- Учителю
- Творческий проект по ИЗО
Творческий проект по ИЗО
Черкасская средняя школа
Художественно- творческий проект «Иллюстрация детской книги»
Номинация: «Изобразительное искусство» Выполнил: Руководитель: учитель ИЗО Нурканов Н.З.
■
Содержание
стр.
Введение 3
1 .История книжной иллюстрации 4
1.1 .Русские художники - иллюстраторы 4
1.2.Виды иллюстраций 5
2.Классификация детских книг 5
2.1.Принципы проектирования книг для детей младшего
школьного возраста 6
3.Требования к иллюстрациям к книге 7
3.1 .Книга глазами окулиста 7
3.2.Книга глазами эколога 8
Заключение 8
Список источников и литературы 9
Приложение 1 10
Приложение 2 11
Приложение 3……………………………………………………………….12
Введение.
Роль книги в процессе формирования ребенка переоценить невозможно. Книга направляет его природную любознательность, развивает её и углубляет, отвечает на тысячи вопросов, возникающих в его воображении. Вместе с тем детская книга должна формировать в ребенке человеческую личность, вносить в сознание маленького читателя идеи гуманизма и справедливости.
Необходимость иллюстраций в книге для детей, их огромная важность ни у кого не вызывают сомнений. Именно стремление к гармонии всех возможностей слова и изображения определяет характерную черту современной детской книги.
Однако различные возможности у детей и взрослых воспринимать изобразительный язык иллюстраций заставляют художника искать тот или иной образный строй изображений в детской книге, искать те или иные сюжеты, композиционные построения
Цель проекта: разработать и выполнить иллюстрацию к детским книгам.
Задачи проекта:
изучить историю детской книжной иллюстрации и требования, предъявляемые к иллюстрированной детской книге;
создать иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.
создать условия для развития проектной деятельности с применением информационных технологий;
создать условия для пропаганды творчества учащихся Черкасской средней школы.
Ход проекта:
-
Изучение литературы и интернет - источников по теме.
-
Систематизация материала, отбор нужной информации.
-
Подпись автором разрешения об использовании произведения.
-
Определение количества необходимых иллюстраций.
-
Подбор необходимых материалов для художественного исполнения.
-
Выполнение иллюстраций.
-
Сканирование иллюстраций и соединение их с печатным текстом.
-
Печать книги, выполнение переплёта.
-
Демонстрация книги детям младшего школьного возраста.
1. История книжной иллюстрации
История детской книжной иллюстрации насчитывает около трех столетий. За это время был пройден путь от дешевых книжных изданий, букварей и лубочных картинок до роскошных книг для детей. Постепенно детская книжная иллюстрация стала самостоятельным видом искусства. Сам термин "иллюстрация" в переводе с латинского означает "освещать, проливать свет, объяснять" - вид книжной графики, её основа. В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст.
Назначение иллюстрации - объяснить или декорировать текстовое содержимое книги.
Первой иллюстрированной детской книгой в России был "Букварь" Кариона Истомина, целиком вместе с текстом гравированный на меди Леонтием Буниным. Вышел он в Москве в 1692-94 годах. Каждой букве в нем отводилась отдельная страница, листы были украшены изображениями людей, животных, предметов быта, растений, построек.
Все это было призвано привлечь учащихся к изучению азбуки. Новые возможности иллюстрации появились в девятнадцатом веке с изобретением фотомеханического способа печати. К середине девятнадцатого века иллюстрации становятся цветными. Над детскими книгами работали известные писатели, живописцы и графики. Создавались яркие, запоминающиеся рисунки для детских книг.
1.1. Русские художники - иллюстраторы. Иван Яковлевич Билибин
Иллюстратором русской сказки был замечательный художник Иван Яковлевич Билибин (1876-1942). Он получил известность как один из самых своеобразных и оригинальных мастеров графики, создатель особого типа иллюстрированной книги. Это большого формата тонкая книга-тетрадь, снабженная крупными цветными рисунками. Художник здесь являлся не только автором рисунков, но и всех декоративных элементов книги - обложки, инициалов, особого вида шрифта и орнаментальных украшений. В 1901-1903 годах Билибин создает иллюстрации к сказкам "Царевна-лягушка", "Василиса-прекрасная", "Марья Моревна", "Белая уточка" и др. Известны его работы к сказкам А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане", "Сказка о золотом петушке", "Сказка о рыбаке и рыбке". Одна из особенностей иллюстраций Билибина - это юмор и та беспощадная и острая ирония, которая так характерна для русских народных сказок. Билибин увлеченно работает над эскизами к первой постановке "Золотого петушка" Римского-Корсакова. Сказочные герои -
добрые и злые, прекрасные и безобразные - волновали нас с детства, учили любить добро и красоту, ненавидеть зло, трусость, несправедливость.
Виктор Михаилович Васнецов
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) - один из первых русских художников, который раздвинул рамки привычных жанров и показал сказочный мир, озаренный поэтической фантазией народа. Васнецов один из первых русских художников обратился к воссозданию образов народных сказок и былин в живописи. Его судьба сложилась так, как будто ему заранее предназначалось быть певцом русской сказки. Детство его прошло в суровом живописном вятском крае. Словоохотливая стряпуха, рассказывающая детям сказки, повествования бродячих людей, много повидавших на своем веку, по признаниям самого художника, "заставили на всю жизнь полюбить прошлое и настоящее моего народа, во многом определили мой путь". Уже в начале своего творчества он создал ряд иллюстраций к Коньку-Горбунку и "Жар Птице". Кроме сказок, у него есть произведения, посвященные героическим образам былин. "Витязь на распутье", "Три богатыря". Знаменитое полотно "Иван Царевич на сером волке" написано на сюжет одной из самых известных и распространенных сказок, воспроизводимых еще в лубочных изданиях 18 века. Юрий Алексеевич Васнецов
Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973) - иллюстрировал и оформлял русские народные сказки, песенки, потешки, а также книги известных детских авторов: В. Бианки, К. Чуковского, С. Маршака и др. Его по праву называют художником русской сказки. "Три медведя", "Конек-горбунок", "Теремок" и многие другие. Фантастические, сказочные пейзажи основаны на впечатлениях от настоящей русской природы. Птицы и звери у художника обретают повадки, подмеченные им в реальной действительности. Помимо отечественных мастеров, есть замечательные иностранные художники, создавшие много удивительных и прекрасных иллюстраций сказок.
1.2. Виды иллюстраций.
В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций:
фронтиспис (иллюстрация в книге, помещаемая на левой стороне
разворота титульного листа); заставка (помещаются в начале части или главы книги); полосная иллюстрация (во всю страницу); полуполосная;
разворотная (на двух страницах);
оборонная (небольшой рисунок, окруженный текстом);
рисунки на полях.
2. Классификация детских книг.
Учет возрастных особенностей развития ребенка является главным фактором, влияющим на проектирование и иллюстрирование детских
книг.
Поэтому в издательской практике введена следующая классификация:
-
книги для детей дошкольного возраста;
-
книги для детей младшего школьного возраста;
-
книги для подростков (средний и старший школьный возраст).
К детским изданиям не относят книги для юношества, так как возрастные особенности уже существенно не влияют на оформление и иллюстрирование этих изданий.
Я решила создать иллюстрацию для детей младшего школьного возраста.
2.1. Принципы проектирования книг для детей младшего школьного возраста
Литературный текст в книгах для школьников младших классов начинает играть главенствующую роль. В этих книгах кегль шрифта несколько уменьшается, но он остается в рамках наибольшей удобочитаемости для детей. Строка становится короче.
В условиях увеличения удельного веса текста в книге для младших школьников иллюстрации своего главенствующего положения не теряют. Наоборот, возрастание сложности содержания книги заставляет художника раскрывать все многообразие взаимосвязей изображения и текста как в раскрытии смысловой структуры книги, так и в передаче эмоциональных состояний. Все это предопределяет и более сложное композиционное решение изобразительного материала.
Занимательность как необходимое условие повышения интереса ребенка к книге может быть достигнута самыми различными средствами оформления и иллюстрирования.
Важно, например, «начало» книги - ее обложка, титул, первые страницы- как они вводят в тему книги, в ее эмоциональный настрой. При конструировании книги художнику необходимо выразительно строить внешнее оформление, содержание книги, ее аннотацию, те элементы, которые, раскрывая содержание, могут привлечь, заинтересовать читателя.
Роль цвета в оформлении и иллюстрировании книг для младших школьников несколько меняется. По мере взросления дети все меньше любят и ценят яркие, открытые цвета, которые «приукрашивают» натуру. Реализм изображения становится все более важным для юных читателей. То же самое можно сказать и о форме изображаемых предметов. Приобретаемый жизненный опыт обусловливает появление у ребенка критического отношения к увиденному в книге. Возрастает роль и эстетических оценок. Эти качества юных читателей повышают ответственность художника-иллюстратора, заставляют скрупулезно изучать изображаемые объекты, становиться полноценным соавтором писателя, углубляющим получаемые ребенком знания.
Вместе с тем, реалистичность подхода к изображаемым предметам и явлениям должна сочетаться с творческим отношением художника к иллюстрированию книги, развивающим в ребенке фантазию, творческую инициативу, заставляющим его активно включаться в работу с книгой. Именно такой подход характерен для лучших советских художников, работающих с книгой для младших школьников (С. Алимов, Г. Макавеева, М. Митурич, Б. Кыштымов, Г. Никольский, Н. Устинов, Н. Чарушин и др.).
3. Требования к иллюстрированной детской книге
Санитарно -эпидемиологическое заключение - гигиенический сертификат на детские книги является обязательным условием их выпуска в продажу. Издательская продукция, предназначенная для детей и подростков, должна соответствовать нормам санитарной безопасности и не выделять вредные химические вещества. Также гигиенические требования предъявляются к шрифтам и оформлению текстов, которые должны соответствовать возрасту и связанными с ним особенностями органов зрения.
К детской литературе предъявляются следующие требования:
детская литература должна быть напечатана на бумаге с показателем
белизны не менее 74%, печать детской полиграфии на газетной
бумаге запрещена; узкое начертание шрифта недопустим
поля разворота детских изданий должны быть не меньше 26 мм.;
^ печать теста с нечеткими штрихами знаков запрещена;
^ размер кегля должен быть не меньше 14;
^ интерлиньяж должен быть увеличен не менее чем на 2
(междустрочный пробел, расстояние между наборными строками).
3.1. Книга глазами окулиста Требования офтальмологической гигиены в первую очередь существенны для детей, обучающихся читать.
При создании детской книги необходимо учитывать следующие требования:
текст не должен быть напечатан в две колонки на одной странице.
Короткая строка затрудняет движение глаза, спутывает различение
начала и конца строки и приводит к быстрому утомлению
зрительного аппарата; не должно быть текста, пропечатанного прямо по картинке, то есть
по цветному пестрому фону, где он приобретает характер
зашумованного и трудно различим даже для взрослого глаза; не должно быть "обратной" печати - белым по черному; предпочтительной является печать не черным по белому, а черным
по странице, тонированной в пастельные тона. Это снижает
контрастность изображения, раздражающую глаз;
буквы должны быть крупными - кегль (размер шрифта) не должен быть меньше 14,
3.2. Книга глазами эколога
Книга - не куст, и листочки ее не обладают способностями снабжать нас кислородом. Скорее наоборот, являются носителями вредных веществ. Краска, использующаяся при печати, содержит свинец.
Свинец не намертво закреплен на страницах. Он имеет особенность превращаться в мельчайшую пыль. Книжная пыль считается очень вредной. Поэтому в странах с высоким уровнем бытовой культуры библиотекари работают в специальной одежде и в перчатках, а после рабочего дня принимают душ.
Нужно знать и еще один факт: самыми вредными, с точки зрения эколога, являются самые красивые и дорогие книги,
так как мелованная бумага содержит диоксин - вещество, обладающее повышенной радиацией.
Существуют различные виды печати:
^ низкая печать делает книгу источником цинкового фона;
^ высокая печать - источник вредных летучих веществ;
^ офсетная печать наиболее безопасна.
Заключение.
Каждый художник, принимаясь за оформление детской книги, находит свой собственный ответ на главный вопрос: как же рисовать для детей? Ведь для детей книга без иллюстраций (особенно для малышей и младших школьников) - все равно что несладкая конфета.
При работе над проектом я старался использовать все знания, полученные мной ранее. Книга отвечает всем основным требованиям.
Очень символично, что проект я закончил в Международный день детской книги, который отмечается 2 апреля, в день рождения Ганса Христиана Андерсена.
Вывод: Я разработала и выполнила иллюстрированную книгу для детей младшего школьного возраста.
Планирую продолжить работу по иллюстрированию детских книг.
Список источников и литературы:
-
Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2000. - 320 с.
-
Мильчин А.Э. Культура издания, или Как не надо и как надо делать книги: Практическое руководство. - М: Логос, 2002. - 224 с.
-
Мильчин А. Э., Чельцова Л. К. Справочник издателя и автора. Редакционно-издательское оформление издания.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Олма-Пресс, 2003. - 800 с.
-
Материалы сайтов:
http//www.bibliogid.ru/tema/ргокаrtinki
http//www.hi-edu.ru/e-books/xbook095/01/index.html?part-00.htm
http//sevtest.com/sec-children-books.html