7


  • Учителю
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 5-8 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 5-8 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

(наименование учебного предмета, курса, дисциплины, модуля)



___5-8__

(класс)





Срок реализации программы 4 года







Программу составила Короткова Галина Витальевна

(Ф.И.О. учителя)

Учитель изобразительного искусства высшей категории

(предмет, категория)













































Планируемые результаты

Личностные результаты 5-6 класс

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Личностные результаты 7-8 класс

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительно и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;



5 класс

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

6 класс

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

7 класс

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:



умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-тв.



8 класс

Метапредметные результаты:

  • воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, в национальных - образах предметно - материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.



5 класс

Предметные результаты

характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

Обучающийся научится:

  • характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;

  • раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;

  • создавать эскизы декоративного убранства русской избы;

  • создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;

  • определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

  • создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;

  • создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;

  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

  • распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;

  • характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;

  • различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

  • различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;

  • находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;

  • различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;

  • называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;

  • владеть приемами росписи народной игрушки Калужской области;

  • находить информацию и исследовать работу мастеров декоративно прикладного искусства города Юхнова и Калужской области.

  • распознавать и описывать Хлудневскую игрушку, описывать особенности формы, декора;

  • создавать игрушку и украшать ее декоративной росписью в традиции своей местности

Обучающийся получит возможность научиться:

  • активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);

  • владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;

  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;

  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;

  • понимать специфику изображения в полиграфии;

  • различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);

  • создавать художественную композицию макета книги, журнала;

  • называть имена великих русских живописцев и архитекторов;

  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

  • использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

  • использовать навыки коллективной работы над объемно-пространственной композицией.



6 класс

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

Обучающийся научится:

  • называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;

  • классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;

  • объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;

  • композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;

  • создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;

  • простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;

  • навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);

  • изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;

  • создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;

  • строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;

  • характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;

  • передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;

  • творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;

  • выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;

  • рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;

  • применять перспективу в практической творческой работе;

  • навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;

  • навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;

  • видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;

  • навыкам создания пейзажных зарисовок;

  • различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;

  • пользоваться правилами работы на пленэре;

  • использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;

  • навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;

  • различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);

  • определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;

  • пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

  • различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;

  • различать и характеризовать виды портрета;

  • понимать и характеризовать основы изображения головы человека;

  • пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;

  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;

  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;

  • использовать графические материалы в работе над портретом;

  • использовать образные возможности освещения в портрете;

  • пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;

  • называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;

  • передавать в рисунке красоту родного края - Калужской области и г. Юхнов ;

  • находить информацию и изучать творчество художников своей малой Родины.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII - XIX веков;

  • называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII - XIX веков;

  • называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;

  • называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;

  • называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;

  • активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);

  • владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;

  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;

7 класс

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:



Обучающийся научится:

  • систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;

  • распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;

  • понимать сочетание различных объемов в здании;

  • понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;

  • иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;

  • понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;

  • различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;

  • характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;

  • понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;

  • осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка - вертикаль, круг - цилиндр, шар и т. д.;

  • применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;

  • применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

  • создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

  • создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;

  • получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;

  • приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;

  • характеризовать основные школы садово-паркового искусства;

  • понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII - XIX веков;

  • называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;

  • понимать основы краткой истории костюма;

  • характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;

  • применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны;

  • использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;

  • отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел.

  • работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;

  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

  • сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;

  • рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;

  • ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII - XIX веков;

  • использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX веков;

  • выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;

  • характеризовать признаки и особенности московского барокко;

  • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;

  • различать и сопоставлять архитектурные постройки своего города с мировой архитектурой;

знать архитекторов и проектировщиков своего города и городов калужской области;

  • передавать красоту Юхновского края в фотографии.



Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;

  • использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

  • называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;

  • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;

  • узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;

  • узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;

  • осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;

  • применять творческий опыт разработки художественного проекта - создания композиции на определенную тему;

  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

  • использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

  • характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;

  • получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;

  • использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией.



8 класс

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:



Обучающийся научится:

  • ориентироваться в жанровой системе изобразительного искусства и его связи с театром, кино, телевидением, о значении синтетических видов искусства;

  • понимать роли и истории театра, кино и телевидения и их видах;

    понимать процесс работы художника над спектаклем, фотографией, кинофильмом, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;

  • оценивать композицию и воспринимать её как целое и образное произведение, о композиционном построении произведения, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

  • чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников;

  • понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

  • разбираться в роли искусства создании произведений в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

  • сопоставлять роли художественных образов в синтетических искусствах в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста;

  • разбираться в поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах театрального, фото-, киноискусства;

  • о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в произведении; понимать роль художника;

  • называть наиболее значимые произведения театрального и киноискусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве;

  • понимать особую культуростроительную роль телевидения;

  • основы сценографии как вида художественного творчества;

  • понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;

  • называть имена великих актеров российского театра XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский ,М.М.Яншна);

  • различать особенности художественной фотографии;

  • различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);

  • понимать изобразительную природу экранных искусств;

  • характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;

  • различать понятия: игровой и документальный фильм;

  • называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;

  • понимать основы искусства телевидения;

  • понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;

  • характеризовать особенности театрального и изобразительного искусства Калужского края.



Обучающийся получит возможность научиться:

  • применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;

  • применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;

  • добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;

  • использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;

  • применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;

  • пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;

  • понимать и объяснять синтетическую природу фильма;

  • применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;

  • применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;

  • использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;

  • применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;

  • смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;

  • использовать опыт документальной съёмки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;

  • реализовывать сценарно-режиссёрскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.



Содержание учебного предмета

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Тема 6 класса - «Изобразительное искусство в жизни человека» - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребёнок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.

Тема 7 класса - «Дизайн и архитектура в жизни человека» -посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже сформированный уровень художественной культуры учащихся.

Тема 8 класса - «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» - является как развитием, так и принципиальным расширением курса визуально-пространственных искусств. XX век дал немыслимые ранее возможности влияния на людей зрительных образов при слиянии их со словом и звуком. Синтетические искусства театр, кино, телевидение - непосредственно связаны с изобразительными и являются сегодня господствующими.

5 класс



«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

Древние корни народного искусства

Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство - уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца.

Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы.

Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм. Отражена тема краеведческой работы: Тарусские вышивальщицы, Краеведческий материал: мастер -резчик по дереву- Тихачёв Иван Иванович.

Древние образы в народном искусстве.

Убранство русской избы.

Внутренний мир русской избы.

Конструкция и декор предметов народного быта.

Русская народная вышивка.

Народный праздничный костюм.

Народные праздничные обряды.



Связь времен в народном искусстве

Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки. Краеведческий материал: Хлудневская игрушка - традиционная игрушка Калужской области.

Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.

Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.

Древние образы в современных народных игрушках.

Искусство Гжели.

Городецкая роспись.

Хохлома.

Жостово. Роспись по металлу.

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.



Декор - человек, общество, время

Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе. Краеведческий материал: Герб Г.Юхнов , Смоленской и Калужской обл.

Выявление господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.

Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы ХVII века.

Зачем людям украшения.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Одежда «говорит» о человеке.

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.



Декоративное искусство в современном мире

Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.

Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой.

Коллективная работа в конкретном материале - от замысла до воплощения.

Современное выставочное искусство.

Ты сам - мастер.

6 класс

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания.

Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию. Краеведческий материал: калужские живописцы: Артамонов Фёдор Сергеевич, Калашников Тимофей Андреевич

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

Художественные материалы.

Рисунок - основа изобразительного творчества.

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.

Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

Цвет. Основы цветоведения.

Цвет в произведениях живописи.

Объемные изображения в скульптуре.

Основы языка изображения.



Мир наших вещей. Натюрморт

История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры.

Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника.

Особенности выражения содержания натюрморта в графике и в живописи.

Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объем, свет).

Реальность и фантазия в творчестве художника.

Изображение предметного мира - натюрморт.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

Освещение. Свет и тень.

Натюрморт в графике.

Цвет в натюрморте.

Выразительные возможности натюрморта.



Вглядываясь в человека. Портрет

Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета - интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее.

Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет).

Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.

Образ человека - главная тема в искусстве.

Конструкция головы человека и ее основные пропорции.

Изображение головы человека в пространстве.

Портрет в скульптуре.

Графический портретный рисунок.

Сатирические образы человека.

Образные возможности освещения в портрете.

Роль цвета в портрете.

Великие портретисты прошлого.

Портрет в изобразительном искусстве XX века.

Краеведческий материал: Кобликов Василий Семёнович - живописец.

Человек и пространство. Пейзаж

Жанры в изобразительном искусстве.

Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника.

Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа.

Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов.

Виды пейзажей. Краеведческий материал: Пейзаж г. Юхнов в фотографиях.

Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Краеведческий материал: Красильников Виктор Владимирович-живописец.

Жанры в изобразительном искусстве.

Изображение пространства.

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

Пейзаж - большой мир.

Пейзаж настроения. Природа и художник.

Пейзаж в русской живописи.

Пейзаж в графике.

Городской пейзаж.

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

7 класс

«ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

Архитектура и дизайн - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек

Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры

Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного.

Краеведческий материал : творчество архитектора Василия Ивановича Баженова (родился в селе Дольское близ Малоярославца )

Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, буква, текст и изображение. Основные композиционные приемы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония.

Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.

Основы композиции в конструктивных искусствах.

Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос!»

Прямые линии и организация пространства.

Цвет - элемент композиционного творчества.

Свободные формы: линии и тоновые пятна.

Буква - строка - текст

Искусство шрифта.

Когда текст и изображение вместе

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

В бескрайнем море книг и журналов

Многообразие форм графического дизайна.



В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств

От плоскостного изображения - к макетированию объемно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание - объем в пространстве и объект в градостроительстве.

Основы формообразования. Композиция объемов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация - важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование.

Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция - каркас дома и корпус вещи. Отражение времени и вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне. Краеведческий материал: архитектурные особенности Юхновского Собора Казанской иконы Божией Матери

Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне.

Объект и пространство

От плоскостного изображения к объемному макету.

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

Конструкция: часть и целое

Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля..

Важнейшие архитектурные элементы здания.

Красота и целесообразность

Вещь как сочетание объемов и образ времени.

Форма и материал.

Цвет в архитектуре и дизайне.

Роль цвета в формотворчестве.



Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды в жизни человека

Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи.

Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды. Краеведческий материал: архитектурный стиль г. Юхова. Юхно вчера и сегодня.

Проживание пространства - основа образной выразительности архитектуры.

Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств.

Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете.

Город сквозь времени страны

Образы материальной культуры прошлого.

Город сегодня и завтра

Пути развития современной архитектуры и дизайна.

Живое пространство города

Город, микрорайон, улица.

Вещь в городе и дома

Городской дизайн.

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.

Природа и архитектура

Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

Ты - архитектор!

Замысел архитектурного проекта и его осуществление.



Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование

Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада.

Живая природа в доме.

Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды.

Грим, прическа, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.

Мой дом - мой образ жизни

Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.

Интерьер, который мы создаем.

Пугало в огороде, или … под шепот фонтанных струй.

Мода, культура и ты

Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

Встречают по одежке.

Автопортрет на каждый день.

Моделируя себя - моделируешь мир.

8 класс

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ

Визуально-пространственные искусства и прослеживание их прочной связи с синтетическими искусствами - театром, кино, телевидением. Возникновение новых визуально-технических средств и рождение фотографии, кинематографа, телевидения; расширение изобразительных возможностей художника. Особенно сильно влияют на эти искусства компьютер, Интернет. Синтетические искусства, их образный язык преимущественно формируют сегодняшнюю визуально-культурную среду. Калужские художники - Климентовская Людмила Александровна - живописец и театральный художник.

Единство эстетической природы синтетических искусств и изобразительного искусства в том, что в их основе изображение. Это объясняет рассмотрение синтетических искусств в рамках предмета «Изобразительное искусство». В эстафете искусств - от наскальных рисунков до электронных форм - нечто последующее не отменяет предыдущего, но неизбежно влияет на логику художественного мышления, развитие искусства.

Основы визуально-зрелищной культуры и ее творческой грамоты - средства художественного познания и самовыражения человека. Визуально-зрелищная культура и практические навыки в индивидуальной и коллективной исследовательской и проектно-творческой деятельности.

Зрительская культура в сфере театра и кино, элементарные азы режиссуры, сценарной и операторской грамоты. Выработка индивидуальной художественной позиции позволяющей противостоять потоку масс-культуры, отделять искусство от его подделок. Практические творческие работы учащихся.

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах

Театр и кино - синтетические искусства, т.е. искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Визуально- эстетическая общность театра и кино с изобразительным искусством, говорящих на едином языке изображений, зримых образов. Краеведческий материал: жизнь и творчество народного артиста М.М. Яншина.

Исследования природы и специфики синтетических искусств на примере театра - самого древнего пространственно-временного искусства.

Коллективность творчества. Спектакль, фильм - неразрывное авторство многих, когда замысел одного развивается другим и воплощается третьим. Визуальный облик спектакля, его художественное решение перестает быть делом только одного художника. Вместе с ним его создают режиссер, актеры и целые цеха.

Восприятие спектакля не из зала, а изнутри, в процессе его создания. Знакомство с жанровым многообразием театральных зрелищ, эволюцией сцены и спецификой художественного творчества в театре.

Роль визуально-пластического решения в создании образа спектакля. Виды различных театрально-зрелищных и игровых представлений, место в них изобразительного компонента.

Исследовательские и практические задания, представленные в творчески развивающей системе.

Образная сила искусства. Изображение в театре и кино.

Театральное искусство и художник.

Правда и магия театра.

Сценография - особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены.

Сценография - искусство и производство.

Костюм, грим и маска, или магическое «если бы». Тайны актерского перевоплощения.

Художник в театре кукол. Привет от Карабаса - Барабаса!

Спектакль - от замысла к воплощению. Третий звонок.



Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий

Эволюция изображения в искусстве как следствие развития технических средств и способов получения изображения (от ручного к механическому, электронному и т.д.).

Расширенное понимание художественного в визуальных искусствах (от рисунка к фотографии).

Природа творчества в фотографии, в которой реализуется дар видения мира, искусство отбора и композиции. Фотоснимок - изображение действительности в формах самой действительности.

Фотография - не синтетическое искусство, но технологически она предтеча кинематографа и поворотный пункт в истории изобразительных искусств, в семью которых она, без условно, входит.

Фотография - вид художественного творчества со своими образно-выразительными средствами. Общность и различия между картиной и фотографией.

Фотоснимок как информационно-художественный и исторически-документальный фиксатор нашей жизни.

Краткая история фотографии: от дагерротипа до компьютерных технологий. Фотография расширила творчески возможности художника, дала ему новый взгляд на мир, его мгновенную фиксацию одним движением пальца на фотоаппарате.

Сегодняшняя доступность фотоаппарата - не гарантия художественной ценности снимка, которая достигается не только дарованием, но и знанием операторской фото грамоты.

Освоение основ художественно-съемочной культуры в форме анализа предлагаемых снимков или в проектно-творческой практике.

Фотография - взгляд сохраненный навсегда. Фотография - новое изображение реальности.

Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать.

Фотография - искусство «светописи». Вещь: свет и фактура.

«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.

Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета.

Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.

Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.

Фильм - творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?

Обобщение своих знаний о кинематографе с точки зрения искусства. Раскрытие основ экранной культуры в ходе анализа произведений киноискусства («извне», с точки зрения зрителя), а также в практических упражнениях и в проекте «Фильм: грамота творчества» («изнутри», с точки зрения создателя домашнего видео).

Синтетическая природа образа в фильме, в создании которого помимо изображения задействованы слово, звук, музыка (а в игровом фильме еще и актерская игра).

Условность изображения и времени в кино, роль монтажа как основы киноязыка.

Многообразие жанров и возможностей кинозрелища (раскрывается при ознакомлении с историей развития кинематографа), приходом в него звука и цвета).

Специфика работы художника-постановщика в игровом фильме, акцент на коллективность художественного творчества в кино. В отличие от изобразительного искусства визуальный образ в художественном фильме рождается не только художником, но и - прежде всего - режиссером, оператором. В документальном фильме художник вообще отсутствует (но это не значит, что исчезает необходимость решения художнических, визуально-образных задач в фильме).

Съемка маленького видеосюжета самостоятельно без киногруппы (ребенок выступает в одном лице и как сценарист, и как режиссер, и как оператор, и как художник).

Необходимость овладением азами сценарного, режиссерского, операторского мастерства, художнической грамотой, компьютерной анимации (для рисованного фильма).

Овладение основами кинограмоты в качестве зрителей, ценителей киноискусства и создателей своего домашнего видео.

Выполнение практических заданий, предлагаемых в системе творческих упражнений по созданию и прочтению «кинослова» и «кинофразы». Единство теории и практики - фундамент эффективности освоения кинокультуры.

Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.

Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме.

От «большого» экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка.

Бесконечный мир кинематографа.



Телевидение - пространство культуры? Экран - искусство - зритель

Феномен телевидения и роль, которую играют СМИ, и в частности телевидение, как главное коммуникативное средство для формирования культурного пространства современного общества и каждого человека.

Этот раздел программы связан с предыдущим настолько, насколько телевидение связано с кинематографом, в особенности с документальным. Взяв на вооружение опыт театра, журналистики, тем не менее телевидение более всего пользуется и развивает наработки кино, ибо говорит с ним на одном языке экранно-визуальных изображении и образов.

Практическое освоение грамоты киноязыка через систему творческих упражнений и заданий.

Визуально-коммуникативная природа телевизионного зрелища и множества функций телевидения - просветительская, развлекательная, художественная, но прежде всего информационная. Телевидение - мощнейшее средство массовой коммуникации, транслятор самых различных зрелищ, в том числе и произведений искусства, но при этом само оно является новым видом искусства.

Специфика телевидения - это «сиюминутность» происходящего на экране, транслируемая в реальном времени, т.е. прямой эфир. Опыт документально репортажа - основа телеинформации.

Принципиальная общность творческого процесса при создании телевизионного и любительского видеосюжета: от этюда до репортажа. Способы и природа правдивого изображения на экране события и человека. Правда жизни и естественность поведения человека в кадре достигаются наблюдением, стремлением фиксировать реальный факт, а не его инсценировку или фальсификацию.

Сила художественного воздействия документальной журналистики, природа образности в репортаже и очерке. Современные формы экранного языка не являются застывшими и неизменными. Сильны толчок для авторского видеовыражения дал Интернет. Необходимость овладения молодежью основами кинокультуры при создании любого экранного сообщения - от информационной зарисовки их своей жизни до видеоклипа любимой песни.

Позитивная и негативная роли телевидения в формировании сознания и культуры общества. Телевидение - мощнейший социально-политический манипулятор и регулятор интересов и запросов общества потребления, внедряющий моду и стандарты масс-культуры. Экран в этом случае становится не пространством культуры, а зоной пошлости и попсы. Воспитание художественного вкуса и повышение уровня собственной культуры - важнейшее средство «фильтрации» и защиты от пошлости, льющейся с телеэкрана.

Обретение себя и понимание мира и человека посредством лучших - глубоких и талантливых - просветительских телепередач.

Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.

Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа.

Киноглаз, или Жизнь врасплох.

Телевидение, Интернет … Что дальше? Современные формы экранного языка.

В царстве кривых зеркал, или Вечные истины.

тематическое планирование 5-8 класс



5 класс

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

35 часов

1.

Древние корни народного искусства:

  1. Древние образы в народном искусстве.

  2. Орнамент как основа декоративного украшения

  3. Декор русской избы. Краеведческий материал: мастер -резчик по дереву- Тихачёв Иван Иванович.

  4. Внутренний мир русской избы.

  5. Конструкция и декор предметов народного быта.

  6. Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки.

  7. Народный праздничный костюм

  8. Народные праздничные обряды. Масленица.

9 ч:

1

1

1

1

1

1

2

1

2.

Связь времен в народном искусстве:

  1. Древние образы в современных народных игрушках. Краеведческий материал: Хлудневская игрушка - традиционная игрушка Калужской области.

  2. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

  3. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

  4. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

  5. Роль народных художественных промыслов в современной жизни

  6. Связь времён в народном искусстве

9 ч:







2

2

1

2

1

1

3.

Декор - человек, общество, время:

  1. Зачем людям украшения.

  2. Декор и положение человека в обществе.

  3. Одежда говорит о человеке.

  4. О чем рассказывают гербы и эмблемы. Краеведческий материал: Герб Г.Юхнов , Смоленской и Калужской обл.

  5. Символы и эмблемы в современном обществе

  6. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

8 ч:



1

1

2

2



1

1

4.

Декоративное искусство в современном мире:

  1. Современное выставочное искусство.

  2. Ты сам - мастер ДПИ (тряпичная кукла)

  3. Ты сам - мастер ДПИ (ваза)

  4. Ты сам - мастер ДПИ (витраж)

  5. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека(обобщение и систематизация знаний)

9 ч:



1

1

2

4

1

6 класс

Изобразительное искусство в жизни человека

35 часов

5.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка:

  1. Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

  2. Рисунок - основа изобразительного искусства.

  3. Линия и ее выразительные возможности.

  4. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

  5. Цвет. Основы цветоведения.

  6. Цвет в произведениях живописи Краеведческий материал: калужские живописцы: Артамонов Фёдор Сергеевич, Калашников Тимофей Андреевич

  7. Объемные изображения в скульптуре.

  8. Основы языка изображения.



1

1

1

1

1





1

1

1

6.

Мир наших вещей. Натюрморт:

  1. Реальность и фантазия в творчестве художника.

  2. Изображение предметного мира - натюрморт.

  3. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

  4. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

  5. Освещение. Свет и тень.

  6. Натюрморт в графике.

  7. Цвет в натюрморте.

  8. Выразительные возможности натюрморта.

1

1

1

1

1

1

1

1

7.

Вглядываясь в человека. Портрет:

  1. Образ человека - главная тема искусства.

  2. Конструкция головы человека и ее пропорции.

  3. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

  4. Портрет в графике.

  5. Портрет в скульптуре.

  6. Сатирические образы человека.

  7. Образные возможности освещения в портрете.

  8. Портрет в живописи.

  9. Роль цвета в портрете.

  10. Великие портретисты.

10ч:

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

8.

Человек и пространство в изобразительном искусстве:

  1. Жанры в изобразительном искусстве.

  2. Изображение пространства.

  3. Правила линейной и воздушной перспективы.

  4. Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства.

  5. Пейзаж-настроение. Природа и художник. Краеведческий материал: Красильников Виктор Владимирович-живописец.

  6. Городской пейзаж. Краеведческий материал: Пейзаж г. Юхнов в фотографиях.

  7. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

9ч:



1

1

2

1

1



2



1

7 класс

Дизайн и архитектура в жизни человека.

Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение).

35 часов

9

Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры:

  1. Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

  2. Прямые линии и организация пространства.

  3. Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.

  4. Буква - строка - текст. Искусство шрифта.

  5. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.

  6. Многообразие форм полиграфического дизайна.

8ч:





1

1

1

2

2

1

10.

Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий:

  1. Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность.

  2. Архитектура - композиционная организация пространства. Взаимосвязь объёктов в архитектурном макете. Краеведческий материал: творчество архитектора Василия Ивановича Баженова

  3. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля.

  4. Важнейшие архитектурные элементы здания. Краеведческий материал: архитектурные особенности Юхновского Собора Казанской иконы Божией Матери</</p>

  5. Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи.

  6. Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени.

  7. Роль и значение материала в конструкции.

  8. Цвет в архитектуре и дизайне.

9ч:



1

2



1

1





1

1

1

1

11

Город и человек.

Человек в зеркале дизайна и архитектуры:

  1. Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. Тенденция и перспектива развития архитектуры. Краеведческий материал: архитектурный стиль г. Юхова. Юхно вчера и сегодня.

  2. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. Организация архитектурно-ландшафтного пространства

  3. Мой дом - мой образ жизни. Функционально - архитектурная планировка своего дома. Дизайн вещно - пространственной среды жилища.

  4. Дизайн и архитектура моего сада.

  5. Мода, культура и ты. Композиционно- конструктивные принципы дизайна одежды. Дизайн современной одежды.

  6. Грим, визажистика и причёска в практике дизайна.

  7. Имидж: лик или личина? Сфера имидж - дизайна.

8ч:



1





1

1

1

2

1

1

12



































Изобразительное творчество и синтетические искусства:

  1. Синтетические искусства и изображение. Роль изображения в синтетических искусствах.

  2. Театр и экран - две грани изобразительной образности.

  3. Сценография как искусство и производство.

  4. Изобразительные средства актёрского перевоплощения: костюм, грим, маска.

  5. Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств.

  6. Фотография - расширение изобразительных возможностей. Грамота фотографирования и операторского мастерства.

  7. Азбука экранного искусства. Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм.

  8. В царстве кривых зеркал или Вечные ценности искусства.

10ч:

1

1

1

1

1

2

2

1

8 класс

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ



13

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах

Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах.

Театр и экран - две грани изобразительной образности.

Сценография или театрально - декорационное искусство - особый вид художественного творчества. Калужские художники - Климентовская Людмила Александровна - живописец и театральный художник

Сценография как искусство и производство

Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим и маска. Краеведческий материал: жизнь и творчество народного артиста М.М. Яншина.

Театр кукол.

Театрализованный показ проделанной работы.

12 ч





2



2



1



2





2

2

1

14

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий



Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств.

Фотография - расширение изобразительных возможностей.

Грамота фотографирования и операторского мастерства.

Всеобщность законов композиции.

Выбор места, объекта и ракурса съемки.

Художественно- изобразительная природа творчества оператора.

Фотография - искусство светописи. Натюрморт и пейзаж - жанровые темы фотографии.

Человек и фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета.

Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения.

« Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся.



8 ч





1

1

1

1

1

1

1

1



1

1

1

15

Фильм - творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?

Кино- запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж.

Сюжет и кино. Сценарий и раскодировка.

Из истории кино. Кино-жанры. Документальный фильм.

Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью- основные телевизионные жанры.

Игровой ( художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме.

Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм.

6 ч



1

1

1

1

1

1

16

Телевидение - пространство культуры? Экран - искусство - зритель.



О природе художественного творчества.

Связи искусства с жизнью каждого человека

Искусство среди нас

Каждый народ Земли- художник

Язык и содержание трех групп пластических искусств. Их виды и жанры

Синтетические искусства. Их виды и язык.

Современные проблемы пластических искусств.

Вечные истины искусства ( обобщение темы)

9 ч



1

1

1

1

1

1

1

1

1





ИТОГО: 140 часов







































































































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал