7


Конспект урока по МХК

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Тема: Художественная культура Древней передней Азии


Цель: 1. Познакомить с особенностями художественной культуры Междуречья.

2. Создать условия для выражения собственного суждения о культуре Месопотамии

3. Продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, схем, таблиц, плана, обобщать отдельные факты;

4. Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к культуре других народов.


Ход урока.


  1. Оргмомент.


  1. Проверка домашнего задания.


- ответы на вопросы Главы 1 Учебника.


  1. Знакомство с новым материалом.


В IV-I тысячелетиях до н. э. в низовьях двух больших рек Тигра и Евфрата (Месопотамия, или Двуречье, или Междуречье), а также на всей территории Передней Азии жили народы высокой культуры, которым мы обязаны основами математических знаний и делением часового циферблата на двенадцать частей. Здесь, научились вычислять с большой точностью движение планет, время обращения Луны вокруг Земли. Зодчие Передней Азии умели возводить высочайшие башни, где в качестве строительного материала использовался кирпич. Здесь осушали болотистую местность, прокладывали каналы и орошали поля, сажали плодовые сады, изобрели колесо и строили корабли, умели прясть и ткать, ковали из меди и бронзы орудия труда и оружие. Народы Древней Передней Азии достигли больших успехов в области политической теории и практики, военного дела и государственного права. Многими их изобретениями и точными открытиями мы пользуемся до настоящего времени.

Слайд 2. В плодородной долине Междуречья сформировались такие крупнейшие города государства, как: Шумер, Аккад, Вавилон, а также Ассирийская держава и Персидское государство и многие другие.

В основе искусства Древней и Передней Азии лежит ясное понимание общей картины мира, четкое представление о мировом устройстве. Его главной темой становится прославление силы и могущества человека.


Возникновение письменности


Слайд 3.


К 3 тысячелетию до н. э. в южных долинах Двуречья сложились многие города-государства, главным из которых стал Шумер. В историю мировой культуры шумеры вошли в первую очередь благодаря изобретению письменности.

Первоначально это было пиктографическое (рисуночное) письмо), постепенно замененное сложными геометрическим, а знаками. Треугольники, ромбики, полоски, стилизованные пальмовые ветви наносили на поверхность сосудов. Каждая комбинация знаков рассказывала о важнейших для человека занятиях и событиях.

Слайд. 4-5. Писали на «дощечках» по мягкой глине, тщательно очищенной от всяких примесей. С этой целью использовались тростниковые или деревянные палочки, заточенные таким образом, что при вдавливании в сырую глину они оставляли след в виде клина. Затем таблички обжигали. В таком виде они могли храниться в течение длительного времени. Вначале писали справа налево, но это было неудобно, так как собственная рука закрывала написанное. Постепенно перешли к более рациональному письму - слева направо. Так пиктография, известная еще первобытному человеку, превратилась в клинопись, которая позднее была заимствована и преобразована многими народами.

Слайд 6. Известно, например, что у шумеров были школы, которые назывались «домами табличек». По глиняным табличкам ученики постигали азы чтения и письма. Из сохранившихся памятников письменности мы можем узнать о том, как строился учебный процесс в этих своеобразных школах. По всей вероятности, учителя держали своих воспитанников в большой строгости и повиновении. Выпускники позже могли занять ведущие должности в мастерских, решали государственные вопросы.

Слайд 7. Была обнаружена знаменитая библиотека царя Ассирии Ашшурбанипала (669- 633гг) - первое систематизированное собрание, таблички подбирались по сериям, имели заглавия, порядковый номер, размещались по отраслям знаний.

В 612 г. эти таблички чуть не погибли. Их спало то, что во время пожаров глина от обжига стала еще крепче. Конечно, многие таблички разбились, но то, что сохранилось через 2500 лет поведало нам о культуре народов Междуречья.


Слайд 8. Архитектура

Время сохранило очень мало архитектурных сооружений. Строились они из необожженной глины, поэтому разрушалось. Не пощадили их и многочисленные войны.

Важнейшим достижением архитектуры стало сооружение так называемых зиккуратов.


Слайд 9. Зиккурат - ступенчатый храм, имеющий 3-7 ярусов из кирпича-сырца, соединявшихся лестницами и пандусами.

Важной частью архитектурных ансамблей были лестницы и пандусы (наклонные плоскости, заменяющие лестницы). По ним жители города или жрецы поднимались к святилищу. Города Междуречья защищали оборонительные сооружения с мощными и высокими крепостными стенами.


Слайд 10-11. Наибольшую известность приобрел зиккурат бога луны в городе Уре.

Трехъярусная постройка сохранилась до наших дней в хорошей форме. С середины XIX века этот холм активно изучается. Первым исследователем зиккурата в Уре стал англичанин Басре Д. Е. Тейлор. В кладке кирпича им была обнаружена клинопись, рассказывающая о строительстве этого сооружения. Так выяснилось, что начавшееся еще при царе Урнамме возведение зиккурата было не завершено, и лишь последний царь Вавилона Набонид в 550-х годах до нашей эры смог поставить точку в этом долгострое. Им же было увеличено количество ярусов с трех до семи.


Описание зиккурата


После тщательного изучения сооружения археологи в 1933 году создают вероятную реконструкцию зиккурата бога луны Нанна в Уре. Башня представляла собой трехъярусную пирамиду. Выстроенный из кирпича-сырца снаружи зиккурат был облицован обожженным кирпичом. Облицовка местами достигает толщины в 2,5 метра. Основание пирамиды имеет форму прямоугольника со сторонами 60 на 45 метров. Высота первого яруса около 15 метров. Верхние ярусы были чуть поменьше, а на верхней террасе находился храм Нанна. Террасы имели раскраску: нижняя - черная, средняя - красная, верхняя - белая. Общая высота гиганта превышала 53 метра.


Для подъема на вершину были сооружены три длинные и широкие лестницы по 100 ступеней. Одна из них располагалась перпендикулярно зиккурату, две другие поднимались вдоль стен. С боковых лестниц можно было перейти на любую из террас.


Интересные факты


При проведении расчетов у исследователей выходили нестыковки. Как выяснилось позже, мастера Месопотамии сделали стены умышленно кривыми для создания иллюзии высоты и могущества здания. Стены были не просто кривыми и наклоненными вовнутрь, а тщательно рассчитанными и выпуклыми, что еще больше доказывает очень высокий уровень строительства в Двуречье. Такая архитектура непроизвольно заставляет взгляд подниматься кверху и фокусироваться на центральном моменте - храме.


Особый интерес приковывают к себе глубоко уходящие вовнутрь прорези в стене. Снаружи они пустые, но внутри заполнены глиняными черепками. Было установлено, что подобное решение использовалось для осушения внутренности постройки, чтобы кирпич не разбух от влаги.


Оставалось только понять, откуда бралась влага внутри зиккурата. За время строительства зиккурата кирпич успевал высыхать, поэтому эта версия была быстро отсечена. В ходе раскопок были найдены специальные пазы, предназначенные для отвода воды вниз, а это означало, что на террасах была вода.


Одна из найденных здесь табличек рассказывала о расчистке заваленного храма богини луны «Гигпарка», расположенного возле одной из стен зиккурата, от ветвей деревьев. Возникла мысль, что ветви могли попасть туда только из зиккурата, а этим и объясняется система отвода воды. Террасы были покрыты землей, на которой росли растения и те самые деревья. Здесь можно провести аналогию с построенными висячими садами Семирамиды в Вавилоне. Так что система водоотвода могла использоваться и для орошения храмовых плантаций, а для уменьшения влияния влаги на само здание как раз и использовались дренажные отверстия.


Слайд 12. Не менее примечательны архитектурные сооружения Вавилона. Путь к городу шел через ворота, посвященные богине плодородия и земледелия Иштар. Они были облицованы глазурованным темно-синим кирпичом с изображением священных быков золотисто-желтого цвета и рядами белых и желтых драконов - фантастических существ с головой змее, орлиными задними и львиными передними лапами. Синий цвет не случаен, он являлся магическим средством от дурного глаза. Краски до сих пор не потускнели.


Слайд 13. Важнейшим архитектурным Достижением Месопотамии стало изобретение сводчато-арочной конструкции. Подобная конструкция была использована при создании оного из семи чудес света - Висячих садов Семирамиды.


Изобразительное искусство


В основном это были рельефы и мозаики, которые украшали внутренние стены парадных залов дворцов. На них изображены батальные сцены: колесницы, скачущие всадники, наступающие войска, воины, берущие крепость, толпы пленных. И все это совершается во славу царя.

Слайд 15. Сохранилось немало ассирийских рельефов с изображением охоты на диких животных, которая считалась великолепной тренировкой для военных действий. В композиции «Большая львиная охота» художник выбрал один из самых напряженных моментов охоты на львов. Фигуры людей и животных переданы в экспрессивном движении. Охота уже началась. Стремительно мчится колесница. Под копытами лошадей в муках корчится раненый зверь. Возница с силой держит поводья, пришпоривая лошадей. В это время царь натягивает лук, готовясь поразить животное. Разъяренный дикий лев встал передними ногами на колесницу. С большой точность художник изображает рычащую голову льва, защищающегося от угрозы неминуемой смерти. С исключительным реализмом он воспроизводит ту страшную боль, которую испытывает раненое животное. Художнику не откажешь и в мастерстве передачи деталей: силы мускулов царя, жесткости рук возницы, тщательной прорисовке лошадиных грив и уздечки.


Слайд 16. Среди предметов мозаичного искусство следует особо отметить трехъярусную мозаичную плиту - Штандарт из Ура.


Искусство Древней Передней Азии внесло немалый вклад в развитие мелкой пластики. До нашего времени сохранились образцы шумеро-аккадской скульптуры. Одним из самых ранних являются адоранты - фигурка человека, изготовляемая из мягких пород камня, а позднее - глины, устанавливавшаяся в храме для того, чтобы молиться за поставившего её человека.


Статуя адоранта представляла собой сидящего или стоящего молящегося человека со сложенными на груди руками. Лицо обычно выполнялось тщательнее, чем туловище, хотя и должно было соответствовать определённым условностям, что лишало скульптуры индивидуальных черт.


На плече адоранта обычно была выбита надпись, сообщающая, кто был его владельцем. Известны находки, когда первая надпись была стёрта и позднее заменена другой.


Слайд 17. Ярким примером мелкой пластики является скульптура Сановника Эбиха-Иля. Эбих-Иль сидит на круглом «табурете» в пышной юбке с украшающими ее прядями густой шерсти. Вся его фигура реалистична, пропорциональна. Сильный торс и руки обнажены. По контрасту с полированной поверхностью открытых частей тела верхней половины статуи мастерски вырезанный рисунок шерстяного одеяния образует для нее как бы нарядное окружение. Красиво, декоративно прорезаны пряди бороды, обрамляющей слегка улыбающиеся губы. На округлой голове волосы не обозначены. Вероятно, они были переданы темной краской, незначительные следы которой сохранились.


Музыкальное искусство.


Памятники музыкальной культуры не сохранились. При раскопках в городе Уре были обнаружены клинописные учебники по пению.


Во время траурных церемоний исполнялись песни-плачи.


Музыка доставляла наслаждение богам и царям.


Из музыкальных инструментов получили распространение арфы, тарелки. Двойной гобой, лютни и лиры.


В культовой музыке использовались колокольчики.


Слайд 18. В одной з раскопок в городе Уре была обнаружена Арфа с головой быка.

  1. Итог урока


1. Расскажите о выдающихся достижениях культуры народов Древней Передней Азии. Какие из них не утратили своего значения в наши дни? Ка¬кое влияние на общий характер развития культуры оказали природные ус¬ловия и важнейшие исторические события?

2. Как и почему была изобретена шумерская письменность? Каковы ее характерные особенности? О чем поведали нам глиняные таблички? Что вам известно о создан ли первой в мире библиотеки царя Ашшурбанипала в Ни¬невии?

3. Каковы характерные особенности архитектуры Древнего Междуречья? Расскажите о шедеврах храмового и градостроительного зодчества.

4. Определите ведущие темы изобразительного искусства Месопотамии. Какими обстоятельствами они были обусловлены? Рассмотрите рельефы с изображением животных («БОЛЬШАЯЯ львиная охота» и «Раненая львица»). Что изменилось в изображении зверя по сравнению о живописью первобыт¬ного человека?

5. Расскажите о музыкальной культуре Древней Передней Азии. Какие музыкальные инструменты пользовались особенной популярностью?

I Творческая мастерская

Прочтите стихотворение В. Я. Брюсова • «Ассаргадон». Каким увидел поэт из своего XX века ассирийского царя-деспота? Существует ли перекличка между этим стихотворением и победными стрелами Древнего Востока (стела Нарамсина)?

Я - вождь земных царей и царь, Ассаргадон.

Владыки и вожди, вам говорю я: горе!

Едва я принял власть, па нас восстал Сидон.

Сидон я ниспроверг и камни бросил в море.


Египту речь моя звучала, как закон,

Элам читал судьбу в моем едином взоре,

Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон.

Владыки и вожди, вам говорю я: горе!


Кто превзойдет меня? кто будет равен мне?

Деянья всех людей - как тень в безумном сне,

Мечта о подвигах - как детская забава.

Я исчерпал до дна тебя, земная слава!

И вот стою один, величьем упоен,

Я, вождь земных царей и царь - Ассаргадон.


 Познакомьтесь с «Эпосом о Гильгамеше» - выдающимся памятником мировой литературы. Какие философские и нравственные проблемы нашли отражение в этом произведении? Оформите свои впечатления в виде неболь-шого сочинения.


  1. Домашнее задание. Глава 2 Ответить на вопросы и задания




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал