7


  • Учителю
  • Светский костюм русского дворянства XVIII-XIX столетий.

Светский костюм русского дворянства XVIII-XIX столетий.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



Тема: Светский костюм русского дворянства XVIII-XIX столетий.



Цель: дать понятие о светском костюме русского дворянства 18-19вв.

задачи:

- познакомить учащихся с изменениями светского дворянского костюма в России в 18-19вв.

-уметь выполнять зарисовки по представлению или описанию элементов дворянского костюма и причёски 18-19вв.

- реализовать в рисунке чувство красоты, а также художественную фантазию;

- развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности;

- совершенствовать навыки самостоятельной работы над композицией.

Оборудование и материалы

- Репродукции картин художников и фотографии.

- Формат А3, карандаши.



ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

  1. Подведение к теме.

- Что может отражать одежда?

- На какие виды можно разделить одежду?

Одежда отражает общественное и семейное положение человека, характер его трудовой деятельности и быта. Она делится на будничную и праздничную и имеет возрастные различия в покрое и внешнем виде.

- Вспомните, в XVIIIв. в России получило яркое развитие искусство какого портрета?

Искусство светского портрета, а так же то, что в характеристике героев в портретном жанре немаловажную роль играл костюм.

Мастера светской живописи того времени - И.П.Аргунов, Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский - создали галерею портретов своих соотечественников, изобразив людей разных сословий и передав разнообразие их характеров.



  1. Сообщение нового материала

Парадный портрет занимал значительное место в творчестве этих художников. Первым из русских художников, который удостоился чести получить заказ на такой портрет, был ф.С.Рокотов. он написал портрет Екатерины II в 1763г.

Парадные портреты для своих особняков заказывали многие вельможи екатерининского времени. Они представали на этих портретах государственными людьми. Художники, работавшие над их портретами, стремились передать в образе представителей дворянства особые заслуги каждого из них перед Отечеством, выработав для этого своеобразный иносказательный язык.

Так, в портрете П.А.Демидова, написанном Д.Г.Левицким, за традиционными античными колоннами угадывается силуэт Воспитательного дома, который был возведён на средства знаменитого заводчика. На см заводчик П.А.Демидов почему-то представлен в домашнем халате, комнатных туфлях, чулках. Он опирается на садовую лейку и указывает на горшки с цветами. Эти детали на портрете П.А.Демидова подчёркивают главное - деятельность П.А.Демидова способствовала воспитанию нового государственного человека.

И.Н.Никитин - основоположник русской светской живописи.

Среди портретов В.Л.Боровиковского, помимо парадных, чаще можно видеть полотна, в которых он разрабатывал в противовес официальному сословному портрету тип изображения частного человека с его прирождёнными склонностями, чувствами, наиболее полно раскрывавшимися в естественной непринуждённой обстановке на природе или в интерьере.

Подъём портретного жанра в России XVIII-XIX вв. был обусловлен новым отношением к человеческой личности как индивидуальности, складывавшимся в русском обществе того времени.

Этот интерес вызвал к жизни особый стиль интимного портрета и разновидность портрета - автопортрет.

Именно автопортрет выражал самосознание, оценку собственной личности. В автопортрете художник чаще всего подчёркивал значение частной жизни человека, ценность творческой личности и её богатой духовной жизни. (автопортреты К.П.Брюллова, О.А.Кипренского, В.А.Тропинина и др.).

Ещё большее значение для понимания отношения художников к творческой личности имели портреты видных деятелей культуры и искусства этого периода (портреты А.С. Пушкина - О.А.Кипренский, В.А.Тропинин).

Чаще всего портреты были созданы на месте предназначались для конкретных усадеб, дворцов, поместий. Все эти полотна дают портретного жанра из усадеб провинциальных городов России дают богатейший исторический, этнографический и литературный материал. Портреты имеют самостоятельное историко-культурное значение.

Но, помимо этого, портреты, написанные художниками в XVIII - первой трети XIXв., помогают составить представление о светском дворянском костюме.

Являясь одним из средств воплощения идеала человека тй или иной эпохи, светская одежда отражает связи с её ведущим художественным стилем, подвергаясь кратковременным изменениям моды, в то время как народная одежда сохраняет устойчивую основу.

Процесс проникновения с конца XVIIв. в Россию иностранной одежды был ускорен в начале XVIIIв. реформой Петра I. Введённый указом 1700г. европейский костюм усваивался русским дворянством вплоть до первой трети XIXв., претерпевая различные модификации. Он отразил эстетические вкусы эпохи и своего рода борьбу разных стилей. В целом светская дворянская мужская и женская одежда упрощалась.

Введение европейских обычаев в жизнь дворянства, обучение русской молодёжи за границей, начавшийся культурный обмен с европейскими странами подготовили условия для изменения русского дворянского костюма.

Костюм способен передавать множество оттенков, смыслов, указывать не только на социальное положение героя, но и на его психологический облик, на приверженность этикету.

В начале XVIIIв. для мужчин был обязателен короткий прилегающий кафтан и камзол, кюлоты (короткие, застёгивающиеся под коленом штаны, которые имели право носить только аристократы), длинные чулки и башмаки с пряжками, белый парик или напудренные волосы, бритое лицо.



Кафтан - старинная верхняя распашная мужская и женскаяодежда с глубоким запахом.

Камзо́л (фр. camisole - кофта) - мужская одежда, сшитая в талию, длиной до колен, иногда без рукавов, надевавшаяся под кафтан.



В начале 1770-х гг. появляется новый вид одежды - фрак. У фрака характерный стоячий отложной воротник, округлённые передние полы, отходящие назад, и спускающиеся на плечи пелеринки.



Фрак - (франц.</<font color="#000000"> frac). Род сюртука с вырезанными спереди полами и длинными узкими фалдамисзади.



При Павле I французское платье подверглось гонениям со стороны царя, любившего всё немецкое. После его смерти прежние формы костюма с молниеносной быстротой были восстановлены в быту.

В связи с Отечественной войной 1812г. большинство мужчин надело военный мундир или форму ополченцев. С окончанием войны постепенно восстанавливается мирная жизнь и интерес к моде.

В 1820-х гг. несколько большее распространение получил сюртук, который утвердился как дневной костюм. Однако он считался более скромной одеждой, в которой неприлично оказаться вечером в гостях или в театре, в отличие от фрака.

В 1840-х гг., как и ранее, сюртук по-прежнему считался повседневной одеждой. Его надевали дома во время визитов или навещая приятелей, в нём ездили в клуб. Но для официального или светского визита или приёма, а также званого обеда или выезда на бал принято было надевать фрак.

Длинные брюки, которые носили в XVIIIв. только представители третьего сословия, со временем стали основой мужского костюма, исчезли парики и длинные волосы, мужская мода приобретала устойчивый характер.

Мужской костюм XIXв. представлял собой деловой ансамбль и отличался сдержанной цветовой гаммой, удобным покроем, добротностью тканей.

Причёски, которые носили мужчины в XVIII-XIX вв., разнообразны. Среди них поначалу были очень популярны причёски из крупных локонов, уложенных параллельными рядами, из мелких колечек по всей поверхности головы, из подвитых волос, зачёсанных назад и завязанных на затылке в хвост лентой. Очень часто эти причёски делались на париках, которые были обязательны в начале XVIIIв. В XIX столетии мужчины стали предпочитать пышным причёскам стрижки, которые актуальны и по сей день.

Для женской дворянской одежды начала XVIIIв. характерны широкая каркасная юбка, плотно облегающий лиф (корсаж) с глубоким декольте, парик и туфли на высоких каблуках, яркая декоративная косметика (румяна и белила).

К концу 1750-х гг. из-за очень широкой юбки дамы не могли пройти в обычную одностворчатую дверь или сесть в экипаж. В начале 1760-х гг. появились платья на фижмах (устройство в виде корзиночек из ивовых прутьев; его можно было сжать локтями). Став мягким, подол слегка колыхался при движении.

В конце 1760-х гг. вновь изменился контур фигуры, так как юбку платья перестали раздувать на боках, введя турнюр, довольно объёмистый ватный валик, который прикрепляется сзади под юбку немного ниже уровня талии. Одновременно с турнюром возникла высокая причёска и высокие головные уборы - шляпы и чепцы.

А вскоре пришла новая мода - на свободное платье со струящимися складками по образцу античных хитонов и туник с высокой талией и причёску с локонами или греческим узлом на затылке, а также туфли без каблуков. В женском костюме большое значение стало придаваться домашним одеждам. Появились так называемые утренние туалеты, дневные платья, сшитые по моде, но из простых тканей и более скромные, чем выходные.

Война с Наполеоном всколыхнула волну русского патриотизма, вернула интерес ко всему национальному. В период Отечественной войны 1812г. патриотические чувства заставили многих женщин России отказаться от французских мод и одеваться скромнее. В эти годы в дворянской среде вновь вошло в обиход русское национальное платье - сарафаны, душегреи, кокошники, предпочтение в причёске было отдано косе.

В начале XIXв. дамы чаще всего оставляли несколько выпущенных буклей на височных зонах, а остальные волосы закручивали на макушке, украсив живыми цветами, бусинками и т.п.

В 1840-х гг. мода предписывает большую строгость линий, юбка платья удлиняется до пола, что увеличивает рост и делает фигуру более стройной, вновь появляется шлейф.

Начиная с середины XIXв. в России появляется критическое отношение, охватившее определённую часть общества, к слепому подражанию западным обычаям и моде.

Источником распространения моды оставались журналы. Появились первые фотографии моделей. Важным источником создания и распространения моды стал театр. Игра популярных актёров вызывала стремление подражать и их внешнему облику. Однако показы моделей, публичные демонстрации мод ещё не имели сезонного характера и проходили на скачках, светских приёмах, театральных премьерах.



Закрепление:

- Какие изменения происходили в светской дворянской мужской и женской одежде?

- В чём основное отличие мужского дворянского костюма XVIII - первой трети XIXв.?

- Каковы основные особенности женской дворянской одежды XVIII - начала XIX столетия?

- Какое представление о своеобразии светского костюма дворян дают портреты художников, написанные в XVIII - первой трети XIXв.?



Физминутка.



IV. Самостоятельная работа учащихся.

Выполнение зарисовка по представлению или по описанию элементов дворянского костюма (мужского или женского; или костюма полностью) и причёски XVIII - первой трети XIXв.



Выполнение работы:

  1. Выбор для зарисовки отрывка любимого литературного произведения с описанием костюма героя или понравившийся портрет художников XVIII - XIXвв.

  2. Учёт того, что причёска составляет художественное единство с мужской и женской одеждой, головным убором и украшениями.

  3. Обратить внимание на стилистическое и цветовое единство решения костюма.

5. Итог урока.

Анализ работ

  1. Компановка;

  2. Размер изображения в соответствии с размером формата;

  3. Передача времени через элементы костюма.



Что нового узнали:

- Как изменялся светский дворянский костюм (мужской и женский) в России в XVIII-XIXвв.

- Тенденции развития европейской моды освещали в журналах с первой трети XIXв.

- Светский дворянский костюм играл важную роль в характеристике персонажей парадных и интимных портретов.









 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал