7


  • Учителю
  • Урок изобразительного искусства 'СИНИЕ ЦВЕТЫ ГЖЕЛИ. ГЖЕЛЬСКАЯ РОСПИСЬ'

Урок изобразительного искусства 'СИНИЕ ЦВЕТЫ ГЖЕЛИ. ГЖЕЛЬСКАЯ РОСПИСЬ'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

В МИРЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА.

5 класс, II четверть урок 4

.

Тема: СИНИЕ ЦВЕТЫ ГЖЕЛИ. ГЖЕЛЬСКАЯ РОСПИСЬ

Цели:.

  1. Познакомить учащихся с Гжельской керамикой, разнообра­зием ее посудных форм, особенностью росписи.

  2. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре.

  3. Развивать творческую активность, навыки работы с художе­ственными материалами (гуашь, акварель).

Оборудование: альбом, акварель или гуашь, карандаш, ластик.

Зрительный ряд: презентация,

  1. Гжельская керамика и иллюстрации с ее изображением.

  2. Схемы-таблицы с изображением гжельских узоров.

  3. Художественные материалы.


ПЛАН УРОКА

1. Беседа об истории развития Гжельской керамики, о слиянии промысла с художественной промышленностью.

  1. Знакомство с особенностью гжельской росписи.

  2. Просмотр видеофильма «Гжельское чудо».

  3. Постановка художественной задачи.

  4. Практическое выполнение задания.

  5. Подведение итогов.

Ход урока

I. Организационный момент.

Подготовка рисо­вальных принадлежностей.

И. Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы начинаем разговор о русских промыс­лах. О том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бе­режно храним.

Давным-давно, тысячи и тысячи лет тому назад, когда на земле жили первобытные люди, кто-то однажды взял в руки глину и за­метил, как она мягка и податлива. Что хочешь из нее делай! И че­ловек сделал горшок. Первые горшки пропускали воду, трескались, ломались. Прошло еще много времени, может быть, целые столе­тия, и люди додумались для прочности обжигать их на огне. Тогда к простому горшку относились с почтением, его берегли как самое дорогое, он был необходим. В нем варили еду, хранили воду и съе­стные припасы. Шли века. Люди научились делать из глины не только горшки, но и другие сосуды: кувшины, чашки, вазы... Ма­ленькие, большие, подчас такие большие, что в них мог поместить­ся человек. Форма была то простая, то замысловатая.

Глиняная посуда - керамика. Это слово произошло от Грече­ского «керамос», что значит глина.

Красива и другая глиняная посуда, сделанная из цветной гли­ны, - майолика.

Фаянсовая посуда - из белой глины.

А вот фарфор - тонкий, звучащий - делают из необыкновенно белой глины.

Все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров.Ребята, мир, в котором сегодня живет человек и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать чет­кие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представле­ний и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках целостности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, интересующей нас в данном случае, человек обращает свой взор к истории, стре­мится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Внимание его устремляется на все, что рождает ощущение переходящих ценностей.

Именно к таким ценностям и относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мыш­ление своих предков, народную эстетику.

Народное декоративно-прикладное искусство существовало за­долго до возникновения самой эстетической науки и профессио­нального искусства. Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства.

Основным источником народного творчества служила красота русской земли, которая воспитывала в людях поэтическое воспри­ятие мира, делала из них художников, создавала чудесное совер­шенство форм.

Образы родной природы воплощались в предметах, имеющих практическое назначение: в бытовых вещах, в хозяйственной утва­ри, в убранстве жилища, в одежде, в игрушках для детей (напри­мер, глиняная игрушка-свистулька или хохломская деревянная по­суда, лаковая роспись Палеха или ткачество, или кружевное дело...)

Многие виды декоративно-прикладного искусства прекратили играть свою практическую роль, так как известно, что их из этой сферы вытеснила массовая фабричная продукция.

Среди множества промыслов выделялись подлинно художест­венные центры, в искусстве которых сконцентрирован талант и мастерство нескольких поколений.

Прежде всего к ним относятся Гжель, Скопин, промыслы дым­ковской, филимоновской, каргопольской керамической игрушки.

Широкой популярностью пользуется фарфор Гжели. Этот гон­чарный район Подмосковья издавна славился хорошей керамикой. Большие запасы качественных глин, удобное расположение дере­вень у Касимовского тракта и близость к Москве создали благо­приятные условия для развития в Гжели керамического промысла. Гжель снабжала Москву, Петербург, Урал, Сибирь кирпичом, из­разцами, аптекарской посудой, бытовой керамикой, глиняными игрушками. На протяжении XVIII-XIX веков гжельскими мастерами были освоены все основные виды художественной керамики - майолика, полуфаянс, фаянс, фарфор.

В наше время художественные традиции старинного промысла успешно развиваются.

Производственное объединение «Гжель» экспортирует в зару­бежные страны - Чехословакию, Францию, США и другие более 40 наименований изделий.

Лучшие образцы гжельского народного творчества представле­ны в ведущих музеях страны: в Санкт-Петербурге, Москве, в историко-художественном музее-заповеднике Загорска Московской области.

Произведения гжельских мастеров можно четко разделить на два вида: посуда и малая пластика. Из посуды характерны квасни­ки, кувшины, блюда, вазы, чайники. А малая пластика представле­на фигурками животных и людей, сказочных персонажей, птиц, зверей.

У каждого мастера во все времена была своя манера обобщения и детализации формы, понимания ее пропорций. Но технология изготовления изделий, характер орнаментации всегда' остались не­изменными, и это в искусстве старинного промысла стало главной традицией.

  • Скажите, ребята, какие виды керамики были освоены гжель­скими мастерами?

  • Майолика, фарфор, полуфаянс, фаянс.

Знакомство с особенностью гжельской росписи.

ГЖЕЛЬ (Гжельская керамика), изделия керамических промы­слов Московской области, центром которых была бывшая Гжель­ская волость.

Это белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью.

И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами. За что гжель нравится всем? Чем она отличается?

Да прежде всего - своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Всего одна краска... А какая нарядная и праздничная получи­лась роспись!

Самый излюбленный узор - гжельская роза.

Иногда она изобра­жена крупно, широкими мазками. А иногда напи­сана тоненькой кисточ­кой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Быва­ет и так: самой розы нет,

есть только ее лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.

Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отли­чаются от других. Это квасники - декоративные кувшины с кольце­видным туловом, высокий, куполообразный, с крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на четырех округлых ножках: кум.чшы -подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кув­шины, кружки-шутихи («напейся - не облейся»), блюда, тарелки и др.

Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они не­обычные - веселые, красивые.

Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.


III. Практическая работа над росписью.

- Представьте себя гжельскими мастерами, работы которых вы посмотрели, пофантазируйте, придумайте свои узоры росписи любого предмета кухонной утвари, опираясь на основные принципы
использования стилизованных цветов, растений и т. п.

Презентация игра.

В этом разделе пользователь может выбрать чистое (без росписи) блюдо. В правой части экрана сменяются наборы элементов гжельской росписи (цветы, листья). Щелчок левой кнопкой мыши по любому из элементов росписи приводит к появлению на экране его копии, которую можно перемещать и устанавливать в нужном месте украшаемого блюда. Каждый из имеющихся элементов росписи можно выбирать многократно. Лишние элементы аппликации "утилизируются" в вазе-корзине в нижнем правом углу.


Задание. Нарисовать по памяти воображаемый предмет быта (кувшин, квасник, блюдо) и расписать его под «гжель».

IV. Итоговая часть.

  1. Выставка лучших выполненных работ.

Анализ выставленных работ.

Подведение итогов.

Выставка лучших работ «Кобальтовый цветок».

Домашнее задание: подготовить сообщение по теме «Глиняная игрушка»; выполнить из пластилина или из теста фигурку игрушки.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал