7


  • Учителю
  • Нравственное воспитание детей доклад

Нравственное воспитание детей доклад

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

ДОКЛАД

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Воспитать человека интеллектуально,

не вос­питав его нравственно, -

значит вырастить угро­зу для общества.

Теодор Рузвельт

Характер и нравственное поведение ребенка -это

слепок с характера родителей,

он развивается в ответ на их характер и их поведение.

Эрих Фромм

«Все самое хорошее, что связывает меня с окружающим меня ми­ром, связано с моей семьей», - писал в своих воспоминаниях осно­ватель Берлинского университета Вильгельм Гумбольт. Под этими строчками может подписаться, пожалуй, любой чело­век. Однако и по сегодняшний день умы многих людей занимает воп­рос места и роли семьи в обществе, ее значение в воспитании подра­стающего поколения.

Мыслители прошлого ставили под сомнение значение семьи, ее устоев, нравственного микроклимата, считая, что для того чтобы стать добропорядочным человеком, вовсе не нужно' расти в такой семье, можно стать таким под влиянием людей, которые для тебя автори­тетны. В нашей стране, рассматривая значение семьи для ребенка, многие ученые, педагоги и психологи, считали и считают, что только семья закладывает основы нравственности, задачей же школы явля­ется лишь обучение детей.

К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой были глубоко убеждены в том, что истинно воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между про­шлым, настоящим и будущим.

Такую возможность человеку может дать только его семья. В сво­их письмах Л. Н. Толстой говорил о том, что невозможно воспитать человека добрым, если он живет в обстановке всеобщей ненависти и злобы, невозможно воспитать сильного волей человека там, где лю­бое проявление свободолюбия подавляется и уничтожается.

Принципиально по-иному решался этот вопрос в нашей стране после революции. Задача формирования человека нового типа тре­бовала «разрыва» с семейным «консервативным» воспитанием, кото­рое вызывало тревогу.

Н.И. Бухарин говорил, что необходимо «разрушать старые отноше­ния в семейной организации и вести «медленный подкоп под самую консервативную твердыню всех гнусностей старого режима».

Однако в эти же годы определяется вторая стратегия по отноше­нию к семейному воспитанию.

Многие педагоги считали необходимым искать и' находить поло­жительное в семье, использовать традиции семейного воспитания. «Необходимо, - утверждала эта группа педагогов, - использовать в воспитательных целях трудолюбие, теплоту и сердечность семейных взаимоотношений».

Однако, несмотря на существование этой точки зрения, набирала силу тенденция, в соответствии с которой необходимо было вырвать ребёнка из семьи и воспитать его в специально созданных учрежде­ниях школах-коммунах, детских городках и т. п.

В 50-60-е годы эта идея возродилась вновь. Идея создания подро­стковых коммун была связана с тем, что после войны в стране было огромное количество детей, лишившихся родителей. Им необходи­мо было дать кров и тепло, еду и возможность чувствовать себя нуж­ным обществу. Школы-интернаты должны были избавить детей от пережитков, сохранившихся в советской семье. Они были призваны уберечь ре­бёнка от разногласий, семейного стремления к накопительству в ущерб общественным интересам, корыстным расчётам и простого легкомыслия.

Планировалось довести к 1980 году число детей в школах-интер­натах до двух с половиной миллионов.

Предполагалось добиться того, чтобы каждая семья имела бы возможность бесплатно содержать детей и подростков в детских учреж­дениях.

В 60-х годах В. А. Сухомлинский вступает в отчаянную борьбу с сохранившимся с 30-х годов педагогическим подходом к семейному воспитанию. В своих трудах он писал, что только отец и мать могут быть для ребенка величайшими авторитетами.

«Существует глубокая связь поколений, - писал учёный, - ребё­нок - одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв её - тяг­чайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравствен­ных начал».

Позиция В.А. Сухомлинского была поддержана и подхвачена мно­гими педагогами-энтузиастами, которые доказали, что дети, отторг­нутые от семьи в ранние годы, практически всегда развивались одно­сторонне, что нередко приводило к ущербности личности.

Заслуга В.А. Сухомлинского в возвращении к общечеловеческим ценностям огромна.

Он первым в советской педагогике обратился к процессам духов­ной жизни ребёнка, необходимости и ценности сопереживания, со­чувствия, создания необходимых условий для воспитательной дея­тельности родителей и учителей.

Именно ему принадлежит заслуга определения приоритетов нрав­ственного воспитания ребенка в семье.

Что мы должны понимать под нравственным воспитанием ребен­ка в семье?

Говоря о нравственном воспитании, необходимо отчетливо пред­ставлять себе, что жизнь и общество вкладывают в понятие «нрав­ственность».

В словаре Ожегова мы можем прочитать, что нравственность - это «правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках».

По мнению В.А. Сухомлинского, «воспитание - это постепен­ное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями». По определению В.А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достояни­ем каждого воспитанника и превращаются в нормы и правила пове­дения.

Основным содержанием нравственного воспитания В.А. Сухо­млинский считал формирование таких качеств личности, как: идей­ность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство, умение управлять собой.

Писатель и педагог С.А. Соловейчик пишет: «Воспитание - это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным сред­ствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт, пользуясь лишь нравственными средствами.

Нравственность (определяемая вопросом «за чей счёт?») указыва­ет нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нрав­ственность - граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх - духовность, а она бесконечна... У человека любые выборы, кроме тех, которые связаны с затруднениями для другого человека...

Будет нравственное воспитание - ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей... Будет нравственность, почти наверняка будет и духов­ность; не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспи­тания».

Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности зак­лючаются в семье. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Человек может приобрести различные профессии, но одной из главных профессий мужчины и женщины, матери и отца является профессия быть родителем. Стать родителем зачастую гораздо про­ще, чем состояться как родитель. Если отец и мать стремятся постичь науку отцовства и материнства, если демонстрируют свое разумное поведение и поступки в качестве родителей, у них есть шанс добить­ся успехов и побед в деле воспитания своих детей.

Известный педагог и психолог И.С. Кон отмечает: «В глазах ре­бенка отец и мать выступают в нескольких ипостасях: как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным; как власть, директивная инстан­ция, распорядитель благ, наказаний, поощрений; как образец для под­ражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств; как старший друг, советчик, которому можно доверить все».

Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравствен­ности, безусловно, формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безраз­личия, безусловно, формируются семьей и в семье. Таким образом, перед нами выстраивается следующая иерархия: семья - ребенок - нравственность - поведение - поступок - семья.

Говоря о нравственном воспитании ребенка в семье, необходимо четко представлять себе, какие нравственные понятия должны фор­мировать в своих детях родители с самого раннего их детства.

Исследователь проблемы нравственного воспитания детей в се­мьи СИ. Варюхина отмечает, что «среди многих ценных человечес­ких качеств доброта - главный показатель развитости человеческого в человеке...

Понятие «добрый человек» - очень сложное. Оно включает са­мые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живу­щим людям, активное стремление делать добро, способность к само­отречению во имя блага других, честность, совестливость, правиль­ное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедли­вость, трудолюбие».

Это всё - понятия нравственности.

Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня:

- мотивационно-побудительный;

- чувственно-эмоциональный;

- рациональный, или умственный.

Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека.

Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступ­ков, нравственные потребности и убеждения.

• Нравственное воспитание только тогда носит правильный харак­тер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активное участие в своём нравственном раз­витии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наи­более важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций.

Эмоции, как известно, бывают положительными: радость, благо­дарность, нежность, любовь, восхищение и т. п. Человеку свойствен­но также проявлять и отрицательные эмоции: гнев, зависть, злость, обида, ненависть.

Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать, их нужно воспитывать. Нравственные чувства - отзывчивость, сочувствие, со­страдание, сопереживание, жалость - непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нрав­ственных чувств добрый человек не состоится.

Чешский педагог М. Климова-Фюгнерова отмечает: «Родительс­кий дом в становлении и культивировании чувств занимает перво­очередное место. Заменить его не может ничто.

Дом для ребёнка - школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи». Воспитание чувств ребенка вклю­чает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддерж­ки со стороны родителей - и не только словом, но и примером. Ре­бёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.

Примером этому может служить хорошая и поучительная сказка, в которой рассказывается о том, что молодые родители, имея старень­кого отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную та­релку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некото­рое время они застали своего четырехлетнего сына за тем, что он пы­тался что-то мастерить из деревянной чурки. На вопрос родителей о том, что ребенок мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из нее кушать, когда состарятся. Это ли не иллюстрация переживаемых ребенком эмоций и чувств в собственном доме?

Сочувствие - это одно из прекрасных человеческих свойств, по­тому что оно - выражение человечности, а человеческие чувства по­могают человеку, большому или маленькому, двигаться к поставлен­ной цели. Для маленьких - это возможность проявления любозна­тельности, интереса, радости, желания познавать мир во всех его проявлениях.

Для взрослых людей чувства являются источником вдохновения, интереса к окружающему миру и людям, задор и радость в работе, в общении с людьми.

Ни для кого не секрет, что именно чувства способны подвигнуть человека на высокие достижения, могут вести к самоотверженному труду, проявлению мужества, воли, героизма и бесстрашия. Именно чувства молодой героини из фильма «Москва слезам не верит» по­могли ей стать тем человеком, кем она стала. Родителям важно по­мнить о том, что их искренние чувства по отношению к детям могут совершить чудо и изменить то, что нельзя изменить приказом, нака­занием, нотациями, бранью. Родители должны сдавать экзамен не только на умение накормить, одеть и обуть собственного ребенка, но и на умение сказать ласковое слово, смотреть добрыми глазами на ребенка, проявить сердечность, ласку, сочувствие, искренность.

Иногда родители с упоением рассказывают о том, что стоит им только глянуть на ребенка, он тут же сникает, становится смирным и послушным. Однако чаще всего это оборачивается большими про­блемами. Необдуманная, нарочитая строгость приводит к лукавству ребенка, притворству и отчуждению.

Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные зна­ния - понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве долге. Помимо понятий к моральным знаниям относятся так­же принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки.

Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обес­печиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими явля­ются нравственные потребности. Нравственные потребности не да­ются человеку от природы, их необходимо воспитывать, так как без них невозможна высокая духовность и доброта.

«Настоящим человеком становится только тот, - писал В.А. Сухомлинский, - у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и по­ступки... Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, - вот одно из золотых правил воспитания подростков».

Что же такое потребность? Потребность - это стремление попол­нить в организме то, что отсутствует для его нормального существо­вания. Для возникновения нравственной потребности ребёнка необ­ходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир се­мейного или иного окружения.

Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступ­ки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семей­ного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ре­бёнке нравственных потребностей. В то время как крик, грубые ин­тонации - приведут к противоположным результатам.

Все элементы нравственных потребностей максимально насыще­ны чувствами и эмоциями.

Нравственные потребности состоят из следующих элементов:

Эмпатия - способность человека понять затруднительное поло­жение или состояние другого человека, умение войти в его внутрен­ний мир. Человек, умеющий проявлять эмпатию, это - душевный, отзывчивый человек.

Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. От­зывчивость - это целый спектр чувств: сочувствие, сострадание, со­переживание. Иногда родители говорят о том, что у маленьких детей достаточно сложно воспитывать отзывчивость. С этим нельзя согласиться. Простой пример. Ребенку дают конфету, он берет ее и пыта­ется угостить ею маму, папу, бабушку, но взрослые отказываются, говоря ребенку, что он должен кушать сам, так как ему нужно расти. Проведя такой «эксперимент» несколько раз, можно быть уверенным, что ребенок вскоре перестанет что-либо кому-либо предлагать. Та­ким образом, он получил урок отзывчивости, доброты и т. д.

Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях. Еще одной важной потребностью, культивируемой в семье с самого раннего возраста ребенка, является нравственная ценность.

Нравственная ценность - это набор ценностных установок, кото­рые в будущем становятся нравственными правилами поведения ре­бенка в самых непредвиденных ситуациях. Ценностные установки -это то, что в отцовском и материнском доме признается как возмож­ное и как невозможное, это те запреты и разрешения, которые ребе­нок запоминает в раннем возрасте и хранит в себе вплоть до образо­вания собственной семьи.

Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает -говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда бу­дет стремиться к добру, врождённый эгоизм или эгоцентризм в нём будет преодолевается.

Обобщённо нравственную установку можно обозначить как лю­бовь к людям, природе. По мере развития сознания она перерастает в любовь к Родине, к своему народу.

Нравственную установку у ребёнка нужно воспитывать постоян­но словом и делом, примером и разъяснением, используя волшеб­ную силу искусства и живой мир природы и собственный пример родителей.

Одной из самых важных нравственных потребностей является спо­собность ребенка и взрослого проявлять доброту на деле, а не на сло­вах.

Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как рас­хождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму.

Еще одной нравственной потребностью, формируемой в семье, яв­ляется понятие совести (совестливости). Понятие «совесть» в словаре трактуется так: «Совесть - это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть ис­конно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т.п.».

Начинать формировать совесть нужно с воспитания у ребёнка чув­ства стыда.

Следующий этап формирования совести должен совпасть с раз­витием таких понятий, как моральный долг и ответственность. Моральный долг, ответственность и совесть роднит одно качество человека - чувство вины в случае невыполнения каких-либо обяза­тельств.

Осознание ребёнком сущности понятия «совесть» подготавлива­ется всем содержанием нравственного воспитания в семье. И важ­ную роль здесь играют нравственные потребности, так как особенно остро угрызения совести проявляются при несправедливости по от­ношению к человеку, при осознании того, что ты кому-то причинил зло, вред.

Первейшая задача родителей - воспитать в своих детях глубокое, надёжное понимание совести как чувства, являющегося неотъемле­мой частицей духовного мира. Знание нравственных потребностей поможет родителям воспитать детей добрыми и счастливыми людь­ми, приносящими благо обществу.

Нравственные потребности человека теснейшим образом связа­ны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопережива­ние, бескорыстие...

Воспитать развитые нравственные потребности - главнейшая за­дача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её ус­пешного решения?

Во-первых, родители должны осознавать важность нравственного воспитания детей в семье.

Во-вторых, родителя должны развивать сами в себе нравственные потребности.

В-третьих, родители, которые хотят воспитать своего ребёнка не стихийно, а осознанно, должны начать анализ воспитания своего ре­бёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной лич­ности.

В-четвертых, они должны осознавать важность этой задачи для самих себя, а также четко представлять себе, как и какими методами формировать в детях нравственные качества.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ - ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНИНА


Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Груз проблем, доставшихся на долю нашего времени, очень тяжёл. Конец 2-го тысячелетия ознаменован экологическими катастрофами, влекущими за собой разрушение экологического равновесия в физическом и нравственном здоровье людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов является возросшая детская преступность, цветущая пышным цветом и трудно искореняемая наркомания, алкоголизм.

Следствием этого выступают бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.

Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в обществе с давних пор.

Основы нравственности утверждали Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и В.Н. Сухомлинский.

«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра», - писал Л.Н.Толстой.

Но если педагоги - классики, писатели, поэты, учёные признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема в системе современного воспитания.

Содержание воспитательной работы в нашей школе по формированию нравственности учащихся включает в себя:

- воспитание стремления к знанию, общей культуре;

- привитие высоких нравственных принципов: гуманизма, честностир, доброты;

- уважение к старшим, моральную гигиену, презрение к жестокости и воровству;

- приобщение учащихся к системе культурных ценностей;

- привитие любви к Родине, уважение к законам, нормам жизни;

-воспитание позитивного отношения к труду как высшей ценности жизни;

- физическое развитие детей, выработка эстетического вкуса и любви к искусству, прекрасному.

Таким образом, мы ставим цель в образовательной системе - сформировать самостоятельную, свободную творческую личность основе овладения ею общечеловеческими ценностями, национально-культурным наследием, развитие талантов и способностей. Достижения целей воспитания осуществляется через педагогические технологии, авторские программы, включающие различные формы и методы воспитания, воздействие на учащихся.

Опыт воспитательной работы в школе показывает, что на современном этапе роль нравственного просвещения должна возрастать. Открытость и широкий спектр информационных каналов привели к тому, что на ребят обрушиваются различные, порой противоречивые взгляды на нормы морали и взаимоотношений в обществе. Безусловно, ребенку без помощи взрослых очень сложно сделать правильный выбор в этом потоке информации.

Анкетирование, проведенное среди учащихся показало, что уровень нравственного просвещения некоторых учащихся явно недостаточен. В анкете ребят просили ответить на вопросы, как они понимают такие качества человека, как зло, добро, гордость, зависть, честность, скромность, трусость, хитрость и др. Анализ ответов показал, что уровень нравственного просвещения некоторых учащихся недостаточен. Об этом говорят, встречающиеся определения нравственных качеств личности:

добро - это все хорошо; храбрость - это готовность пойти на все; гордость - это высокомерие; скромность - это нерешительность и т.д.

Такое понимание некоторыми школьниками нравственных качеств личности говорит о том, что они не задумывались над сущностью в глубоким смысле этих нравственных категорий, у них не сложилась целостная система представлений о

нравственности.

Особую роль в нравственном просвещении принадлежит педагогам гуманитарного цикла. Именно они призваны воспитать патриотизм, гражданские и нравственные чувства учащихся, акцентируя внимание ребят на высоких нравственных качествах литературных героев.

Однако нравственное воспитание не ограничивается только рамками уроков. Среди других направлений этой деятельности в школе наиболее эффективными

являются:

- проведение семинаров по проблемам нравственности;

- участие ребят в классных часах, беседах, дискуссиях на этические темы;

- встречи учащихся с деятелями литературы, ветеранами войны;

Именно в процессе этих мероприятий учащиеся знакомятся с особенностями внутреннего мира человека, нравственными ценностями и нормами взаимоотношений в обществе, в семье, происходит взаимодействие подростка с окружающим миром взрослых и сверстников.

Эффективное воспитание и обучение, форми­рующие образованную культурную, высоконравственную, творчески активную и социально зрелую личность, немыслимо без знания индиви­дуальных особенностей каждого ученика и постоянного отслеживания его личностного развития, оценки уровня его воспитанности и побужде­ния его к саморазвитию и самовоспитанию. Поистине, «чтобы воспитать человека во, всех отношениях, надо знать его во всех отношениях» (К.Д. Ушинский).

В определении уровня воспитанности своих учеников нам помогают «методики изучения личности учащихся».

Классным руководителям 1-2-х и 3-5-х классов предлагается методика Н.П. Капустина, по которой ребенок оценивает себя вместе с родителя­ми, его же оценивает учитель и выводится итоговая оценка. Затем высчитывается средний бал и определяется уровень воспитанности. Классным руководителям предлагается диаг­ностическая программа изучения уровней воспитанности учащихся М.И. Шиловой. Пользуясь этой программой, на основе педагогических наблюдений классный руководитель определит уровень воспи­танности учащихся на данный момент и заполнит сводный лист дан­ных изучения уровня воспитанности учащихся.

Классным руководителям предлагается также методика Н.П. Капустина по определению уровня воспитанности, по которой учитель может поработать в течение года вместе со своими учениками.

Нравственное воспитание молодежи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой непоправимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (телесного или этического) большего вреда общества нанести невозможно. Разве использование законов и правил нравственного поведения меньше нужны человеку, чем знание химии или физики?

После школы все школьные науки, как правило, забудутся, оставив в памяти лишь общие представления. Другое дело этические нормы, законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами нравственности.

Нравственное воспитание - это важнейшая задача формирования личности.

Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.

Формы работы с детьми

Младший школьный возраст

Цель: научить младших школьников познавать мир, взаимодействовать с

миром, в котором он живет.

Задача: формировать будущее уважительное отношение к жизни и ко всему живому.

1. Знакомство с культурой семейных отношений.

а) Беседы «Мой дом», «Тепло отчего дома», «Мои семейные обязанности», «Что значит любить маму (папу)?».

б) Домашние задания - практикумы «Ласковые слова маме», «Приятное для братишки», «Игры с младшим братом».

в) Ролевые игры «Праздник в семье», «Мамины помощники».

г) Проигрывание сюжетов «Как утешить плачущего малыша», «Как поднять настроение маме».

д) Праздники в школе и дома «У нас гости», «Праздник вежливости».

2. Формирование культуры отношения к природе.

Усвоение понятий «красивое», «уродливое», «безобразное», «экология», «природа», «гигиена», «атмосфера». Наблюдение за явлениями природы и их описание в слове (стихи), музыке (песни), живописи. «Эко-лото», «эко -викторина», уход за цветами.

3. Приобщение к русской национальной культуре.

а) Проведение традиционных славянских праздников.

б) Конкурс сказок, услышанных от бабушки.

в) Исполнение русских частушек, народных песен.

г) Русские национальные игры.

4. Формирование качеств, от которых зависит культура поведения. Понятия: справедливость, честность, ответственность, отзывчивость, вежливость, исполнительность, инициатива.

а) Беседы: «Кого мы называем добрым», «Кого мы называем честным», «Я и мы», «Мы все умеем сами», «Можно и нельзя».

б) Проигрывание сюжетов.

Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Хочу и надо» (по Щурковой) операция

«Подарок ветерану», аукцион Деда Мороза.

Праздники: «Мы теперь не просто дети - мы теперь ученики», Праздники

Букваря, операция «Живи, книга». Работа санпостов по сохранению

учебников.

Домашние задания - практикумы

Уход за садово-огородными и комнатными растениями, животными, участие

в классных и школьных парадах животных. Культура работы с ручным

инструментом.

Младшие подростки

Цель: направить внимание школьника на значение и личностный смысл осваиваемых, усваиваемых и присваиваемых социальных норм, на жизненные последствия внедрения их в жизнь человека.

Задача: формирование образа Человека как феномена мира.

1. Воспитание эстетического и психологического видения жизни человека. Темы классных часов: «Что такое духовное богатство человека», «Мир человеческих чувств», «Как изучить свой характер», «Внешняя и внутренняя культура человека», «Человек и обстоятельства», «Герои и ан-тигерои». Практикумы: заполнение карты самооценки качеств личности на основе самопознания своих черт характера.

2. Познай самого себя.

Темы классных часов: «Красота истинная и искусственная», «Когда добро

творит зло», «По каким критериям судить о воспитанности людей», «Как

работать над собой», «Ответственность - мера добра и зла», «Дружелюбие,

трудолюбие, честь и достоинство».

Практикумы «Девичья красота, составление эталонов поведения для своего

возраста.

Сюжетно-ролевая игра по Щурковой «Предметы и люди».

Философские вечера «Сократовские беседы».

Турниры эрудитов и т. д.

3. Основные понятия: «коллектив», «деятельность», «цели» (личные, коллективные), «самоуправление», «общественное мнение».

Варианты детских объединений по основной деятельности - класс, кружок,

исследовательская группа, секция, клубы по интересам, ориентация на

кружки в учреждениях дополнительного образования, союзе детей

«Росиночки».

Формы работы: собрание группы, класса, классные часы, сбор-игра

«Росиночки», работа с активом, КТД, экскурсии, походы, часы общения,

«посиделки», кафе именинников и т. д.

Старший подростковый возраста

Цель: оказать скрытую помощь подростку, анализируя социальные

проблемы, инициируя самостоятельное осмысление подростком себя «среди других».

Задача: помочь подростку справиться с проблемой осознания себя как

человека и индивидуальности, вырастить во взрослого человека. 1.. Жизненное самоопределение.

а) Беседы: «С чего начинается взрослость» «Как создается характер», «Мужской и женский характеры», «Как готовить себя к семейной жизни», «Первая любовь», «Как стать обаятельной женщиной», «Как стать обаятельным мужчиной», «Культура самопознания и самовоспитания».

б) Практикумы: «Как изучить свои способности», тест, анкеты, тренинги по вопросам подготовки к жизненно важным ситуациям.

в) Вечера, конкурсы, праздники «Час искусства», «Новые диски», «Наши художники-земляки», групповые посещения выставок, театров, «круглые столы», турниры эрудитов, встречи с представителями разных профессий. 2. Общечеловеческие нравственные ценности. Беседы, экскурсии, чтение книг, посещение выставок: - исторические корни русского человека

- черты русского характера (стойкость, выносливость, широта души)

- человеческая трагедия (смерть близкого, землетрясение, война...)

- Заповедь Библии «не убий!»

- человеческая радость (взаимная любовь, счастливое супружество, материнство и отцовство, труд по призванию, творчество, общение с при­родой).

Нравственное правило: «Найди себя прежде, чем искать что-либо другое.

Старшеклассники

Цель: Добиться осмысления старшеклассниками понимания того, что они должны жить достойно, осознавая свою значимость в практических делах. Задача. Строить жизнь сегодняшнего старшеклассника в согласии с

идеальными представлениями о смысле жизни. Труд и призвание.

В рамках учебного плана организуется трудовая деятельность (работа в мастерских).

- Практические дела в лагерях труда и отдыха;

- ученических производственных бригадах в летний период;

- ремонтные работы;

- работа на различных предприятиях города в летний период;

- экскурсии на промышленные предприятия города;

- встреча с людьми различных профессий;

- профессиональная диагностика;

- шефская работа; Культура и личность.

Темы и проблемы, подлежащие обсуждению в различных сферах общения старшеклассников:

- культура как синтез духовности предшествующих поколений;

- нравственная культура;

- культура труда;

- политическая культура;

- религия и культура;

- человек - мера всех вещей;

- святыни человеческой души;

Вера, Достоинство, супружеская и родительская любовь.

- расы, народы, нации;

- ценности жизни, принадлежащие всему миру, природные богатства, культура, наука, образование, здравоохранение.

Коллективное творческое дело: «В гости к природе» Цель: оздоровление и развитие учащихся, воспитание выносливости,

гражданских и патриотических качеств, любви к природе. Организация КТД: проведение совещания старост и физоргов 5-11-х

классов, подготовка учащихся к выполнению заданий, распределение

обязанностей учителей и учащихся 11-х классов. Оборудование: разработанные задания (вопросы, рисунки, содержание игр и

т.д.), план-схема местности, компас, канат, палатка.

Основным содержанием игры: «В гости к природе» является путешествие по различным станциям, которые располагаются недалеко друг от друга (50 м) в лесу или на поляне. На каждой станции: Исторической, Экологической, Географической, Поэтической, Спортивной.

Необходимо ответить на предложенные вопросы или выполнить задание с учетом возраста детей.

На станции «Исторической» учащиеся отвечают на вопросы, связанные с историей малой родины.

На станции «Экологической» участникам задают вопросы, связанные с экологией, природой родного края.

На станции «Географической» проводится ориентация на местности. На «Спортивной» - игры и спортивные соревнования. Задания на станции «Поэтической» заключаются в исполнении песен и чтении стихов о природе. Итоги КТД подводятся по следующим показателям:

а) количество учащихся на старте и финише;

б) количество правильных ответов на каждой станции;

в) время прохождения дистанции.

В заключении КТД оформляется таблица участия классов по каждому виду соревнований на станциях.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал