7


  • Учителю
  • Урок ИЗО в 9 классе «История развития кино»

Урок ИЗО в 9 классе «История развития кино»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: История кино, первые киноаппараты, создатели первых фильмов и наконец сами первые фильмы. Все это учитель изобразительного искусства должен донести до детей заинтересовать обучающегося этой сферой деятельности. Но как это сделать за 45 минут урока. Я попробовала реализ
предварительный просмотр материала

Урок 10


Тема: История развития кино. Киножанры. Документальный фильм.


Задание. Создание сценарного плана и раскадровки документального видеоэтюда на свободную тему 1,5 - 2 минуты.


Цели: ознакомить учащихся с проблемами истории кино и духовного состояния современного киноискусства.


Зрительный ряд: иллюстрации и видеофрагменты по теме, первые фильмы Люмьера; отрывки из кинолент эпохи «Великого Немого»; фрагменты фильмов Ч. Чаплина, А. Довженко, С. Эйзенштейна; документальные ленты А. Сокурова и видеозаписи спортивных телерепортажей.


Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы урока.

Слайд № 1. Если глаза это зеркало души, то кинематограф это зеркало нашей жизни. С момента его появления в России у нас появилась возможность видеть зеркальное отображение нашей истории. Кинематограф сохранил в себе и передал миллионам людей практически все моменты нашей истории. Но мало кто задаётся вопросом: «А какова же история кинематографа?». Именно на этот вопрос мы и постараемся ответить сегодня на уроке.


  1. Вводная беседа.

Киноискусство - это вид художественного творчества, который является синтезом литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Технологические истоки указывают на две принципиальные составляющие кинематографа: фотография (фиксация световых лучей) и движение (динамика визуальных образов). Фотографический принцип связывает кино с изобразительной традицией, идущей от живописи, то есть связывает кино с идеей искусства. "Движущаяся картинка" ведет свое начало от балагана, ярмарочных аттракционов, иллюзионов, то есть традиций массового, развлекательного зрелища.


  1. Изучение нового материала.

Слайд № 2. Историю кино принято отсчитывать от первого публичного киносеанса, организованного братьями Люмьер в Париже в подвале «Гран кафе» на бульваре Капуцинок 28 декабря 1895 года.

Слайд № 3. Это было представление нескольких короткометражных фильмов, снятых Луи и Огюстом Люмьером.

Слайд № 4. Именно братья Люмьер во Франции запатентовали первый киноаппарат и дали ему название «кинематограф» в 1895 году.

Слайд № 5. В 1895-1896 годах в разных странах были изобретены аппараты, сочетающие в себе все основные элементы кинематографа: в Германии- «биоскоп» М. Складовского (1895) и кинопроектор О. Местера (1896); в Англии - «аниматограф» Р.У.Пола (1896); в России - «хронофотограф» А. Самарского (1896) и «стробограф» И. Акимова (1896), в США - «витаскоп» Т. Армата (1896).

Слайд № 6. Но этим аппаратам предшествовало много других, среди которых наиболее близким к люмьеровскому был кинескоп Т. Эдисона, который также базировался на световой проекции, и создан был на год раньше в 1894 году, поэтому некоторые историки считают именно Эдисона изобретателем кинематографа.

Первые короткометражные фильмы были 15-20 метров, это примерно 1-1,5 минуты демонстрации были по большей части документальные.

Фактически уже первые фильмы братьев Люмьер сочетали в себе как фотографическое отношение к реальности: «Прибытие поезда на вокзал Ла Сиота», «Выход рабочих с фабрики», так и развлекательность, зрелищность - «Политый поливальщик».


Слайд № 7. Прибытие поезда на вокзал Ла Сиота 1895 «И вдруг что-то щёлкает, всё исчезает, и на экране является поезд железной дороги. Он мчится стрелой прямо на вас - берегитесь! Кажется, что вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите, и превратит вас в рваный мешок кожи, полный измятого мяса и раздробленных костей, и разрушит, превратит в обломки и в пыль этот зал и это здание, где так много вина, женщин, музыки и порока.» (Максим Горький)

Слайд № 8. Выход рабочих с фабрики 1895 Сюжет прост: показаны рабочие, выходящие с фабрики фабрики братьев Люмьер, которая была расположена в Лионе.

Слайд № 9. Политый поливальщик 1895. Садовник поливает растения из шланга. Мальчик незаметно для садовника наступает на шланг и вода перестаёт течь. Садовник удивлённо заглядывает в наконечник, мальчик освобождает шланг и вода под давлением ударяет садовнику в лицо. Он роняет шланг и бросается за хулиганом.

Слайд № 10. Однако первым кинорежиссером, по-настоящему превратившим фильм в эффектное зрелище, стал Жорж Мельес «Путешествие на Луну» 1902 год. Учёный делает в Академии доклад о возможности полёта на Луну. После бурных дискуссий решено отправить на Луну экспедицию, для которой строится космический корабль в виде полого снаряда, который запускается в космос выстрелом из огромной пушки. Снаряд падает на Луну. Академики выходят на поверхность Луны, любуются видом на Землю и ложатся спать. Утром они идут исследовать найденную пещеру, где встречают прыгучих селенитов (в фильме их изображали профессиональные акробаты). Расправившись с селенитами при помощи зонтиков, ученые решают вернуться на Землю, садятся в снаряд, после чего последний академик сталкивает снаряд с края Луны и сам прыгает следом. Снаряд падает в океан и благополучно доплывает до гавани. Прибывших путешественников с почётом встречают соотечественники.

Технологическое развитие кинематографа несомненно влияло на появление новых выразительных средств, на формирование киноязыка.

Слайд № 11. Небольшая длина первых фильмов была обусловлена техническим несовершенством киноаппаратуры, тем не менее, уже к 1900-м годам длина кинокартин увеличилась до 200-300 метров (15-20 минут демонстрации). Совершенствование съёмочной и проекционной техники способствовало дальнейшему увеличению длины фильмов, качественному и количественному увеличению художественных приёмов съёмки, актёрской игры и режиссуры. А широкое распространение кинематографа и популярность кинематографа обеспечили его экономическую выгодность, что, однако, не могло не сказаться на художественной ценности снимаемых кинокартин. В этот период с усложнением и удлинением сюжета фильмов начинают формироваться жанры кинематографа, оформляется их художественное своеобразие, создается специфический для каждого жанра набор изобразительных приёмов. Наивысшего своего расцвета «немое» кино достигает к 20-м годам, когда оно уже вполне оформляется как самостоятельный род искусства, обладающий своими собственными художественными средствами.

В ранний период кинематографа, звуковое кино пытались создать во множестве стран, но столкнулись с двумя основными проблемами: трудность в синхронизации изображения и звука и недостаточная громкость последнего.

В результате патент на ту систему звукового кинематографа, которая впоследствии совершила звуковую революцию, был получен в 1919 году, но кинокомпании не обратили никакого внимания на возможность кино заговорить, желая избежать удорожания стоимости производства и проката кинофильмов и потери иноязычных рынков. Тем не менее 17 сентября 1922 года в Берлине впервые в мире был показан звуковой фильм «Глупые жены». Действие происходит в Монте-Карло. Главный герой - белоэмигрант, авантюрист, выдающий себя за графа Карамзина, с двумя подругами, якобы княгинями, коих он выдаёт за своих кузин, живёт на роскошной вилле и изыскивает различные способы добывания денег: играет в казино, пользуясь положением в обществе, сбывает фальшивые ассигнации; сочетая приятное с полезным, соблазняет богатых женщин и теми или иными способами вымогает у них деньги или драгоценности. Кроме «кузин», у Карамзина есть служанка, на которой он уже много лет обещает жениться. Компанию привлекают драгоценности жены американского консула в Монако, но соблазнить её, в силу различных, порою комических обстоятельств, Карамзину никак не удаётся. В конце концов, он заманивает доверчивую женщину в свой дом и, поведав трагическую историю о долге чести, не выплатив который, он, как дворянин, окажется вынужден пустить себе пулю в лоб, получает от неё крупную сумму. Разочарованная служанка, у которой Карамзин незадолго перед тем выманил все сбережения из ревности поджигает дом, - Карамзину и жене консула едва удаётся спастись. Компанией давно интересуется полиция, надо бежать из города, но у любвеобильного «графа» ещё осталось одно незавершённое дело: он давно положил глаз на слабоумную дочь своего сообщника - фальшивомонетчика. Застав Карамзина в спальне дочери, фальшивомонетчик убивает его и сбрасывает труп в канализацию.

Слайд № 12. 6 октября 1927 года вышел первый звуковой фильм «Певец джаза», в котором кроме музыкальных номеров Эла Джонсона присутствовали и его короткие реплики. Этот день принято считать днём рождения звукового кино. Сюжет основан на пьесе Самсона Рафаэльсона. Юный Яша Рабинович, пренебрегая устоями своего благочестивого семейства, распевает популярные песенки в пивной. Когда отец, , наказывает его за это, Яша сбегает из дома. Через несколько лет он, называя теперь себя Джеком Робином, становится признанным певцом . Он пытается построить карьеру эстрадного артиста, но его профессиональные стремления противоречат требованиям его дома и наследия.

Развитие киноискусства привело к тому, что киноленты стали делиться на жанры. Так появилось документальное и игровое кино. Документальное кино делилось на разные виды: событийная хроника, кинолетопись (съемки, создаваемые для истории), кинофиксация для специальных целей (научные съемки, милицейские протоколы, видеонаблюдение), авторская журналистика, наконец - искусство.

Слайд № 13. Основоположником документального кино стал Роберт Флаэрти (1884-1951). Начинал как горный инженер. В 1910 - годах искал нефть в Канадском Заполярье. В 1922 году создал фильм «Нанук с севера» который имел потрясающий успех у зрителей.

Слайд № 14. Творческое наследие российского классика документального кино Дзиги Вертова не просто известно и признано в мире. Справедливо считается, что он один из основоположников документалистики как одного из основных направлений современного кинематографического искусства.

В числе созданных им лент - такие новаторские произведения как: Шестая часть мира (1926) - поэтический рассказ о народах Советского Союза; Человек с киноаппаратом (1929) - гимн кинокамере, повсюду проникающей своим «кинооком», рождающей новый, понятный всему миру киноязык; Симфония Донбасса (Энтузиазм) - первый звуковой документальный фильм; Три песни о Ленине (1934) и др.

Слайд № 15. Первым звуковым фильмом в России является фильм Николая Экка «Путёвка в жизнь» 1931 - драматическая история о перевоспитании подростков в трудовой коммуне в первые годы советской власти. В Москве орудует одна из многочисленных шаек беспризорников - шайка Жигана. Ребята, собравшиеся в ней, давно живут на улице. В декабре 1923 года силами милиции проведены облавы, пойманы около тысячи беспризорников. Почти все они были распределены по детским домам. Но есть несколько десятков ребят, которые бегут из всех детских домов, в которые их направляют. У одного только Мустафы 8 побегов и 15 приводов. Что с такими делать? Напрашивается решение - отдать их в исправительный дом, то есть в тюрьму для малолетних. Сергеев предлагает другой выход: для таких создать трудовую коммуну. Ребята будут работать столярами, сапожниками, плотниками, оставаясь свободными гражданами, они будут кормить себя сами. Но не воровством, а работой… Добрые намерения, как всегда, были хороши лишь в теории. На практике бывшие беспризорники далеко не сразу становятся честными работягами…

Слайд № 16. Первые фильмы, предназначенные специально для показа по телевидению, начали сниматься в США в начале 1950-х годов, а в СССР - на десяток лет позже. В то время их авторы были мало озабочены поиском телевизионной специфики. Предпочтение отдавалось, как правило, экранизации русской и советской классики, и телевизионность игрового кино понималась как краткость и лаконичность в использовании выразительных средств. Невероятный успех получили сериалы, вроде бы основанные на реальных фактах, но по своей природе приключенческие. Одними из первых по-настоящему многосерийных и самых популярных были советские телевизионные фильмы «Тени исчезают в полдень» 1972, «Семнадцать мгновений весны» 1973, «Вечный зов» 1976-1983, действие которых разворачивалось на фоне событий 20 века в отдаленных сибирских деревнях.

Слайд № 17. С середины 1990-х годов, после неудачной попытки соревнования с латиноамериканскими «мыльными операми» благодаря отечественным семейным сериалам «Мелочи жизни» и «Азбука любви» кинематографисты осознали необходимость обращения именно к авантюрно-исторической и мелодраматической киноэпопее «Петербургские тайны» на отечественном материале 19 века. Затем был запущен новый проект постановки нескольких сериалов по произведениям А. Дюма, прославившихся в российской версии жанра «плаща и шпаги» - «Гардемарины вперед!», «Д'Артаньян и три мушкетера».

Слайд № 18. Развитие кинематографа уравняло в правах на культурный досуг мультибогача и бедняка, жителя столичного центра и глухой глубин­ки, юношу, начинающего путь в жизни, и убеленного сединами старца. Так что отнюдь не случайно кино называют самым демократичным из всех искусств. В XX в. кинофильмы стали школой нравственности, зачинателями моды; они формировали вкусы, создавали имиджи и мифы, и, конечно же, заставляли плакать и смеяться миллионы людей во всех концах земного шара. Без кино сегодня невозможно представить становление и других, еще более молодых экранных зре­лищ: телевидения, видео, компьютерных искусств (в том числе таких последних достижений техники, как компьютерный перформанс, компьютерная анимация, компьютерная графика).


  1. Практическая работа.

Задание. Создание сценарного плана и раскадровки документального видеоэтюда на свободную тему 1,5 - 2 минуты.


  1. Итог урока.

Слайд № 19. Итак,

- киноискусство прошло долгий путь своего развития от небольших документальных зарисовок до современных фильмов, которые составляют конкуренцию многим зарубежным картинам;

- старые советские фильмы не завоёвывали наград, но не смотря на это они были любимы народом, да любимы и сейчас;

- жанры киноискусства видоизменяются, испытывают тенденцию к слиянию, взаимопроникновению или даже распаду;

- преодолев все стадии своего развития, взлеты и падения, кинематограф все-таки стал тем, чем он является сейчас, необычным, завораживающим миром для многих зрителей;

- ведущую роль занимают новые технологии, которые делают фильмы более привлекательными, яркими, напоминающими видеоигры.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал