7


  • Учителю
  • Конспект урока 6 класс изо Цвет. основы цветоведения

Конспект урока 6 класс изо Цвет. основы цветоведения

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

План-конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе (возраст 12 - 13 лет)

Разработала: педагог-организатор, учитель ИЗО

МБОУ Тонкинской СОШ Игнатьева Н.В.

Тема урока: « Цвет. Основы цветоведения»

Цель: познакомить учащихся с основами цветоведения и выполнить творческую работу по этой теме.

Задачи:

Обучающая:

1. Ознакомление с понятием цветоведения - как наука о цвете;

2. Разбор понятия цветового круга, основных, составных цветов, дополни­тельного цвета, холодного и теплого цветов; светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета.

3. Развитие умения в получении новых цветов через смешивание красок.

Развивающая:

1. Развитие наблюдательности;

2. Развитие умения выражать свои творческие замыслы;

3. Развитие умения находить гармонические цветовые

сочетания;

4. Развитие творческой фантазии.

Воспитывающая:

  1. Воспитание художественного вкуса;

Тип урока: комбинированный

Оборудование для учителя: интерактивное оборудование (проектор, интерактивная доска), презентация, наглядный материал - таблица «Цветовой круг», картинки на диске.

Оборудование для учащихся: альбом, краски, карандаши, ластик, кисти, палитра, учебник.

Словарь: цвет, основные цвета, цветоведение, составные цвета, дополнитель­ный цвет, холодный и теплые цвета, цветовой контраст, светло­та, насыщенность цвета.

План урока: 1. Организационный момент.(2 мин.)

2. Беседа учителя: введение в тему, анализ наглядного пособия.(15 мин.)

3. Физкультминутка(1 мин.)

4. Творческая работа.(20 мин.)

5. Подведение итогов, обсуждение работ(5 мин.)

6. Домашнее задание(2 мин.)

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку (художественные принадлежности), объявление темы и цели урока. (Слайд 1)

  1. Введение в тему, анализ наглядного пособия.

Скажи, скажи, художник,

Какого цвета дождик,

Какого цвета ветер,

Скажи, какого цвета вечер?

Скажи, какого цвета

Зима, весна и лето?

Ромашку сделай белой,

Гвоздику сделай красной,

Лилию- оранжевой,

Желтым одуванчик.

И мы увидим тоже:

Какого цвета дождик,

Какого цвета ветер,

Какого цвета вечер,

Поймем какого цвета

Огромная планета!

- Прослушав это стихотворение подумайте и скажите о чем мы с вами будем сегодня на уроке разговаривать?

- О цвете.

- Что такое цвет, какова его природа? Что представляет собой окраска предметов? Почему одни предметы синие, другие красные, а третьи зеленые?

Оказывается, всему причиной является солнце, вернее, его световые лучи, которые озаряют все на своем пути.

В темноте мы не видим никаких цветов. Когда в глаз попадают лучи солнечного или электрического света - световые волны, у нас возникает ощущение цвета.

Цвет - одно из самых выразительных средств в искусстве. (Слайд 2)

Цвет - одно из самых выразительных средств в искусстве. Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей. Восприятие цвета человеком сложилось естественно, в ус­ловиях окружающей природы, и при всех индивидуальных особен­ностях есть научно обоснованные общие закономерности воспри­ятия цветов. Например, красный цвет - это символ Солнца, огня, крови, жизни. Он обычно связывается с радостью, красотой, доб­ром, теплом; но он же означает тревогу, опасность, тревогу для жизни. Белый цвет чаще всего символизирует свежесть, чистоту, молодость; но может означать покой, безжизненность и даже траур у некоторых народов. Черный цвет с точки зрения физики - пусто­та, отсутствие света и цвета; его традиционный смысл - все «ноч­ное», недоброе, враждебное человеку, горе и смерть.

Цветоведение - наука о цвете. (Слайд 3)

- Ребята, видим ли мы в темноте цвета?

- Нет.

- Нет. Только когда в глаза попадают лучи солнечного или электрического света - световые волны, у нас возникает ощущение цвета.

Свет- это частный случай электромагнитного излучения.

Свет распространяется волнами, которые отражаются или поглощаются поверхностью предметов. Световые волны не имеют цвета, цвет возникает только при восприятии этих волн человеческим глазом. Короткие волны дают ощущение красных и желтых цветов, а более длинные - синих и фиолетовых. (Слайд 4)

Все спектральные цвета (Слайд 6) плюс недостающие в солнечном спек­тре пурпурные (промежуточные между крайними красными и фио­летовым) составляют так называемую хроматическую («цветную») шкалу цветов. Белые предметы отражают весь спектр, а черные, наоборот, весь спектр поглощают. Если взять белую и черную краски и смешать их в разных пропорциях, получится большой ряд серых тонов, от чисто-белого до черного. Это будет другая шкала цветов - ахроматическая («бесцветная»). (Слайд 5)

- Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по одному признаку - по светлоте (светло-серый или тем­но-серый). Хроматические цвета, кроме отличия по светлоте, ха­рактеризуются еще двумя главными признаками - цветовым тоном и насыщенностью. (Слайд 17) Цветовой тон определяется названием цвета и зависит от его места в цветовом круге. (Слайд 18) Насыщенность - это изменение насыщенности ахроматических цветов при добавлении серой краски. (Слайд 19) Светлота - это более светлый цвет чем предыдущий. Светлота изменяется при добавлении белого цвета. (Слайд 20)

Хроматические цвета условно делят на теплые и холодные. (Слайд 9) К теплым относятся желто-красная часть спектра, а к холодным - си­не-голубая. Свое наименование теплых и холодных эти группы цветов получили: одни - по ассоциации с цветом солнца и огня, другие - по ассоциации с цветом неба, воды и льда. Фиолетовый и зеленый цвета занимают промежуточное положение и в различных конкретных случаях, в зависимости от сочетания, могут быть отне­сены то к теплым, то к холодным. Примеры: Так, испанский художник П. Пикассо одно время работал с холодными цветами, а в другой период - с тёплыми (так называемые розовый и голубой периоды в его творчестве) Одни художники пишут красками тёплого оттенка (Рембрант, Рубенс, Д. Левицский, Тициан, В. Тропинин) другие отдают предпочтение холодным цветам ( Эль Греко, В, Борисов-Мусатов)

Цветовая гармония.

Для простоты и наглядности был придуман цветовой круг. Из смешения трёх основных цветов рождается всё цветовое богатство мира.

В теории цвета цветовой круг содержит в себе все цвета, видимые человеком, от фиолетового до красного. Цветовой круг показывает, как цвета связаны между собой, и позволяет определять по определённым правилам гармоничное сочетание этих цветов. (Слайд 7) Цветовой круг получается, если полосу спектра вообразить в виде гибкой пластины и согнуть ее в окружность. (Слайд 8)

Рассмотрите цветовой круг на представленном рисунке. Ко всякому хроматическому цвету можно подобрать другой та­кой цвет, который в смеси с первым даст ахроматический цвет (практически близкий к черному). Такие пары цветов называются дополнительными. Так, к малиново-красному дополнительным бу­дет зелено-голубой, к желто-зеленому - пурпурно-фиолетовый и т. д. Практически пары таких дополнительных цветов в цветовом круге лежат диаметрально противоположно. (Слайд 10)

Цвета (желтый, красный, синий) которые невозможно получить смешиванием каких-либо красок называют основными. (Слайд 11)

Цвета которые можно получить от смешивания основных красок, их называют составными. (Слайд 11)

Игра: Три цвета, три цвета, три цвета,

Ребята, не мало ли это?

А где зеленый, оранжевый взять?

А если нам краски по парам смешать?

Из синей и красной

Получим мы цвет…

А синий мы с желтой смешаем?

Какой мы цвет получаем?

А красный плюс желтый, для всех не секрет,

Дадут нам конечно … цвет. (Слайд 12)

Что такое насыщенность и светлота.

Цвета расположенные в цветовом круге напротив друг друга, т.е. отстоящие на 180 градусов, являются контрастными. Они взаимно подчеркивают яркость друг друга, усиливают ее. Подобные пары цветов очень часто использовались в одежде скоморохов, эти сочетания максимально броски и навязчивы. (Слайд 13)

Понятие о цветовом контрасте.

Контраст-сопоставление двух противоположных качеств, способствующее их усилению. (Слайд 14)

- Замечено, что если ахроматическое (серое) пятно окружить хроматическим фоном (например, зеленым), то на сером возникнет очень заметный хроматический оттенок, в данном слу­чае красный. В самом деле, проселочная дорога, бегущая по зеле­ному лугу, всегда воспринимается как сиренево-розоватая. Такие пары цветов (цвет фона и цвет возникающего хроматического от­тенка на сером) называются контрастными. В цветовом круге они помещаются почти друг против друга, немного не совпадая с до­полнительными. Их отличие от дополнительных мало ощутимо, и практически им можно пренебречь.

Контрастные цвета, помещенные в непосредственном соседст­ве, зрительно усиливают друг друга по насыщенности. Чтобы один цвет в окружении другого не изменялся, надо к данному цвету до­бавить немного цвета окружающего. Это относится и к ахромати­ческому цвету. Например, чтобы серое пятно в окружении зеленого фона не казалось розоватым, а воспринималось как чисто-серое, надо в серый добавить немного зеленого. Резко снижает контраст­ное воздействие цветов введение контура. Пятно, имеющее четкий контур, почти не испытывает влияния цветового контраста.

При соседстве не контрастных, а близких цветов, например желтого или желто-зеленого, зеленого и зелено-голубого, возника­ет, наоборот, впечатление уменьшения насыщенности обоих.

Понимание закона цветовых контрастов позволяет добиваться впечатления цвета там, где его фактически нет, то есть на ней­тральных серых пятнах, и изменять оттенок любого хроматическо­го цвета, зрительно повышая или понижая его насыщенность. Для художников, работающих в области живописи и декоративно прикладного искусства, большое значение психофизиологического воздействия цвета на человека, обусловленного законами его восприятия. (Слайд 15) Цвет очень сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей , например:

  • Зеленый цвет - вызывает покой, доброту, умиротворение, приятное настроение;

  • Желтый цвет - теплый, веселый, бодрящий, привлекательный;

  • Оранжевый цвет - радостный, добрый, пламенный;

  • Красный цвет - цвет Солнца, огня, жизни, согревает, возбуждает , и одновременно устрашает, вызывает тревогу;

  • Синий - вызывает чувство холода, тоски ,серьезности, печали;

  • Фиолетовый - соединяет чувства синего и красного, полон жизни в то же время тоски;

  • Белый</</u> - символизирует свежесть, чистоту, молодость ном ожжет означать покой, безжизненность, и даже траур у некоторых народов;

  • Черный - отсутствие цвета и света, все «ночное», недоброе, враждебное человеку, горе и смерть.

Сближенные (родственные) цвета - это те цвета, которые в спектре находятся рядом. (Слайд 16)

3. Физкультминутка (Слайд 21)

Конспект урока 6 класс изо Цвет. основы цветоведения

4. Творческая работа. (Слайд 22)

Задание: I вариант

Нарисуйте цветок.

Раскрасьте его красками теплой цветовой гаммы.

II вариант

Нарисуйте цветок.

Раскрасьте его красками холодной цветовой гаммы.

5. Подведение итогов. (Слайд 23)

1.Выставка работ учащихся. Показать наиболее удачные работы и обобщить полученные знания.

При подведении итогов урока подчеркиваем, как дети смогли передать красоту цветов, используя тёплые и холодные хроматические цвета, как проявили свою наблюдательность и графические навыки, отмечаем разнообразие оттенков цветов, которое получается от смешения красок.

6.Домашнее задание: в альбоме гуашью изобразить ахроматический ряд (10 полос) (Слайд 5)





8





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал