от Обители. Монахи стали жаловаться, что далеко ходить им за водою. На это Сергий отвечал: «я хотел безмолвствовать один на месте сем. Богу же угодно было воздвигнуть здесь Обитель. Но дерзайте, молитесь!».
Потом, взяв с собой одного ученика, вышел из Обители и, найдя недалеко в овраге скопившиеся воды, стал молиться, чтобы Господь даровал им воду на этом месте. Сергий затем сделал крест на земле и сразу пробился из земли источник чистой, холодной воды. Монахи хотели назвать его Сергиевым, но он запретил им.

Вспомните об этих случаях ( Слайд 8) Наставление Дмитрию Донскому, исцеление больного ребёнка
Сергий нашел путь к сердцам не только путем чудес, о которых запрещал говорить, но своим примером великого сотрудничества, как в большом, так и в малом. Его слово было словом сердца, и может быть, главная сила его кратких убеждений заключалась в той незримой, но ощутимой благости, которая излучалась из всего его обаятельного облика, который умиротворяюще и ободряюще влиял на всех, приходящих к нему. Нигде нет указания на гнев, даже на возмущение; он умел быть твердым и требовательным, но без насилия. Он никогда не жалел себя, и такое качество не было умственным, но сделалось природою, и потому облик его так убеждал.
Наблюдение и любовь к людям дали ему подход к каждой душе и умение извлекать из нее лучшие чувства, что сильно облегчало задачу духовного водительства.
Он всегда оставался верным своему основному правилу, что не насилие, но свобода и любовь побеждают.
Он умел пользоваться каждым случаем, чтобы заложить в сознание народа зерно нравственного учения. В отличие от большинства людей он рассматривал нравственные заповеди Иисуса не столько как прекрасный, но недостижимый в земной жизни идеал, сколько как руководство к действию. Этот взгляд на Евангелие стал основной особенностью его христианского мировоззрения. Вся его жизнь может быть понята только через Евангелие. Оно было компасом в плавании по «многомутному морю житейскому». Однако он пользовался и «дополнительной литературой» - рассказами о древних подвижниках («патериками») и их собственными сочинениями. Заветы Сергия - ( Слайд 9)любовь к людям, непрерывное восхождение к нравственному совершенству путем мужественного самоотречения - стали характерными чертами русской духовной культуры.

Какие качества мы выделим в этот период жизни святого? уважать и любить окружающих, не жалеть себя для общего блага, работа над собой.

6. Итог урока

Дидактическая задача: Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели на уроке.

Показатели реального результата решения задачи: Чёткость, лаконичность, максимум участия ученика в оценке своей работы.

Формируемые УУД. Формирование умения проследить последовательность действий на уроке(р), дать самооценку учебной деятельности(л).

Наше путешествие подошло к концу.
Давайте подумаем с чего начал Сергий строить духовную культуру, без которой нет возрождения нации?

Ответы детей , учитель дополняет.

Он начал её с себя, со своего личного примера. Вспоминая о том, что он делал, как поступал, мы начинаем понимать жизненный смысл слов «духовная культура». Начинаем понимать, что это не просто красивые слова, но красота, внесённая в жизнь. Ему стали подражать, а это и есть начало пути к победе, к достижениям духа, к возрождению.

Давайте посмотрим как важно каждому из нас на примере Сергия Радонежского - (читаем с доски вывешенные качества)- работать над собой, уважать и любить окружающих, не жалеть себя для общего блага, смирение.

Человек не может ни подниматься, ни падать один. По закону вселенской взаимосвязи он всегда кого-то тянет за собой. И чем сильнее и масштабнее человек, тем больший круг людей он захватывает своим влиянием. Сергий охватил всю Русь. Он не наставлял и не проповедовал; он жил внешне незаметно, но внутренне так мощно, что к нему потоком шли люди. Шли, напитываясь, каждый по мере своей вместимости и соответствия, огнём его духа, его веры, его мужества, его любви. Жившие согнутыми, придавленные долгие годы угнетением и страхом, они стали расправлять спины, стали ощущать свою силу. И наконец они стали верить в победу. И она пришла.

Полное отсутствие властолюбия привело Сергия к духовной власти небывалой силы. Напрочь лишённый честолюбия, он прославился на века. Он не имел ни в малейшей степени чувства собственности, но Обитель его богатела с каждым днём. Предстоя постоянно перед Ликом Всевышнего, он принимал участие во всех земных делах, и они неизменно процветали. Он подражал совершенствам Наивысшего, и ему тоже стали подражать. Создалась целая плеяда его учеников - монахов, которые, в свою очередь, начали создавать очаги духовной культуры. В те времена именно монастыри являлись рассадниками грамотности и просвещения. К ним тянулись, около них селились, учились простые люди. Так формировалась Русь.

На горе Маковке был построен Сергиев Посад ( слайд 9, 10) который посещают паломники всего мира , что бы преклониться мощам Святого Сергия и увезти с собой частицу его души.

7. Рефлексия учебной деятельности

Дидактическая задача: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения и работы на уроке, оценка успешности достижения цели.

Показатели реального результата решения задачи: Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке, прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

Формируемые УУД. Формирование умения проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки(р). Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (л).

- На парте у вас три мордочки: одна весёлая, вторая задумчивая, третья грустная.

- Если у вас всё получилось сегодня на уроке поднимите весёлую мордочку, если были сомнения, то задумчивую, а если постоянно требовалась помощь грустную.


- Урок окончен. Спасибо за работу на уроке.( Слайд 11 надпись увеличивается по щелчку)







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал