- Учителю
- Рекомендации к семинарскому занятию по дисциплине Культурология
Рекомендации к семинарскому занятию по дисциплине Культурология
Милованова Т.А.
Преподаватель ГБОУ
Технологического колледжа № 34
Задания для семинарского занятия по дисциплине «Культурология» к разделу «Античная культура как основа современной европейской и русской культуры», по теме «Гражданственность и патриотизм греческого полиса».
В настоящее время актуальной проблемой общественного сознания является поиск новых ценностных ориентиров, изучение традиционных основ духовности, воспитание нравственной опоры гражданского общества. Его становление невозможно без воспитания патриотизма, гражданского самосознания и ответственности в среде подрастающего поколения.
Одной из тенденций современной образовательной системы является обращение к сложившимся традициям и опыту классического воспитания.
Одним из наглядных примеров такого воспитания может являться педагогическая система классической Древней Греции. Ведь именно здесь, уже в V - VI вв. до н.э., сформировалось демократическое общество. Оно выработало не только интересную и оригинальную для своего времени политическую систему, но и те рычаги, которые помогали эту систему поддерживать и развивать. И самый сильный из них: обращение к личности человека - гражданина, его самосознанию себя как достойного члена общества. Важнейшей задачей здесь становится - воспитание такого человека.
Античная Греция оставила богатое наследие в мировой культуре, включающие в себя и педагогические идеи. Классическая эпоха характеризуется бурным расцветом социального, экономического, общественно-политического и культурного развития греческих полисов. Для свободного гражданина полиса идеал человека выражался, прежде всего, в возможности активно участвовать в политической и культурной жизни. Возросший интерес к личности человека, предполагал и поиски новых подходов к идейному воспитанию полноправного и достойного гражданина. Изучив эти подходы и принципы, сегодня нам легче выработать современные варианты развития патриотических и гражданственных чувств у молодых людей. То есть, на основе анализа греческой пайдейи (системы воспитания и образования), выявить возможности современного общества в воспитании гражданской позиции личности студента и школьника..
В данной работе предлагаются задания студентам колледжа (СПО) по дисциплине «Культурология» для развития гражданского самосознания и воспитания патриотизма при изучении культуры Античной Греции, которая легла в основание современной европейской и российской культуры. Данные задания использовались на семинарах по Культурологии в ГБПОУ ТК № 34. Так же они могут использоваться на уроках всемирной истории и истории мировых цивилизаций и МХК в старших классах общеобразовательной школы.
Познавательные задания.
Задание 1.
Прочтите отрывок из диалога Лукиана «Анахарсис, или Об упражнении тела». Обратите внимание, насколько велико оказывалось порой непонимание греческих обычаев и нравов, «варварами».
Беседуют грек Солон и скиф Анахарсис:
«Анахарсис: Скажи мне, Солон, для чего у вас юноши проделывают все это? Одни из них, перевившись руками, подставляют друг другу ножку, другие давят и вертят своих товарищей, валяются вместе в грязи, барахтаясь в ней, как свиньи. А между тем сначала... они жирно намазались маслом и совсем мирно, по очереди, натирали друг друга. Потом, неизвестно, что случилось, они стали толкаться и, наклонившись, начали сшибаться между собой головами, как бараны. И вот один из них, схватив другого за ноги, бросает его на землю, затем, наседая на него, не позволяет поднять голову, толкая его обратно в грязь. Наконец, обвив ногами живот и подложив локоть под горло, душит несчастного, а тот ударяет его в плечо, умоляя, как мне кажется, чтобы первый не задушил его насмерть. Хотя бы из-за масла избегали они пачкаться, - нет, они вымазались так, что масла от грязи совсем не стало видно, все покрылись потом и представляют собой смехотворное зрелище, выскальзывая друг у друга из рук, подобно угрям.
Другие же делают то же самое во дворе на чистом воздухе, только уже не в грязи, но, набросав в яму много песку, сами охотно посыпают себя им... Третьи, тоже обсыпанные песком, стоя на ногах, бьют друг друга и, падая, лягают ногами. Вот этот несчастный, кажется, сейчас выплюнет свои зубы - так его рот полон крови и песку: его, как видишь, ударили кулаком в подбородок. Надзиратель и не думает разнять юношей и прекратить борьбу... Наоборот, он подзадоривает дерущихся и хвалит ударившего. Другие же усердствуют вон там и прыгают, точно на бегу, оставаясь при этом на том же месте, и, подскакивая, ударяют ногами в воздухе. И вот, мне хотелось бы знать, чего ради они так поступают: по-моему, все это похоже на безумие, и нелегко будет разубедить меня, что люди, поступающие так, не сумасшедшие. (...)
Солон: Это место, Анахарсис, мы называем гимнасием... Что же касается упражнений, то эта возня в грязи называется борьбой; борются также и в песке. Когда же юноши бьют друг друга, стоя на ногах, мы зовем это всеборьем - панкратием. Есть у нас и другие гимнасии - для кулачного боя и метания диска, и для прыганья, и в них во всех мы устраиваем состязания; а победивший признается нами лучшим из сверстников и получает награду.
Анахарсис: Каковы же у вас награды?
Солон: На Олимпийских играх венок из дикой маслины, на Истмийских - из сосновых ветвей, в Немее - венок из сельдерея, в Дельфах - яблоки с деревьев, посвященных богу. У нас же на Панафинейских играх мы даем победителю масло от священного оливкового дерева. Почему ты засмеялся, Анахарсис? Или тебе это кажется незначительным?
Анахарсис: Нет, Солон, ты перечислил почтенные награды и достойные того, чтобы раздавшие их гордились своей щедростью и чтобы состязающиеся прилагали много усердия для получения их, положив столько труда ради яблок или сельдерея и подвергаясь опасности быть задушенными или искалеченными своим противником. Как будто бы желающие не могли бы и так их раздобыть…»
Ответьте на вопросы:
-
Что явилось причиной такого непонимания?.
-
Позиция кого из героев кажется вам более современной?
-
Позиция кого из героев кажется вам более близкой?
Обоснуйте ответы.
Задание 2.
Прочтите отрывок из статьи Лосева А.Ф. «Занимательная Греция» и объясните, в чем заключается опасность данной философской теории в отношении государства и общества. Приведите примеры доказывающие данную опасность.
Софисты и софизмы
Подчинение раба господину, подчинение жены мужу, подчинение младших старшим, подчинение гражданина государству, подчинение человека богам,- это были неписаные законы греческой жизни. И чем больше греки в своих народных собраниях сочиняли писаных законов, в каждом городе - своих, тем крепче они помнили про эти неписаные, для всей Эллады - общие.
Писаные законы можно было обсуждать, дополнять, совершенствовать, они менялись помногу раз на глазах у каждого. Неписаные оставались такими же, как при прадедах. И вот мыслящие люди Греции один за другим стали задумываться: хорошо ли это? Точно ли они вечны и едины для всех? Может быть, и они держатся не «по природе», а «по уговору»? Может быть, и их стоило бы пересмотреть?
Гражданин должен подчиняться государству? Но государство меняется: что вчера было незаконным, то завтра будет законным; где же здесь «вечное»? Раб должен подчиняться господину? Но человек сегодня свободен, а завтра попал в плен и стал рабом: разве это «по природе»? Младшие должны подчиняться старшим? Но вот у греков принято стариков почитать, а у дикарей - убивать и поедать; что же здесь «единое для всех»? Человек должен подчиняться богам? А, собственно, знаем ли мы, что такое эти боги?
Здесь любой слушатель приходил в ужас и начинал, ничего не слушая, бранить своего мыслящего собеседника за такое кощунство. А тот невозмутимо отвечал:
«Я ведь не утверждаю, что все именно так и есть,- я лишь говорю, что мне так кажется. Если тебе кажется иначе - попробуй доказать, что все обстоит иначе;' если получится убедительно - я с радостью с тобой соглашусь. И, пожалуйста, не сердись: я ведь только предлагаю обсудить «что такое боги?» и «хорошо ли поедать стариков?» так же трезво, со всеми за и против, как ты обсуждаешь в народном собрании, «а не взимать ли с приезжих рыбаков лишний грош налога».
«Но я не умею доказывать такие вещи!»- говорил собеседник. «Не умеешь? Как же будешь ты спорить и в народном собрании и в суде? Что ж, тогда возьми урок у меня: мы давно уже приметили все приемы, какими Перикл-олимпиец и другие ораторы убеждают народ, и я охотно им тебя научу. Захочешь - докажешь, что стариков надо почитать, а захочешь - докажешь, надо поедать. Но имей в виду, стоить это будет не дешево». -«Кто же ты такой, что не учишь нас, что нам говорить, а учишь, как нам говорить?» - «Как бы сказать? Я не «мудрец», обладатель мудрости; не «философ», искатель мудрости; я - «софист», специалист по мудрости.
Задание 3
Проанализируйте отрывок из трагедии Софокла «Антигона» и ответьте на вопросы.
-
Почему Софокл избрал своей героиней юную девушку?
-
В чем заключен конфликт между Антигоной и Исменой?
-
Чья позиция вам ближе?
-
Насколько диалог кажется вам современным? Обоснуйте свое утверждение.
Исмена
…Теперь подумай - как, одни оставшись,
Погибнем бедственно и и мы с тобой,
Закон нарушив и царя веленье?
Мы женщинами рождены, и нам
С мужчинами не спорить, - помни это.
Над нами сильный властвует всегда.
Во всем - и в худшем - мы ему покорны.
И потому Подземных умоляю
Я, подневольная, о снисхожденьи.
Я буду подчинятся тем, кто властен:
Нет смысла совершать, что выше сил.
Антигона
Просить не стану: мне твое участье
Не надобно, хотя б ты и желала.
Что хочешь делай - схороню его.
Мне сладко умереть, исполнив долг.
Мила ему, я лягу рядом с милым,
Безвинно согрешив. Ведь мне придется
Служить умершим дольше, чем живым.
Останусь там навек. А ты, коль хочешь,
Не чти законов, чтимых и богами.
Исмена
Всегда бессмертных чтила я, но все же
Я против воли граждан не пойду.
Антигона
Что ж, и не надо: я пойду одна
Земли насыпать над любимым братом.
Исмена
Как за тебя, несчастную, мне страшно!
Антигона
Не бойся! За свою судьбу страшись.
Исмена
Но только никому не говори,
Держи всё в тайне,- промолчу и я.
Антигона
Нет, доноси! Ты станешь ненавистней,
Коль умолчишь, чем если скажешь всем.
Исмена
Ты сердцем горяча к делам ужасным.
Антигона
Служу я тем, кому служить должна.
Исмена
О, если б так! Ты хочешь, да не можешь.
Антигона
Без сил паду, но все же сделав дело.
Исмена
За безнадежное не стоит браться.
Антигона
Ты ненавистна мне с такою речью,
И мертвому ты станешь ненавистной.
Оставь меня одну с моим безумством
Снести тот ужас: он не так ужасен,
Как смертью недостойной умереть.
Исмена
Ну что ж, безумная, иди, коль хочешь.
Но близким, как и раньше, ты близка.
Задание 4
Как вы считаете, приемлем ли на сегодняшний день классический идеал калокагатии (гармоничного сочетания физических и нравственных достоинств)? Обоснуйте свое мнение.
Вот как образно пишет о калокагатии Аристотель в «Никомаховой этике»: «Хорошее качество может быть в человеке, но бездействовать... С энергией этого не может быть, ибо она по необходимости действует и стремится к благу. И подобно тому, как на Олимпийских играх награждаются венцом не самые красивые и самые сильные, а принимавшие участие в состязаниях, точно также и в жизни только те достигают калокагатии, которые действуют. Зато жизнь таких людей сама по себе приятна...».
Согласны ли вы с идеей Аристотеля? Почему?
Задание 5
Греческая агонистика классового рабовладельческого общества, имела ярко выраженный индивидуалистический характер. Ее целью было не общее благо, но личное превосходство. Греки считали, что путь к калокагатии лежал через агон (состязание, сопернечество).
Какие на ваш взгляд стороны агонистики проявляются сегодня? Дайте оценку этому явлению в сегодняшней реальной жизни.
Задание 6
Как можно оценить деятельность Перикла как политического деятеля, в области образования и культуры? Какие его действия были бы уместны и сегодня?
Задание 7
Прочтите текст греческого историка Ксенофонта (430 - 353 до н.э.) о преимуществах спартанского строя.
Какие черты спартанского строя кажутся Ксенофонту наиболее привлекательными, а какие вам? Обоснуйте ответ.
«Что в Спарте особенно строго повинуются властям и законам, это мы все знаем. В других государствах люди более влиятельные даже не хотят проявлять страха перед властями, считают это недостойным свободных людей; в Спарте же самые влиятельные и повинуются властям строжайшим образом и гордятся своим смирением и тем, что по зову начальства, они в своем усердии не подходят, а подбегают, считая, что подаваемый ими пример глубокого повиновения внушит такую же исполнительность и прочим. Так это и вышло. ...Эфоры имеют право подвергать кого угодно наказанию, имеют власть взыскивать немедленно, имеют власть и отставить от должности до истечения срока и посадить в тюрьму должностных лиц, возбудить против них процесс, грозящий смертью. Если в других государствах допускают всегда избранных лиц править в течение года, как им будет угодно, то эфоры, наоборот, имея такую силу, подобно тиранам или наблюдателям за гимнастическими состязаниями, когда замечают, кого в нарушении законов, немедленно его наказывают...
Достойно восхищения у Ликурга и то, что он заставил граждан предпочитать прекрасную смерть постыдной жизни... Он явно предуготовил благополучие доблестным и злую участь трусам.
Прекрасный, по моему мнению, закон установил Ликург и о том, как до самой старости совершенствоваться в добродетели: отнеся право, быть избранным в геронты, под конец жизни, он сохранил и за старостью необходимость заботиться о том, чтобы быть прекрасным и честным. И самое удивительное то, что хотя все хвалят подобные учреждения, подражать им не желает ни одно государство».