- Учителю
- План урока на тему«Русский народный костюм» 6 класс
План урока на тему«Русский народный костюм» 6 класс
План-конспект урока рисования в 6 классе по теме:
«Русский народный костюм»
Цель урока:
-
познакомить учащихся с особенностями русского праздничного костюма, с разнообразием и повсеместным распространением национального костюма как символа народа, страны;
- ознакомить учащихся с историей русского (в т.ч. брянского) костюма;
его конструктивными элементами, декоративным оформлением;
-
закрепить умение определять цветовую гамму народного костюма.
Задачи урока:
-
воспитывать интерес к истории родного края, традициям русского народа;
-
развивать умения учебного труда (наблюдать, запоминать, работать в нужном темпе).
-
закрепить навыки создания художественного образа декоративной композиции, владение графическими материалами, техникой аппликации;
-
укреплять межпредметные связи (литература, история, география, технология).
Оборудование:
- для учителя: методические таблицы, фотографии, иллюстрации по народному костюму, детские работы, бумажная кукла;
для учеников: графические материалы, цветная бумага, ножницы, клей, бусины, пуговицы, тесьма и т.п., бумажные куклы для обводки силуэта.
Презентация: «Изображения народных костюмов разных районов России».
Ход урока:
I.Организационный момент.
II. Объяснение нового материала.
Сегодня мы начинаем изучение нового для вас вида деятельности - рисования одежды. На уроках технологии с 5-го по 8-й класс вы научитесь конструировать и шить одежду. Это пригодится вам в будущем. А мы с вами будем рисовать русский - народный костюм.
Теперь давайте подумаем, как можно сформулировать, что такое «одежда»? (Ученики дают возможные варианты ответов).
Одежда - это изделие (или несколько изделий), надеваемое человеком и несущее определённые функции.
Одежда в её современном виде появилась не сразу, у каждого народа есть свой национальный костюм. Сейчас вы узнаете, каким был русский народный костюм.
В течение нескольких столетий складывалась традиция создания тех форм одежды, которые были наиболее функциональны и приспособлены к климатическим условиям, а также служили для передачи определённой информации об их обладателях.
Для России в целом характерны два типа женского костюмного комплекта:
северорусский, в основе которого лежат рубаха и длинный сарафан, южнорусский, вторым компонентом которого является короткая и объёмная понёва.
Удивительно, что при этом каждый регион России создал свой неповторимый вариант костюма. Слово «мода» было неведомо крестьянам, но в каждом селе, деревне были свои излюбленные, проверенные способы изготовления, декорирования и ношения тех или иных видов одежды.
Первым собирателем народного костюма Брянщины стала известная просветительница и меценат княгиня Мария Клавдиевна Тенишева (1867-1929гг.), которая основала Музей русской старины в Смоленске.
На Брянщине, относящейся к южным областям России, можно выявить несколько типов женского крестьянского костюма. Основу их составляют белая рубаха из льняного полотна домашнего изготовления и понёва - поясной вид одежды из домотканой шерсти. Неотъемлемыми частями костюма были головной убор (платок, повойник, кичка или сорока), передник (запон, завеска, занавеска), обувь, нагрудные и наспинные украшения.
Прежде чем говорить об особенностях костюма, необходимо упомянуть некоторые качества народной одежды, общие для всех славянских комплексов. В первую очередь, это само понятие комплексности. Использовалась не просто одежда, а костюмный ансамбль, все детали которого были нерасторжимы.
Важным свойством народной одежды является многослойность, благодаря этому женщина всегда была одета «по погоде», а в доме был только необходимый минимум вещей, точнее, два костюма. Один - нарядный для праздника. Его берегли, он не снашивался, его передавали по наследству, а другой - повседневный, без украшений, его обновляли после того, как он приходил в полную негодность.
Простой крой, и свободные формы одежды позволяли носить одни и те же вещи разным членам семьи, что в скромном крестьянском быту было немаловажным качеством.
Одежда служила не только оболочкой для тела, защищая его от непогоды, но и от «дурного глаза». Для этого существовал ряд «магических» элементов - вышивка крестом по всем кромкам, красные вставки и т.д. Одежда была своеобразным языком, говорящим о принадлежности женщины к определённой социальной группе, о достатке в её семье, о том, откуда она родом, о её семейном положении. Так, незамужняя девушка носила открытый головной убор и подпоясанную рубаху, после свадьбы ей положено было не показываться перед посторонними без повойника или кички и обязательно носить понёву.
Основой костюмного комплекса славян была рубаха, которая шилась из 4-х полотнищ домотканого льняного холста. Красно-чёрная вышивка покрывала геометрическим орнаментом верхнюю часть рукавов, широкой каймой располагалась по передней стороне низа рубах, проходила по горловине и краю манжет. Рубаха была длинной и широкой. Дома она заменяла платье. Если женщина выходила «на люди», то рубаха дополнялась понёвой и кушаком (поясом).
Понёва бытовала во всех районах Брянщины. Её шили из клетчатой тёмно-синей шерстяной домотканой материи. Три узких полотнища не просто соединялись между собой, но имели по швам обильную вышивку, кисточки. По низу понёвы обязательно шла полоса тесьмы, яркая и нарядная.
В нарядном костюме очень важную роль играл передник. Он не столько предохранял от загрязнения рубаху и понёву, сколько украшал женщину. Передник, он же «запон», «завеска», «занавеска» мог быть с рукавами и без них, подол его был составлен из полос вышивки, кружева, кумача.
Головные уборы были очень разнообразны. Наиболее распространённым был покупной или домотканый платок. Существовали и другие виды головных уборов: повойник (иногда в сочетании с бисерным «позатыльником»), «кичка», «сорока».
кокошник повязка с платком «сорока»
кича кокошник кокошник
Из бисера и стекляруса делались и нагрудные украшения - мониста,
ожерелья, гердан.
Украшений носили так много, что они подчас полностью закрывали верхнюю часть рубахи и запона.
Рассматривая отдельные вещи, нужно помнить, что только вместе, в ансамбле, они создают тот образ, которому стремились соответствовать русские крестьянки. И подчас маленькая деталь, например, манера завязывать платок, или использование иной цветовой гаммы делали костюм неповторимым и оригинальным.
III. Закрепление нового материала.
А сейчас мы проверим, как вы запомнили названия и характерные особенности частей брянского костюма. Давайте проведем небольшую викторину и посмотрим, как вы запомнили названия деталей Брянского костюма.
1-я загадка: Раньше в поле я росла
И травинкою была
Меня создали ткач и пряха
Называюсь я... (рубаха)
2-я загадка: Я одежду охраняю,
Чистоту я соблюдаю,
Я хозяйку украшаю,
Красотой всех привлекаю:
Вышивка отделке в тон.
Называюсь я... (запон)
3-я загадка: Шерстенное полотно
Вкруг талии обведено.
Узор вьется по подолу
Называется... (понева)
4-я загадка:
Я из бисера плетен,
Я красив со всех сторон.
Людям я на радость дан,
Называюсь я ... (гердан)
Учащимся предлагается посмотреть компьютерную презентацию «Народный костюм» и по ходу указывать те составные части одежды, о которых только что говорилось.
IV. Практическая часть урока.
Упражнение: раскрасить по образцу 2 вида русского народного костюма.
Образец вывешивается на доске. Учащимся сообщаются требования к выполнению работы: фигуры должны быть крупными почти на весь лист, располагаться по центру листа, вертикально положенного.
Работу можно доделать дома.
V. Подведение итогов урока.
1. Экспресс-просмотр завершенных работ
Что нового для себя вы сегодня узнали? Из каких частей состоит народный костюм? Какую роль играет в современной жизни изучение народных традиций?
2. Уборка кабинета.